Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 315. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ПРИНИМАЕМЫХ СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ" (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.04.2001 N 75)

Дата документа06.04.2001
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Методические рекомендации · Перечень

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Госстроя России
от 6 апреля 2001 г. N 75

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ПРИНИМАЕМЫХ СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

 
    Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод разработаны Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ) (Светлополянский А.В., Суриков Б.К., Зернова Н.Г.) совместно с Научно - исследовательским институтом коммунального водоснабжения и очистки воды (Гюнтер Л.И.), Госстроем России (Жуков Н.Н.), ГУП "Водоканал Санкт - Петербурга" (Кармазинов Ф.В., Лысова Т.И., Передня Т.В.).
    Методические рекомендации утверждены Приказом Госстроя России от 06.04.01 N 75.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (Методические рекомендации) являются инструктивно - методическим документом, разработанным на основании "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167) и вводятся взамен действующих "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов" (изд. 5, доп., 1989 г.).
    1.2. В Методических рекомендациях приводятся методы расчетов количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов в системы канализации населенных пунктов.
    1.3. Методические рекомендации разработаны с учетом Водного кодекса, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Закона Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" в целях:
    - обеспечения безаварийной работы сооружений и систем канализации населенного пункта (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, нарушения технологического режима очистки), а также их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах;
    - обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны жизни и здоровья населения и обслуживающего персонала организаций водопроводно - канализационного хозяйства (ВКХ);
    - планомерной реализации мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ по каждому абонентскому присоединению к системам канализации населенного пункта;
    - рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения.
    1.4. Сточные воды, допускаемые к приему в системы канализации населенных пунктов, должны по объему и качеству соответствовать установленным нормативам водоотведения.
    1.5. Настоящими Методическими рекомендациями следует руководствоваться при:
    - разработке и утверждении местных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов (в дальнейшем - Условия);
    - установлении лимитов водоотведения абонентам систем канализации населенных пунктов;
    - контроле состава и свойств сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов.
    1.6. Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, разрабатывают организации ВКХ и/или другие организации, непосредственно эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов, и/или по их поручению - подрядные организации и утверждают органы местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации, городов Москвы, Санкт - Петербурга - органы исполнительной власти).
 

2. Основные понятия

 
    В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения, приведенные в составе Правил, а также следующие понятия:
    водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;
    предельно допустимый сброс (ПДС) - максимальное количество загрязняющих веществ и общие свойства сточных вод, разрешенные организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда к сбросу в водный объект;
    общие свойства сточных вод - совокупность физических, химических, органолептических, биохимических и других свойств сточных вод;
    предельно допустимая концентрация (ПДК) - концентрация веществ, выше которой вода не пригодна для одного или нескольких видов водопользования ГОСТ 27065-86;
    разрешение на сброс (РС) загрязняющих веществ - утвержденная организацией ВКХ абоненту разрешительная документация по качеству сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;
    допустимая концентрация (ДК) - предельное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод, разрешенное организацией ВКХ в составе РС загрязняющих веществ;
    нормативный показатель (НП) общих свойств сточных вод - предельный показатель общих свойств сточных вод, разрешенный организацией ВКХ абоненту в составе РС загрязняющих веществ;
    взвешенные вещества - основная масса нерастворимых в воде загрязнений, которые в зависимости от размеров отдельных частиц и их плотности могут выпадать в виде осадка, всплывать на поверхность воды или оставаться во взвешенном состоянии;
    временно согласованная концентрация (ВСК) - максимальное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод, временно разрешенное организации ВКХ специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда к сбросу в водный объект;
    временно допустимая концентрация (ВДК) - максимальное количество загрязняющих веществ в единице объема сточных вод абонента, временно разрешенное организацией ВКХ к сбросу в системы канализации населенного пункта в составе временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ;
    временно допустимый показатель (ВДП) - показатель общих свойств сточных вод, временно разрешенный организацией ВКХ абоненту в составе ВУП загрязняющих веществ;
    временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ содержат перечень, временно допустимые концентрации (ВДК) загрязняющих веществ и временно допустимые показатели (ВДП) общих свойств сточных вод абонентов;
    залповый сброс - сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз ДК по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с pH менее 2 или более 12;
    несогласованный сброс - сброс абонентом загрязняющих веществ без утверждения организацией ВКХ разрешения на сброс (РС);
    лимит водоотведения - предельный объем сточных вод, разрешенный абоненту к сбросу в системы канализации.
 

