Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 988. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

Дата документа07.12.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2001 г. N 860

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы исходя из возможностей федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы.
    4. Признать утратившими силу:
    постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 г. N 732 "О Программе оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993-1998 годы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3257);
    постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 720 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3261);
    постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 738 "О федеральной целевой программе "Переработка техногенных образований в Свердловской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3273);
    постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1996 г. N 1161 "О федеральной целевой программе "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца" на 1997-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 42, ст. 4801);
    постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. N 1353 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5464);
    постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 843 "О федеральной целевой программе "Сохранение амурского тигра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3452);
    постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 414 "О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги")" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2051);
    постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 1999 г. N 35 "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 4, ст. 554);
    распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 97-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 4, ст. 603).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2001 г.
N 860

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

Наименование Программы  федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)"
   
Дата принятия решения о разработке Программы  распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 242-р
   
Перечень подпрограмм  "Минерально-сырьевые ресурсы"
 "Леса"
  "Водные ресурсы и водные объекты"
  "Водные биологические ресурсы и аквакультура"
  "Регулирование качества окружающей природной среды"
  "Отходы"
  "Поддержка особо охраняемых природных территорий"
  "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений"
  "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
  "Возрождение Волги"
  "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования"
  "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"
   
Государственный заказчик - координатор Программы  Министерство природных ресурсов Российской Федерации
   
Государственные заказчики подпрограмм  Министерство природных ресурсов Российской Федерации - подпрограммы: "Минерально-сырьевые ресурсы", "Водные ресурсы и водные объекты", "Регулирование качества окружающей природной среды", "Отходы", "Поддержка особо охраняемых природных территорий", "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений", "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории", "Возрождение Волги";
  Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - подпрограмма "Леса"; Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - подпрограмма "Водные биологические ресурсы и аквакультура";
  Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - подпрограмма "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования"; Федеральная служба геодезии и картографии России - подпрограмма "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"
   
Разработчики Программы  от Министерства природных ресурсов Российской Федерации - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования" (координатор);
  Российский государственный проектно-изыскательский институт по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов;
  от Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства";
  от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - федеральное государственное научное учреждение "Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса";
  от Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных;
  от Федеральной службы геодезии и картографии России - Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии имени Ф.Н.Красовского
   
Цель и задачи Программы  цель Программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
  Основные задачи:
  обеспечение потребностей экономики страны в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;
  осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; стабилизация экологической обстановки в стране и ее улучшение в регионах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей природной среды;
  предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;
  развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия;
  формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;
  научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей природной среды;
  формирование нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды
   
Сроки реализации Программы  2002-2010 годы I этап - 2002-2004 годы II этап - 2005-2010 годы
   
Исполнители мероприятий Программы  научные и производственные организации, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
   
Объемы и источники финансирования Программы  общий объем финансирования на 2002-2010 годы - 723789,2 млн. рублей, в том числе на I этапе - 165847 млн. рублей. Источники финансирования:
  средства федерального бюджета, предусматриваемые целевым назначением на реализацию мероприятий Программы, - 10926,4 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения - 9665,8 млн. рублей, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее именуются - НИОКР) - 1260,6 млн. рублей;
  средства федерального бюджета, предусматриваемые ежегодно государственным заказчикам Программы на текущие расходы по основной деятельности, - 164441,8 млн. рублей, в том числе на текущие расходы по основной деятельности - 152287 млн. рублей, затраты на НИОКР - 12154,8 млн. рублей;
  средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, необходимые для реализации Программы, - 221669,4 млн. рублей; средства внебюджетных источников, необходимые для реализации Программы, - 326751,6 млн. рублей.
  Затраты по подпрограммам:
  подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы" - 300607,3 млн. рублей, в том числе 122583,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых ежегодно Министерству природных ресурсов Российской Федерации на текущие расходы по основной деятельности;
  подпрограмма "Леса" - 49418,1 млн. рублей, в том числе 1449,1 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 1323,9 млн. рублей, затраты на НИОКР - 125,2 млн. рублей;
  подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты" - 25008,8 млн. рублей, в том числе 1694,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 1621,9 млн. рублей, затраты на НИОКР - 72,3 млн. рублей;
  подпрограмма "Водные биологические ресурсы и аквакультура" - 93202,9 млн. рублей, в том числе 2871,7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 2871,7 млн. рублей;
  подпрограмма "Регулирование качества окружающей природной среды" - 144054 млн. рублей, в том числе 901,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 866,8 млн. рублей, затраты на НИОКР - 34,7 млн. рублей;
  подпрограмма "Отходы" - 44003,4 млн. рублей, в том числе 519,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 391,4 млн. рублей, затраты на НИОКР - 127,8 млн. рублей;
  подпрограмма "Поддержка особо охраняемых природных территорий" - 3902,9 млн. рублей, в том числе 197,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 147,6 млн. рублей, затраты на НИОКР - 49,9 млн. рублей;
  подпрограмма "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" - 1201,5 млн. рублей, в том числе 44,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них затраты на НИОКР - 44,5 млн. рублей;
  подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" - 12403,7 млн. рублей, в том числе 427,6 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 394,1 млн. рублей, затраты на НИОКР - 33,5 млн. рублей;
  подпрограмма "Возрождение Волги" - 44825,3 млн. рублей, в том числе 1818,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 1564,4 млн. рублей, затраты на НИОКР - 254,5 млн. рублей;
  подпрограмма "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" - 3459,9 млн. рублей, в том числе 751 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 260,5 млн. рублей, затраты на НИОКР - 490,5 млн. рублей;
  подпрограмма "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения" - 1701,4 млн. рублей, в том числе 251,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения - 223,5 млн. рублей, затраты на НИОКР - 27,7 млн. рублей;
   
