Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 966. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 "О ПОДПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ"

Дата документа17.11.2001
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Программа
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2001 г. N 797

О ПОДПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется - подпрограмма).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно при формировании федерального бюджета предусматривать финансирование мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
    Установить, что мероприятия подпрограммы и объемы их финансирования подлежат ежегодно корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
    Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу направлять ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации перечень мероприятий подпрограммы, подлежащих финансированию из федерального бюджета, и осуществлять контроль за их реализацией.
    3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации в 2-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации согласованное предложение о проведении в 2002-2003 годах эксперимента по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в ряде субъектов Российской Федерации.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 г.
N 797

ПОДПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ

Наименование подпрограммы - подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
  
Дата принятия решения о разработке подпрограммы - поручение Президента Российской Федерации от 11 марта 2001 г. N 466Пр.
  
Государственный заказчик подпрограммы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
  
Основные разработчики подпрограммы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации
  
Цели и задачи подпрограммы - основными целями подпрограммы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
 обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
 обеспечить условия для снижения издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
 обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
 оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса
  
Срок реализации - 2002-2010 годы:
подпрограммы 1-й этап - 2002-2003 годы
 2-й этап - 2004-2005 годы
 3-й этап - 2006-2010 годы
  
Мероприятия подпрограммы - программные мероприятия включают в себя:
 инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
 ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
 обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
 совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере;
 формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
 обеспечение эффективного целевого использования средств федерального бюджета, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
 создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств
  
Объем и источники финансирования подпрограммы - объем финансирования подпрограммы составляет 510,47 млрд. рублей Источники финансирования:
 средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального комплекса, заемные средства
  
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы - в результате реализации подпрограммы будут обеспечены повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг
Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса
  
Исполнители подпрограммы - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации
  
Система организации контроля за исполнением подпрограммы - формы и методы организации управления реализацией подпрограммы определяются государственным заказчиком. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации подпрограммы. Обобщив указанные отчеты, государственный заказчик ежегодно в установленном порядке представляет доклад о ходе реализации подпрограммы в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

 
 

I. Введение

 
    Настоящая подпрограмма является частью федеральной целевой программы "Жилище" и включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
    Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
    В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
 

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами

    
    Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
    Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
    В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов.
    В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах - получателях финансовой помощи.
    В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
    Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.
    Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
    Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
    Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения России питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
    Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30 процентов выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях, потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.
    Данные аудиторских проверок показывают, с одной стороны, занижение тарифов по сравнению с экономически обоснованным уровнем (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны - наличие неиспользованных резервов (15-20 процентов) даже при самых низких тарифах.
    Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
    В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации.
    Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
    Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
    Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.
 

III. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса

 
    Мероприятия подпрограммы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.
 

1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы

 
    Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
    Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.
    Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2000 году из 123 млрд. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 3 млрд. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства около 250 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями).
    Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
    Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.
    Модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.
 

2. Реформирование экономических отношений

 
    Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
    Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.