Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 329. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Госкомстата РФ от 14.02.2002 N ОР-09-23/692 "О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН (ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ ГРАЖДАН)"

Дата документа14.02.2002
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Рекомендации · Перечень · Инструкция

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

 

ПИСЬМО
от 14 февраля 2002 г. N ОР-09-23/692

 
    Госкомстат России направляет Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные 19 декабря 2001 года.
    Пилотное обследование проводится в соответствии с производственным планом на 2002 г. (работа N 18152021) табличным методом в 16 регионах: в Республиках Бурятия, Ингушетия, Коми, Саха (Якутия), Чувашской; Хабаровском крае, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Камчатской, Московской, Омской, Орловской, Томской, Тюменской областях и Ненецком автономном округе.
 

Заместитель Председателя
О.П.РЫБАК

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Госкомстатом России
19 декабря 2001 года

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН (ТРАНСПОРТНОЙ ПОДВИЖНОСТИ ГРАЖДАН)

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Городской и пригородный общественный транспорт имеет важное социально-экономическое значение, обеспечивая вовлечение населения в производственную деятельность и способствуя удовлетворению его культурно-бытовых нужд. Ежедневно всеми видами общественного пассажирского транспорта Российской Федерации в городском и пригородном сообщении перевозится более 124 млн. пассажиров.
    Между тем действующий порядок статистического учета объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота на автобусном, трамвайном и троллейбусном транспорте не отражает реального положения и приводит к искажению статистической отчетности, соответствующих выводов и управленческих решений по вопросам обеспечения работы общественного транспорта. В Инструкциях по составлению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту (утв. Постановлением Госкомстата России от 21.10.94 N 222) и по трамвайному и троллейбусному транспорту (утв. Постановлением Госкомстата России от 22.08.96 N 105) имеют место расхождения в определении количества поездок для отдельных категорий пассажиров, неоправданное их завышение или занижение в ряде случаев, о чем свидетельствуют многочисленные запросы, поступающие с мест.
    В связи с этим необходимо совершенствование существующей системы статистического учета объемов перевозок пассажиров. Совершенствование должно осуществляться путем уточнения методологии учета на основе установления достоверных расчетных нормативов подвижности различных категорий пассажиров. Расчетные нормативы по подвижности могут быть установлены посредством натурных обследований.
    В рамках данного исследования разработаны Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан). Помимо разделов по организации проведения обследований в Методологических рекомендациях содержатся: Методика расчета нормативных показателей транспортной подвижности различных категорий граждан; Методика статистической оценки объемов перевозок пассажиров.
    На следующих этапах работ целесообразно уточнение разработанных Методологических рекомендаций путем проведения пилотных обследований.
 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Настоящие Методологические рекомендации предназначены для методического обеспечения статистических обследований перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом (трамвай, троллейбус) в городском и пригородном сообщениях и степени использования общественного пассажирского транспорта различными категориями граждан.
    2. Основной целью статистических обследований с применением настоящих Методологических рекомендаций является повышение достоверности данных об объемах перевозок пассажиров общественным транспортом.
    3. Методологические рекомендации содержат:
    - рекомендации по организации подготовки статистического обследования перевозок пассажиров;
    - методологические рекомендации по выбору объектов, методов и сроков проведения статистических обследований, а также по определению необходимых для этого трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
    - методику расчета объема репрезентативной выборки для проведения выборочного обследования перевозок пассажиров;
    - методологию учета перевозимых пассажиров и обследования транспортной подвижности различных категорий граждан при проведении обследования перевозок пассажиров автобусным и наземным городским электрическим транспортом анкетным, талонным и табличным методами;
    - методику определения степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (расчета нормативных показателей транспортной подвижности граждан);
    - методику статистической оценки объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых автобусным транспортом в городском и пригородном сообщениях и наземным городским электротранспортом, с использованием полученных по результатам обследования нормативных показателей;
    - рекомендации по организации проведения статистических обследований и обработке его материалов.
    4. В целях учета изменений в объемах и структуре поездок различных категорий пассажиров статистические обследования пассажиропотоков на городском и пригородном транспорте целесообразно проводить не реже одного раза в 5 лет по всем городам и поселкам городского типа, имеющим внутригородские (внутрипоселковые) и пригородные маршруты движения общественного пассажирского транспорта.
    Проведение обследований в регионе целесообразно осуществлять в населенных пунктах с различной численностью населения, при этом не менее чем по двум из каждой категории населенных пунктов.
    Группировка городов (населенных пунктов) по численности населения, тысяч человек:
    до 100, от 101 до 250, от 251 до 500, от 501 до 1000, более 1000.
    Статистические обследования проводятся по решению или по согласованию с соответствующим местным органом исполнительной власти (по представлению региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом).
    5. Для участия в проведении статистических обследований привлекаются предприятия автомобильного транспорта (автобусные парки, автоколонны, смешанные АТП и др.), занятые осуществлением перевозок пассажиров на внутригородских и пригородных маршрутах, и предприятия наземного городского электрического транспорта (трамвайные депо, троллейбусные парки, трамвайно-троллейбусные объединения и др.) независимо от их форм собственности.
    6. Настоящие Методологические рекомендации используются органами государственной статистики, предприятиями и организациями автомобильного и наземного городского электрического транспорта при подготовке и проведении ими статистических обследований транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщениях.
    7. На основании данных проведенных обследований определяются:
    коэффициенты соотношения льготных и платных поездок пассажиров; среднедневное количество поездок одного пассажира с правом бесплатного проезда в общественном пассажирском транспорте по категориям граждан; среднедневное количество поездок одного пассажира с использованием абонементного билета долговременного пользования. По нормативам статистических коэффициентов и показателей осуществляется оценка объемов перевозок различных категорий пассажиров.
 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

 
    Организация статистического обследования транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров во внутригородском и пригородном сообщениях включает следующие три этапа:
    подготовительный;
    проведения обследования;
    обработки и анализа материалов обследования.
    К основным организационным мероприятиям по подготовке статистического обследования относятся:
 

1. Принятие решения о проведении обследования

 
    1.1. Решение о проведении статистического обследования перевозок пассажиров на городском и пригородном общественном пассажирском транспорте принимается не менее чем за один месяц до начала обследования соответствующим местным органом исполнительной власти (администрацией) по представлению региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом.
    Статистические обследования могут осуществляться также и на основании совместного решения региональных органов государственной статистики и органов управления общественным транспортом, согласованного с соответствующим местным органом исполнительной власти (администрацией) и заинтересованными предприятиями и организациями.
    1.2. Решением о проведении обследования перевозок пассажиров предусматривается образование возглавляемой заместителем главы местного органа исполнительной власти (администрации города) специальной комиссии (рабочей группы) по проведению обследования пассажиропотоков, в состав которой включаются руководители региональных органов государственной статистики и управления транспортом, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций. Указанным решением утверждается план основных мероприятий по подготовке и проведению обследования перевозок пассажиров, устанавливаются сроки их выполнения, назначаются должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, определяются объемы бюджетных средств, направляемых на проведение обследования.
    Типовой план мероприятий по подготовке проведения статистического обследования перевозок пассажиров на городском и пригородном общественном транспорте представлен в Приложении N 1 к настоящим Методологическим рекомендациям.
    1.3. На основании решения местного органа исполнительной власти (администрации города) руководителями органов статистики, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций, участвующих в проведении обследования, издаются соответствующие приказы, в которых определяется порядок работы по подготовке и проведению обследования, назначаются лица, ответственные за обеспечение сбора, учета и обработки информации и выполнение других мероприятий, связанных с проведением обследования.
 

2. Определение категорий и групп пассажиров для проведения обследования пассажиропотоков и транспортной подвижности граждан

 
    Для целей проведения обследования пассажирских перевозок на городском и пригородном транспорте рекомендуется использовать действующую классификацию перевозимых пассажиров по категориям и группировку их по определенным признакам.
    2.1. Платные пассажиры. К этой категории относятся пассажиры, оплатившие свой проезд за наличный (безналичный) расчет, в том числе путем приобретения:
    2.1.1. Разовых билетов.
    2.1.2. Абонементных талонов (группа "АТ").
    2.1.3. Абонементных билетов долговременного пользования (группа "АБ").
    2.2. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда на общественном транспорте. К этим категориям относятся пассажиры, имеющие установленное действующим законодательством право на бесплатный проезд общественным транспортом. Эту категорию пассажиров предлагается подразделить на 5 групп со следующими условными обозначениями (Приложение N 2):
    2.2.1. Группа "П" - пенсионеры и ветераны (включая ветеранов труда и боевых действий; участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, медалью "За оборону Ленинграда" или Знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на момент освобождения; необоснованно репрессированных граждан, получивших официальную полную реабилитацию, и другие категории пенсионеров).
    2.2.2. Группа "И" - инвалиды (включая инвалидов войны; лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в органах внутренних дел; инвалидов труда; инвалидов с детства, получающих государственные пенсии и пособия; инвалидов-слепых; инвалидов, не имеющих обеих рук или ног, руки или ноги, с параличом двух конечностей; лиц, заболевших лучевой болезнью в результате аварии на Чернобыльской АЭС и при выполнении работ по ее ликвидации; другие категории инвалидов, а также лиц, сопровождающих в поездах инвалидов 1 группы).
    2.2.3. Группа "ВС" - военнослужащие (включая военнослужащих Минобороны России, внутренних войск МВД России, МЧС России, Минсвязи России, Минатома России, Федеральной службы безопасности, железнодорожных войск, строительных войск; курсантов военных учебных заведений, лиц из подразделений особого риска и Государственной противопожарной службы; жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы).
    2.2.4. Группа "ВУ" - работники органов власти и управления (включая депутатов Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников; депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и местных законодательных органов власти; судей Российской Федерации, судебных приставов-исполнителей, работников милиции, прокуратуры, таможенных органов налоговой полиции, Российской транспортной инспекции и других органов власти и управления).
    2.2.5. Группа "ПР" - прочие категории (включая Героев СССР, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; Героев Социалистического труда и полных кавалеров Трудовой Славы; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей и их родителей из многодетных семей; школьников, проживающих в сельской местности; участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; водителей трамваев, троллейбусов и автобусов предприятий общественного пассажирского транспорта; работников дорожных органов, санитарно-эпидемиологической службы, почтальонов, социальных работников и другие категории граждан).
    В случае, если пассажир с правом бесплатного проезда по нескольким основаниям может быть отнесен одновременно к двум или более группам, он учитывается только в одной из этих групп.
 

3. Определение периода для проведения обследования пассажирских перевозок

 
    Наиболее целесообразным для проведения статистического обследования пассажирских перевозок являются периоды с устойчивыми пассажиропотоками, в которых коэффициент их неравномерности равен 1,0 или находится в пределах, наиболее близких к 1,0.
    3.1. Выбор месяца года для проведения обследования осуществляется по коэффициенту сезонной неравномерности объемов перевозок пассажиров для i-го месяца года (К_снi), определяемому по формуле:
 

К_снi = P_мi x n_г , (1)
P_г x n_мi

 
    где:
    P_мi, P_г - объемы перевозок пассажиров в i-м месяце и в целом за год, предшествующий периоду проведения обследования;
    n_мi, n_г - число календарных дней в i-м месяце и в целом за год, предшествующий периоду проведения обследования.
    Пример.
    Объем перевозок пассажиров за 2001 год (n_г = 365) на городских и пригородных маршрутах (P_г) составил 20950 млн. пассажиров, в том числе по месяцам:
 

P_мi n_мi К_снi
январь 1500 31 0,845
февраль 1370 28 0,855
март 1650 31 0,930
апрель 1740 30 1,013
май 1810 31 1,020
июнь 1830 30 1,066
июль 1880 31 1,059
август 1920 31 1,082
сентябрь 1900 30 1,106
октябрь 1850 31 1,043
ноябрь 1800 30 1,048
декабрь 1700 31 0,958.

 
    Поскольку значение К_сн, наиболее близкое к 1,0, находится в апреле (К_сн = 1,013), то этот месяц и выбирается для проведения обследования пассажиропотоков.
    3.2. Определение календарных дней выбранного месяца для проведения обследования.
    Рекомендуется проводить обследования как минимум в один из будних дней и в один из выходных дней выбранного месяца.
    Будний день недели для проведения обследования выбирается по коэффициенту недельной неравномерности пассажиропотоков (К_ннj), определяемому по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    P_днj - объем перевозок пассажиров в j-й день недели i-го месяца, выбранного для проведения обследования пассажиропотоков;
    m_j - количество j-х дней недели в i-м месяце.
    Пример.
    Объем перевозок пассажиров в апреле месяце 2001 г. (n_мi = 30) составил 1740 млн. пассажиров (P_мi), в том числе по дням недели (P_днj):
 

Дни недели 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 5-я неделя m_j К_ннj
Понедельник  65 66 68 69 4 268 1,115
Вторник  62 63 64 65 4 254 1,095
Среда  64 65 66 66 4 261 1,125
Четверг  65 66 67 68 4 266 1,147
Пятница  67 68 69 69 4 273 1,177
Суббота 43 44 45 44 45 5 221 0,762
Воскресенье 38 39 40 39 41 5 197 0,679

 
    Наиболее близкое значение К_ннj к 1,0 имеется во вторник (К_ннj = 1,095), который и целесообразно принять для проведения обследования пассажиропотоков в будние дни.
    Таким образом, в данном примере обследование пассажирских перевозок наиболее целесообразно провести в апреле 2002 года во вторник и субботу. При необходимости сроки проведения обследования могут быть увеличены до 3-х дней (2 будних дня - вторник, понедельник (К_ннj = 1,115) и суббота) или до 4-х дней (вторник, понедельник, суббота и воскресенье). Исходя из этого устанавливаются конкретные календарные дни апреля месяца для проведения обследования.
 