Ожидаемые конечные результаты  в области обеспечения экономики страны основными видами природных ресурсов:
реализации Программы  1) по минерально-сырьевым ресурсам прирост ресурсного потенциала углеводородного сырья (18-20 млрд. тонн условного топлива), а также стратегически важных твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн. рублей;
  прирост запасов нефти и газа (около 4 млрд. тонн условного топлива), угля и урана общей ценностью 22,4 трлн. рублей и других стратегически важных твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн. рублей;
  достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых;
  увеличение балансовых запасов различных видов минерального сырья на 5 млрд. тонн за счет использования техногенных образований;
  2) по лесным ресурсам
  лесовосстановление на площади 6,9 млн. гектаров, лесоразведение - 160 тыс. гектаров;
  ввод молодых лесных посадок в категорию хозяйственно ценных лесных насаждений на площади 9,5 млн. гектаров;
  подготовка лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год;
  улучшение санитарного состояния лесов на площади около 10,4 млн. гектаров;
  уменьшение опасности лесных пожаров;
  3) по водным ресурсам
  повышение водообеспеченности населения и отраслей экономики за счет строительства и реконструкции 50 комплексных гидроузлов с водохранилищами;
  предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов водных объектов в бассейнах рек Волги, Дона, Амура со снижением наносимого ущерба на 10 млрд. рублей в год;
  предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики при паводках и наводнениях в бассейнах рек Дона, Оки, Кубани, Тобола, Амура, Лены;
  повышение уровня безопасности эксплуатации гидроузлов и гидротехнических сооружений;
  4) по водным биологическим ресурсам увеличение добычи водных биологических ресурсов до 5,5 млн. тонн (на 38 процентов по сравнению с 2000 годом), в том числе во внутренних водоемах - до 0,65 млн. тонн (в 2,2 раза) и переход отрасли к стабильному развитию;
  в области охраны окружающей природной среды:
  снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и объемов складируемых отходов (предотвращенный экологический ущерб в размере 170 млрд. рублей в год);
  оздоровление экологической обстановки в регионах и городах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей природной среды, в том числе в Тульской, Самарской, Оренбургской областях, гг. Братске, Норильске, Череповце, в Уральском регионе, бассейнах озера Байкал и реки Волги и др.;
  развитие государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;
  создание системы государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления, ввод в эксплуатацию опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида отходов мощностью около 70 млн. тонн в год;
  развитие системы заповедников и национальных парков с увеличением их площади на 11,7 млн. гектаров;
  сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;
  восстановление качественных характеристик экологической системы озера Байкал;
  в области развития гидрометеорологического и картографического обеспечения экономики и населения:
  снижение ущерба от воздействия неблагоприятных природных явлений и загрязнения окружающей природной среды на 20-30 процентов;
  повышение технологической эффективности решения задач геодезии и картографии, обеспечение потребностей экономики и населения страны картографической продукцией
   
Контроль за реализацией Программы  контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации

 
 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Российская Федерация располагает громадным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
    За последние годы уровень разведанных запасов минерального сырья начал снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов. Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки. В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз.
    Россия обладает 22 процентами лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.
    Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально-экономического развития России. Для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в водных ресурсах построено более 2000 крупных водохранилищ и 34 межрегиональные межбассейновые системы по перераспределению водного стока. Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников.
    Суммарный биоресурсный потенциал российского рыболовства оценивается на уровне 9-10 млн. тонн в год. Объем добычи рыбы и других водных биологических объектов с 1991 года по 2000 год сократился с 8,3 до 4,2 млн. тонн, то есть почти вдвое. Наиболее значительно сократился вылов в экономических зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана. Производство продукции из пресноводной аквакультуры сократилось в 3,5 раза. При наличии неиспользуемого потенциала водных биоресурсов в стране около 30 процентов потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта.
    Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.
    Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:
    загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);
    загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.);
    постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);
    загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.
    Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги.
    В 90-х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
    Кроме того, причинами неудовлетворительного выполнения указанных программ являлись:
    недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях слабого финансового обеспечения отрицательно сказалось на концентрации средств на главных направлениях;
    несогласованность, недостаточная координация и взаимоувязка при разработке и реализации программ различного уровня;
    нецелевое использование выделенных финансовых ресурсов;
    отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.
    На решение указанных проблем направлена федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа).
 

