Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 376. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА. РД 115.005-2002" (утв. Письмом Минсвязи РФ от 04.03.2002 N 1341)

Дата документа04.03.2002
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

УТВЕРЖДЕН
информационным письмом
Минсвязи России
от 4 марта 2002 г. N 1341

 

Дата введения в действие - 4 марта 2002 года

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОНИТОРИНГА

 

РД 115.005-2002

 

Предисловие

 
    1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Московским научно-исследовательским центром (ФГУП МНИЦ) Минсвязи России.
    Внесен Департаментом экономической и инвестиционной политики Минсвязи России.
    2. Принят и введен в действие информационным письмом Минсвязи России от 04.03.2002 N 1341.
    3. Введен впервые.
 

1. Область применения

 
    Настоящий руководящий документ предназначен для использования представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области производства, распространения и эксплуатации информационных технологий и информационных ресурсов, другими потребителями результатов мониторинга информатизации России и для юридических лиц - исполнителей мониторинга.
 

2. Сокращения

 
    AT - абонентская установка
    ВВП - валовый внутренний продукт
    ГСС - глобальная спутниковая связь
    ГТС - городская телефонная сеть
    ИКТ - инфокоммуникационные технологии
    ИМ - информационный массив
    ИР - информационные ресурсы
    ФГУП МНИЦ - Федеральное государственное унитарное предприятие Московский научно-исследовательский центр
    ОАУ - оконечная абонентская установка
    ОТА - основной телефонный аппарат
    ПД - передача данных
    ПК - персональный компьютер
    ПО - программное обеспечение
    СМИ - средства массовой информации
    СТС - сельская телефонная сеть
    ТА - телефонный аппарат
    ТП - телефонная плотность
    ТфОП - телефонная сеть общего пользования
    ЦИСН - Центр исследований и статистики науки Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российской Академии Наук
    ЦНИИС - Центральный научно-исследовательский институт связи
    ЭВМ - электронная вычислительная машина
 

3. Термины и их определения

 
    Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным Законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ
 
 
    Инфокоммуникационные технологии - совокупность методов и средств реализации информационных и телекоммуникационных процессов.
    Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
    Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
    Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
    Информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются, главным образом, на основе использования инфокоммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем слоям населения.
    Информационный массив - банк данных, сайт, геоинформационная система и др.
    Интернет - всемирная инфокоммуникационная сеть, Рунет - российская часть Интернета.
    Импорт информационных продуктов (информации) для формирования ИР - обмен информационными ресурсами через государственную границу, когда заказчик - российский резидент, а исполнитель - зарубежная фирма.
    Импорт услуг по созданию контента - предоставление услуг через государственную границу, когда заказчик - российский резидент, а исполнитель - зарубежная фирма. Услуги включают ввод и обработку информации, создание Интернет-контента, размещение рекламы, анализ контента и пользователей.
    Качество парка аппаратных средств - доля не устаревших морально и физически аппаратных средств, находящихся в эксплуатации.
    Качество парка программных средств - доля лицензированных программных средств, находящихся в эксплуатации.
    Нелицензированные ПО и ИР - ПО и ИР, распространяемые без лицензии владельца или держателя.
    Пользовательская инфокоммуникационная среда - совокупность средств реализации инфокоммуникационных технологий (аппаратных и программных средств вычислительной техники и связи), услуг и информационных ресурсов.
    Сайт - место размещения информации абонента Интернета.
    Сервер - программно-аппаратное средство, реализующее определенные функции (хранение, обработка, передача информации и т.п.).
    Средства реализации ИКТ - аппаратные и программные средства вычислительной техники.
    Скрытый рынок информационных технологий (скрытая экономика в информатизации) - сегмент рынка, доходы на котором не регистрируются в государственных учетно-отчетных документах.
    Телекоммуникационные процессы - процессы передачи и коммуникации информации.
    Технологическая зависимость ИКТ - доля стоимости импорта ИКТ, проданных на российском рынке, в их себестоимости.
    Уровень нелицензированного (пиратского) рынка ПО - доля рынка ПО, на котором реализуется нелицензированное ПО.
    Уровень нелицензированного (пиратского) рынка информационных ресурсов - доля рынка ИР, на котором реализуются нелицензированные ИР.
    Уровень скрытой (нерегистрируемой) экономики в информатизации - доля скрытого рынка информационных технологий.
    Услуги информатизации (в сфере информатизации) - услуги, выполняемые в интересах информатизации юридических и физических лиц.
    Услуги по вводу и обработке информации - оцифровка, распознавание, разметка, структурирование, классифицирование и проч.
    Услуги на основе электронных ИР (включая Интернет) - предоставление ИР в платный доступ, поиск, навигация, каталогизация, предоставление по лицензии.
    Услуги по анализу контента и пользователей в Интернет - счетчики, определение рейтингов, выполнение мониторинга, науки и проч.
    Услуги по созданию Интернет-контента - подготовка и размещение в Интернет текстов и графики, веб-дизайн.
    Экспорт информационных услуг - предоставление тех же услуг, что при их импорте, через государственную границу, когда заказчик - зарубежная фирма, а исполнитель - российский резидент.
    Экспорт услуг на основе информационных ресурсов - предоставление услуг на основе электронных ИР.
    Электронное расслоение общества - различие в возможностях доступа к информационным ресурсам на основе использования инфокоммуникационных технологий по образовательным, финансовым, географическим, языковым и другим причинам.
 

