Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 947. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2001 N 796 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002-2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА"

Дата документа17.11.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2001 г. N 796

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002-2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА

 
    В целях снижения энергоемкости отраслей экономики России и удовлетворения потребностей страны в энергоносителях Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 г.
N 796

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002-2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Реализация федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года завершена в 2006 году - Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2006 N 1446-р
 
 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002-2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года
   
Основание и дата принятия решения о разработке Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р
   
Государственный заказчик - координатор Программы  - Министерство энергетики Российской Федерации
   
Государственные заказчики подпрограмм и разделов Программы  - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
   
Основные разработчики Программы  - Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проектные и научные организации
   
Основные цели и задачи Программы  - реализация основных положений энергетической стратегии России;
  перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики;
  снижение издержек производства в энергетическом секторе, в том числе на транспорте, при переработке и использовании топливно-энергетических ресурсов потребителями;
  снижение негативного воздействия энергетического сектора на окружающую природную среду;
  сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса
   
Сроки и этапы реализации Программы  - первый этап - 2002-2005 годы;
второй этап - 2006-2010 годы
   
Перечень подпрограмм, основных мероприятий и их государственные заказчики  - подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса" (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) включает в себя следующие разделы:
  нефтедобывающий комплекс;
  модернизация нефтеперерабатывающей промышленности;
  модернизация и повышение надежности магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  газовая отрасль;
  угольная промышленность;
  электроэнергетика (в части мероприятий по строительству зон затопления гидроэлектростанций государственным заказчиком является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу);
  эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива;
  создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса;
  экологические аспекты энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов;
  организационные мероприятия и мониторинг Программы
  подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики" (государственный заказчик - Министерство Российской Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие разделы:
  безопасность действующих атомных электростанций;
  строительство атомных электростанций;
  продление ресурса энергоблоков атомных электростанций первого и второго поколений;
  снятие атомных электростанций с эксплуатации;
  топливообеспечение атомных электростанций;
  разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций;
  обращение с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций;
  инновационная ядерная энергетическая технология с реактором и топливным циклом естественной безопасности;
  механизм реализации и управления подпрограммой
  подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя следующие разделы:
  энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности (государственный заказчик - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации);
  энергоэффективность в сельском хозяйстве (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);
  энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу);
  энергоэффективность на транспорте (государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей сообщения Российской Федерации);
  энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации);
  энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации)
   
Исполнители программных мероприятий  - определяются на конкурсной основе
   
Объемы и источники финансирования Программы  - всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. рублей,
  из них за счет средств федерального бюджета - 50,26 млрд. рублей,
  в том числе:
  2002-2005 годы - 12,34 млрд. рублей,
  2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей
  (млрд. рублей)
   2002-2005 годы 2006-2010 годы
  Всего 2958,671 4045,989
  в том числе по государственным заказчикам:   
  Минэнерго России 2703,901 3690,349
  Минатом России 181,66 286,16
  Минпромнауки России 34,68 33,4
  Минсельхоз России 4,1 4,02
  Минтранс России 3,76 4,21
  МПС России 5,24 3,8
  Госстрой России 25,33 24,05
  Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 годах уточняются при разработке прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных проектов и мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 и иными нормативными правовыми актами
   
Система контроля за выполнением Программы  - государственные заказчики обеспечивают создание и функционирование многоуровневой системы планирования, учета и контроля хода выполнения программных мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - реализация Программы позволит преодолеть негативные тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического комплекса и
  обеспечить:
  а) достижение необходимых уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов:
   к 2005 году к 2010 году
  добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) 360 360-370
  добыча газа (млрд. куб. м) 620 635
  добыча угля (млн. тонн) 300 335
  производство электроэнергии (млрд. кВт. ч) 1008,8 1158,9
    
  б) производство первичных топливно-энергетических ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного топлива);  
  в) перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития и достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн условного топлива);  
  г) обеспечение безопасной эксплуатации атомных электростанций;  
  д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 году на 26 процентов по отношению к 2000 году;  
  е) поэтапное перевооружение отраслей топливно-энергетического комплекса и обновление до 2010 года оборудования:  
  в нефтяной отрасли - на 50 процентов;  
  в нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов;  
  в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45 процентов;  
  в газовой отрасли - на 40 процентов;  
  в угольной отрасли - на 30 процентов;  
  в электроэнергетике - на 30 процентов;  
  ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды;  
  з) сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса;  
  и) увеличение рабочих мест на 199 тыс. человек  