II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы

 
    Цель и основные задачи Программы изложены в паспорте Программы.
    Программа рассчитана на период с 2002 по 2010 год. На I этапе (2002-2004 годы) осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды с целью стабилизации уровня ее загрязнения в экологически неблагополучных городах и регионах, охране и воспроизводству минеральных, лесных, водных, водных биологических и других природных ресурсов для обеспечения текущих потребностей экономики и населения страны.
    На II этапе (2005-2010 годы) будут осуществлены мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей природной среды с целью коренного улучшения ее состояния и работы по обеспечению устойчивого воспроизводства природных и сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих среднесрочные и долгосрочные внутренние и экспортные потребности.
 

III. Система программных мероприятий

 
    Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников финансирования.
    Программа включает в себя 12 подпрограмм.
    Мероприятия в рамках подпрограмм изложены в следующем порядке:
    мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем федерального значения;
    мероприятия, направленные на научно-методическое, технологическое и нормативно-правовое обеспечение решения природно-ресурсных и экологических проблем;
    текущие работы, связанные с решением программных задач в рамках деятельности министерств и ведомств.
 

Подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы"

 
    Подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы" разработана для обеспечения регулирования всех видов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России и охране недр, определения масштабов и сроков их проведения с учетом прогнозов социально-экономического развития страны.
    Минерально-сырьевая база России в последние годы оказалась в сложном положении. Реализация федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы" осуществлялась в условиях спада производства, ограниченности финансирования геологоразведочных работ, низкой инвестиционной активности. Финансирование геологоразведочных работ, предусмотренных указанной программой, осуществлялось на недостаточном уровне. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета в 1996-1998 годах фактически составлял 21-66 процентов потребности. Впервые за годы экономических преобразований относительно стабильное финансирование геологоразведочных работ было осуществлено лишь в 1999 году и продолжилось в 2000 году, что позволило нарастить объемы этих работ.
    Недостаток финансирования обусловил невыполнение федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы" по объемам производства основных видов геологоразведочных работ и, как следствие, невыполнение заданий по приросту запасов по большинству стратегически важных видов полезных ископаемых. Так, прирост запасов по нефти и газу составил соответственно 31,7 и 21,1 процента от программных заданий.
    Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы страны. Основными из них являются:
    острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный, с одной стороны, отсутствием крупных месторождений (марганец, барит, бентонит, каолин, фосфориты), с другой - неосвоенностью подготовленной сырьевой базы (титан, свинец, цирконий) или слабой геологической и поисковой изученностью территории страны при достаточно высоком прогнозном потенциале (уран, хром, вольфрам, сурьма, ртуть, кристаллический графит и др.);
    истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу железных руд (Карело-Кольский регион, Урал, юг Западной Сибири), олова и вольфрама (Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область), свинца и цинка (Приморский край, Республика Северная Осетия - Алания), вольфрама и молибдена (Кабардино-Балкарская Республика), бокситов и медно-колчеданных руд (Северный и Южный Урал), кристаллического графита и хризотил-асбеста (Свердловская область);
    нарушение баланса между приростом запасов и добычей полезных ископаемых: уровень прироста запасов практически по всем их видам начиная с 1994 года не восполняет даже существенно уменьшившиеся объемы добычи (соотношение прирост - добыча в 1999 году составило по нефти - 88,5 процента, по газу - 42,9 процента, по никелю - 32,5 процента, по олову - 30,9 процента, по меди - 23,9 процента, по свинцу - 20,3 процента, по цинку - 5,1 процента, по вольфраму - 2,2 процента);
    низкие темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения: до настоящего времени около 50 процентов городов и других населенных пунктов России, в том числе 76 городов с населением более 250 тыс. жителей, используют для водоснабжения поверхностные, не защищенные от загрязнения воды (гг. Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Нижний Новгород, Омск и др.);
    низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых, сдерживающие освоение ряда новых крупных месторождений с рядовыми и бедными рудами;
    низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности страны минеральными ресурсами.
 

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

 
    Цель подпрограммы - устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевой продукции, а также геополитических интересов Российской Федерации.
    Основными задачами подпрограммы являются:
    удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности) в минеральном сырье;
    улучшение социально-экономической обстановки в регионах с преимущественно минерально-сырьевым профилем экономики;
    обеспечение платежного баланса страны за счет развития и использования минерально-сырьевой базы, в состав которой входят углеводородное сырье, благородные металлы, алмазы и другие виды полезных ископаемых, представляющие интерес для экспорта.
    Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов предусмотрено осуществлять в объемах, обеспечивающих потребности развития добывающих отраслей в соответствии с прогнозами развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, определенными федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (таблица 1) и Стратегией развития металлургической промышленности России до 2005 года (таблицы 2 и 3).
 

