Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 919. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

Дата документа07.12.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2001 г. N 860

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы исходя из возможностей федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы.
    4. Признать утратившими силу:
    постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 г. N 732 "О Программе оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993-1998 годы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3257);
    постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 720 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3261);
    постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 738 "О федеральной целевой программе "Переработка техногенных образований в Свердловской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 27, ст. 3273);
    постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1996 г. N 1161 "О федеральной целевой программе "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца" на 1997-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 42, ст. 4801);
    постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. N 1353 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5464);
    постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 843 "О федеральной целевой программе "Сохранение амурского тигра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3452);
    постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 414 "О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги")" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2051);
    постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 1999 г. N 35 "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 4, ст. 554);
    распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 97-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 4, ст. 603).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2001 г.
N 860

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы

III. Система программных мероприятий

Подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы"

Таблица 1

Прогноз добычи углеводородного сырья и энергоресурсов

Единица измерения 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2010 год
Добыча нефти с газовым конденсатом млн. т 345 350 355 360 360-370
Добыча газа природного и попутного млрд. куб. м 583-600 590-605 618 620 635
Добыча угля млн. т 270 280 290 300 335

 
 

Таблица 2

Прогноз спроса на основную продукцию черной металлургии

(млн. тонн)
 

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2010 год
Чугун 40,5 41 42 43 48
Металлизированные брикеты 1,3 1,8 2,4 3 5,1
Металлизированные окатыши 1,73 1,73 1,73 1,73 2,2
Товарная руда 82 84 86,2 88,9 95

 
 

Таблица 3

Прогноз производства основных видов продукции цветной металлургии

(в процентах к 2000 году)
 

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2010 год
Алюминий первичный 101 101,2 101,7 101,5-102,8 105
Медь рафинированная 100 101,1 103,5 105-106,5 110,8
Никель 100 100 103 104-105 108
Свинец, включая вторичный 100 105 109,5 115-120 130
Цинк 101 106,4 111,3 115-117 124
Олово, включая вторичное 100 115 132 140-145 150
Титан губчатый 101 103 114,5 123,6-130,7 143
Вольфрамовый концентрат 105,8 109,2 112,9 118,2-120 128
Молибденовый концентрат 104,6 106,3 108,7 110,3-117,6 125