3. Рекомендации по установлению лимитов водоотведения абонентам

 
    3.1. Основными целями лимитирования водоотведения являются:
    - ликвидация перегрузки сетей и сооружений систем канализации за счет сокращения абонентами нерационального использования воды, необоснованного сброса сточных вод;
    - сокращение эксплуатационных затрат на обслуживание систем канализации;
    - обеспечение надежности, бесперебойной работы систем канализации.
    3.2. Лимиты водоотведения устанавливаются всем категориям абонентов, отводящим сточные воды в системы канализации населенных пунктов, за исключением абонентов, освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с местными порядками.
    Примечание. Отнесение абонента к числу освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ производится решением органов местного самоуправления (для субъектов Российской Федерации, городов Москвы, Санкт - Петербурга - органом исполнительной власти) и должно быть оговорено в условиях договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного между организацией ВКХ и абонентом.
 
    3.3. При наличии у абонентов субабонентов (в соответствии с заключенными договорами) устанавливаемый абоненту лимит водоотведения включает лимиты водоотведения субабонентов.
    3.4. Лимитированию водоотведения подлежат объемы сточных вод абонента (с учетом субабонентов) после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации и других) за вычетом фактического или нормативного объема сточных вод объектов абонентов (субабонентов), освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с местными порядками.
    3.5. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами (субабонентами) воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации и других) с учетом:
    - технических возможностей приема сточных вод в системы канализации;
    - выполнения абонентами (субабонентами) плановых мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
    3.6. Рациональное использование абонентом (субабонентом) воды из всех источников водоснабжения должно обеспечивать отсутствие сброса в системы канализации:
    - утечек из-за неисправности водозапорной арматуры, нарушения технологических регламентов работы оборудования, приборов, производственных процессов;
    - сточных вод, пригодных к использованию в повторно - оборотных технологических циклах, в том числе с устройством очистных сооружений;
    - сточных вод, которые могут быть исключены при переводе производственных технологий на маловодные и бессточные процессы.
    3.7. С целью установления абонентам технически обоснованных лимитов водоотведения абонент производит разработку, представление и согласование с организациями ВКХ следующей технической документации на водоотведение:
    - водохозяйственного балансового расчета, обосновывающего рациональное использование воды и сброса сточных вод в системы канализации населенного пункта с расчетом лимитов водоотведения (в дальнейшем - водохозяйственный балансовый расчет), по примерной форме согласно Приложению 1;
    - плана водоохранных мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ (в дальнейшем - план водоохранных мероприятий) по примерной форме согласно Приложению 2.
    3.8. Документация по п. 3.7 разрабатывается абонентом самостоятельно либо по поручению абонента подрядной организацией, имеющей лицензии на выполнение проектных работ на водоснабжение и канализацию либо специальных разделов по охране окружающей природной среды.
    Организация ВКХ обязана проверить водохозяйственный баланс совместно с абонентом на месте производства и составить соответствующий акт.
    3.9. Разработка водохозяйственного балансового расчета и плана водоохранных мероприятий производится следующим образом:
    - раздел I водохозяйственного балансового расчета заполняется абонентом при наличии у него или субабонента объектов, освобожденных от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (см. примечание к п. 3.2).
    При этом в разделе I водохозяйственного балансового расчета указываются нормативные объемы водоотведения указанных объектов, определяемые по действующим нормам СНИП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" в зависимости от числа жителей и благоустройства жилой площади (для жилых домов, общежитий), от числа учащихся, работающих, от установленного сантехнического оборудования, по паспортам на установленное технологическое оборудование.
    3.10. В случае полного освобождения субабонента от взимания платы за превышение лимита сброса сточных вод в системы канализации (в соответствии с условиями договора) лимит водоотведения устанавливается только абоненту систем канализации. При этом в разделе I водохозяйственного баланса расчета абонентом делается соответствующая ссылка на договор.
    3.11. Раздел II водохозяйственного балансового расчета и раздел I плана водоохранных мероприятий заполняются абонентом при наличии у него субабонента (по согласованию с последним).
    3.12. Раздел III водохозяйственного балансового расчета заполняется абонентом по использованию воды и сбросу сточных вод от собственных нужд.
    3.13. План водоохранных мероприятий должен обеспечивать эффективность сокращения объемов водоотведения абонента за счет внедрения водоохранных мероприятий (с учетом субабонентов - при их наличии) с достижением рационального использования воды в соответствии с п. 3.7.
    3.14. Организация ВКХ, рассмотрев представленные водохозяйственные балансовые расчеты (по сверке с фактическим положением), а также планы водоохранных мероприятий и определив возможность их согласования, согласовывает в составе водохозяйственных балансовых расчетов лимит водоотведения (с поэтапной разбивкой по годам согласно срокам реализации водоохранных мероприятий по плану).
    3.15. При необходимости проверки достоверности представляемых материалов (вследствие расхождения с данными учета фактически сбрасываемых сточных вод, ранее согласованных водохозяйственных балансов, паспортов водного хозяйства, планов и т.п.) организация ВКХ производит обследование водохозяйственной деятельности абонента с составлением соответствующего акта обследования.
    3.16. Организация ВКХ вправе отклонить от согласования документы по п. 3.8 в случае несоответствия представленных абонентом данных водохозяйственного балансового расчета:
    - действующим нормам водопотребления и водоотведения, показаниям средств измерения, оборудования;
    - акту обследования водохозяйственной деятельности по п. 3.15;
    - ошибочности расчета лимитов водоотведения.
    3.17. Срок рассмотрения представляемой документации по п. 3.8 - 15 дней. Срок может быть продлен до 30 дней в случае необходимости дополнительного обследования и большого объема представленной на согласование в организацию ВКХ документации.
    3.18. Срок действия согласования документов по п. 3.8 - до изменения водохозяйственного баланса абонента (субабонента), но не более 3 лет. О сохранении водохозяйственного баланса абонент должен известить организацию ВКХ за две недели до срока установления лимита абоненту.
    3.19. Абоненты, изменившие фактический объем сброса сточных вод, имеют право обратиться в организацию ВКХ в срок за 2 недели до установления лимита водоотведения за корректировкой с представлением обосновывающих документов и расчетов.
    3.20. При непредставлении абонентом или истечении срока действия технической документации по п. 3.18 (что предопределяет невозможность установления ему технически обоснованных лимитов водоотведения) лимиты первоначально устанавливаются на уровне 80 - 90% от общего объема фактически сброшенных абонентом (субабонентом) сточных вод за прошедший год с дальнейшим их снижением в случае систематического непредставления абонентом технической документации до расхода сточных вод от хозбытовых нужд.
    3.21. Контроль за соблюдением абонентами установленных лимитов водоотведения производится организацией ВКХ в установленные сроки по сверке с общим объемом фактически сброшенных абонентом (с учетом субабонентов) сточных вод.
    3.22. Контроль за рациональным водоотведением субабонентов и соблюдением субабонентами установленных лимитов водоотведения производит абонент.
 