Таблица 1

 

Прогноз добычи углеводородного сырья и энергоресурсов

 

Единица измерения 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2010 год
Добыча нефти с газовым конденсатом млн. т 345 350 355 360 360-370
Добыча газа природного и попутного млрд. куб. м 583-600 590-605 618 620 635
Добыча угля млн. т 270 280 290 300 335

 
 

Таблица 2

 

Прогноз спроса на основную продукцию черной металлургии

 

(млн. тонн)
 

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2010 год
Чугун 40,5 41 42 43 48
Металлизированные брикеты 1,3 1,8 2,4 3 5,1
Металлизированные окатыши 1,73 1,73 1,73 1,73 2,2
Товарная руда 82 84 86,2 88,9 95

 
 

Таблица 3

 

Прогноз производства основных видов продукции цветной металлургии

 

(в процентах к 2000 году)
 

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2010 год
Алюминий первичный 101 101,2 101,7 101,5-102,8 105
Медь рафинированная 100 101,1 103,5 105-106,5 110,8
Никель 100 100 103 104-105 108
Свинец, включая вторичный 100 105 109,5 115-120 130
Цинк 101 106,4 111,3 115-117 124
Олово, включая вторичное 100 115 132 140-145 150
Титан губчатый 101 103 114,5 123,6-130,7 143
Вольфрамовый концентрат 105,8 109,2 112,9 118,2-120 128
Молибденовый концентрат 104,6 106,3 108,7 110,3-117,6 125

