Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 384. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госатомнадзора РФ N 1, Госгортехнадзора РФ N 97 от 19.06.2003 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

Дата документа19.06.2003
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Требования · Нормы · Правила

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2003 г. N 4887
    


 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
N 1

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
N 97

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2003 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

 
    Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральный горный и промышленный надзор России постановляют:
    Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2003 г. прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии" (НП-043-03).
 

Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.ВИШНЕВСКИЙ

 

Начальник
Госгортехнадзора России
В.М.КУЛЬЕЧЕВ

 
 
 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

НП-043-03

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
    Термины и определения используются в целях настоящего документа.
    1. Авария - нарушение эксплуатации объектов использования атомной энергии (ОИАЭ), при котором произошел выход радиоактивных веществ и (или) ионизирующего излучения за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасной эксплуатации. Авария характеризуется исходным событием, путями протекания и последствиями.
    2. Максимальное расчетное землетрясение - землетрясение максимальной интенсивности на площадке ОИАЭ с повторяемостью один раз в 10000 лет.
    3. Нарушение нормальной эксплуатации ОИАЭ - нарушение в работе ОИАЭ, при котором произошло отклонение от установленных эксплуатационных пределов и условий. При этом могут быть нарушены и другие установленные проектом пределы и условия, включая пределы безопасной эксплуатации.
    4. Нормальная эксплуатация ОИАЭ - эксплуатация ОИАЭ в определенных проектом эксплуатационных пределах и условиях.
    5. Объекты использования атомной энергии - ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.
    6. Пределы безопасной эксплуатации - установленные проектом значения параметров технологического процесса ОИАЭ, отклонения от которых могут привести к аварии.
    7. Программа обеспечения качества - документ (комплект документов), определяющий совокупность организационно-технических и других мероприятий по обеспечению качества, направленных на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности.
    8. Проектное землетрясение - землетрясение максимальной интенсивности на площадке ОИАЭ с повторяемостью один раз в 1000 лет.
    9. Транспортно-технологические операции - операции по перемещению грузов и оборудования, предусмотренные технологическим процессом ОИАЭ.
    Иные термины и определения изложены в приложении 2 "Термины и определения" к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденным Госгортехнадзором России <*>.
    


    <*> Данные Правила согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР не нуждаются в государственной регистрации.
 

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящий документ разработан на основе Федерального закона "Об использовании атомной энергии" <*>, с учетом федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных Госгортехнадзором России (далее - ПБ 10-382-00).
    


    <*> Федеральный закон N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.
 
    1.2. Требования настоящего документа распространяются на грузоподъемные краны объектов использования атомной энергии грузоподъемностью 1 т и более, используемые в технологическом процессе ОИАЭ и (или) расположенные на охраняемой территории этих объектов (далее - краны ОИАЭ):
    а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;
    б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
    в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или с электромагнитом;
    г) электрические тали;
    д) подъемники крановые;
    е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
    ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.).
    Требования настоящего документа не распространяются на устройства перегрузки топлива для ядерных реакторов.
    1.3. Требования настоящего документа не распространяются на краны:
    - используемые на предприятиях и в организациях при изготовлении, испытаниях, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
    - установленные на судах и иных плавсредствах с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками;
    - стреловые, размещенные непосредственно на ходовом устройстве.
    1.4. Настоящий документ устанавливает технические и организационные требования, вытекающие из особенностей ОИАЭ, как возможных источников радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду, и направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ (далее - безопасность ОИАЭ), которые должны выполняться при конструировании (проектировании), изготовлении и эксплуатации кранов.
    1.5. Сроки и объем приведения сооружаемых и эксплуатируемых кранов ОИАЭ в соответствие с требованиями настоящего документа определяются в каждом конкретном случае эксплуатирующей организацией ОИАЭ (организацией-владельцем) и одобряются Госатомнадзором России в установленном порядке.
 

