Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 940. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Президентом РФ 15.08.2001 N Пр-1496)

Дата документа15.08.2001
Статус документаДействует
МеткиКонцепция

    

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
15 августа 2001 г. N Пр-1496

 

КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества.
    В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
    Осуществляется подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, а также государственную службу субъектов Российской Федерации.
    Вместе с тем современное состояние государственной службы Российской Федерации (далее именуется - государственная служба) характеризуется наличием ряда проблем:
    отсутствие целостной системы государственной службы. Государственная служба и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти;
    наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;
    недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;
    снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
    слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов;
    непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы;
    низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней, а также правовых и организационных мер контроля деятельности органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества;
    несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;
    отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества;
    информационная закрытость деятельности органов государственной власти;
    неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.
 

I. Цели, основные задачи и этапы реформирования государственной службы

 
    Целями реформирования государственной службы являются кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.
    Реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства и предполагает решение следующих основных задач:
    приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
    определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;
    создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
    разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;
    формирование системы управления государственной службой и ее координации;
    обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
    повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;
    активное использование современных информационных технологий;
    комплексное совершенствование финансово - экономического и материально - технического обеспечения государственной службы.
    Формирование системы государственной службы осуществляется поэтапно, планомерно, на основе соответствующих программ, финансового и ресурсного обеспечения, с учетом отечественного, а также зарубежного опыта, применимого в российских условиях, в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий и во взаимосвязи с административной реформой, военной реформой и реформой судебной системы.
    В краткосрочной перспективе (2001 - 2002 годы) упорядочивается и рационализируется структура государственной службы, разрабатывается и утверждается программа реформирования государственной службы, создаются правовые, организационные, финансовые и методические основы реализации этой программы.
    В дальнейшем (до конца 2005 года) разрабатываются, апробируются, нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, стабилизируется ее система, оптимизируется состав государственных служащих.
 

II. Система государственной службы

 
    Государственная служба является комплексным - публичным, социальным, правовым, организационным - институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отдельных государственных учреждений и организаций (далее именуются - государственные органы) или полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, учреждаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами (далее именуются - конституционные должности), и конституционные (уставные) должности субъектов Российской Федерации, учреждаемые конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (далее именуются - конституционные (уставные) должности).
    Единую систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов Российской Федерации.
    Основными принципами функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих являются:
    соблюдение законности при верховенстве Конституции Российской Федерации;
    служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина;
    независимость государственного служащего от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпоративных интересов социальных групп и коммерческих структур, а также от интересов отдельных граждан Российской Федерации;
    ответственность государственного органа и государственного служащего перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
    гласность при осуществлении государственной службы, открытость и подконтрольность гражданскому обществу;
    единство основных требований, предъявляемых на государственной службе;
    равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе;
    профессионализм и компетентность государственного служащего;
    должностная субординация при принятии и исполнении решений;
    стабильность государственной службы на основе формирования государственно - служебных отношений государственного служащего и государства;
    социальная и правовая защищенность государственного служащего;
    сбалансированность установленных для государственного служащего законодательных ограничений и предоставляемых ему государственных социальных гарантий;
    этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ.