Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 431. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 17.09.2001 N Ш-1597у "ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

Дата документа17.09.2001
Статус документаДействует
МеткиУказания

    

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗАНИЕ
от 17 сентября 2001 г. N Ш-1597у

 

ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА 2001 - 2005 ГОДЫ

 
    Министерство путей сообщения Российской Федерации объявляет Отраслевую целевую программу содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 годы (далее - Программа), одобренную 3 июля 2001 года Постановлением расширенного заседания коллегии Министерства путей сообщения Российской Федерации N 7, и во исполнение ее приказывает:
    1. Руководителям департаментов и управлений, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог принять меры к неукоснительному выполнению заданий и мероприятий Программы.
    2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
    2.1. Обеспечить ежеквартальное информирование МПС России о ходе выполнения Программы.
    2.2. Подготовить и направить до 1 ноября 2001 г. обращения в территориальные органы занятости Минтруда России с целью заключения договоров на совместную деятельность по созданию новых рабочих мест, переподготовке работников, их дальнейшему трудоустройству.
 

Статс - секретарь,
Заместитель Министра
П.А.ШЕВОЦУКОВ

 
 
 

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА 2001 - 2005 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы - Отраслевая целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 годы
Основание для разработки - Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 37
Государственный заказчик - Министерство путей сообщения Российской Федерации
Основные разработчики - Департаменты кадров и учебных заведений, экономики Министерства путей сообщения Российской Федерации, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Главная цель Программы - Обеспечение государственной поддержки занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на период реформирования отрасли
Головной исполнитель - Департамент кадров и учебных заведений Министерства путей сообщения Российской Федерации
Основные исполнители - Департаменты, управления и железные дороги МПС России
Сроки реализации Программы - 2001 - 2005 годы
Базовые направления программных действий - правовое, методическое и информационное обеспечение;
повышение уровня кадрового потенциала отрасли;
развитие трудовых ресурсов;
улучшение рабочей среды и содействие адаптационным процессам;
социальные составляющие компенсационной политики;
взаимодействие с региональными органами власти
Объемы и источники финансирования - Финансовые затраты на реализацию Программы составят 3481,16 млн. рублей <*>, в том числе за счет средств федерального бюджета 941,603 млн. руб. путем реструктуризации задолженности Государственному фонду занятости населения РФ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001)
Ожидаемые результаты - Создание на период реформирования железнодорожного транспорта и последующие годы системы мер, обеспечивающих занятость высвобождаемых работников и устойчивое развитие отрасли в условиях рыночных отношений
Контроль за выполнением Программы - Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы, использовании финансовых средств предоставляются в установленном порядке

    


    <*> В ценах 2001 года.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Принятая федеральным правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и социальной политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железных дорог. Нельзя не учитывать, что начавшийся процесс реформирования будет сопровождаться не только ростом производительности труда и других экономических показателей, но и неизбежным сокращением численности персонала, отраслевых расходов на социальную сферу.
    Прогноз экономического развития народного хозяйства страны и объемов перевозок свидетельствует о том, что эффективная работа железнодорожного транспорта возможна только при существенном изменении технологии перевозочного процесса, эксплуатации и ремонта подвижного состава, с одновременным приведением численности персонала в соответствие с объемами выполняемой работы. К концу 2005 года предстоит снизить численность персонала, занятого на перевозках, к уровню 2000 года на 418,2 тысячи человек.
    Для обеспечения устойчивого функционирования железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы необходима государственная поддержка занятости высвобождаемых железнодорожников.
    Задачу снятия негативных последствий переходного периода и в том числе временной безработицы можно решить лишь при интеграции на рынке труда отраслевой и общефедеральной политики. Поэтому основой для разработки Отраслевой целевой программы содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 гг. послужили Указы Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", от 8 ноября 1997 г. N 1201 "О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта", Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 37. Программа рассчитана на консолидацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, работодателей и Отраслевого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей по оздоровлению ситуации на рынке труда путем согласования и регулирования спроса и предложения рабочей силы.
    В рамках общей стратегической установки на формирование качественно нового, "гибкого" отраслевого рынка труда ставится задача поддержать занятость высвобождаемых работников отрасли, сдержать уровень регистрируемой безработицы в целом по стране и особенно в депрессивных, социально плохо защищенных регионах.
    Отраслевая целевая программа строится на принципах:
    - комплексного подхода к решению проблем занятости, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих смягчению напряженности на рынке труда тех территорий, где расположены предприятия, учреждения, организации отрасли;
    - приоритета активных действий в политике занятости (создание и сохранение рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, поддержание и развитие социальной сферы предприятий, содействие трудоустройству высвобождаемых кадров, организация общественных работ и др.);
    - четкого разграничения сфер ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти, территориальных структур Минтруда России, акционерных обществ, объединений работодателей, соответствующих выборных органов Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, трудовых коллективов в решении проблем занятости населения;
    - минимизации и эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию Программы.
 

1. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА

 

1.1. Общие характеристики и динамика занятости

    
    По состоянию на 01.01.2001 на федеральном железнодорожном транспорте работало 1 млн. 537 тыс. человек, в том числе по основной деятельности - 1 млн. 285 тыс. Из них 418,4 тыс. человек - руководители и специалисты. В отрасли насчитывалось 73,5 тыс. медицинских работников, 24,5 тыс. педагогов, 5,4 тыс. работников культуры, 35,2 тыс. человек трудятся в сфере рабочего снабжения и торговли.
    На протяжении последних лет МПС России и железными дорогами проводится целенаправленная работа по приведению численности персонала в соответствие с объемами перевозок. Для смягчения последствий этой работы и социальной защиты железнодорожников реализована Программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 1998 - 2000 годы, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 870.
    В течение трех лет обеспечены:
    - упреждающая переподготовка работников и перемещение их на другие рабочие места;
    - создание новых рабочих мест в системе фирменного транспортного обслуживания, в системе сервиса для пассажиров, а также за счет расширения и внедрения новых услуг, предпринимательской деятельности, развития сезонной занятости;
    - приоритетный прием молодых кадров, в т.ч. выпускников учебных заведений железнодорожного транспорта;
    - взаимодействие с региональными службами занятости по вопросам трудоустройства, переподготовки кадров и создания для них новых рабочих мест;
    - использование режима неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы;
    - доплаты к пенсиям из средств МПС России лицам, которым в соответствии с законодательством по предложению территориальных органов службы занятости досрочно, до наступления положенного возраста, оформлена пенсия;
    - выплата выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в размере минимальной оплаты труда в отрасли за каждый отработанный год при увольнении лиц со стажем работы на железнодорожном транспорте 15 и более лет;
    - строгое соблюдение условий поддержания занятости на основе социального партнерства, закрепленного в Отраслевом тарифном соглашении.
    Программой 1998 - 2000 гг. до конца отведенного периода намечалось высвободить 400 тысяч человек. На 01.01.2000 фактическое снижение среднесписочной численности составило 428 тысяч.
    В целях сохранения высококвалифицированного кадрового потенциала в отрасли велась упреждающая переподготовка кадров. В 1998 - 2000 годах новым (смежным) профессиям обучено почти 194 тысячи человек, в т.ч. 26,3 тысячи из числа подлежащих высвобождению. Из общего количества прошедших учебу 155 тысяч человек трудоустроено на предприятиях железнодорожного транспорта в порядке внутритранспортного перемещения. Кроме того, создано около 14 тысяч новых рабочих мест и трудоустроено на них 18,2 тысячи человек.
    Ежегодно из вузов, техникумов и колледжей на предприятия железнодорожного транспорта поступало около 5 тысяч человек, что в основном обеспечивало потребности железных дорог в специалистах.
    По сокращению штата в 1998 - 2000 годах уволено 31,5 тысячи человек. На пенсию уволено 52,7 тысячи человек.
    Из числа уволенных работников по сокращению штата в 1998 - 2000 годах 25,5 тысячи человек (80,9%) были поставлены на учет в территориальных органах занятости. Из них 4,7 тысячи человек трудоустроено.
    Территориальными органами занятости в 1998 - 2000 годах переподготовлено 1,7 тысячи высвобожденных работников отрасли и создано для них 391 рабочее место, оформлена досрочная пенсия более 500 работникам.
    Железными дорогами заключено 529 договоров с территориальными органами занятости Минтруда России на подготовку (переподготовку) кадров и создание новых рабочих мест за счет средств Государственного фонда занятости населения путем погашения задолженности предприятий железнодорожного транспорта этому фонду, образовавшейся на 01.01.98. Было использовано всего 76,9 млн. рублей.
    Поставленные цели и задачи на 1998 - 2000 годы Программой содействия занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта в основном выполнены, но имеются проблемы, требующие дальнейшего решения. Более того, некоторые из них обостряются и усугубляются. Другие же в условиях структурной реформы приобретают совсем иное, чем прежде, хозяйственное и социальное значение.
 