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ ОИАЭ

 
    2.1. К кранам ОИАЭ с точки зрения влияния на обеспечение безопасности ОИАЭ относятся специальные краны ОИАЭ и общепромышленные.
    2.1.1. К специальным кранам ОИАЭ, эксплуатация которых может оказывать влияние на безопасность ОИАЭ, относятся:
    группа А - краны ОИАЭ, обслуживающие реакторы, хранилища свежего и отработавшего ядерного топлива, высокоактивных радиоактивных отходов;
    группа Б - краны ОИАЭ, перемещающие радиоактивные вещества и радиоактивные отходы средней и низкой активности;
    группа В - краны ОИАЭ, используемые в помещениях, где располагаются системы (элементы) и оборудование, важные для безопасности ОИАЭ.
    2.1.2. Общепромышленные краны ОИАЭ, не оказывающие влияния на безопасность ОИАЭ, должны конструироваться, изготавливаться и эксплуатироваться в соответствии с ПБ 10-382-00.
    2.2. Если какой-либо кран ОИАЭ одновременно содержит признаки разных групп, то он должен быть отнесен к группе с более высокими требованиями в соответствии с пунктом 2.1.1 настоящего документа.
    2.3. Отнесение кранов ОИАЭ к специальным или общепромышленным устанавливается и обосновывается в проекте ОИАЭ и представляется в отчете по обоснованию безопасности ОИАЭ (далее - ООБ ОИАЭ).
    Отнесение ранее изготовленных специальных кранов ОИАЭ к группам должно быть обосновано эксплуатирующей организацией ОИАЭ согласно классификации, приведенной в пункте 2.1.1 настоящего документа.
    2.4. Конструирование, изготовление и эксплуатация специальных кранов ОИАЭ должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего документа, ПБ 10-382-00 (в части соблюдения требований технической безопасности, не связанных со специфическими особенностями ОИАЭ, как источника ионизирующего излучения), требованиями действующих государственных стандартов и других нормативных документов.
    2.5. В исходных требованиях к конструированию специальных кранов ОИАЭ должны быть отражены:
    а) грузоподъемность, вид перемещаемых грузов, высота (или диапазон) подъема груза, скорости движений механизмов, диапазон регулирования скоростей, размеры пролета (или вылета), сведения об интенсивности работы и особенностях выполняемых с применением кранов технологических операций;
    б) группы кранов ОИАЭ по влиянию на безопасность ОИАЭ;
    в) показатели надежности кранов ОИАЭ и их основных элементов, а также назначенный срок службы, критерии предельного состояния, резервирование (резервируемые функции и элементы, кратность резервирования);
    г) требования к установке кранов ОИАЭ;
    д) требования к управлению кранами ОИАЭ, блокировкам и сигнализации, системам токоподвода;
    е) требования к обеспечению работоспособности крана ОИАЭ при отказах технологического оборудования ОИАЭ в месте установки крана и авариях на ОИАЭ;
    ж) уровни значений интенсивности внутренних воздействий от нарушений нормальной эксплуатации и внешних воздействий природного и техногенного происхождения, включая землетрясения, проектное и максимальное расчетное землетрясения;
    з) особенности организации технического обслуживания и ремонта кранов ОИАЭ;
    и) требования к монтажу кранов ОИАЭ;
    к) требования к материалам и конструкции узлов, деталей, механизмов, приборов, аппаратуры кранов ОИАЭ с учетом возможности проведения их дезактивации;
    л) дополнительные требования к сварке, контролю металла и сварных соединений при изготовлении крана ОИАЭ и в процессе его эксплуатации, если это необходимо;
    м) требования к грузозахватным органам.
    2.6. При необходимости в исходные требования должны быть включены отражающие особенности использования специальных кранов ОИАЭ требования:
    - к обеспечению защиты крановщика (оператора) от действия радиоактивного излучения и снабжения радиационно-защитными смотровыми окнами стационарных постов управления краном ОИАЭ;
    - к обеспечению помещений, размещающихся на кранах ОИАЭ, сигнализацией, оповещающей о радиационной опасности;
    - к системе управления крана ОИАЭ по предотвращению выхода крана и грузозахватного органа за пределы установленной зоны эксплуатации.
    2.7. Конструирование, изготовление и эксплуатация элементов специальных кранов ОИАЭ должны проводиться в соответствии с программами обеспечения качества.
    2.8. Все специальные краны ОИАЭ должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности.
    2.9. Разработка проектов на изготовление кранов ОИАЭ, предназначенных для работы с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, а также во взрыво- и пожароопасных помещениях, должна производиться по техническим заданиям, согласованным со специализированной организацией.
    Возможность работы крана ОИАЭ во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.
    2.10. Кроме требований, изложенных в настоящем разделе, должны соблюдаться также требования ПБ 10-382-00, изложенные в пунктах 2.1.4, 2.1.5 (частично) раздела 2.1, разделах 2.3 (кроме пунктов 2.3.1, 2.3.8), 2.4 (кроме пунктов 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7), 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 (кроме пункта 2.9.5), 2.10, 2.11, 2.12 (кроме пунктов 2.12.23, 2.12.24), 2.13, 2.14, 2.16, 2.17, 2.18, 2.19 и приведенные в приложении 20 к настоящему документу, а также приложения 2, 4, 6 - 19 к ПБ 10-382-00, приведенные в настоящем документе.
 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРАНОВ ОИАЭ ГРУППЫ В

 