 
 

I. Обоснование необходимости разработки Программы и организация ее выполнения

 
    В 2000 году Правительством Российской Федерации были одобрены Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2000 г. N 39), а также стратегия развития атомной энергетики России на первую половину ХХI века (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 17). Разработка указанных документов была обусловлена сложившимся положением в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее именуется - ТЭК) и возникшими в экономике страны проблемами, что потребовало переоценки перспективной роли и места ТЭК на разных этапах развития экономики.
    С целью реализации Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года, а именно снижения энергоемкости отраслей экономики и обеспечения устойчивого удовлетворения потребностей страны в энергоносителях, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручена разработка федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).
    В 90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:
    сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК в период с 1992 года по 2000 год были хуже прогнозных оценок, которые были намечены в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472;
    не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;
    не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели;
    диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;
    не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;
    не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.
    Программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства и предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.
    Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.
    Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового национального продукта за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях.
    Законодательной основой разработки Программы являются федеральные законы "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
 

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 
    Целями Программы являются:
    повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;
    устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями;
    создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;
    поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК, повышение эффективности экспорта топливно-энергетических ресурсов;
    уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;
    обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
    Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:
    перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов;
    повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе;
    развитие глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов;
    использование местных видов топлива;
    развитие нетрадиционной энергетики;
    ускоренное развитие угольной промышленности;
    развитие атомной энергетики с обеспечением безопасности действующих атомных электростанций и создание нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;
    создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для ТЭК и использование отечественных научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения действующих и создания новых объектов энергетики;
    снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК и оздоровление экологической обстановки в добывающих и энергопроизводящих регионах;
    повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования энергосберегающих технологий и оборудования потребителями топливно-энергетических ресурсов в различных секторах экономики;
    создание и организация серийного производства установок малой энергетики, в том числе для использования гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других нетрадиционных источников энергии.
    Главным средством достижения поставленных целей станет формирование энергетического рынка с приемлемым для потребителей соотношением цен на мазут, уголь и природный газ и развитие межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке.
    Программа предусматривает достижение значительного мультипликативного эффекта, который заключается в снижении энергоемкости внутреннего валового продукта и является обобщающим показателем энергоэффективности во всех сферах экономики и коммунально-бытовом секторе.
    Реализацию программных мероприятий намечено осуществить посредством проведения энергосберегающей, энергетической и инвестиционной политики, в том числе путем проведения ценовой и налоговой реформ, формирования внутреннего энергетического рынка, реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы структурной перестройки отраслей ТЭК и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
    Программа является межотраслевой и реализуется в два этапа:
    I этап - 2002-2005 годы;
    II этап - 2006-2010 годы.
    На I этапе будут осуществляться меры, направленные на углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода, в том числе меры:
    по надежному топливо- и энергоснабжению энергодефицитных регионов в осенне-зимние периоды;
    по проведению структурных реформ в электроэнергетике и газовой отрасли, завершению реструктуризации угольной промышленности;
    по насыщению внутреннего рынка отечественным высокотехнологичным оборудованием, материалами и конструкциями для отраслей ТЭК;
    по созданию и организации серийного производства установок малой и нетрадиционной энергетики;
    по модернизации действующих атомных электростанций с целью безопасной и эффективной эксплуатации;
    по продлению ресурса энергоблоков;
    по расконсервации, строительству и вводу в действие энергоблоков с высокой и средней степенью готовности;
    по завершению оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов и реализации высокоэффективных, быстроокупаемых и малозатратных энергосберегающих проектов.
    На II этапе главными задачами являются:
    максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы;
    повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
    повышение топливно-энергетического потенциала действующих атомных электростанций;
    подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс;
    повышение энергетической эффективности производства на основе внедрения новых высокоэффективных технологических процессов и оборудования.
 

III. Система программных мероприятий

 
    Программа состоит из трех подпрограмм:
    "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса";
    "Безопасность и развитие атомной энергетики";
    "Энергоэффективность в сфере потребления".
 

1. Подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса"

 
    Подпрограмма состоит из разделов, в которых предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на устойчивое развитие отраслей ТЭК.
 

Раздел "Нефтедобывающий комплекс"

 
    Мероприятия раздела направлены на обеспечение технического перевооружения организаций нефтедобывающей промышленности, увеличение нефтеотдачи пластов, своевременное освоение новых месторождений и снижение технологических потерь углеводородного сырья при его добыче.
    Для дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в период до 2005 года предусматривается освоение около 100 новых нефтяных и нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, Пермской области, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Калининградской области, Поволжье, Восточной Сибири, Сахалинской области и на Северном Кавказе.
    В 2005 году суммарная добыча нефти по новым месторождениям должна быть доведена до 14,4 млн. тонн против 0,6 млн. тонн в 2002 году. Для этого потребуется увеличить объем эксплуатационного бурения с 9,18 млн. погонных метров в 2001 году до 12,43 млн. погонных метров в 2005 году, а с целью укрепления сырьевой базы увеличить объем разведочного бурения с 1,65 млн. погонных метров до 2,43 млн. погонных метров в 2005 году. В 2002-2005 годах должно быть введено в эксплуатацию 16713 нефтяных скважин, а в 2006-2010 годах - 20028 скважин.
    В 2002-2005 годах и в период до 2010 года необходимо произвести техническое перевооружение нефтяной отрасли, обновить парк основного бурового, промыслового оборудования и технических средств, а также установок и оборудования для повышения нефтеотдачи пластов, в первую очередь буровых станков различного класса, станков-качалок разной производительности и фонтанной арматуры.
    Важным мероприятием является сокращение простаивающего фонда нефтяных скважин, который в 2000 году составил 24,3 процента эксплуатационного фонда. Прогнозируется в 2002-2005 годах за счет наращивания объемов капитального ремонта скважин ввести в эксплуатацию около 45 тыс. скважин с суммарной добычей нефти за этот период около 72 млн. тонн.
    Для увеличения нефтеотдачи пластов необходим комплекс мер, включающий применение наиболее перспективных технологий и методов, использование которых обеспечит рост дебита скважин в 1,2-5 раз и увеличение нефтеотдачи пластов на 5-20 процентов и более в зависимости от применяемого способа разработки. За счет использования третичных методов прогнозируется добывать нефти 41,7 млн. тонн в 2002 году и 47,2 млн. тонн в 2005 году, а в 2010 году - 50,4 млн. тонн.
    В 2000 году в целом по отрасли коэффициент технологических потерь нефти составил 0,616 процентов объема добычи, или порядка 2 млн. тонн. В связи с этим необходимо широкое использование в производстве технико-технологических мероприятий для минимизации промысловых технологических потерь, что позволит в 2002-2005 годах суммарно снизить потери на 0,6 млн. тонн и в 2006-2010 годах на 1,7 млн. тонн нефтяного сырья.
    Несмотря на прогнозируемый рост добычи нефтяного сырья в период до 2010 года (до 360-370 млн. тонн), в 2002-2005 годах предусматривается сокращение численности промышленно-производственного персонала на 27 тыс. человек, но при этом производительность труда должна возрасти в среднем на 12 процентов, а себестоимость продукции снизиться почти на 13 процентов.
 

Раздел "Модернизация нефтеперерабатывающей промышленности"

