Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 369. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 N 779 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ"

Дата документа08.11.2001
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2001 г. N 779

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа).
    2. Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации - государственному заказчику - координатору Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий Программы.
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодно корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие государственным заказчикам Программы в ее реализации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 г.
N 779

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" на 2002-2006 годы

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002-2006 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы
   
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р
   
Государственные заказчики Программы  - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - государственный заказчик-координатор, государственные заказчики: Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению
   
Основные разработчики Программы  - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению, государственное унитарное предприятие "Государственный центр системных исследований"
   
Цель Программы  - развитие национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России
   
Основные задачи Программы  - разработка промышленных технологий, критически важных для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
  технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий;
  создание научно-технологического задела;
  разработка технологий подготовки и повышение профессионального уровня кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
  активизация процессов коммерциализации новых технологий
   
Сроки реализации Программы  - 2002-2006 годы
   
Перечень основных мероприятий Программы  - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых критических технологий и системных технологий межотраслевого значения (технологии новых материалов, технологии микроэлектроники, технологии вычислительных систем, технологии телекоммуникаций, радиоэлектронные, микроволновые и акустоэлектронные технологии, оптоэлектронные, лазерные и инфракрасные технологии, технологии информационных систем, ядерные технологии нового поколения, технологии промышленного оборудования, технологии перспективных двигательных установок, технологии энергетики и энергосбережения, химические технологии и катализ, технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов, биотехнологии, технологии транспортных систем, уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний, технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания, технологии подготовки кадров для развития национальной технологической базы);
  комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;
  прогнозные исследования, мониторинг состояния выявление проблем сохранения и развития технологий
   
Исполнители мероприятий Программы  - научные и промышленные организации России, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
   
Объемы и источники финансирования Программы  - всего - 12994 млн. рублей, в том числе:
 а) за счет средств федерального бюджета - 7740,8 млн. рублей,
  из них:
  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 5253,2 млн. рублей, на капитальные вложения - 2324,9 млн. рублей, на прочие нужды - 162,7 млн. рублей;
  б) за счет средств внебюджетных источников - 5253,2 млн. рублей.
  Объемы и источники финансирования программных мероприятий ежегодно уточняются исходя из реальных возможностей экономики и федерального бюджета на соответствующий год
   
Контроль за исполнением Программы  - контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - создание современной технологической базы, необходимой для разработки и производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического оборудования, вычислительной техники, систем управления, связи и информации), медицинской техники, оборудования и изделий медицинского назначения и лекарственных средств, обеспечивающей в целом технологические аспекты национальной безопасности России, возможности для равноправного международного технологического сотрудничества, увеличение доли высокотехнологичной продукции и услуг в структуре экономики; сохранение и создание более 850 тыс. рабочих мест на отечественных предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности;
  формирование научных и технологических основ для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой продукции с увеличением ее доли в 2-2,5 раза за счет резкого повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции, закрепления традиционных и освоения новых сегментов мирового рынка
   
Экономическая эффективность Программы  - в 2002-2006 годах показатели по чистому дисконтированному доходу составят 1439,3 млн. рублей, индекс доходности - 1,15;
  налоги, поступающие в федеральный бюджет, составят 21382,5 млн. рублей, что превысит размер инвестиций за тот же период и создаст бюджетный эффект в размере 6843,2 млн. рублей;
  индекс доходности инвестиций (рентабельность) бюджетных ассигнований составит 1,65, а срок окупаемости бюджетных ассигнований (период возврата инвестиций) - около 1 года, что свидетельствует о высокой эффективности Программы