3.1. Общие требования

 
    3.1.1. В проекте ОИАЭ должен устанавливаться проектный срок службы крана ОИАЭ с учетом его эксплуатации в период сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ОИАЭ.
    3.1.2. Подвергающиеся сварке элементы металлоконструкции кранов ОИАЭ и грузозахватных органов должны быть изготовлены из материалов, одобренных к применению органом государственного надзора.
    3.1.3. Качество и свойства материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий должны соответствовать требованиям государственных стандартов и других нормативных документов, технических условий и подтверждаться сертификатами предприятий-поставщиков.
    3.1.4. Материалы, не указанные в нормативных документах и ранее не применявшиеся для изготовления, реконструкции и ремонта кранов, могут быть применены по рекомендации специализированной организации и при одобрении органом государственного надзора.
    3.1.5. Организацией - изготовителем крана ОИАЭ должен проводиться входной контроль качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
    3.1.6. Сварка металлоконструкций, элементов кранов ОИАЭ и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00, государственных стандартов и других нормативных документов.
    3.1.7. Для электротехнических изделий и комплектующего оборудования в проекте ОИАЭ должны быть приведены требования к контролю в процессе эксплуатации их фактических параметров (характеристик) и соответствия техническим условиям на эти изделия и оборудование.
    3.1.8. Должна быть разработана ремонтная документация в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и других нормативных документов.
    3.1.9. Двухбалочные мосты кранов ОИАЭ по всей длине моста должны иметь двухсторонние площадки обслуживания.
    3.1.10. Стыки рельсов вновь проектируемых крановых путей должны быть выполнены с углом скоса 30 - 45 град. относительно продольной оси рельса.
    3.1.11. Краны ОИАЭ должны комплектоваться приспособлениями для монтажа (демонтажа) ходовых колес.
    3.1.12. Механизмы кранов ОИАЭ должны проходить стендовые испытания на предприятии-изготовителе (для механизмов подъема - под нагрузкой, соответствующей паспортной грузоподъемности).
    3.1.13. Организация - изготовитель крана ОИАЭ должна включать в состав эксплуатационной документации паспорт и руководство по эксплуатации всех элементов, входящих в комплект поставки крана ОИАЭ.
    3.1.14. В руководство по эксплуатации крана ОИАЭ наряду с другими положениями должны быть включены:
    - перечень нарушений в работе ОИАЭ, после которых необходимо проводить контроль работоспособности крана ОИАЭ;
    - методики проведения контроля работоспособности крана ОИАЭ, а также состав и объем проверок после возникновения нарушений в работе ОИАЭ;
    - порядок и методика проведения дезактивации крана ОИАЭ после возникновения нарушений в работе ОИАЭ, имеющих радиационные последствия.
 

3.2. Защита от воздействий окружающей среды

 
    3.2.1. Металлоконструкции и элементы кранов ОИАЭ должны быть стойкими к коррозии (выбор соответствующего материала, окраски и покрытия) при транспортировании, хранении, монтаже (демонтаже), эксплуатации кранов ОИАЭ, включая воздействия, возникающие при нарушениях в работе ОИАЭ, в том числе от воздействия борной кислоты (при срабатывании спринклерной системы) и дезактивирующих растворов.
    3.2.2. Для кранов ОИАЭ, которые в период сооружения ОИАЭ могут эксплуатироваться на открытом воздухе или в зоне возможного воздействия жидких сред спринклерных систем (при испытаниях), должна быть предусмотрена возможность установки временных укрытий над механизмами и электрооборудованием кранов.
    3.2.3. Элементы кранов ОИАЭ, включая наружные поверхности кранов, шкафов электрооборудования и корпусов электродвигателей, которые в процессе эксплуатации могут быть подвергнуты радиоактивному загрязнению, должны иметь коррозионную стойкость к дезактивирующим растворам, низкую сорбционную способность к радиоактивным веществам и легко дезактивироваться.
    3.2.4. Металлоконструкции, механизмы, электрооборудование кранов ОИАЭ должны быть рассчитаны на внутренние воздействия, соответствующие условиям нормальной эксплуатации, нарушениям нормальной эксплуатации, включая аварии на ОИАЭ.
    3.2.5. Электрическая проводка, применяемая для крана ОИАЭ, должна выполняться проводами и кабельными изделиями с учетом внутренних и внешних воздействий, учитываемых в проекте ОИАЭ, включая проектные аварии.
    3.2.6. Кран ОИАЭ и его элементы должны быть устойчивы к внешним воздействиям природного и техногенного происхождения, а также при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии ОИАЭ. Сохранение и (или) восстановление работоспособности крана ОИАЭ и его элементов при внутренних и внешних воздействиях природного и техногенного происхождения на ОИАЭ должны быть обоснованы в проекте и представлены в ООБ ОИАЭ.
 