 
    Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:
    изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей России в минеральном сырье;
    изучение геологического строения и минеральных ресурсов Мирового океана и Антарктиды и формирование резервного фонда участков недр континентального шельфа Российской Федерации;
    государственное регулирование использования государственного фонда недр и минерально-сырьевых ресурсов;
    охрана недр;
    научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и информационное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
    техническое перевооружение материально-технической базы геологоразведочных работ, лабораторно-аналитической базы, строительство и реконструкция производственных и социально-культурных объектов.
    Реализация подпрограммы намечается в два этапа.
    Задачи I этапа (2002-2004 годы) - обеспечение роста основных производственных показателей, подготовка различных моделей освоения минерально-сырьевой базы для поддержания минимально необходимого уровня добычи важнейших видов минерального сырья.
    Задачи II этапа (2005-2010 годы) - обеспечение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих текущим, среднесрочным и долгосрочным внутренним и экспортным потребностям страны, создание резерва стратегических видов полезных ископаемых путем качественного и количественного улучшения ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр, приближение к общемировому соотношению объемов добычи и подготовленных к освоению запасов полезных ископаемых.
    Для решения указанных задач наряду с мероприятиями, предусмотренными в настоящей подпрограмме, необходимо обеспечить развитие международной кооперации в минерально-сырьевом секторе. В качестве возможных партнеров для заключения долгосрочных соглашений по поставке в Россию дефицитных видов минерального сырья могут рассматриваться Украина (марганец, титан, цирконий, уран, высококачественный каолин, бентонит), Казахстан (хром, уран, марганец, свинец), Узбекистан (уран), Армения (молибден), Гвинея, Греция, Венгрия (бокситы), другие страны.
    Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 4).
    Более 90 процентов предусмотренных на реализацию подпрограммы средств будет направлено на выполнение работ, связанных с изучением, локализацией и оценкой ресурсного потенциала недр России.
    Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши, а также континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана и Антарктики будет направлено на уточнение поисковых признаков и критериев выявления месторождений с подсчетом прогнозных ресурсов категорий Р и Р для твердых полезных ископаемых и категории Д для
    2 3 2 углеводородного сырья.
    В период до 2010 года предусматривается составление государственных геологических карт масштаба 1:1000000 в объеме до 70 номенклатурных листов, геологическое доизучение перспективных территорий в среднем масштабе, проведение геолого-геофизических работ в Мировом океане и Антарктике.
    В комплекс работ по государственному геологическому изучению ресурсного потенциала недр входят работы по развитию государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, обеспечивающих недропользователей информацией о глубинном строении Земли. Объем работ составит 11-14 тыс. километров профилей на суше и 8-9 тыс. километров на море, объем бурения - 27-36 тыс. метров.
    Планируется проведение государственной гравиметрической съемки масштаба 1:200000 в объеме 220-250 номенклатурных листов.
    Составленные государственные карты, глубинные региональные профили и разрезы позволят выделить перспективные нефтегазоносные и минерагенические области, зоны и площади для проведения региональных поисковых работ, оценить общий минерально-ресурсный потенциал слабо изученных территорий.
    Подпрограммой предусматривается продолжение морских геологоразведочных работ с целью вовлечения в сферу хозяйственных интересов минерально-сырьевых и, прежде всего, топливно-энергетических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также международной зоны Мирового океана.
    Работы в Мировом океане выполняются в соответствии с международными обязательствами, принятыми Россией на основе Конвенции ООН по морскому праву, направлены на обеспечение национальных интересов России при распределении между государствами наиболее перспективных участков морского дна и отвечают геополитическим интересам страны.
    Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах включает в себя проведение среднемасштабных геолого-съемочных, прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ в районах с наиболее высоким прогнозно-минерагеническим потенциалом. В результате предполагается обеспечить формирование федерального фонда резервных участков и месторождений и провести их геолого-экономическую оценку.
    По углеводородному сырью к таким районам, в первую очередь, относятся: северная часть Западно-Сибирского региона, малоизученные районы с установленной нефтегазоносностью в Восточной Сибири, на полуострове Камчатка, в Магаданской области, в Еврейской автономной области, а также в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и в Архангельской области.
    Поисковые работы с целью выявления прогнозных ресурсов высококачественных урановых руд на первом этапе будут сосредоточены в Онежско-Ладожском, Восточно-Сибирском и Витимском ураново-рудных районах, а в 2005-2010 годах - распространены на перспективные районы Северо-Западного региона, Приполярного Урала, Забайкалья и Дальнего Востока.
    Будут увеличены объемы прогнозно-поисковых, поисковых и поисково-оценочных работ для выявления высоколиквидных полезных ископаемых (благородные металлы, алмазы, медь, никель), дефицитных для России руд марганца, хрома, титана, а также сырья для обеспечения высоких технологий.
    Перевод ресурсного минерально-сырьевого потенциала в запасы добываемого сырья будет выполняться предприятиями-недропользователями за счет собственных средств с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников.
    Основной объем работ будет направлен на прирост запасов нефти и газа. Эти работы включают в себя глубокое поисково-разведочное бурение, профильную и объемную сейсморазведку и др. Работы в отношении твердых полезных ископаемых и подземных вод включают в себя геофизические исследования, колонковое и ударно-механическое бурение, горно-проходческие работы.
    В результате этих работ будет осуществлен перевод прогнозных ресурсов в оцененные и разведанные запасы промышленных категорий.
    В подпрограмме предусмотрено также проведение государственных гидрогеологических, инженерно-геологических и геолого-экологических съемок территорий, где осуществляется интенсивная горнопромышленная деятельность для обеспечения охраны недр и безопасного использования геологической среды. Объем гидрогеологических и инженерно-геологических съемок масштаба 1:200000 в 2002 году составит 40-50 тыс. кв. километров в год, геоэкологических исследований и картографирования в масштабе 1:200000 - 40-55 тыс. кв. километров в год, в масштабе 1:1000000 - 200 тыс. кв. километров в год.
    В результате указанных работ будут составлены государственные инженерно-геологические и геолого-экологические карты для суши и шельфовых зон Российской Федерации, получена информация, необходимая для проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений в горнопромышленных районах и в районах нефтегазодобычи.
    Предусматривается техническое перевооружение материально-технической базы геологоразведочных работ и модернизация технических и технологических средств с заменой физически изношенного и морально устаревшего оборудования, удельный вес которого в геологоразведочных организациях достигает 75-90 процентов, на более производительное.
    Будет осуществлена модернизация лабораторно-аналитической базы. В 2002-2010 годах намечено приобретение 12-15 комплектов плазменных спектрометров, 20 атомно-адсорбционных спектрометров, 5 электронно-зондовых микроскопов, 5 рентгеновских дефрактометров и другой аппаратуры для определения химического и вещественного состава руд и минералов.
    Для обеспечения широкомасштабных геологоразведочных работ для поиска и разведки месторождений нефти и газа на шельфе арктических и дальневосточных морей России и твердых полезных ископаемых в международной зоне Мирового океана предусматриваются модернизация специализированного флота и развитие береговой инфраструктуры. В 2002-2010 годах будет осуществлено проектирование и строительство 7 новых судов, в том числе усиленного ледового класса.
    Реконструкция производственных и социально-культурных объектов направлена на поддержание на должном уровне зданий и сооружений, имеющихся на балансе геологоразведочных организаций, создание нормальных условий труда и проживания персонала в местах их базирования.
    Научное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы включает в себя: формирование моделей глубинного строения геоблоков земной коры на принципах глобальной металлогении, создание кинематических моделей изменений геологической среды, разработку принципиально новых методов регионального и локального прогноза размещения оруденения.
    Значительная часть финансовых средств направляется на научное обоснование и проектирование технических средств и технологий выявления ресурсов минерального сырья, создание современных аппаратурных комплексов для геологических, геофизических, геохимических исследований, а также высокопроизводительного бурового оборудования.
    Подпрограмма также предусматривает развитие государственного мониторинга геологической среды для обеспечения органов исполнительной власти информацией о тенденциях ее изменения под воздействием природных и антропогенных факторов и повышения эффективности государственного управления в области изучения и использования подземных водных ресурсов, гидрогеологического, инженерно-геологического и геоэкологического обеспечения недропользования. Будет продолжено ведение федерального и территориальных фондов геологической информации, развитие государственного банка цифровой геологической информации.
    Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 5.
 

Эффективность подпрограммы

 
    Реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов за счет:
    прироста ресурсного потенциала углеводородного сырья в объеме 18-20 млрд. тонн условного топлива, а также дефицитных стратегических видов твердых полезных ископаемых стоимостью не менее 4 трлн. рублей;
    прироста балансовых запасов нефти и газа в объеме около 4 млрд. тонн условного топлива общей ценностью около 18 трлн. рублей, угля и урана ценностью 4,4 трлн. рублей и стратегических видов твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн. рублей.
    Поступления от уплаты налогов и платежей в бюджетную систему страны за пользование природными ресурсами недр за период реализации подпрограммы составят около 1,77 трлн. рублей.
    Внедрение в сферу геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов передовых технико-технологических разработок позволит получить экономический эффект в размере 67-68 млрд. рублей.
    Экологический эффект от реализации мероприятий подпрограммы по внедрению рациональных и природосберегающих технологий недропользования за счет снижения возможного ущерба оценивается в размере 86-87 млрд. рублей.
    Социально-экономическая эффективность подпрограммы будет заключаться в следующем:
    создание поисково-разведочного задела для проведения разведочных и добычных работ позволит сохранить и создать около 8-10 тыс. рабочих мест;
    интенсификация темпов воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать 250-300 тыс. рабочих мест.
 
 

Таблица 4

Мероприятия подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы"

(млн. рублей, в ценах 2002 года)
 

Финансовые средства на 2002-2010 годы - всего В том числе Источники финансирования Ожидаемые результаты
2002 год 2003 год 2004 год 2005-2010 годы федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные источники
Работы долговременного характера
1. Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши, а также континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана и Антарктики:                 создание государственных геологических карт, построение глубинных региональных геофизических профилей и разрезов с выделением перспективных нефтегазоносных и минерагенических областей, зон, районов и площадей для проведения региональных поисковых работ и оценки общего ресурсного потенциала слабо изученных территорий. Получение геолого-геофизической информации для потребностей Минобороны России, МЧС России и других ведомств. Выполнение Россией взятых обязательств перед Международным органом ООН по Морскому дну. Оценка локализованного потенциала минерально-сырьевых ресурсов в Мировом океане суммарной стоимостью около 110 млрд. долларов. Закрепление позиций России в Антарктике. Районирование территории Российской Федерации по степени геодинамической активности для оценки перспектив их хозяйственного освоения локализация потенциала минерально-сырьевых ресурсов суммарной стоимостью 44,5 трлн. рублей, в том числе: топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уран, уголь) суммарной стоимостью не менее 40 трлн. рублей; высоколиквидных ресурсов (золото, платина, алмазы) суммарной стоимостью не менее 2,5 трлн. рублей; ресурсов на замещение импорта (хром, титан, марганец) суммарной стоимостью не менее 1 трлн. рублей; ресурсов для обеспечения высоких технологий (тантал, ниобий, редкие земли и др.) суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн. рублей; ресурсов подземных вод суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн. рублей. Формирование федерального фонда резервных участков и месторождений. Геолого-экономическая оценка промышленной значимости и инвестиционной привлекательности рудопроявлений и месторождений, в том числе на континентальном шельфе и в Мировом океане
геолого-геофизические и геолого-съемочные работы на территории Российской Федерации 2158 90 164 214 1690 2158    
геолого-геофизические и геолого-съемочные работы в Мировом океане и Антарктике 3368 190 252 328,9 2597,1 3368    
создание государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин 2856 130 216,2 282,1 2227,7 2856    
работы специального геологического назначения 1265 60 95,6 124,7 984,7 1265    
геолого-геофизические работы по прогнозу землетрясений 435 30 32,1 41,9 331 435    
2. Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью восполнения запасов минерального сырья:                
геолого-геофизические, геолого-съемочные работы по локализации ресурсного потенциала на территории Российской Федерации 14037,9 793,4 1050,3 1370,6 10823,6 14037,9    
формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе на континентальном шельфе 32819,3 2220 2462 2653,5 25483,8 31119,3 700 1000
поисково-оценочные работы на углеводородное сырье 19720,9 1140 1473,5 1922,8 15184,6 19720,9    
поисково-оценочные работы на твердые горючие полезные ископаемые 667,5 40 49,8 64,9 512,8 667,5    
поисково-оценочные работы на урановое сырье 5216,1 220 396,2 517 4082,9 5216,1    
поисково-оценочные работы на черные, цветные и редкие металлы 2187,9 150 161,6 210,9 1665,4 2187,9    
поисково-оценочные работы на благородные металлы и алмазы 4406,5 190 334,4 436,3 3445,8 4406,5    
поисково-оценочные работы на неметаллические полезные ископаемые 1007,9 50 76 99,1 782,8 1007,9    
воспроизводство и охрана подземных пресных и термальных вод 1133,9 80 83,6 109,1 861,2 1133,9    
3. Геологоразведочные работы с целью обеспечения прироста разведанных запасов топливно-энергетического сырья (нефть, газ, уголь, уран), высоколиквидных полезных ископаемых (золото, платиноиды, алмазы), сырья на замещение импорта (марганец, хром, титан), сырья для обеспечения высоких технологий (редкоземельные металлы и др.), подземных вод 172387,4 12196,1 12703,8 16576,9 130910,6   136247,4 36140 перевод ресурсного потенциала в запасы добываемого сырья: топливно-энергетического (нефть, газ, уран, уголь) суммарной стоимостью 22,4 трлн. рублей; высоколиквидного (золото, платина, алмазы) суммарной стоимостью не менее 2 трлн. рублей; сырья для замещение импорта (хром, титан, марганец) суммарной стоимостью не менее 1 трлн. рублей; сырья для обеспечения высоких технологий (тантал, ниобий, редкоземельные металлы и др.) суммарной стоимостью не менее 1 трлн. рублей; подземных вод суммарной стоимостью не менее 0,5 трлн. рублей
4. Государственная гидрогеологическая, инженерно-геологическая и геоэкологическая съемка и картирование для регулирования охраны недр и обеспечения безопасного использования геологической среды 3800 100 293,4 382,9 3023,7 3800     создание государственных инженерно-геологических и геолого-экологических карт масштабов 1:1000000 и 1:200000 для проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений и снижения негативных воздействий на геологическую среду
5. Техническое перевооружение геологоразведочных работ, производство и приобретение специальной техники, транспортных средств, приборов и оборудования, полевого и экспедиционного снаряжения и другого имущества 4830,9 100 375,2 489,6 3866,1 4830,9     внедрение высокопроизводительного горнопроходческого, бурового и обогатительного оборудования, повышение производительности и эффективности геологоразведочных работ
6. Реконструкция производственных (в том числе кернохранилищ) и социально-культурных объектов 200,1 20 20,3 20,5 139,3 200,1     сохранение эталонных коллекций керна по основным минерально-сырьевым регионам, улучшение условий труда работников отрасли
Итого по разделу 272498,3 17799,5 20240 25845,7 208613,1 98410,9 136947,4 37140  

Ведется подготовка документа. Ожидайте