1.2. Ключевые проблемы в сфере занятости и их социальная составляющая

 
    По оценкам специалистов, привлекательность предприятий отрасли для рабочей силы на региональных рынках труда в 1998 - 2000 годах несколько снизилась. Слабеют мотивация, стимулы к труду. При развитии этих тенденций могут возникнуть сложности с привлечением на железные дороги квалифицированных кадров в целом ряде регионов. Именно под таким углом зрения следует рассматривать ситуацию в сфере отраслевой занятости, оценивать наиболее значимые проблемы, требующие первоочередного решения.
    1. Проблемы мотивации трудовой деятельности персонала.
    1.1. Повышение эффективности мотивационных механизмов упирается в традиционно жесткие принципы отраслевой экономики.
    1.2. Уровень техники, технологических процессов в настоящее время требует значительных затрат ручного, низко квалифицированного труда, что обуславливает низкую заработную плату большого количества работников ведущих профессий и естественно не стимулирует высоких конечных результатов.
    1.3. Отсутствие научно - обоснованной технологии перевозочного процесса, эксплуатации и ремонта подвижного состава и технических средств не позволяет объективно определить штат персонала на выполняемый объем работы.
    2. Проблемы социально - психологического и информационного обеспечения.
    2.1. Негативное отношение части работников к ожидаемым реформам во многом связано с тем, что многие из них боятся потерять работу, свои социальные гарантии и льготы при переходе в создаваемые акционерные общества. В то же время ни руководящие кадры железных дорог, ни профсоюзные работники не разъясняют по-настоящему сути проводимой реформы.
    2.2. Очевидной стала актуальность совершенствования механизмов поддержания социального партнерства между трудовыми коллективами в лице их выборных профсоюзных органов и администрацией.
    2.3. Недостаточный уровень информированности работников отрасли и трудовых коллективов об их правах лишают людей возможности объективно оценивать свои перспективы на отраслевом рынке труда и находить приемлемые варианты занятости.
    3. Проблемы управления кадрами и формирования социальной политики.
    3.1. Реалии переходного периода, с одной стороны, обозначили возрастающую значимость плановой подготовки и переподготовки кадров, мягкого перераспределения кадровых ресурсов в момент структурной перестройки отрасли, а с другой - напрямую связали эти процессы с необходимостью повышать мотивацию труда, улучшать микроклимат в производственных коллективах, максимально использовать для погашения перестроечных издержек социальные ресурсы ведомственной системы.
    3.2. Не достигнуто достаточной согласованности в механизмах формирования кадровой и социальной политики, недостаточна и эффективность управленческой деятельности административных звеньев, являющихся инструментами реализации этой политики.
    3.3. Социальные составляющие, жестко связанные в пореформенных условиях с управлением кадровыми ресурсами, оцениваются и воспринимаются руководящим составом железных дорог чаще всего по критериям второго плана. Между тем все яснее вырисовывается потребность, результирующая изменившиеся в последнее время настроения гражданского общества: реформы должны не ухудшать, а улучшать жизнь людей. Структурная реформа отрасли может быть в полной мере поддержана железнодорожниками и членами их семей, если негативные ожидания будут существенно снижены. А снижены они могут, в первую очередь, за счет усиления социальной направленности планируемых преобразований, дополнительных социальных гарантий и большой разъяснительной работы.
 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 
    В основе Программы - цели и задачи государственной политики, отраженные в Федеральной программе содействия занятости населения Российской Федерации, Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Отраслевом тарифном соглашении на 2001 - 2003 годы, а также в программах реформирования железнодорожного транспорта.
    Отраслевая программа содействия занятости высвобождаемых работников на 2001 - 2005 гг. в соответствии с принятой государством политикой занятости предусматривает учет и защиту интересов граждан и их семей. Высвобождение контингента будет проводиться поэтапно и главным образом (61%) за счет естественного оттока, увольнения на пенсию, ограничения приема. При этом в проектируемые показатели Программы включаются, причем в самом широком диапазоне, меры адаптационного и компенсационного характера (см. таблицы 1, 2).
 
 

Таблица 1

 

Основные показатели отраслевой программы содействия занятости на 2001 - 2005 годы

 

NОсновные показатели 2001 2002 2003 2004 2005 Итого
1 Численность работающих на перевозках, тыс. чел. 948,6 861,3 791,9 731,8 673,8  
2 Высвобождение контингента на перевозках, тыс. чел. 143,4 87,3 69,4 60,1 58,0 418,2
3 Создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников (тыс.) 2,01 1,55 0,54 0,53 0,52 5,15
4 Прием молодых специалистов из вузов (тыс. чел.) 3,8 3,5 3,5 3,4 3,6 17,8
5 Прием молодых специалистов из техникумов (тыс. чел.) 4,8 4,0 3,8 3,6 3 19,2
6 Переподготовка высвобождаемых работников (тыс. чел.) 15,9 12,1 11,1 10,2 10,1 59,4
7 Подготовка рабочих в техникумах, колледжах, на производстве и в ПТУ (тыс. чел.) 62,0 58,1 56,6 54,8 54,4 285,9
8 Повышение квалификации руководителей, специалистов (тыс. чел.) 58,0 56,2 56,4 55,7 55,7 282
9 Повышение квалификации кадров массовых профессий (тыс. чел.) 179,7 172,7 169,0 166,2 162,4 850
10 Строительство жилья для высвобождаемых работников (тыс. кв. м) 53,5 82,43 62,33 23,88 22,47 244,61

 
 

Таблица 2

 

Проект целевых производственно - экономических параметров на 2001 - 2005 гг. (в ценах 2001 г.)

 

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. % 2005 г. к 2001 г. % 2005 г. к 2000 г.
Контингент на перевозках, тыс. чел. % к предыдущему году +/- к пред. году 948,6 86,9 -143,4 861,3 90,8 -87,3 791,9 91,9 -69,4 731,8 92,4 -60,1 673,8 92,1 -58,0 71,0 -274,8 61,7 -418,2
Темпы роста производительности труда, % 120 115 114 113 113 167,4 200,8
в том числе за счет снижения контингента 115,1 110,1 108,8 108,2 108,6 140,8 157,0
Заработная плата, руб. % к пред. году 4632 133,4 5604 121,0 6476 115,6 7242 111,8 7544 109,7 171,5 217,0 228,8
Рост реальной заработной платы, % 114,0 109,0 107,0 106,5 106,5  150,8
Отношение прироста реальной заработной платы к приросту производительности труда 0,7 0,6 0,5 0,5 0,5   

 
    Основными целями Отраслевой программы содействия занятости являются:
    - сохранение высококвалифицированного кадрового потенциала отрасли и повышение престижности железнодорожных профессий;
    - создание условий для оптимальной работоспособности кадров и максимально полного использования человеческих ресурсов;
    - преодоление негативных моментов, связанных с высвобождением персонала, смягчение социально-психологического напряжения среди работников.
    Основными задачами Программы являются:
    - упреждающая подготовка и переподготовка кадров, обучение новым (смежным) профессиям;
    - создание соответствующих изменившейся конъюнктуре отраслевого рынка труда новых рабочих мест;
    - обеспечение социальных льгот и гарантий при уходе людей на пенсию или увольнении по сокращению штата;
    - зачисление высвобождаемых специалистов и работников ведущих профессий в кадровый резерв с частичной выплатой пособий;
    - содействие при закрытии малодеятельных железнодорожных линий, участков в переселении людей в другие регионы, где будет востребована рабочая сила;
    - развитие сезонной и временной занятости.
 

3. БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 
    В системе мер, призванных содействовать занятости высвобождаемых работников железных дорог, предусматривается два уровня действий, носящих общеотраслевой характер и определяющих интересы более узкие, по профилю хозяйств. Однако, независимо от любой последующей дифференциации, предполагаемые программные действия можно систематизировать по следующим направлениям.
    Повышение уровня кадрового потенциала отрасли. Реализация столь масштабной и комплексной задачи одновременно включает и концептуальные подходы к кадровой политике, и чисто практические шаги, позволяющие последовательно укреплять совокупную ресурсную базу системы управления и коммуникаций, транспортного производства, социальной сферы, системы оплаты и мотивации труда работников всех отраслевых звеньев (см. таблицы 3 - 14).
    Развитие трудовых ресурсов. Решение этой задачи во многом зависит от функционирования отраслевой системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственную учебу, от возможностей для самообразования, условий и форм опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения или перемещения на другие рабочие места. Действующая система должна быть сориентирована на обеспечение высокого качества новой рабочей силы, снижение риска безработицы среди выпускников отраслевых учебных заведений, а вносимые в учебный процесс перемены обязаны отвечать складывающейся конъюнктуре, оставаться адекватными переменам на рынке труда (см. таблицы 16 - 21).
    Улучшение рабочей среды и содействие адаптационным процессам. Такое направление действий предусматривает в Программе взаимообусловленные и тесно связанные задачи. С одной стороны, здесь достигается максимально щадящий режим на производстве для представителей "группы риска" (кандидатов на сокращение) - причем этот режим подразумевает самую разную социальную поддержку. С другой стороны, преследуется цель дать работнику и административным службам относительно цельное представление о том, за счет чего легче приспособиться к изменившимся условиям, с помощью каких индивидуальных и встречных коллективных средств можно достичь адаптационного компромисса (см. таблицы 23 - 25).
    Социальные составляющие компенсационной политики. В данном случае речь идет, во-первых, о существующих и создаваемых органах, механизмах, управленческих структурах, отвечающих за разработку и координацию отраслевой социальной политики (а к ней относятся в том числе и действующие на железных дорогах социальные гарантии, льготы); во-вторых, об условиях и порядке содержания учреждений и предприятий социальной сферы, предназначенных в известной мере гасить людям их пореформенные потери, служить дополнительной мотивацией при выборе профессии и места работы (см., в частности, таблицу 26).
    Правовое, методическое и информационное обеспечение. Его основу составляют мероприятия, реализация которых позволит создать необходимую законодательную и нормативную базу для комплексного решения вопросов социальной защиты высвобождаемых работников отрасли, обеспечит устойчивое функционирование железнодорожного транспорта в новых экономических условиях и соответствие численности работающих объемам перевозок (см., в частности, таблицу 27).