4. Выбор методов обследования перевозок пассажиров

 
    4.1. Обследование пассажирских перевозок и транспортной подвижности населения городов осуществляется с применением различных методов, из которых наибольшее практическое распространение получили анкетный, талонный, табличный и визуальный.
    4.2. Анкетный метод обследования перевозок пассажиров основан на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкет опроса о количестве поездок, цели и способах передвижения, маршрутах следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.
    При использовании анкетного метода обследования могут применяться различные формы и способы получения необходимой информации. Обследования анкетным методом могут проводиться путем непосредственного опроса граждан учетчиками по месту жительства (в том числе по телефону), месту работы или учебы, на остановочных пунктах или во время поездки на общественном транспорте, а также путем рассылки анкет по почте, передачи их для заполнения администрации предприятий, организаций и учреждений и другими способами.
    Анкетный метод позволяет получать наиболее обширную информацию для изучения не только пассажиропотоков, но и социальной структуры пассажиров, степени удовлетворения спроса населения на транспортные услуги, оценки качества транспортного обслуживания пассажиров, затратах населения на транспорт и иных вопросов.
    Основным недостатком анкетного метода обследования является его большая трудоемкость и высокая себестоимость.
    4.3. Талонный метод обследования перевозок пассажиров применяется с использованием специальных учетных талонов, которые выдаются каждому пассажиру при входе в транспортное средство.
    В учетном талоне отмечается пункт посадки пассажира. Пассажир сохраняет талон до конца поездки и при выходе из транспортного средства в конце поездки возвращает его учетчику, который отмечает на нем пункт высадки. При выдаче пассажиру учетного талона в пункте посадки на нем одновременно со слов пассажира может отмечаться и пункт высадки. В этом случае учетчик в пункте высадки сверяет правильность указанной отметки.
    При необходимости обследования пересадочности на другие маршруты или на другие виды транспорта пассажирам, следующим с пересадками, должны выдаваться талоны иной формы, где кроме остановочных пунктов данного маршрута предусмотрена также информация о возможных пересадках.
    По учетному талону можно определить расстояние поездки каждого пассажира, а по сумме всех собранных талонов получить необходимые данные о направлении и мощности пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлениях, коэффициенты пересадочности и использования вместимости транспортных средств и ряд других показателей.
    Талонный метод обследования позволяет получать достаточно полные данные о пассажиропотоках и межостановочных корреспонденциях пассажиров, однако требует значительных трудовых и финансовых затрат, особенно на обработку первичной информации.
    4.4. Табличный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными учетчиками, находящимися или внутри салона транспортного средства, или на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта.
    Учет пассажиров производится в специальных таблицах различными способами:
    путем опроса пассажиров. Учетчики, находящиеся на остановочных пунктах, опрашивают каждого пассажира о пути его следования, пересадках на другие виды транспорта, регистрируя ответы в соответствующих графах таблиц. Учетчики, находящиеся внутри салона транспортного средства, учитывают число вошедших пассажиров, опрашивают их, до какой остановки они следуют, о пунктах пересадки, и полученные результаты регистрируют в таблицах;
    путем подсчета количества пассажиров, входящих в транспортное средство и выходящих из него (без контакта с пассажирами). Подсчет производится учетчиками, которые могут находиться как на остановочных пунктах, так и внутри салонов транспортных средств. Трудоемкость обследования по этому способу может быть значительно снижена за счет применения для подсчета числа входящих и выходящих пассажиров специальных автоматических устройств (датчиков), расположенных непосредственно на каждом транспортном средстве;
    табличный метод позволяет получать информацию о количестве перевезенных пассажиров, пассажирообороте остановочных пунктов, направлении и мощности пассажиропотоков, степени использования вместимости транспортных средств. По сравнению с анкетным и талонным методами обследования пассажирских перевозок талонный метод является менее трудоемким и более дешевым.
    4.5. Визуальный (глазомерный) метод обследования пассажирских перевозок применяется для оперативного определения степени наполняемости подвижного состава и мощности пассажиропотока на наиболее пассажиронапряженном участке каждого маршрута по часам суток в определенные дни недели.
    Визуальную (глазомерную) оценку степени использования вместимости транспортных средств могут осуществлять находящиеся на остановках учетчики, фиксируя ее ориентировочно и подсчитывая количество входящих и выходящих пассажиров, а также водители и кондукторы транспортных средств. Для оценки использования вместимости подвижного состава при этом методе могут применяться балльная шкала и так называемая "силуэтная" форма глазомерного обследования.
    При 6-балльной системе оценки каждому баллу соответствует силуэт транспортного средства со следующими уровнями использования его вместимости:
    6 баллов - предельная вместимость (более 5 пассажиров на 1 кв. метр свободной площади пола транспортного средства при полностью занятых местах для сидения);
    5 баллов - нормативная вместимость (5 пассажиров/кв. м при полностью занятых местах для сидения);
    4 балла - около 1/2 нормативной вместимости (2 - 3 пассажира/ кв. м при полностью занятых местах для сидения);
    3 балла - 100% заполнение мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров);
    2 балла - заполнение около 2/3 мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров);
    1 балл - заполнение около 1/3 мест для сидения (при отсутствии стоящих пассажиров).
    Полученные в результате обследования данные используются для определения количества транспортных средств, необходимых для обслуживания конкретных маршрутов, и составления оптимальных расписаний их движения по этим маршрутам.
    4.6. Выбор конкретных методов для обследования перевозок пассажиров производится исходя из цели обследования и решаемых на основе его результатов задач с учетом местных условий, наличия денежных средств и возможностей привлечения трудовых ресурсов для проведения обследования и обработки полученных данных.
    Возможно также одновременное комбинированное использование нескольких методов обследования пассажиропотоков на конкретных маршрутах и объектах.
    4.7. Для целей статистического обследования перевозок пассажиров и транспортной подвижности различных категорий граждан в настоящих Методологических рекомендациях предлагается применять модифицированные анкетный, талонный и табличный методы обследования.
    4.7.1. Анкетный метод рекомендуется применять для обследования транспортной подвижности различных категорий граждан с использованием специальных анкет опроса граждан по форме согласно Приложениям N 3, 4 к настоящим Методологическим рекомендациям. В анкетах содержатся вопросы о количестве поездок на различных видах общественного пассажирского транспорта в городском (автобус, трамвай, троллейбус) и пригородном (автобус) сообщениях в зимний (октябрь - апрель) и в летний (май - сентябрь) сезоны, а также о принадлежности пассажиров к той или иной категории (группе) и степени использования ими абонементных проездных билетов долговременного пользования.
    4.7.2.