 
    Предусматривается реализация комплекса мероприятий по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью углубления переработки нефти, увеличения производства высококачественных нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.
    В период до 2005 года предусматривается ввод новых установок, позволяющих повысить глубину переработки нефти, суммарной мощностью около 30 млн. тонн и 15 млн. тонн мощностей, повышающих качество нефтепродуктов, а в 2006-2010 годах - соответственно около 10 млн. тонн и 9 млн. тонн. Кроме того, до 2005 года намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5 млн. тонн нефти.
    В результате глубина переработки нефти в целом по отрасли составит 73 процента в 2005 году и 75 процентов в 2010 году при объемах первичной переработки соответственно 200 млн. тонн и 210 млн. тонн. В таком случае представляется возможным произвести достаточное количество нефтепродуктов для внутреннего рынка и обеспечить их экспорт.
    Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат при производстве продукции.
    Прекращение производства высокосернистых топлив позволит снизить выбросы в атмосферу оксидов серы почти в два раза, а внедрение современных крупнотоннажных процессов переработки нефти - снизить безвозвратные потери на 0,1-0,2 процента объема перерабатываемой нефти.
    За счет использования высокоактивных и селективных катализаторов и экономичного современного оборудования в перерабатывающем производстве потребление топлива, тепла и электроэнергии может быть снижено в целом по отрасли на 5 млн. тонн условного топлива в год.
    В результате намечаемой реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности суммарная энергоемкость перерабатывающего производства снизится с 10,4 процента в 2001 году до 7,9 процента в 2005 году и до 7 процентов в 2010 году в нефтяном эквиваленте.
 

Раздел "Модернизация и повышение надежности магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"

 
    Предусматривается реализовать мероприятия по повышению эффективности использования системы магистральных трубопроводов, их надежности и экологической безопасности за счет нового строительства и модернизации нефте- и нефтепродуктопроводов, в том числе по следующим направлениям: диагностика, повышение надежности линейной части, резервуарных парков, нефтеперекачивающих станций, электроснабжение объектов магистральных нефтепроводов, метрологическое обеспечение, внедрение автоматики и телемеханики и повышение экологической безопасности.
    В 2002-2005 годах намечается строительство нефтепроводов Харьяга - Уса, Россия - Китай (1-й этап) и новых нефтепроводов от отдельных нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе в район Харьяги; реконструкция и расширение Балтийской трубопроводной системы, резервуарного парка на нефтебазе Грушевая, действующих нефтеперекачивающих станций на участке нефтепроводов Омск - Иркутск и Красноярск - Иркутск, нефтепроводов Усть-Балык - Нижневартовск и Нижневартовск - Курган - Куйбышев, нефтепровода Дружба-1 на участке Лопатино - Никольское.
    В 2006-2010 годах предполагается строительство нефтепровода Россия - Китай (2-й этап) и реконструкция нефтепровода Игольско-Таловое - Парабель.
    До 2005 года предусматривается техническое перевооружение существующей транспортной системы открытого акционерного общества "АК "Транснефтепродукт", строительство нефтепродуктопровода Пермь - Альметьевск - Запад.
    В 2006-2010 годах предусматривается строительство нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск протяженностью 1197 километров и производительностью около 10 млн. тонн в год. В южном направлении предусматривается строительство нефтепродуктопровода Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск протяженностью 1600 километров и производительностью около 10 млн. тонн в год и завершение строительства нефтепродуктопровода Пермь - Альметьевск - Запад.
 

Раздел "Газовая отрасль"

