Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 280. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО МОРСКОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2003 - 2005 ГОДЫ" (Заключено 26.12.2002)

Дата документа26.12.2002
Статус документаДействует
МеткиСоглашение · Перечень · Положение

    

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО МОРСКОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2003 - 2005 ГОДЫ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с действующим законодательством с учетом ратифицированных Российской Федерацией конвенций и соответствующих им рекомендаций Международной организации труда (МОТ).
    1.2. Сторонами Соглашения являются:
    - работники в лице их представителя - Федерации профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота Российской Федерации (далее - Профсоюзы), получившей соответствующие полномочия от членских организаций - Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации, Западно-российского профсоюза моряков и морских рабочих, Профсоюза работников морского транспорта Новой России, Профсоюза работников морского флота "Защита", Профсоюза работников транспорта Сахалина и действующей на основании положений статьи 37 Трудового кодекса Российской Федерации;
    - работодатели в лице их представителей - Государственной службы морского флота Минтранса России (Росморфлот), Союза российских судовладельцев (СОРОСС) и Ассоциации судоремонтных заводов (АСРЗ), которым руководители организаций делегировали свои полномочия на ведение переговоров и подписание Соглашения.
    Перечень организаций, делегировавших свои полномочия представителю работников и представителям работодателей, приведен в Приложении N 1.
    1.3. Соглашение является правовым актом, условия которого обязательны для организаций, на которые оно распространяется в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
    1.4. Соглашение открыто для присоединения к нему любых других организаций морского транспорта. Работодатели, принявшие решение о присоединении к Соглашению, сообщают об этом сторонам, подписавшим Соглашение.
    1.5. Настоящее Соглашение заключено на трехлетний срок и вступает в силу с момента его подписания.
    В течение срока действия Соглашения в него по взаимной договоренности сторон могут вноситься изменения и дополнения, улучшающие условия труда и социальное положение работников морского транспорта.
    Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, если иное не предусмотрено законодательством.
    Ни одна из сторон без согласия другой не будет настаивать на включении в Соглашение предложений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим Соглашением.
    Соглашение сохраняет свое действие в случае изменения наименования, реорганизации или ликвидации любого органа, представляющего какую-либо сторону или входящего в состав одной из сторон в соответствии с действующим законодательством.
    1.6. По истечении срока действия Соглашения стороны могут по взаимному согласию продлить его действие на срок (не более трех лет), который будет указан в протоколе совместного решения. Протокол подписывается уполномоченными сторонами лицами.
    1.7. В период действия Соглашения, при условии соблюдения его требований, стороны обязуются использовать все имеющиеся возможности для устранения причин и обстоятельств, которые могут повлечь возникновение коллективных трудовых конфликтов и применение крайней меры их разрешения - забастовок.
    1.8. Соглашение будет считаться распространенным на работодателей, не участвовавших в его заключении, при соблюдении процедуры, предусмотренной статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации. В этих целях стороны совместно готовят и в течение месяца со дня подписания Соглашения направляют в Министерство труда и социального развития Российской Федерации проект предложения работодателям о присоединении к Соглашению.
 

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

 
    Руководствуясь основными принципами социального партнерства, предусматривающими взаимное уважение и признание сторон в качестве законных и полномочных представителей, стороны принимают на себя следующие обязательства:
 

2.1. Совместные обязательства сторон

 
    2.1.1. С учетом действующего законодательства способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности организаций отрасли, обеспечивающих уровень заработной платы, социально-бытового обслуживания, создание безопасных условий труда и охраны здоровья, социального и медицинского страхования не ниже установленного данным Соглашением минимального уровня социальных гарантий.
    2.1.2. В рамках своих полномочий участвовать в работе по подготовке к ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ согласно перечню, приведенному в Приложении N 6, и приведению трудового законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями ратифицированных международных конвенций.
    2.1.4. Принимать меры, направленные на сохранение системы здравоохранения на водном транспорте, оказание возможной помощи бассейновым больницам, поликлиникам, профилакториям, медпунктам организаций водного транспорта.
    2.1.5. Принимать совместные оперативные меры по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с условиями труда и быта, трудовыми отношениями, в иностранных портах относительно судов российских судовладельцев, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, на основании российского законодательства и трудовых стандартов МОТ.
    2.1.6. Подготовить и внести в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений предложения о включении в разрабатываемые сторонами планы мероприятий по выполнению Генерального соглашения между общероссийскими объединениями Профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы по разделу VI "В области социально-экономических проблем северных регионов России", разработку и утверждение документов, устанавливающих механизм реализации Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
    2.1.7. Инициировать рассмотрение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса о выработке мер экономического, административного характера по сдерживанию роста цен на нефтепродукты, тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки и приведению их в соответствие с затратами на производство, принять участие в этой работе.
    2.1.8. Стороны осуществят согласованные совместные действия с федеральными органами представительной и исполнительной власти по отдельным направлениям социально-экономической политики государства, влияющим на социально-трудовые отношения в организациях морского транспорта в соответствии с перечнем первоочередных практических мероприятий, приведенных в Приложении N 8.
    2.1.9. Стороны подготовят обращение в федеральные органы власти по вопросу необходимости разработки федеральных законов об обязательном страховании от риска радиационного воздействия и социально-экономических компенсациях, связанных с повреждением здоровья от ионизирующего излучения. До инициирования этого вопроса федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота представит сторонам соответствующие обоснования.
    2.1.10. После подписания Соглашения стороны договариваются о централизованном издании необходимым тиражом текста Соглашения в целях уменьшения возможных опечаток и удешевления стоимости печати. Каждая сторона самостоятельно рассылает тексты Соглашения организациям, интересы которых она представляла при заключении Соглашения.
 