4. Рекомендации по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов

 
    4.1. Настоящие рекомендации имеют цель упорядочивание вопросов нормирования качества сточных вод абонентов, отводимых в системы канализации населенных пунктов, исходя из условий:
    - предотвращения загрязнения окружающей природной среды;
    - обеспечения безаварийной и безопасной работы сетей и сооружений канализации;
    - обеспечение установленных организациям ВКХ нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
    4.2. Нормирование качества сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, базируется на следующих основополагающих принципах:
    - необходимости соблюдения на выпуске(ах) систем канализации населенных пунктов величин допустимых концентраций загрязняющих веществ и общих свойств сточных вод, установленных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;
    - учета фактических параметров очистки сточных вод на канализационных очистных сооружениях;
    - учета требований к защите сетей и сооружений системы канализации исходя из требований к регламенту их эксплуатации (предотвращение заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также обеспечения технологического режима очистки);
    - учета фактического качества бытового стока абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд (в дальнейшем - абоненты жилищного фонда);
    - определения единых нормативных требований к качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, дифференцированно:
    - для абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;
    - для прочих абонентов.
    4.3. Нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов разрабатываются для каждого населенного пункта в соответствии с утвержденными местными условиями.
    4.4. Условия должны содержать:
    - нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенного пункта;