Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 317. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.11.2001 N 815 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

Дата документа26.11.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2001 г. N 815

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

 
    В целях сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации постановляет:
    Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)".
    Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размеры выделяемых на ее реализацию ассигнований.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2001 г.
N 815

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"

 
 
    РЕФЕРЕНТ: С 01.01.2007 реализация федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" завершена - Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2006 N 1546-р
 
 

Паспорт Программы

I. Введение

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Таблица 1

Исторические города Количество по категориям
I II III IV
Малые и средние 3 34 67 228
Крупные 5 12 29 47
Столичные 2      
Всего 10 46 96 275

 
    Примечание. В таблице не учтены поселки городского типа.
 
    К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы.
    Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.
    Решение проблемы состоит в следующем:
    сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;
    комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;
    поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;
    современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;
    ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;
    разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.
    Проведенный анализ сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации в исторических городах страны позволяет разделить их на четыре основные группы в зависимости от процентного соотношения территории исторической застройки и общей территории поселения.
    К первой группе относятся города, в которых исторические территории занимают основную часть застроенных городских земель (50 процентов и более). Практически все городские функции в таких городах осуществляются в системе исторической застройки или в непосредственном контакте с ней. Такие города составляют около 30 процентов исторических городов, в основном это малые города и поселки городского типа с численностью населения до 10-12 тыс. человек. В отношении городов этой группы речь может идти о комплексном сохранении исторического облика и исторической застройки.
    Ко второй группе относятся города, в которых исторические территории занимают около 30-50 процентов застроенных городских земель. На них сосредоточена значительная часть жилищного фонда и расположены практически все учреждения общегородского административно-делового, общественно-культурного и торгового центра. В эту группу входят около 60 процентов малых, 50 процентов средних исторических городов и 10 процентов крупных исторических городов. Города этой группы нуждаются в совершенствовании (наиболее ценные - в восстановлении) общего архитектурного облика и возрождении исторических центров.
    К третьей группе относятся города, исторические территории в которых занимают 15-30 процентов застроенных городских земель. В группу этих поселений входят средние и часть крупных городов, а также ряд малых городов.
    На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения.
    К четвертой группе относятся города, в которых исторические территории занимают не более 5-15 процентов застроенных городских земель. К этой группе в основном относятся крупные и крупнейшие города, а также часть средних городов (всего около 20 процентов от общего числа исторических поселений). Исторические центры этих городов, как правило, сохранили свою целостность только в более или менее значительных фрагментах. В ряде случаев речь может идти лишь о сохранении и реставрации отдельных ансамблей и памятников.
    Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем.
    Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.
    Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах России показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов.
    Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.
 

III. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

IV. Система программных мероприятий

V. Ресурсное обеспечение Программы

Таблица 2

Потребность в финансовых ресурсах

Программные мероприятия Стоимость - всего (млн. рублей) В том числе на I этапе
1. Общепрограммные мероприятия:    
сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика городов 60 26
возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов 185 82
сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия 85 37,5
развитие архитектуры современных городских районов 70 31
развитие инженерно-транспортной инфраструктуры 64 28,5
улучшение состояния окружающей среды на исторических территориях 75 33,6
содействие социально-экономическому развитию исторических городов 95 42,5
научно-методическое обеспечение Программы 50 19,3
информационная и организационно-управленческая поддержка 45 19,7
Итого по общепрограммным мероприятиям 729 320,1
2. Подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" 34969 18104,5
3. Подпрограмма "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" 573 238
Всего по Программе 36271 18665,1

 
    Внебюджетные источники финансирования Программы формируются из средств предприятий, юридических и физических лиц - владельцев и арендаторов исторически значимых и иных объектов. Средства, расходуемые на реставрацию, реконструкцию и новое строительство на исторических территориях, аккумулируются местными органами власти на основе договоров, контрактов и в иной форме с оказанием организационной и технической помощи.
 

VI. Механизм реализации Программы

VII. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

VIII. Социально-экономическая эффективность

Таблица 3

Основные направления НИОКР, финансируемых из федерального бюджета

Стоимость - всего (млн. рублей) В том числе на I этапе
1. Разработка научных основ и методов возрождения исторических центров и реконструкции исторической застройки городов с активизацией их общественной и культурной значимости 2,5 0,8
2. Разработка методических рекомендаций по организации привлечения инвесторов для участия в возрождении исторических городов 2,2 0,7
3. Разработка методики сравнительного анализа экономического потенциала различных городов в целях формирования устойчивого механизма их саморазвития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности 2,3 0,7
4. Разработка опытных эталонных образцов реконструкции и модернизации городских ансамблей, отдельных зданий и сооружений 3,8 1,2
5. Научное обоснование (уточнение) критериев выделения исторических населенных мест и их ареалов с определением уровня ценности историко-культурного наследия 1,9 0,6
6. Методика анализа и научного обоснования оптимальных архитектурно-художественных, инженерно-конструкторских, транспортных решений по градостроительным преобразованиям и социально-культурным изменениям в разных исторических городах 3,2 1
7. Научные основы типологии жилых и общественных зданий в исторической застройке 2,3 0,8
8. Методические основы выявления мнения населения, субъектов собственности и хозяйственной деятельности и их привлечение к участию в реконструкции исторических городов 2,2 0,6

Ведется подготовка документа. Ожидайте