Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 390. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобразования РФ от 10.09.99 N 22-06-874 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Дата документа10.09.1999
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Положение · Инструкция · Правила

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 10 сентября 1999 года N 22-06-874

 

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
    В целях обеспечения эффективного осуществления инспекционно-контрольной деятельности региональных, местных (муниципального) органов управления образованием и образовательных учреждений Минобразование России рекомендует использовать в работе следующие примерные локальные акты, разработанные Управлением инспекционно-аналитической работы:
    1. "Примерное положение об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта Российской Федерации" (приложение 1).
    2. "Примерное положение об инспекционной деятельности муниципального органа управления образованием" (приложение 2).
    3. "Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях" (приложение 3).
    4. "Примерная инструкция о порядке инспектирования" (приложение 4).
 

Первый заместитель министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ

 
 
    

Приложение 1

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящее Примерное положение определяет порядок инспекционной деятельности органа управления образованием субъектов Российской Федерации и определяет принципы координации и взаимодействия его с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.
    2. Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
    3. Целями инспектирования являются:
    - реализация принципов государственной политики в области образования;
    - обеспечение соблюдения конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
    соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;
    исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;
    - защита прав и свобод участников образовательного процесса;
    - совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
    - проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих.
    4. Орган управления образованием, осуществляя инспектирование и контроль, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации, органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решением о проведении проверки и настоящим Положением.
 

II. Основные задачи инспектирования

 
    5. Основными задачами инспектирования являются:
    - осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
    выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
    - анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
    - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;
    - инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
    изучение состояния системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;
    - анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в них и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
 

III. Организационные виды, формы и методы инспектирования

 
    6. В соответствии с целями и задачами организационными формами инспектирования являются надзор и контроль.
    7. Инспектирование в форме надзора - проверка:
    - деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия;
    - соответствия издаваемых муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования.
    Методом надзора является изучение документации (документальный контроль).
    8. Инспектирование в форме контроля - проверка результатов деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу.
    Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспектирования.
    Инспекционный контроль в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции централизованной бухгалтерией органа управления образованием, проводящей инспектирование соответствующих функций.
    9. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.
    Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
    Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
    Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется по запросам организаций и должностных лиц с целью их консультирования и проверки правомерности и правильности их управленческих решений, без принятия мер административного воздействия к должностным лицам.
    Инспектирование в виде мониторинга предусматривает:
    - постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;
    - сбор, системный учет, обработку и анализ, а также обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.
    Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
    10. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится:
    - образовательных учреждений - тематические проверки (одно направление деятельности) или комплексные проверки (два и более направлений деятельности);