3.3. Предохранительные устройства и тормоза

 
    3.3.1. Необходимость оснащения кранов ОИАЭ аварийными ручными приводами на спуск груза определяется техническими требованиями на кран ОИАЭ. Аварийные ручные приводы механизмов крана ОИАЭ должны обеспечивать собственное торможение механизма и иметь приспособления для безопасного освобождения основных тормозов (тормоза) механизмов.
    3.3.2. Приводы и тормозные устройства кранов ОИАЭ, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать возможность эксплуатации крана ОИАЭ с учетом воздействия ветра давлением не менее 250 Па.
    3.3.3. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами в соответствии с нормативными документами.
    Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, могут не снабжаться противоугонными устройствами, если при действии на кран ветра максимально допустимая скорость определена в стандартах для нерабочего состояния крана, а величина коэффициента запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2 согласно нормативным документам.
    3.3.4. При использовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закреплять кран на всем пути его перемещения.
    3.3.5. Кроме изложенных в настоящем разделе требований должны соблюдаться также требования ПБ 10-382-00, изложенные в разделах 3.1 (кроме пунктов 3.1.2 частично, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.14, 3.1.20, 3.1.21, 3.1.24), 3.2 (кроме пункта 3.2.1), 3.3 (кроме пункта 3.3.4), 3.4, 3.5, 8, приведенные в приложении 21 к настоящему документу.
 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРАНОВ ОИАЭ ГРУППЫ Б

 

4.1. Общие требования

 
    4.1.1. Должны быть выполнены все требования, изложенные в разделе 3 настоящего документа.
    4.1.2. Элементы металлоконструкций, механизмов и электрооборудования кранов ОИАЭ для условий нормальной эксплуатации должны быть выбраны и рассчитаны исходя из показателей групп режима крана ОИАЭ, не ниже А5, а механизмов и электрооборудования - не ниже М4 в соответствии с государственными стандартами.
    4.1.3. Техническое задание на разработку крана ОИАЭ группы Б (вне зависимости от его типа и серийности производства) должно быть утверждено эксплуатирующей организацией ОИАЭ.
 

4.2. Приводы, тормоза, смазка

 
    4.2.1. Приводы всех механизмов кранов ОИАЭ должны иметь автоматически действующие тормоза. Для каждого привода механизмов подъема обязательно наличие двух тормозов - основного и дополнительного, действующих независимо один от другого. Основной тормоз должен быть установлен либо на реборде барабана механизма подъема, либо на валу редуктора. Дополнительный тормоз может устанавливаться в любом месте кинематической цепи механизма подъема. Дополнительный тормоз должен срабатывать с замедлением по отношению к основному. Каждый из тормозов механизма подъема для случая действия эксплуатационной нагрузки должен быть рассчитан с коэффициентом запаса торможения не менее 1,5.
    4.2.2. Приводы механизмов кранов ОИАЭ должны иметь установочные скорости. Возникающие при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую ускорения (замедления) не должны превышать 0,2 м/с2 для горизонтальных перемещений и 0,1 м/с2 для вертикальных перемещений груза, если иное не оговорено в технических требованиях на кран ОИАЭ.
    4.2.3. Конструкция узлов механизмов кранов ОИАЭ и марки применяемых смазочных материалов должны исключать возможность загрязнения смазкой как самого крана, так и подкранового пространства. В случае необходимости на кране ОИАЭ должны быть предусмотрены приспособления, исключающие попадание смазки на оборудование, расположенное под краном.
 

4.3. Устройства, обеспечивающие безопасность эксплуатации крана ОИАЭ

 
    4.3.1. Механизмы подъема груза крана ОИАЭ должны иметь два независимых концевых выключателя. Срабатывание каждого из них должно независимо разрывать цепь питания контактора и приводить к обесточиванию электродвигателя механизма подъема.
    Второй концевой выключатель должен срабатывать после того, как грузовая подвеска прошла первый выключатель в случае его отказа. Возможный ход грузовой подвески после срабатывания второго выключателя определяется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00. При срабатывании второго концевого выключателя механизм подъема груза должен быть обесточен до выяснения причины отказа первого концевого выключателя.
    4.3.2. При срабатывании первого концевого выключателя механизма подъема груза крана ОИАЭ должна быть приведена в действие сигнализация на посту управления.
    При приведенном в действие втором концевом выключателе на посту управления должна быть включена световая сигнализация, которая может быть снята после выяснения причины и устранения неисправности, приведшей к продолжению работы привода после прохождения крюком положения, при котором должен срабатывать первый выключатель.
    4.3.3. Приборы и устройства безопасности, в том числе аварийные выключатели (кроме кнопки "стоп"), концевые выключатели, ограничители грузоподъемности и т.д., должны быть независимы от действий крановщика (оператора) при нормальной эксплуатации крана ОИАЭ. Ошибки в управлении краном ОИАЭ не должны приводить к потере работоспособности его приборов и устройств безопасности.
    4.3.4. Органы управления механизмами и грузозахватными приспособлениями крана ОИАЭ должны быть устроены так, чтобы были исключены возможные ошибки выбора направления движения механизмов. Они должны иметь надписи, символы или схемы, наглядно указывающие направление движений механизмов.
 