4. Общие положения

 
    4.1. Мониторинг информатизации - это наблюдение, оценка, анализ состояния, прогноз развития и разработка альтернативных вариантов регулирования информатизации.
    Результат мониторинга информатизации представляет собой набор численных значений показателей и текстовых характеристик, адекватно описывающих состояние и развитие информатизации.
    По результатам мониторинга разрабатываются предложения по регулированию процесса информатизации России. Результаты мониторинга являются государственным информационным ресурсом.
    4.2. Показатели состояния и развития информатизации определяются статистической обработкой первичных данных, полученных в результате статистических наблюдений за состоянием информатизации физических и юридических лиц Российской Федерации, на основе экспертных оценок состояния производства, сбыта и использования в профессиональной деятельности инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и информационных ресурсов и данных из других источников.
    4.3. Целью мониторинга является информационно-аналитическое обеспечение государственного регулирования процесса информатизации России и удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в информации о процессе информатизации России.
    4.4. Задачи мониторинга:
    сбор первичных данных о состоянии информатизации юридических и физических лиц;
    оценка состояния информатизации выборки физических и юридических лиц;
    оценка состояния и развития информатизации генеральной совокупности юридических и физических лиц;
    анализ результатов мониторинга информатизации Российской Федерации;
    разработка предложений по государственному регулированию процесса информатизации;
    прогноз развития информатизации в результате государственного регулирования;
    мониторинг состояния и развития информатизации в результате реализации государственного регулирования;
    анализ результатов реализации государственного регулирования;
    оценка достоверности результатов мониторинга информатизации.
 

5. Показатели состояния и развития информатизации России

 
    5.1. Показатели состояния и развития информатизации включают:
    показатели состояния и развития ИКТ, информационных ресурсов (ИР) (таблицы 1, 2, 3);
    показатели уровня обеспеченности общества ИКТ, информационными ресурсами (таблицы 4, 5) и готовности России к информационному обществу.
    5.1.1. Показатели состояния и развития ИКТ и ИР включают:
    показатели, характеризующие производственно-сбытовую структуру ИКТ (таблица 1);
    показатели, характеризующие состояние рынка ИКТ и ИР (таблица 2);
    показатели, характеризующие состояние и развитие пользовательской инфокоммуникационной среды (таблица 3).
    5.1.1.1. Показатели, характеризующие производственно-сбытовую структуру ИКТ (таблица 1), включают группу А - "Распределение предприятий по производимой продукции и услугам", группу Б - "Интегральные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятий с распределением по ИКТ" и группу В, отображающую динамику показателей групп А и Б.
    Показатели таблицы 1 определяются в разрезах структур административно-хозяйственного деления Российской Федерации и форм собственности предприятий.
    5.1.1.2. Показатели, характеризующие состояние и развитие рынка ИКТ и информационных ресурсов (таблица 2), включают группы показателей объемов рынков: аппаратных средств (группа А), программных средств (группа В), услуг (группа Д) и объемов внешнеэкономической деятельности (с разделением на импорт и экспорт) по аппаратным средствам (группа Б), программным средствам (группа Г), услугам (группа Е) и информационным ресурсам (группа И). Кроме этого, группа показателей Ж характеризует безопасность информационных технологий и ресурсов, а группа показателей И - динамику рынков.
    Показатели рынка аппаратных средств классифицированы по классам компьютеров и пользовательского связного оборудования, по периферийному и офисному оборудованию, комплектующим, расходным материалам и аксессуарам.
    Показатели рынка программных средств (группа В) и услуг (группа Д) охватывают верхний классификационный уровень.
    Группа показателей динамики рынков (группа И) включает изменение показателей всех групп (от А до Е) и темп изменения (изменение изменения) показателей.
    5.1.1.3. Показатели состояния и развития пользовательской инфокоммуникационной среды (таблица 3) включают группы количественных показателей парка аппаратных средств (группа А), количества юридических и физических лиц, имеющих программные средства (группа Г), средств доступа в Интернет (группа Е), объемов информационных ресурсов (группа Ж), показателей выбытия из парка аппаратных средств (группа Б), качества парков аппаратных средств (группа В) и программных средств (группа Д), занятость по информатизации предприятий собственными сотрудниками (группа И).
    Показатели группы К характеризуют динамику показателей всех групп (таблица 3).
    Все показатели таблицы 3 должны определяться в разрезах: отрасль экономической деятельности, структура административно-хозяйственного деления, юридические и физические лица, формы собственности.
    5.1.2. Показатели обеспеченности России ИКТ и информационными ресурсами и ее готовности к информационному обществу.
    Показатели обеспеченности России ИКТ и информационными ресурсами (таблица 4) характеризуют возможности доступа к современным информационным технологиям организаций и населения и их интеграцию в информационное общество.
    Критерии оценки уровня готовности России, ее структур административно-хозяйственного деления и отраслей к информационному обществу (таблица 5) предназначены для определения их принадлежности к одному из четырех уровней готовности к информационному обществу:
    1-й уровень - условия для перехода к информационному обществу отсутствуют;
    2-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созданы и используются малой частью общества;
    3-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созданы и используются значительной частью общества. Существует электронное расслоение общества;
    4-й уровень - большая часть общества использует в жизни и в профессиональной деятельности инфокоммуникационные технологии, услуги и информационные ресурсы. Осуществляются меры по преодолению электронного расслоения общества и других негативных последствий информатизации.
    Уровни готовности России к информационному обществу определяются в пяти направлениях, характеризующих развитие информатизации и проникновение ИКТ, услуг и информационных технологий в жизнь и деятельность общества:
    I-е направление - "Доступ к инфокоммуникациям". Характеризует обеспеченность общества инфокоммуникационной инфраструктурой; ее доступность населению и предприятиям по цене и времени доступа к сетевым ресурсам; скоростью и качеством передачи информации; развитием местной сбытовой сети аппаратных и программных средств и услуг; развитием местной сети телекоммуникационного сервиса, сопровождения аппаратных и программных средств, развитием местной сети доступа к Интернету;