    
 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р с учетом полученных в 1996-2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.
    Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также их собственных средств.
    Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996-2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:
    разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета Су-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;
    впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;
    разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;
    разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;
    созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;
    разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;
    создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;
    разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;
    по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания пилотных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.
    С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. N ИК-П7-98пр в составе Программы должны быть реализованы технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".
    Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.
    Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня по критическим технологиям в области важнейших видов наукоемкой продукции.
    В Программе используются понятия, которые означают следующее:
    "технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;
    "базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;
    "критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;
    "национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.
    Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.
    Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики страны требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.
    Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет качества высоких технологий диктуемые экономическими потребностями необходимые количественные сокращения сил и средств вооруженной борьбы.
    Программа направлена на решение следующих основных задач:
    1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:
    разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, реализацию производственных процессов с высокой производительностью и гарантированным потребительским качеством продукции;
    снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;
    разработка новых технических принципов для создания машин и производств будущего;
    повышение уровня импортозамещения и независимости отечественной промышленности от импортных технологий;
    увеличение доли продукции высокой степени переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;
    обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;
    2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;
    3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;
    4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;
    5) создание транспортной инфраструктуры будущего;
    6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;
    7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.
    Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.
    Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.
    Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынках.
    Сравнительный анализ уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень отечественных технологий по большинству показателей пока еще позволяет занять достойное место в мировом процессе технологического развития.
    Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, способная обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, которая должна со временем занять опережающие позиции в экономическом развитии нашей страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.
    Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.
    Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.
    Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологиях. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.
    Программа должна формироваться и реализовываться как составная часть единого комплекса федеральных целевых программ на 2002-2006 годы, обеспечивающего развитие реального сектора экономики и включающего в себя такие программы, как "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.
    При этом результаты фундаментальных исследований и разработок по программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы будут составлять основу для разработки промышленных базовых технологий, предусмотренных в Программе. В свою очередь научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию важнейших системных технологий межотраслевого значения, ведущиеся в рамках Программы, приведут к созданию необходимого технологического базиса для реализации инвестиционных проектов развития отраслей промышленности, а также для технологического перевооружения преобразуемых и вновь создаваемых предприятий и корпораций в рамках программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002-2006 годы.
    Для осуществления взаимодействия при реализации всех программ и исключения дублирования отдельных работ при государственном заказчике-координаторе создается центральный координирующий орган - президиум координационных советов Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации по федеральным целевым программам, возглавляемый Министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
    Программа будет реализовываться на основе следующих принципов:
    комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;
    сосредоточение основных усилий на развитии критических технологий, имеющих межотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;
    непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки пилотных промышленных технологий, предназначенных для создания на их основе образцов наукоемкой продукции нового поколения;
    гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого маневра бюджетными средствами и их концентрации на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;
    обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;
    конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы с целью обеспечения наибольшей ее эффективности;
    создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.
 

2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы

 
    Целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России.
    Для реализации указанной цели требуется выполнение ряда краткосрочных и долгосрочных задач, включающих:
    разработку промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции;
    технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий мирового уровня;
    создание научно-технологического задела;
    подготовку и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
    активизацию процессов коммерциализации новых технологий.
    Целевые установки Программы, ее основные задачи, состав программных мероприятий направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции и обеспечение на этой основе выхода на внутренний и мировые рынки высокотехнологичной продукции и услуг.
    Достижение целей Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, ни одно из которых не может быть успешно выполнено автономно, вне связи и без опоры на достижения, получаемые в процессе реализации других мероприятий. В результате общий эффект от реализации Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат, и не может быть выполнено в результате разовых или краткосрочных действий.
    В Программе предусмотрена система количественных показателей, позволяющих оценить степень соответствия результатов ее реализации поставленным целям, в том числе:
    показатели социально-экономической эффективности (количество сохраняемых и создаваемых новых рабочих мест, в том числе по регионам и отраслям, доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в структуре экспорта, бюджетный эффект, срок окупаемости инвестиций);
    показатели научно-технического уровня технологий (по каждому технологическому направлению Программы заданы характеристики уровня развития технологий по отношению к мировому уровню, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы);
    функционально-технические показатели основных видов продукции на базе технологий, разрабатываемых в рамках Программы.
    Программа выполняется в 2002-2006 годах в один этап.
 

3. Система программных мероприятий

 
    Программные мероприятия включают в себя работы по следующим разделам:
    технологии новых материалов;
    технологии микроэлектроники;
    технологии вычислительных систем;
    технологии телекоммуникаций;
    радиоэлектронные, микроволновые и акустоэлектронные технологии;
    оптоэлектронные, лазерные и инфракрасные технологии;
    технологии информационных систем;
    ядерные технологии нового поколения;
    технологии промышленного оборудования;
    технологии перспективных двигательных установок;
    технологии энергетики и энергосбережения;
    химические технологии и катализ;
    технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов;
    биотехнологии;
    технологии транспортных систем;
    уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний;
    технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания;
    технологии подготовки кадров для развития национальной технологической базы;
    комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;
    прогнозные исследования, мониторинг состояния, выявление проблем сохранения и развития технологий.
    Основу программных мероприятий составляют 18 технологических направлений (разделов Программы), необходимых для достижения цели Программы.
    Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1.
 

