Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 374. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

Дата документа03.12.2002
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2002 г. N 858

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется - Программа).
    2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2003-2010 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2010 года; предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2002 г.
N 858

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"
   
Основание для разработки Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р
   
Государственный заказчик - координатор Программы  - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
   
Государственные заказчики Программы  - Министерство транспорта Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации,
Министерство образования Российской Федерации,
Министерство культуры Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
   
Основные разработчики Программы  - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации,
Министерство образования Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Министерство культуры Российской Федерации,
Министерство энергетики Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации,
Министерство транспорта Российской Федерации,
Министерство природных ресурсов Российской Федерации,
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу,
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту
   
Цели и задачи Программы  - развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований;
  создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
  расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
  создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности
   
Сроки и этапы реализации Программы  - 2003-2010 годы:
I этап - 2003-2006 годы;
II этап - 2007-2010 годы
   
Основные мероприятия Программы  - мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
 жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство.
  Реализация мероприятий обеспечит:
улучшение жилищных условий сельского населения;
  улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
  сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;
  повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;
  активизацию культурно-досуговой деятельности на селе;
  развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения;
  повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
  расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
  повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест
   
Исполнители основных мероприятий Программы  - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство образования Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Министерство культуры Российской Федерации,
Министерство энергетики Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации,
Министерство транспорта Российской Федерации,
Министерство природных ресурсов Российской Федерации,
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу,
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
строительные, проектные и научные организации на конкурсной основе,
общественные организации
   
Объемы и источники финансирования Программы  - общая сумма расходов на реализацию Программы - 178,7 млрд. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 18,7 млрд. рублей (10,5 процента);
  средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 76,9 млрд. рублей (43 процента);
  средства внебюджетных источников - 83,1 млрд. рублей (46,5 процента)
   
Ожидаемые результаты реализации Программы  - реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 141 тыс. сельских семей и довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов;
  повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 48,6 процента;
  улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропотребление на бытовые цели до 0,8 МВт.ч на душу населения;
  довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов;
  повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40-45 процентов;
  повысить уровень обеспеченности больничными местами до 69,5 койкоместа на 10 тыс. человек, амбулаториями - до 144,4 тыс. посещений в смену;
  повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 215 мест на 1 тыс. человек;
  улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения;
  привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента работающих в сельской местности;
  расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания;
  повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47 процентов;
  обеспечить ввод 1,9 млн. телефонных номеров;
  привести в нормативно-техническое состояние 51,2 тыс. км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, на 13,3 тыс. км;
  сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 130,6 тыс. рабочих мест и дополнительно создать 234,7 тыс. рабочих мест

 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 153 тыс. сельских поселений имеют только 10 тыс. Выборочно обустроены примерно 50 тыс. поселений, а более 90 тыс. не вовлечены в этот процесс.
    В среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10-20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.
    Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
    За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
    Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 39 процентах сельских жилых домов, центральное топление - в 37 процентах, канализация - в 30 процентах, горячее водоснабжение - в 17 процентах сельских жилых домов.
    За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 1533 единицы (32 процента), фельдшерско-акушерских пунктов - на 1901 единицу (4 процента). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городе - 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.
    Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.
    Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 17 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов.
    Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов. Из имеющихся на начало 2001 года 24,3 тыс. детских дошкольных учреждений 85 процентов являются малокомплектными (на 1-3 группы).
    Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36 процентов, тогда как в городе оно составляет 64 процента.
    Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 3 тыс. ученических мест при увеличении численности учащихся на 218 тыс. человек.
    В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
    За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 228 тыс. человек, то в 2001 году - только 102 тыс. человек.
    За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 23 процента, киноустановок - на 7 процентов, библиотек - на 6 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 53 млн. экземпляров (13 процентов).
    В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 66 процентов. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.
    Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.
    Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
    К началу 2001 года более 12,7 тыс. км воздушных электрических линий и 3,9 тыс. трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
    В сельской местности эксплуатируется 258 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 13 млн. домов (квартир), из них 4,2 млн. природным газом, а остальные - сжиженным.
    Централизованное водоснабжение существует в 73 тыс. сельских поселений с населением 25,4 млн. человек, или 64,8 процента сельского населения страны.
    Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате 75 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
    Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано.
    Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Только 28 процентов абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.
    Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
    Из-за бездорожья свыше 40 тыс. сельских поселений остаются без автобусного сообщения.
    В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
    Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. человек). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. человек составляет 17 промилле, что на 16 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
    Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
    Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 году уменьшилась на 285 тыс. человек (5,9 процента) и на начало 2001 года составила 4,6 млн. человек.
    Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 процента до 56 процентов.
    Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
    Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
    Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется - Программа) обусловлена:
    1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.
    Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства страны необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
    2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
    Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
    Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
    3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
    Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
 

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 
    Программа разработана для достижения следующих основных целей:
    развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
    сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
    создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
    расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
    создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
    Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
    стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
    улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
    повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
    повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
    активизация культурной деятельности на селе;
    развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
    повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
    расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
    повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
    Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
    Основные пути решения программных задач:
    приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях;
    разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
    повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
    разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
    удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
    создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
    формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
    Сроки реализации Программы (2003-2010 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
    Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
    На первом этапе (2003-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
    На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
    Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета в 2003-2004 годах, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
 

III. Мероприятия Программы

 
    Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, и включает мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению реализации Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
    Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства и малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений, и подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию.
    Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
    Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий федерального, регионального и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.