 
    Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:
    изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей России в минеральном сырье;
    изучение геологического строения и минеральных ресурсов Мирового океана и Антарктиды и формирование резервного фонда участков недр континентального шельфа Российской Федерации;
    государственное регулирование использования государственного фонда недр и минерально-сырьевых ресурсов;
    охрана недр;
    научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и информационное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
    техническое перевооружение материально-технической базы геологоразведочных работ, лабораторно-аналитической базы, строительство и реконструкция производственных и социально-культурных объектов.
    Реализация подпрограммы намечается в два этапа.
    Задачи I этапа (2002-2004 годы) - обеспечение роста основных производственных показателей, подготовка различных моделей освоения минерально-сырьевой базы для поддержания минимально необходимого уровня добычи важнейших видов минерального сырья.
    Задачи II этапа (2005-2010 годы) - обеспечение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих текущим, среднесрочным и долгосрочным внутренним и экспортным потребностям страны, создание резерва стратегических видов полезных ископаемых путем качественного и количественного улучшения ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр, приближение к общемировому соотношению объемов добычи и подготовленных к освоению запасов полезных ископаемых.
    Для решения указанных задач наряду с мероприятиями, предусмотренными в настоящей подпрограмме, необходимо обеспечить развитие международной кооперации в минерально-сырьевом секторе. В качестве возможных партнеров для заключения долгосрочных соглашений по поставке в Россию дефицитных видов минерального сырья могут рассматриваться Украина (марганец, титан, цирконий, уран, высококачественный каолин, бентонит), Казахстан (хром, уран, марганец, свинец), Узбекистан (уран), Армения (молибден), Гвинея, Греция, Венгрия (бокситы), другие страны.
    Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 4).
    Более 90 процентов предусмотренных на реализацию подпрограммы средств будет направлено на выполнение работ, связанных с изучением, локализацией и оценкой ресурсного потенциала недр России.
    Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши, а также континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана и Антарктики будет направлено на уточнение поисковых признаков и критериев выявления месторождений с подсчетом прогнозных ресурсов категорий Р и Р для твердых полезных ископаемых и категории Д для
    2 3 2 углеводородного сырья.
    В период до 2010 года предусматривается составление государственных геологических карт масштаба 1:1000000 в объеме до 70 номенклатурных листов, геологическое доизучение перспективных территорий в среднем масштабе, проведение геолого-геофизических работ в Мировом океане и Антарктике.
    В комплекс работ по государственному геологическому изучению ресурсного потенциала недр входят работы по развитию государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, обеспечивающих недропользователей информацией о глубинном строении Земли. Объем работ составит 11-14 тыс. километров профилей на суше и 8-9 тыс. километров на море, объем бурения - 27-36 тыс. метров.
    Планируется проведение государственной гравиметрической съемки масштаба 1:200000 в объеме 220-250 номенклатурных листов.
    Составленные государственные карты, глубинные региональные профили и разрезы позволят выделить перспективные нефтегазоносные и минерагенические области, зоны и площади для проведения региональных поисковых работ, оценить общий минерально-ресурсный потенциал слабо изученных территорий.
    Подпрограммой предусматривается продолжение морских геологоразведочных работ с целью вовлечения в сферу хозяйственных интересов минерально-сырьевых и, прежде всего, топливно-энергетических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также международной зоны Мирового океана.
    Работы в Мировом океане выполняются в соответствии с международными обязательствами, принятыми Россией на основе Конвенции ООН по морскому праву, направлены на обеспечение национальных интересов России при распределении между государствами наиболее перспективных участков морского дна и отвечают геополитическим интересам страны.
    Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах включает в себя проведение среднемасштабных геолого-съемочных, прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ в районах с наиболее высоким прогнозно-минерагеническим потенциалом. В результате предполагается обеспечить формирование федерального фонда резервных участков и месторождений и провести их геолого-экономическую оценку.
    По углеводородному сырью к таким районам, в первую очередь, относятся: северная часть Западно-Сибирского региона, малоизученные районы с установленной нефтегазоносностью в Восточной Сибири, на полуострове Камчатка, в Магаданской области, в Еврейской автономной области, а также в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и в Архангельской области.
    Поисковые работы с целью выявления прогнозных ресурсов высококачественных урановых руд на первом этапе будут сосредоточены в Онежско-Ладожском, Восточно-Сибирском и Витимском ураново-рудных районах, а в 2005-2010 годах - распространены на перспективные районы Северо-Западного региона, Приполярного Урала, Забайкалья и Дальнего Востока.
    Будут увеличены объемы прогнозно-поисковых, поисковых и поисково-оценочных работ для выявления высоколиквидных полезных ископаемых (благородные металлы, алмазы, медь, никель), дефицитных для России руд марганца, хрома, титана, а также сырья для обеспечения высоких технологий.
    Перевод ресурсного минерально-сырьевого потенциала в запасы добываемого сырья будет выполняться предприятиями-недропользователями за счет собственных средств с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников.
    Основной объем работ будет направлен на прирост запасов нефти и газа. Эти работы включают в себя глубокое поисково-разведочное бурение, профильную и объемную сейсморазведку и др. Работы в отношении твердых полезных ископаемых и подземных вод включают в себя геофизические исследования, колонковое и ударно-механическое бурение, горно-проходческие работы.
    В результате этих работ будет осуществлен перевод прогнозных ресурсов в оцененные и разведанные запасы промышленных категорий.
    В подпрограмме предусмотрено также проведение государственных гидрогеологических, инженерно-геологических и геолого-экологических съемок территорий, где осуществляется интенсивная горнопромышленная деятельность для обеспечения охраны недр и безопасного использования геологической среды. Объем гидрогеологических и инженерно-геологических съемок масштаба 1:200000 в 2002 году составит 40-50 тыс. кв. километров в год, геоэкологических исследований и картографирования в масштабе 1:200000 - 40-55 тыс. кв. километров в год, в масштабе 1:1000000 - 200 тыс. кв. километров в год.
    В результате указанных работ будут составлены государственные инженерно-геологические и геолого-экологические карты для суши и шельфовых зон Российской Федерации, получена информация, необходимая для проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений в горнопромышленных районах и в районах нефтегазодобычи.
    Предусматривается техническое перевооружение материально-технической базы геологоразведочных работ и модернизация технических и технологических средств с заменой физически изношенного и морально устаревшего оборудования, удельный вес которого в геологоразведочных организациях достигает 75-90 процентов, на более производительное.
    Будет осуществлена модернизация лабораторно-аналитической базы. В 2002-2010 годах намечено приобретение 12-15 комплектов плазменных спектрометров, 20 атомно-адсорбционных спектрометров, 5 электронно-зондовых микроскопов, 5 рентгеновских дефрактометров и другой аппаратуры для определения химического и вещественного состава руд и минералов.
    Для обеспечения широкомасштабных геологоразведочных работ для поиска и разведки месторождений нефти и газа на шельфе арктических и дальневосточных морей России и твердых полезных ископаемых в международной зоне Мирового океана предусматриваются модернизация специализированного флота и развитие береговой инфраструктуры. В 2002-2010 годах будет осуществлено проектирование и строительство 7 новых судов, в том числе усиленного ледового класса.
    Реконструкция производственных и социально-культурных объектов направлена на поддержание на должном уровне зданий и сооружений, имеющихся на балансе геологоразведочных организаций, создание нормальных условий труда и проживания персонала в местах их базирования.
    Научное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы включает в себя: формирование моделей глубинного строения геоблоков земной коры на принципах глобальной металлогении, создание кинематических моделей изменений геологической среды, разработку принципиально новых методов регионального и локального прогноза размещения оруденения.
    Значительная часть финансовых средств направляется на научное обоснование и проектирование технических средств и технологий выявления ресурсов минерального сырья, создание современных аппаратурных комплексов для геологических, геофизических, геохимических исследований, а также высокопроизводительного бурового оборудования.
    Подпрограмма также предусматривает развитие государственного мониторинга геологической среды для обеспечения органов исполнительной власти информацией о тенденциях ее изменения под воздействием природных и антропогенных факторов и повышения эффективности государственного управления в области изучения и использования подземных водных ресурсов, гидрогеологического, инженерно-геологического и геоэкологического обеспечения недропользования. Будет продолжено ведение федерального и территориальных фондов геологической информации, развитие государственного банка цифровой геологической информации.
    Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 5.
 