2.2. Обязательства стороны работодателей

 
    2.2.1. Создавать благоприятные условия организациям по выполнению ими работ или услуг для государственных нужд и обеспечению финансирования расходов на эти цели из федерального бюджета.
    Финансирование из федерального бюджета в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств производить по следующим основным направлениям:
    - подготовка кадров в высших и средних морских учебных заведениях в пределах утвержденного государственного заказа, включая содержание учебного флота;
    - гидрографическое обеспечение функционирования Северного морского пути;
    - несение аварийно-спасательной готовности и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на море;
    - создание и функционирование морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
    - охрана объектов и средств специальной связи;
    - проведение мероприятий по мобилизационной подготовке.
    Привлекать за счет имеющихся внебюджетных источников дополнительные средства финансовой поддержки для устойчивого функционирования федеральных систем безопасности мореплавания, включая подготовку кадров.
    2.2.2. Разработать (пересмотреть), утвердить в установленном порядке и обеспечить исполнение отраслевых нормативных актов по охране труда, в том числе Отраслевого положения о системе сертификации работ по охране труда в организациях и Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда плавающего состава судов, руководителей и специалистов организаций морского транспорта.
    2.2.4. Оказывать содействие в решении вопросов обеспечения работников сертифицированной спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, а также молоком или другими равноценными пищевыми продуктами для работников, занятых на работах с вредными условиями труда.
    2.2.5. Предусматривать выделение дополнительных бюджетных средств в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха обучающихся (статья 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ).
    2.2.6. Проекты докладов Правительства Российской Федерации Международному бюро труда о применении конвенций МОТ направлять объединениям работодателей и Профсоюзам. Причины отклонения замечаний и предложений к указанным докладам в письменном виде сообщать стороне, направившей такие замечания и предложения.
    2.2.7. Содействовать посредством проведения гибкой тарифной, налоговой и инвестиционной политики созданию условий для максимального переключения внешнеторговых грузов на суда отечественного флота и в российские порты, а также для привлечения судов российских судовладельцев на отечественные судоремонтные заводы.
    2.2.8. В целях сохранения рабочих мест и создания равных условий для российских судоремонтных заводов на мировом рынке судоремонта судоходные компании при проведении открытых конкурсов по размещению заказов на ремонт и модернизацию своих судов привлекают отечественные заводы к участию в конкурсах.
    2.2.9. Оказывать организациям и службам занятости населения содействие в реализации их заявок на переподготовку работников, высвобождаемых из предприятий-банкротов и санируемых организаций отрасли, в учебных заведениях морского транспорта.
    2.2.10. Объединения работодателей совместно с Росморфлотом принимают меры по закреплению кадров молодых специалистов. В этих целях используются имеющиеся возможности, включая законодательные инициативы и механизмы экономической и социальной заинтересованности молодежи продолжать работу по полученной специальности.
    2.2.11. В соответствии с требованиями статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации разработать и утвердить порядок и правила страхования заработной платы, жизни и здоровья моряков при исполнении ими трудовых обязанностей на борту судов.
    2.2.12. Содействовать подготовке и осуществлению мер по возмещению (компенсации) фактических затрат судоходных компаний на медицинское обслуживание моряков в море (госпитализация и репатриация при заболевании и несчастных случаях в соответствии с международными стандартами МОТ) в рамках Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N 125-ФЗ.
    2.2.13. Продолжить работу по вопросу возможного изменения действующей нормы продолжительности времени работы членов экипажей судов заграничного плавания между двумя периодами отдыха на берегу с учетом предложений судовладельцев и мнения Профсоюзов и на основании положений, содержащихся в статье 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статье 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
    2.2.14. По положениям Соглашения, реализация которых может производиться только за счет собственной прибыли организаций - акционерных обществ, в коллективных договорах ОАО "Мурманское морское пароходство" допускаются изъятия из обязательств сторон и/или могут быть сделаны оговорки в отношении соответствующих положений.
 