4.4. Электрооборудование, системы управления и сигнализации

 
    4.4.1. Токоподвод к крану ОИАЭ и грузовой электрической тележке должен быть выполнен с применением гибкого кабеля.
    4.4.2. Срабатывание блокировок или концевых выключателей при достижении недопустимых положений или величин движений механизмами крана ОИАЭ должно дополнительно сопровождаться включением сигнализации (световой или звуковой).
    Сигналы о срабатывании блокировок или концевых выключателей должен хорошо различать и (или) слышать персонал кранов ОИАЭ, кроме кранов ОИАЭ, управляемых с пола.
    4.4.3. Для кранов ОИАЭ, перемещающихся на общих путях, должна быть предусмотрена защита от столкновений. Аналогичная по принципу действия защита должна быть предусмотрена и для грузовой подвески крана ОИАЭ верхнего (верхних) яруса (ярусов) с расположенным ниже краном ОИАЭ.
    4.4.4. Датчики систем сигнализации не должны использоваться в качестве концевых выключателей.
    4.4.5. У кранов ОИАЭ с дистанционным управлением и приводным грузозахватным устройством должна быть предусмотрена сигнализация, регистрирующая положение полного замыкания грузозахватного органа и срабатывания блокировки, исключающей его несанкционированное размыкание.
    4.4.6. При наличии нескольких приводных электродвигателей у одного и того же механизма короткое замыкание или перегрузка одного из электродвигателей должны отключать все двигатели данного привода от питающей электрической сети.
    4.4.7. Система управления должна иметь защиту от замыкания на землю.
 

4.5. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и канаты

 
    4.5.1. Грузозахватные органы и (или) приспособления должны быть сконструированы таким образом, чтобы они надежно фиксировали и перемещали груз, должны иметь блокировки, исключающие самопроизвольное высвобождение груза и (или) препятствующие его высвобождению в результате ошибки персонала.
    Применение при эксплуатации кранов ОИАЭ грузозахватных приспособлений, действие которых основано на фрикционной связи элементов захвата с перемещаемым грузом, должно обосновываться.
    Раскрытие захвата грузозахватного приспособления с электроприводом при внезапном прекращении подачи электропитания должно быть исключено.
    4.5.2. Для грузозахватных приспособлений со стальными канатами запасы прочности для всех канатов должны на 25% превышать запасы прочности, установленные в ПБ 10-382-00.
 

5. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРАНОВ ОИАЭ ГРУППЫ А

 

5.1. Общие требования

 
    5.1.1. Должны быть выполнены все требования, изложенные в разделах 3 и 4 настоящего документа, за исключением пунктов 4.1.2 и 4.2.2.
    5.1.2. Элементы металлоконструкций, механизмов и электрооборудования для условий нормальной эксплуатации должны быть выбраны и рассчитаны исходя из показателей групп режима крана ОИАЭ не ниже 7К и механизмов 5М, а для условий монтажа - соответственно не ниже 2К и 2М в соответствии с государственными стандартами.
    5.1.3. Краны ОИАЭ группы А не должны допускаться к дальнейшей работе при числе обрывов проволок грузовых канатов и уменьшении диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии более 75% от указанных в ПБ 10-382-00 значений, а при отсутствии дублирующей канатной подвески - более 50%.
    5.1.4. Ходовые части и пути полярных кранов ОИАЭ должны быть выполнены с учетом обеспечения беспрепятственного перемещения кранов ОИАЭ по круговым рельсам и сохранения допуска на отклонения рельсов от проектного положения в заданных пределах.
 