Технологии новых материалов

 
    Основные цели осуществления мероприятий этого раздела состоят в удержании приоритетных позиций в области высокопрочных конструкционных материалов, преодолении опасного отставания от передовых стран по ряду важнейших направлений современного материаловедения, сохранении и наращивании отечественного научно-технического потенциала в этой области.
    Мероприятия раздела предусматривают разработку и освоение технологий перспективных материалов широкой номенклатуры от традиционных конструкционных сплавов с существенно более высокими показателями до новейших неравновесных и "интеллектуальных" материалов с качественно новыми свойствами:
    высокопрочных коррозионно-стойких и жаропрочных материалов на основе сталей, титановых и алюминиевых сплавов и композитов для перспективного оборудования ТЭК, морской и авиакосмической техники нового поколения, атомной энергетики и медицины (направления работ 1-6 и 10 приложения N 1), обеспечивающих резкое повышение потребительских качеств и конкурентоспособности продукции на мировом рынке;
    принципиально новых многофункциональных покрытий (направление работ 7 приложения N 1), позволяющих обеспечить длительное (до 30-40 лет) сохранение работоспособности и эксплуатационных качеств машиностроительных деталей и конструкций транспортных средств, нефтегазопроводов, буровых платформ и другой техники;
    новых интерметаллических материалов и композиций, полимерных и термопластичных композиционных материалов с регулируемыми много-функциональными свойствами, обеспечивающих повышение физико-механических характеристик и снижение массогабаритных параметров конструкций автомобилей, судовых энергоустановок и агрегатов авиационной и ракетно-космической техники, оптических приборов, способствующих ликвидации зависимости российских производителей от импортных поставок этих материалов (направления работ 8, 9, 11, 12 приложения N 1).
    Практическое освоение технологий позволит решить комплекс важных народно-хозяйственных проблем, в том числе создать решающие предпосылки для сохранения приоритета страны в ряде важнейших областей техники (снижение веса конструкций авиационной и космической техники на 30-50 процентов, увеличение ресурса конструкций бурового оборудования в 4-7 раз и др.); повысить функциональные свойства и конкурентоспособность машиностроительной продукции, включая глубоководные инженерные сооружения, новейшие экологичные системы для автотранспорта, конструктивные элементы нефте- и газодобывающего, горно-рудного и химического оборудования, новых элементов с высоким уровнем свойств для компьютерных, радиотехнических и приборных комплексов нового поколения, новых видов экологически чистых источников энергии; сохранить созданный в предыдущие годы в России материаловедческий научно-технический потенциал.
    Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на модернизацию комплексов технологического оборудования для создания новых конструкционных и функциональных материалов и на организацию производства микропорошков и изделий из них (направления работ 13, 14 приложения N 1).
 

Технологии микроэлектроники

 
    Главными направлениями работ в области развития отечественных технологий микроэлектроники, включенных в этот раздел, являются:
    разработка базовых технологий производства новых поколений сверхбольших интегральных схем с топологическими размерами элементов 0,1-0,25 мкм для аппаратуры сверхвысокого быстродействия и сверхскоростной обработки информации, что позволит увеличить производительность радиоэлектронной аппаратуры обработки цифровой информации в 5-8 раз и в 3-4 раза снизить энергопотребление, обеспечить национальный рынок дешевыми и разнообразными комплектующими путем создания спектра программируемых сверхбольших интегральных схем, различающихся по производительности (направления работ 15-17 приложения N 1);
    разработка технологий производства микромеханических элементов и создания нанотехнологических комплексов для наноэлементов и терабитных микромеханических запоминающих устройств, что позволит создавать принципиально новую микросистемную технику с использованием искусственного интеллекта, а также разрабатывать сверхбольшие интегральные схемы с уровнем интеграции до 109 эл./см2 , создать наноэлектронные приборы, значительно превосходящие традиционные аналоги по эффективности, стоимости, надежности, ресурсу, массогабаритным параметрам и энергопотреблению (направления работ 18-20 приложения N 1);
    разработка технологий планарной микроэлектронной обработки стеклянных и иных подложек для создания полноцветных эффективных плоских экранов для обеспечения жизнедеятельности и безопасности сложных технических средств, организации серийного производства плоских цветных плазменных телевизионных приемников и широкоформатных индикаторных табло с размерами по диагонали от 0,5 м до 10 м (направления работ 21, 22 приложения N 1);
    разработка базовых технологий и конструкций силовых полностью управляемых модулей на токи до 100 А и напряжение до 4500 В, что позволит развить прорывное направление силовой электроники, значительно сократит сроки разработок и серийного освоения конечной радиоэлектронной продукции и обеспечит ее конкурентоспособность (направления работ 23, 24 приложения N 1).
    Реализация разработок указанных технологий микроэлектроники позволит существенно потеснить позиции зарубежных фирм на внутреннем рынке за счет замены импортных комплектующих, увеличить экспортный потенциал микроэлектроники и радиоэлектронной аппаратуры, изготовленной на ее основе, увеличить количество занятых в микроэлектронике и связанных с ней отраслях, гарантировать устойчивую работу институтов и заводов.
    Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий.