Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 924. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобразования РФ от 10.09.99 N 22-06-874 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Дата документа10.09.1999
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Положение · Инструкция · Правила

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 10 сентября 1999 года N 22-06-874

 

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
    В целях обеспечения эффективного осуществления инспекционно-контрольной деятельности региональных, местных (муниципального) органов управления образованием и образовательных учреждений Минобразование России рекомендует использовать в работе следующие примерные локальные акты, разработанные Управлением инспекционно-аналитической работы:
    1. "Примерное положение об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта Российской Федерации" (приложение 1).
    2. "Примерное положение об инспекционной деятельности муниципального органа управления образованием" (приложение 2).
    3. "Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях" (приложение 3).
    4. "Примерная инструкция о порядке инспектирования" (приложение 4).
 

Первый заместитель министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ

 
 
    

Приложение 1

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящее Примерное положение определяет порядок инспекционной деятельности органа управления образованием субъектов Российской Федерации и определяет принципы координации и взаимодействия его с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.
    2. Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
    3. Целями инспектирования являются:
    - реализация принципов государственной политики в области образования;
    - обеспечение соблюдения конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
    соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;
    исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;
    - защита прав и свобод участников образовательного процесса;
    - совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
    - проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих.
    4. Орган управления образованием, осуществляя инспектирование и контроль, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации, органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решением о проведении проверки и настоящим Положением.
 

II. Основные задачи инспектирования

 
    5. Основными задачами инспектирования являются:
    - осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
    выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
    - анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
    - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;
    - инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
    изучение состояния системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;
    - анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в них и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
 

III. Организационные виды, формы и методы инспектирования

 
    6. В соответствии с целями и задачами организационными формами инспектирования являются надзор и контроль.
    7. Инспектирование в форме надзора - проверка:
    - деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия;
    - соответствия издаваемых муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования.
    Методом надзора является изучение документации (документальный контроль).
    8. Инспектирование в форме контроля - проверка результатов деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу.
    Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспектирования.
    Инспекционный контроль в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции централизованной бухгалтерией органа управления образованием, проводящей инспектирование соответствующих функций.
    9. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.
    Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
    Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
    Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется по запросам организаций и должностных лиц с целью их консультирования и проверки правомерности и правильности их управленческих решений, без принятия мер административного воздействия к должностным лицам.
    Инспектирование в виде мониторинга предусматривает:
    - постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;
    - сбор, системный учет, обработку и анализ, а также обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.
    Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
    10. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится:
    - образовательных учреждений - тематические проверки (одно направление деятельности) или комплексные проверки (два и более направлений деятельности);
    - муниципальных органов управления образованием - тематические, комплексные, а также фронтальные проверки (когда проверяется вся нормируемая деятельность);
    - должностных лиц - тематические и комплексные проверки.
 

IV. Основные правила инспектирования

 
    11. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации проводит инспектирование силами своих специалистов, должностные обязанности которых предусматривают инспекционные функции (либо создает специальные служебные подразделения внутри или при органе).
    Специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в системе дополнительного образования не реже одного раза в 5 лет.
    В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты на договорной основе, в том числе, объединенные во временные экспертные группы (комиссии).