5.2. Механизмы главного подъема, металлоконструкции, электрооборудование и предохранительные устройства

 
    5.2.1. Механизм главного подъема должен иметь дублированные электрические двигатели.
    Каждый из электродвигателей механизма главного подъема должен обеспечивать независимое транспортирование груза в заданное безопасное положение в нормальных условиях эксплуатации. В случаях, предусмотренных техническими требованиями, аналогичные требования должны быть выполнены при нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии на ОИАЭ.
    5.2.2. Приводы всех механизмов главного подъема должны иметь фиксированные установочные скорости. Возникающие при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую ускорения (замедления) не должны превышать 0,15 м/с2 для горизонтальных перемещений и 0,05 м/с2 для вертикальных перемещений груза.
    5.2.3. Привод механизма главного подъема должен автоматически отключаться с наложением тормозов при превышении номинальной скорости опускания на 30%.
    5.2.4. Расчетная нагрузка на крюки и элементы, участвующие в удержании груза (канаты, редукторы, тормоза и т.д.), должна быть увеличена не менее чем на 25% от паспортной грузоподъемности крана ОИАЭ.
    5.2.5. Краны ОИАЭ, которые имеют концевые выключатели, ограничивающие ход горизонтальных перемещений грузов, должны быть дублированы, кроме механизма передвижения полярного крана ОИАЭ.
    5.2.6. Краны ОИАЭ должны быть оснащены устройствами для регистрации параметров, необходимых для записи и оценки фактических режимов работы как крана ОИАЭ, так и его отдельных механизмов.
    5.2.7. Для обеспечения надежности и выполнения профилактических работ во время эксплуатации шкафы системы управления полярным краном ОИАЭ следует устанавливать в отдельном помещении вне гермозоны.
 

5.3. Требования к съемным грузозахватным приспособлениям и таре

 
    5.3.1. Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) - на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.
    5.3.2. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,5 раза превышающей их паспортную грузоподъемность.
    5.3.3. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта - на предприятии, на котором они ремонтировались. Одноветвевые стропы, а также отдельные ветви многоветвевых стропов, имеющие дефекты, браковочные признаки которых превышают величины, указанные в нормативных документах, ремонту не подлежат.
 

6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЙСМОСТОЙКОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРАНОВ ОИАЭ

 
    6.1. Проектирование и расчет кранов ОИАЭ на сейсмостойкость должны проводиться в соответствии с требованиями установленных норм и правил в области использования атомной энергии по методикам, одобренным Госатомнадзором России.
    6.2. Расчет кранов ОИАЭ I и II категорий сейсмостойкости должен сопровождаться определением характеристик надежности с учетом сейсмических воздействий.
    6.3. Динамические нагрузки при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации при расчете кранов ОИАЭ и их элементов на сейсмостойкость допускается не учитывать.
    6.4. Краны ОИАЭ и их грузовые электрические тележки должны быть устойчивы против опрокидывания, сдвига (смещения) вдоль и поперек рельсов ((на расстояния, превышающие зазоры между головкой рельса и направляющими роликами (ребордой колеса)) и отрыва от рельсов при действии сейсмических нагрузок. Краны ОИАЭ необходимо оборудовать устройствами, предотвращающими отрыв крана (грузовой тележки) на высоту, при которой может произойти сход ходовых колес с рельсов. Отсутствие таких устройств должно быть обосновано в проекте. Эти устройства не должны препятствовать передвижению крана ОИАЭ и грузовой тележки по окончании сейсмических воздействий вплоть до уровня максимального расчетного землетрясения.
    6.5. Расчетные обоснования сейсмостойкости крана ОИАЭ и его элементов следует проводить для случая транспортирования краном ОИАЭ максимального груза, указанного в его паспорте для нормальной эксплуатации. Допускается уменьшать расчетную величину груза в случаях, предусмотренных расчетными методиками, одобренными Госатомнадзором России и Госгортехнадзором России.
    6.6. Расчет на сейсмостойкость крана ОИАЭ и его элементов должен выполняться линейно-спектральным методом с использованием сейсмических спектров ответа и сейсмических коэффициентов динамичности или методом динамического анализа.
    Расчет на сейсмостойкость кранов ОИАЭ групп Б и В с электроталями (однобалочных опорных и подвесных мостовых кранов, козловых, а также консольных кранов) допускается проводить статическим методом.
    6.7. Расчеты кранов ОИАЭ групп А и Б на сейсмостойкость следует выполнять для одновременного сейсмического воздействия по трем пространственным координатам, причем внутренние усилия в элементах конструкции следует определять путем геометрического суммирования всех указанных компонентов.
    6.8. После проектного или максимального расчетного землетрясения должно быть проведено полное внеочередное техническое освидетельствование кранов ОИАЭ с целью подтверждения их работоспособности и эксплуатационной надежности.
 

7. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРАНОВ ОИАЭ ГРУПП А И Б

 
    7.1. Вне зависимости от серийности выпуска все специальные краны ОИАЭ групп А и Б должны подвергаться испытаниям после их изготовления.
    7.2. Все программы испытаний специальных кранов ОИАЭ групп А и Б должны соответствовать типовым программам, разработанным специализированными организациями и одобренным органом государственного надзора.
    7.3. Головной образец крана ОИАЭ должен подвергаться приемочным испытаниям, а все серийные образцы - приемо-сдаточным испытаниям.
    В приемочных испытаниях должны принимать участие представители организации - разработчика крана ОИАЭ, представители эксплуатирующей организации ОИАЭ и Госатомнадзора России.
    7.4. При приемочных испытаниях должно подтверждаться соответствие всех элементов и технических характеристик крана ОИАЭ требованиям технической документации и настоящего документа.
    По результатам испытаний должен быть составлен протокол испытаний.
    7.5. В программах приемо-сдаточных испытаний должна быть предусмотрена обкатка крана ОИАЭ при условиях, соответствующих условиям и нагрузкам нормальной эксплуатации. Длительность и условия обкатки устанавливаются техническим заданием на кран ОИАЭ.
    7.6. Программы приемо-сдаточных испытаний крана ОИАЭ должны быть согласованы с разработчиками проекта ОИАЭ, утверждены организацией - разработчиком крана ОИАЭ и одобрены Госатомнадзором России. Указанные программы должны содержать организационно-технические меры по обеспечению безопасности при проведении испытаний.
    7.7. Для всех видов испытаний на эксплуатационные условия (включая и грузовые испытания при полных технических освидетельствованиях) по программам, утвержденным в установленном порядке, статические испытания вновь изготовленных кранов проводят с контрольным грузом, масса которого на 25% превышает паспортную грузоподъемность крана ОИАЭ, а динамические - на 10%.
    Для кранов, установленных в помещениях, в которые невозможно доставить контрольные грузы для проведения испытаний, допускается проводить контрольные статические испытания с помощью специальных нагрузочных приспособлений. Нагрузка при проведении таких испытаний должна создаваться нагрузочным приспособлением, а не проходящим испытание механизмом подъема крана.
    7.8. В техническом задании и технических условиях на краны ОИАЭ должны быть указаны условия проведения грузовых испытаний и необходимое для этого оборудование и приспособления.
    Применение заменяющих груз нагрузочных устройств, а также установка грузовой тележки не по центру пролета при проведении испытаний должны быть обоснованы и согласованы с организацией - разработчиком крана ИАЭ.
 

8. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КРАНОВ ОИАЭ

 