 
    Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение производственных объектов по добыче и транспортировке газа, совершенствование структуры газопотребления и рациональное использование газа, а также на освоение новых месторождений.
    В 2002-2005 годах намечается освоение и ввод в разработку Заполярного, Ен-Яхинского, Вынгаяхинского, Песцового, Восточно-Таркосалинского, Еты-Пуровского и Харампурского месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе с суммарной добычей газа к концу периода до 96 млрд. куб. метров в год. Кроме того, в этот период будут проводиться разведочные работы с целью подготовки к разработке Ямальских, Каменномысского и Северокаменномысского месторождений для подачи газа к газопроводам Ямбурга. В Республике Коми будут введены в разработку Югид-Соплесское, Печорогородское и Западно-Печорогородское месторождения, а в Ненецком автономном округе - газоконденсатные залежи Лаявожского месторождения.
    Необходимо будет построить газопроводы из Соболевского района до г. Петропавловск-Камчатский в Камчатской области, Нюксеница - Архангельск, Средневилюйское газоконденсатное месторождение - Мастах-Берге - Якутск (3-я нитка) в Республике Саха (Якутия), Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск и три нитки газопровода Заполярное - Новый Уренгой.
    В 2006-2010 годах для достижения уровня добычи газа в объеме 635 млрд. куб. метров предусматривается освоение и разработка Губкинского, Юрхаровского, Берегового и Южно-Русского месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе с суммарной добычей газа в 2010 году около 200 млрд. куб. метров. В Красноярском крае будет освоено Пеляткинское месторождение с доведением добычи газа в 2010 году до 3,5 млрд. куб. метров и в Иркутской области - Ковыктинское месторождение с добычей газа в 2010 году до 20 млрд. куб. метров. Предусматривается освоение Штокмановского месторождения на условиях соглашения о разделе продукции с доведением добычи газа в 2010 году до 60 млрд. куб. метров. Освоение Ковыктинского и Штокмановского месторождений потребует строительства соответствующих газопроводов.
    Для достижения намечаемого уровня добычи газа потребуется пробурить около 3000 тыс. метров скважин эксплуатационного бурения, в том числе 1550 тыс. метров в 2002-2005 годах, и ввести в эксплуатацию более 2000 новых газовых скважин, из них 1236 скважин в 2002-2005 годах.
    С целью укрепления сырьевой базы предусматривается разведочное бурение в объеме около 2000 тыс. метров, из них 770 тыс. метров в 2002-2005 годах.
    В период до 2005 года будет проводиться замена 550 газоперекачивающих агрегатов на газотранспортных системах на новые экономичные агрегаты повышенной мощности, а также модернизация 437 газоперекачивающих агрегатов. За счет реализации этих мероприятий может быть сэкономлено около 5 млрд. куб. метров газа в год. В целом же экономия газа в период до 2005 года за счет реализации различных мероприятий по всем подотраслям, включая выработку тепла собственными котельными, составит около 11 млрд. куб. метров в год.
    В рассматриваемый период потребуется замена 23 тыс. километров магистральных газопроводов и строительство 22 тыс. километров новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.
    Будет продолжена газификация российских регионов, в том числе крупных промышленных центров в южной части Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит 75-80 тыс. километров за пятилетие, из них более 75 процентов в сельской местности.
 

Раздел "Угольная промышленность"

 
    Предусматривается реализовать мероприятия по дальнейшему развитию добычи угля и углеобогащению, комплексной переработке угольного сырья, снижению затрат и повышению качества угольной продукции, а также завершению реструктуризации угольной отрасли с целью улучшения финансового состояния организаций и оздоровления природной среды угольных регионов.
    В 2002-2005 годах потребуется ввод 49,33 млн. тонн мощностей по добыче угля (шахты - 16,18 млн. тонн и разрезы - 33,15 млн. тонн) и 3,3 млн. тонн мощностей по переработке угля. При этом предусматриваются реконструкция 9 действующих шахт, строительство 10 новых шахт, строительство 47 угольных разрезов и участков открытых работ, реконструкция двух обогатительных фабрик и строительство одной новой фабрики. Основной объем ввода новых мощностей приходится на Кузнецкий бассейн - 21,2 млн. тонн, Канско-Ачинский бассейн - 11,6 млн. тонн, на месторождения Дальнего Востока - 9,8 млн. тонн и Северного Кавказа - 1 млн. тонн.
    В 2006-2010 годах необходимо ввести 43,9 млн. тонн новых мощностей по добыче угля (шахты - 15,1 млн. тонн и разрезы - 28,8 млн. тонн) и 3,1 млн. тонн мощностей по переработке угля. В этот период продолжатся реконструкция и расширение 5 шахт и начнется строительство новых 8 шахт, 22 угольных разрезов и одной обогатительной фабрики. Как и в предыдущий период, основной ввод новых мощностей будет в Кузбассе - 16,1 млн. тонн, в Канско-Ачинском бассейне - 12,8 млн. тонн, на Дальнем Востоке - 8,5 млн. тонн и на Северном Кавказе - 2,3 млн. тонн.
 

Раздел "Электроэнергетика"

 
    Для обеспечения растущих потребностей экономики страны в период до 2010 года предусматривается рост производства электроэнергии на 2-3 процента в год.
    В 2002-2005 годах намечается ввод генерирующих мощностей на тепловых электростанциях - 5535 МВт и на гидроэлектростанциях - 2548,8 МВт.