Эффективность подпрограммы

 
    Реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов за счет:
    прироста ресурсного потенциала углеводородного сырья в объеме 18-20 млрд. тонн условного топлива, а также дефицитных стратегических видов твердых полезных ископаемых стоимостью не менее 4 трлн. рублей;
    прироста балансовых запасов нефти и газа в объеме около 4 млрд. тонн условного топлива общей ценностью около 18 трлн. рублей, угля и урана ценностью 4,4 трлн. рублей и стратегических видов твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн. рублей.
    Поступления от уплаты налогов и платежей в бюджетную систему страны за пользование природными ресурсами недр за период реализации подпрограммы составят около 1,77 трлн. рублей.
    Внедрение в сферу геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов передовых технико-технологических разработок позволит получить экономический эффект в размере 67-68 млрд. рублей.
    Экологический эффект от реализации мероприятий подпрограммы по внедрению рациональных и природосберегающих технологий недропользования за счет снижения возможного ущерба оценивается в размере 86-87 млрд. рублей.
    Социально-экономическая эффективность подпрограммы будет заключаться в следующем:
    создание поисково-разведочного задела для проведения разведочных и добычных работ позволит сохранить и создать около 8-10 тыс. рабочих мест;
    интенсификация темпов воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать 250-300 тыс. рабочих мест.
 
 

Таблица 4

 

Мероприятия подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы"

 

(млн. рублей, в ценах 2002 года)
 

Финансовые средства на 2002-2010 годы - всего В том числе Источники финансирования Ожидаемые результаты
2002 год 2003 год 2004 год 2005-2010 годы федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные источники
Работы долговременного характера
1. Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши, а также континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана и Антарктики:         создание государственных геологических карт, построение глубинных региональных геофизических профилей и разрезов с выделением перспективных нефтегазоносных и минерагенических областей, зон, районов и площадей для проведения региональных поисковых работ и оценки общего ресурсного потенциала слабо изученных территорий. Получение геолого-геофизической информации для потребностей Минобороны России, МЧС России и других ведомств. Выполнение Россией взятых обязательств перед Международным органом ООН по Морскому дну. Оценка локализованного потенциала минерально-сырьевых ресурсов в Мировом океане суммарной стоимостью около 110 млрд. долларов. Закрепление позиций России в Антарктике. Районирование территории Российской Федерации по степени геодинамической активности для оценки перспектив их хозяйственного освоения локализация потенциала минерально-сырьевых ресурсов суммарной стоимостью 44,5 трлн. рублей, в том числе: топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уран, уголь) суммарной стоимостью не менее 40 трлн. рублей; высоколиквидных ресурсов (золото, платина, алмазы) суммарной стоимостью не менее 2,5 трлн. рублей; ресурсов на замещение импорта (хром, титан, марганец) суммарной стоимостью не менее 1 трлн. рублей; ресурсов для обеспечения высоких технологий (тантал, ниобий, редкие земли и др.) суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн. рублей; ресурсов подземных вод суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн. рублей. Формирование федерального фонда резервных участков и месторождений. Геолого-экономическая оценка промышленной значимости и инвестиционной привлекательности рудопроявлений и месторождений, в том числе на континентальном шельфе и в Мировом океане
геолого-геофизические и геолого-съемочные работы на территории Российской Федерации 2158 90 164 214 1690 2158   
геолого-геофизические и геолого-съемочные работы в Мировом океане и Антарктике 3368 190 252 328,9 2597,1 3368   
создание государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин 2856 130 216,2 282,1 2227,7 2856   
работы специального геологического назначения 1265 60 95,6 124,7 984,7 1265   
геолого-геофизические работы по прогнозу землетрясений 435 30 32,1 41,9 331 435   
2. Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью восполнения запасов минерального сырья:         
геолого-геофизические, геолого-съемочные работы по локализации ресурсного потенциала на территории Российской Федерации 14037,9 793,4 1050,3 1370,6 10823,6 14037,9   
формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе на континентальном шельфе 32819,3 2220 2462 2653,5 25483,8 31119,3 700 1000