2.3. Обязательства Профсоюзов

 
    2.3.1. Совместно со стороной работодателей принимать участие в решении вопросов по сохранению установленных пенсионных льгот работникам отрасли, и в первую очередь северянам.
    2.3.2. Содействовать стороне работодателей в работе с органами государственного управления в отношении особенностей применения в организациях морского транспорта с учетом специфики их деятельности, принимаемых и действующих законодательных и нормативных правовых актов.
    2.3.3. Консультировать профорганизации, другие общественные объединения трудящихся, отдельных работников - членов Профсоюза по трудовым, социально-экономическим вопросам, проводить по заказам профорганизаций экспертизу подготовленных ими проектов коллективных договоров (соглашений).
    2.3.4. Осуществлять защиту трудовых прав и социальных гарантий членов Профсоюза в вопросах обеспечения занятости, приема на работу и увольнения, установления и пересмотра систем оплаты труда, состояния охраны труда и здоровья работников, соблюдения трудового, жилищного и пенсионного законодательства посредством проведения консультаций и переговоров с работодателями, участия в работе комиссий по трудовым спорам и судебных разбирательствах, в необходимых случаях - путем выдачи представлений, а также организации и проведения коллективных акций поддержки.
    2.3.5. Контролировать выполнение работодателями положений настоящего Соглашения и коллективных договоров (соглашений), заключаемых в организациях, через соответствующие комиссии, технические и правовые инспекции, доверенных врачей и других уполномоченных профсоюзами лиц.
    2.3.6. В отношении организаций, которые не делегировали представителям работодателей свои полномочия по подписанию настоящего Соглашения и не присоединились к нему, Профсоюзы будут оказывать всестороннюю помощь соответствующим профсоюзным организациям в осуществлении ими любых законных действий в целях разрешения коллективных трудовых споров.
    2.3.7. При условии выполнения настоящего Соглашения Профсоюзы воздержатся от организации забастовок и иных актов протеста.
 

2.4. Участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

 
    2.4.1. Поступающие в Росморфлот проекты федеральных законодательных и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются с участием Профсоюзов; замечания и предложения по ним подаются в установленном порядке с учетом мнения Профсоюзов.
    Проекты отраслевых нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников морского транспорта, рассматриваются и принимаются после учета мнения Профсоюзов. Копии утвержденных таких актов направляются Профсоюзам.
    2.4.2. В Профсоюзы направляются для рассмотрения и согласования проекты разрабатываемых и пересматриваемых отраслевых правил, положений, типовых инструкций по охране труда.
    2.4.3. Мнение Профсоюзов, а также выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников в организации, по проектам других отраслевых и локальных актов, содержащих нормы трудового права, учитывается до их утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 

3. ОТРАСЛЕВЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

 

3.1. Режим труда и отдыха

 
    3.1.1. Режим работы и порядок учета рабочего времени устанавливаются работодателями с учетом мнения выборного профсоюзного органа с соблюдением продолжительности рабочей недели не более 40 часов (в случае применения суммированного учета рабочего времени продолжительность за учетный период должна соответствовать нормальному числу рабочих часов), а для педагогических работников образовательных учреждений - не более 36 часов в неделю за одну ставку заработной платы (должностной оклад).
    При этом общая продолжительность работ, за исключением аварийно-спасательных работ, для работников непрерывных производств на береговых предприятиях не должна превышать 12 часов в сутки.
    Режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов устанавливается в соответствии с "Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота" (Приложение N 4).
    Для членов экипажей судов портового и служебно-вспомогательного флота коллективным договором на основании решений Минтранса России с учетом мнения Профсоюза может устанавливаться иной режим рабочего времени и времени отдыха.
    3.1.2. Сверхурочные работы после окончания ночной смены и смен продолжительностью 11,5 и более часов не допускаются.
    3.1.3. Работникам ежегодно предоставляются оплачиваемые отпуска, включающие основной и, для отдельных категорий работников, дополнительные оплачиваемые отпуска.
    3.1.3.1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам предоставляется продолжительностью 28 календарных дней.
    Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется основной ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 724).
    3.1.3.2. Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:
    а) работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
    - в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня;
    - в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней;
    - в остальных районах, где установлены районные коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 календарных дней;
    б) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
    в) работникам, имеющим особый характер работы;
    г) работникам с ненормированным рабочим днем;
    д) работникам плавсостава, выполняющим обязанности недостающих по штату работников, из расчета один календарный день за отработку в течение месяца не менее половины нормы рабочих часов недостающего по штату (данный подпункт не распространяется на ОАО "Мурманское морское пароходство");
    е) в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
    Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков определяются коллективным договором и/или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
    3.1.3.3. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием всех дополнительных оплачиваемых отпусков с ежегодным основным оплачиваемым отпуском и максимальным пределом не ограничивается.
    Не допускается уменьшение продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и других видов отпусков в виде применения меры дисциплинарного взыскания.