8.1. Регистрация

 
    8.1.1. Краны ОИАЭ подлежат регистрации в межрегиональном территориальном округе Госатомнадзора России до их пуска в работу.
    8.1.2. Все подлежащие и не подлежащие регистрации в Госатомнадзоре России краны ОИАЭ должны быть поставлены на учет организацией - владельцем крана.
    8.1.3. Регистрации в Госатомнадзоре России подлежат следующие краны ОИАЭ:
    - стационарно установленные краны, за исключением указанных в п. 8.1.4 настоящего документа;
    - стационарно установленные краны с грузовой электрической тележкой и кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям.
    8.1.4. Не подлежат регистрации в Госатомнадзоре России следующие краны ОИАЭ:
    - краны ОИАЭ всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны ОИАЭ, у которых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъема предусмотрен пневмо- или гидропривод;
    - общепромышленные краны мостового типа грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола;
    - электрические тали.
    8.1.5. Регистрация крана в межрегиональном территориальном округе Госатомнадзора России производится после проведения его первичного технического освидетельствования и инспекции крана инспектором Госатомнадзора России.
    8.1.6. Регистрация крана производится по письменному заявлению организации - владельца крана с представлением следующих документов:
    - паспорта крана согласно установленной форме (приложения 6, 7);
    - информации о работе крана при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии на ОИАЭ;
    - информации о программе обеспечения качества для крана и его элементов при монтаже, испытаниях и эксплуатации;
    - информации о квалификации персонала, допускаемого к эксплуатации крана, о системе подготовки и переподготовки персонала для эксплуатации крана, допуске его к работе.
    8.1.7. При регистрации крана мостового типа, портального, башенного к паспорту должен быть приложен акт, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с инструкцией по монтажу крана, подписанный ответственным представителем организации, производившей монтаж крана.
    При регистрации мостового крана к паспорту должен быть приложен чертеж его установки с указанием расположения главных троллеев и посадочной площадки для входа на кран. На чертеже должны быть указаны габаритные размеры крана.
    При регистрации крана, перемещающегося по надземному крановому пути, должна быть представлена справка о том, что крановый путь рассчитан на работу этого крана.
    Для кранов, устанавливаемых на причалах, должна быть представлена справка о допустимости такой установки.
    Если плиты противовеса и балласта для башенных и портальных кранов изготовлены организацией - владельцем крана, то должен быть представлен акт о приемке плит с указанием их фактической массы.
    При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, должно быть представлено заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.
    8.1.8. Регистрация крана, не имеющего паспорта, может быть произведена на основании паспорта, составленного специализированной организацией. При составлении паспорта крана должны быть учтены следующие документы:
    а) заключение, основанное на расчете прочности и устойчивости крана и его отдельных элементов;
    б) свидетельство лаборатории о химическом анализе и механических свойствах материала металлоконструкций крана (с определением ближайшего аналога отечественной стали - для зарубежного крана);
    в) расчет крюка, если его размеры не соответствуют государственному стандарту или он не снабжен клеймом предприятия-изготовителя;
    г) акт проверки состояния металлоконструкций и качества сварных соединений;
    д) справка об установленных приборах и устройствах безопасности, а также документы, представленные в п. 8.1.6.
    8.1.9. Краны ОИАЭ подлежат перерегистрации после:
    - реконструкции;
    - утери (утраты) паспорта, если на кран был составлен новый паспорт;
    - передачи крана другому владельцу;
    - перестановки крана мостового и стрелового типов на новое место.
    8.1.10. При регистрации крана, подвергнутого реконструкции, должен быть представлен новый паспорт, составленный организацией, производившей реконструкцию, или старый паспорт с изменениями. К паспорту должна быть приложена следующая документация:
    а) справка о характере реконструкции, подписанная специализированной организацией, составившей проект реконструкции;
    б) новая характеристика крана и чертежи общего вида крана с габаритными размерами, если они изменились;
    в) принципиальные электрическая и гидравлическая схемы при их изменении;
    г) кинематические схемы механизмов и схемы запасовки канатов при их изменении;
    д) копии сертификатов (выписки из сертификатов) на металл, примененный при реконструкции крана;
    е) сведения о присадочных материалах (результаты испытания наплавленного металла или копии сертификата на электроды);
    ж) сведения о результатах контроля качества сварки металлоконструкций;
    з) акт о проверке работоспособности приборов и устройств безопасности;
    и) акт о проведении технического освидетельствования.
    8.1.11. Кран ОИАЭ подлежит снятию с регистрации в межрегиональном территориальном округе Госатомнадзора России в следующих случаях:
    - при его списании;
    - при передаче его другому владельцу;
    - при переводе его в разряд нерегистрируемых.
    Снятие с регистрации крана, используемого на ОИАЭ, производится межрегиональным территориальным округом Госатомнадзора России по письменному заявлению организации - владельца крана с записью в паспорте о причинах снятия с регистрации.
    8.1.12. Межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России в течение 5 дней должен рассмотреть представленную документацию. При соответствии документации на кран требованиям настоящего документа в паспорте ставится штамп межрегионального территориального округа Госатомнадзора России о регистрации, пломбируются документы и после этого возвращаются организации - владельцу крана.
    8.1.13. Краны, не подлежащие регистрации в межрегиональном территориальном округе Госатомнадзора России, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их организацией - владельцем крана в журнале учета кранов и грузозахватных приспособлений.
 

8.2. Разрешение на пуск в работу

 
    8.2.1. Разрешение на пуск в работу крана ОИАЭ, зарегистрированного в Госатомнадзоре России, выдается эксплуатирующей организацией ОИАЭ на основании положительных результатов технического освидетельствования крана ОИАЭ, проведенного комиссией, назначенной организацией - владельцем крана, при наличии организационно-технических мер по безопасной эксплуатации крана и при положительных результатах инспекции крана, проведенной Госатомнадзором России.
    О пуске крана ОИАЭ в эксплуатацию должна быть сделана запись в его паспорте.
    8.2.2. Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в Госатомнадзоре России, должно быть оформлено в следующих случаях:
    - перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;
    - после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте;
    - после реконструкции крана;
    - после ремонта с заменой элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;
    - после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.
    8.2.3. Разрешение на пуск в работу крана после ремонта, кроме случаев, указанных в пункте 8.2.2 настоящего документа, выдается инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.
    8.2.4. Разрешение на пуск в работу кранов ОИАЭ, не подлежащих регистрации в Госатомнадзоре России, выдается в порядке, установленном эксплуатирующей организацией ОИАЭ.
 

8.3. Техническое освидетельствование

 
    8.3.1. Краны ОИАЭ до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию, съемные грузозахватные приспособления - статическим испытаниям.
    8.3.2. Техническое освидетельствование кранов ОИАЭ следует проводить в соответствии с требованиями настоящего документа, ПБ 10-382-00 и руководством по эксплуатации крана.