поисково-оценочные работы на углеводородное сырье 19720,9 1140 1473,5 1922,8 15184,6 19720,9   
поисково-оценочные работы на твердые горючие полезные ископаемые 667,5 40 49,8 64,9 512,8 667,5   
поисково-оценочные работы на урановое сырье 5216,1 220 396,2 517 4082,9 5216,1   
поисково-оценочные работы на черные, цветные и редкие металлы 2187,9 150 161,6 210,9 1665,4 2187,9   
поисково-оценочные работы на благородные металлы и алмазы 4406,5 190 334,4 436,3 3445,8 4406,5   
поисково-оценочные работы на неметаллические полезные ископаемые 1007,9 50 76 99,1 782,8 1007,9   
воспроизводство и охрана подземных пресных и термальных вод 1133,9 80 83,6 109,1 861,2 1133,9   
3. Геологоразведочные работы с целью обеспечения прироста разведанных запасов топливно-энергетического сырья (нефть, газ, уголь, уран), высоколиквидных полезных ископаемых (золото, платиноиды, алмазы), сырья на замещение импорта (марганец, хром, титан), сырья для обеспечения высоких технологий (редкоземельные металлы и др.), подземных вод 172387,4 12196,1 12703,8 16576,9 130910,6  136247,4 36140 перевод ресурсного потенциала в запасы добываемого сырья: топливно-энергетического (нефть, газ, уран, уголь) суммарной стоимостью 22,4 трлн. рублей; высоколиквидного (золото, платина, алмазы) суммарной стоимостью не менее 2 трлн. рублей; сырья для замещение импорта (хром, титан, марганец) суммарной стоимостью не менее 1 трлн. рублей; сырья для обеспечения высоких технологий (тантал, ниобий, редкоземельные металлы и др.) суммарной стоимостью не менее 1 трлн. рублей; подземных вод суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн. рублей
4. Государственная гидрогеологическая, инженерно-геологическая и геоэкологическая съемка и картирование для регулирования охраны недр и обеспечения безопасного использования геологической среды 3800 100 293,4 382,9 3023,7 3800   создание государственных инженерно-геологических и геолого-экологических карт масштабов 1:1000000 и 1:200000 для проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений и снижения негативных воздействий на геологическую среду
5. Техническое перевооружение геологоразведочных работ, производство и приобретение специальной техники, транспортных средств, приборов и оборудования, полевого и экспедиционного снаряжения и другого имущества 4830,9 100 375,2 489,6 3866,1 4830,9   внедрение высокопроизводительного горнопроходческого, бурового и обогатительного оборудования, повышение производительности и эффективности геологоразведочных работ
6. Реконструкция производственных (в том числе кернохранилищ) и социально-культурных объектов 200,1 20 20,3 20,5 139,3 200,1   сохранение эталонных коллекций керна по основным минерально-сырьевым регионам, улучшение условий труда работников отрасли
Итого по разделу 272498,3 17799,5 20240 25845,7 208613,1 98410,9 136947,4 37140  
Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению
7. Научное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы:         повышение результативности и снижение затрат при поисках и оценке объектов минерального сырья
по работам общегеологического назначения 2197,9 102 102 179,5 1814,4 2197,9   
по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов 3262 218 218 274,7 2551,3 3262    
8. Научное обоснование и разработка новых технических средств и технологий геологоразведочных работ (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) 3337,8 315 315 260,7 2447,1 3337,8   повышение эффективности геологического изучения и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов на суше, континентальном шельфе и в Мировом океане
9. Экономическое, правовое, информационное и организационное обеспечение системы управления недропользованием 2335,8 165 165 181,1 1824,7 2335,8   разработка научно-методических обоснований для нормативно-правового и информационного обеспечения недропользования, усиление государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр, повышение эффективности системы лицензирования недропользования
Итого по разделу 11133,5 800 800 896 8637,5 11133,5    
Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов
10. Государственный мониторинг состояния и охрана геологической среды 11087,4 280 857,1 1118,4 8831,9 7150,8 2000 1936,6 текущая оценка и прогноз состояния недр с целью предупреждения опасных природных и техногенных процессов
11. Государственное геологическое информационное обеспечение недропользования 5888,1 170 453,5 591,7 4672,9 5888,1   создание интегрированной многоуровневой системы фондовой геологической информации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий
Итого по разделу 16975,5 450 1310,6 1710,1 13504,8 13038,9 2000 1936,6  
Итого по подпрограмме 300607,3 19049,5 22350,6 28451,8 230755,4 122583,3 138947,4 39076,6  

 
 

Таблица 5

 

Ресурсное обеспечение подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы"

 

(млн. рублей, в ценах 2002 года)
 

Источники и направления финансирования Объем финансирования - всего В том числе:
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Средства федерального бюджета, предусматриваемые целевым назначением на реализацию мероприятий подпрограммы - всего           
в том числе:           
государственные инвестиции           
НИОКР           
Средства федерального бюджета, предусматриваемые ежегодно государственному заказчику подпрограммы на текущие расходы по основной деятельности - всего 122583,3 6853,3 8470 9700 11150 12820 14740 16950 19500 22400
в том числе           
оплата услуг 11133,5 800 800 896 1094,5 1203,7 1324,1 1456,4 1602,1 1956,7
научно-исследовательских организаций           
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 138947,4 9576,2 10744 14800 14376,7 15901,7 16897,8 18000 18700,5 19950,5
Средства внебюджетных источников 39076,6 2620 3136,6 3951,8 3810,1 4225,9 4645,5 4994,9 5591,8 6100
Итого по подпрограмме 300607,3 19049,5 22350,6 28451,8 29336,8 32947,6 36283,3 39944,9 43792,3 48450,5

 
 

Подпрограмма "Леса"

 
    В границах России лесной фонд занимает около 70 процентов площади всех земель, лесистость составляет 45,3 процента, что превышает среднемировой показатель (27 процентов) и показатели таких лесных стран, как Канада (42 процента), Бразилия (40 процентов), США (32 процента), и свидетельствует о большой экономической и глобальной экологической ценности российских лесов.
    В структуре производства промышленной продукции в 1999 году продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составила 4,8 процента. Валютные поступления от экспорта лесоматериалов и продуктов их переработки (бумага газетная и др.) составили более 2 млрд. долларов.
    Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов.
    Согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесной фонд отнесен к федеральной собственности.
    Общая площадь земель лесного фонда России составляет на 1 января 2001 г. 11785,5 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью - 774,2 млн. гектаров, из них ценными хвойными породами - 508,7 млн. гектаров, твердолиственными породами (дуб, бук и др.) - 17,5 млн. гектаров. Общий запас древесины составляет 76,3 млрд. куб. метров, в том числе в спелых и перестойных лесах - 42 млрд. куб. метров. Из не покрытых лесом земель лесного фонда на 32,9 млн. гектаров требуется проведение лесовосстановительных мероприятий.
    В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов страны при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского леса.
    Федеральная целевая программа "Леса России на 1997-2000 годы" не решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной лесосеке в 500 млн. куб. метров фактическая заготовка древесины осуществлялась в объеме около 100 млн. куб. метров. Это в свою очередь сказалось на доходах федерального бюджета и бюджетах других уровней.
    Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы. В результате возросло число крупных лесных пожаров, нередко принимающих катастрофический характер.
    Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному и антропогенному воздействию.
    В последние годы резко уменьшилась площадь лесного фонда, занимаемая такими ценными твердолиственными породами, как ясень на Дальнем Востоке, дуб и бук в районах Северного Кавказа, а также хвойными лесами в северных и дальневосточных районах страны.
    Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:
    обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов, особенно в европейской части страны, восстановление ценных твердолиственных насаждений (высокоствольных дубрав);
    обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей. Только в 2000 году леса выгорели на площади 1,2 млн. гектаров, что выше уровня 1999 года на 70 процентов, а очагами вредителей и болезней было охвачено более 8,2 млн. гектаров леса (рост в 3 раза);
    повышение показателей использования основного лесного ресурса и запасов спелых и перестойных лесов. В 2000 году расчетная лесосека использована в целом на 22 процента, а по хвойным лесам - на 27 процентов. Значительные запасы ценной древесины в районах Сибири, на северо-востоке страны, Дальнем Востоке, а также в Республике Коми и Архангельской области остаются недоступными для освоения.
    Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
 

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

 
    Целью подпрограммы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
    обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
    обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.
    Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:
    определение ресурсного потенциала лесов России, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий (ГИС-технологий) и др.;
    воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
    охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;
    улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, подверженных радиационному загрязнению, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания;
    совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.
    Подпрограмма будет выполняться в два этапа.
    На I этапе (2002-2004 годы) основное внимание будет уделено увеличению объемов работ по лесоустройству и мониторингу состояния лесов, которые совместно с подготовкой законодательной и нормативно-правовой базы в сфере лесопользования создадут условия для перехода к устойчивому развитию ресурсной базы лесного хозяйства.
    В результате реализации мероприятий II этапа (2005-2010 годы) ресурсный потенциал лесов России в полной мере обеспечит потребности промышленности, включая экспорт, и населения страны на древесную и недревесную продукцию леса.
    Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 6).
    Мероприятиями подпрограммы предусматривается:
    техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ;
    разработка новых технологий и технических средств с целью обеспечения безотходного, природосберегающего использования лесных ресурсов;
    увеличение площади ценных лесных насаждений и увеличение отводов лесосечного фонда;
    улучшение санитарного состояния лесов, стабилизация радиоактивной обстановки в лесах, строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения;
    создание федерального резервного фонда лесных семян на случай неурожайных лет, выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения;
    увеличение количества и улучшение состояния ценных видов животных, обитающих в лесах;
    научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства лесных ресурсов;
    совершенствование механизмов экономического и правового регулирования лесопользования, внедрения ГИС-технологий и систем.
    Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 7.
 

Эффективность подпрограммы

 
    В результате реализации подпрограммы ожидается существенное улучшение состояния лесного фонда, основными факторами которого являются лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодых лесных посадок в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшение санитарного состояния лесов на площади 10400 тыс. гектаров и снижение опасности лесных пожаров с предотвращением ущерба в размере более 2 млрд. рублей в год.
    Это позволит обеспечить подготовку лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год, что создаст условия для повышения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет налоговых платежей до 36,4 млрд. рублей, валютных поступлений от экспорта леса - до 5 млрд. долларов США, для увеличения доли лесного комплекса в валовом внутреннем продукте страны до 5 процентов, доли участия в общем выпуске промышленной продукции - до 10 процентов, числа работающих - до 15 процентов от общего числа трудоспособного населения.
    Социальная эффективность подпрограммы определяется прежде всего комплексом мер, направленных на улучшение условий труда работников лесного хозяйства всех уровней, создание современных и наполнение новым содержанием традиционных профессий, что является стимулом для привлечения молодых кадров.
    В экологическом плане эффективность подпрограммы обусловлена увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений (особенно это касается густонаселенных районов европейской части России), расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия и совершенствование организации природопользования.
 
 

Таблица 6

 

Мероприятия подпрограммы "Леса"

 

(млн. рублей, в ценах 2002 года)
 

Финансовые средства на 2002-2010 годы - всего В том числе Источники финансирования Ожидаемые результаты