Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 276. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 03.05.2003) "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ"

Дата документа16.09.2002
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Инструкция · Правила · Требования · Порядок
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2002 г. N 3936
    


 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 16 сентября 2002 г. N 900

 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ

    

(в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 N 300)

 
    Реализация органами внутренних дел мер, направленных на коренное улучшение деятельности участковых уполномоченных милиции, способствовали определенному повышению их роли в предупреждении правонарушений и борьбе с преступностью.
    Вместе с тем коренного улучшения деятельности участковых уполномоченных милиции не достигнуто.
    Многие руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России и горрайлинорганов внутренних дел по-прежнему не уделяют должного внимания организации деятельности участковых уполномоченных милиции, допускают их систематическое отвлечение для решения текущих задач вне территории обслуживаемых административных участков.
    Отсутствие у участковых уполномоченных милиции возможности использования автоматизированных информационно - поисковых и адресно - справочных баз данных снижает уровень их упреждающего влияния на криминогенные процессы в местах проживания населения.
    В ряде субъектов Российской Федерации приостановлена работа по доведению численности данной категории сотрудников органов внутренних дел до установленных нормативов, развитию контрактной формы приема на службу и увеличению количества их помощников.
    По-прежнему крайне медленно решаются вопросы материально - технического и социально - бытового обеспечения участковых уполномоченных милиции. Большинство из них не имеет служебных помещений и жилой площади на обслуживаемых ими административных участках. Необходимых усилий по разрешению этих проблем со стороны руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России не предпринимается.
    В целях совершенствования деятельности участковых уполномоченных милиции по укреплению общественного порядка и общественной безопасности по месту жительства граждан, а также создания надлежащих условий для их работы приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.
    2. ГУООП (Н.И. Першуткину), ГУВДТиС (В.В. Захаренкову), ГУВДРО (В.В. Сорокину) СОБ МВД России обеспечить неукоснительное исполнение требований настоящего Приказа и Инструкции руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, горрайлинорганов внутренних дел. По каждому факту неисполнения изложенных в них требований проводить служебную проверку и вносить предложения руководству МВД России о привлечении виновных в этом должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
    3. ГУООП СОБ (Н.И. Першуткину), ГУВДТиС СОБ (В.В. Захаренкову), ГУВДРО СОБ (В.В. Сорокину), ГИЦ (И.Г. Галимову) МВД России представить до 1 декабря 2002 года предложения по внесению изменений в форму статистической отчетности "Профилактика", включив в нее основные показатели деятельности участковых уполномоченных милиции.
    4. УИРОС (Ю.Е. Шувалову), ГУООП СОБ (Н.И. Першуткину), ГУВДРО СОБ (В.В. Сорокину) МВД России, ФГУ "Объединенная редакция МВД России" (Н.Ф. Самохвалову), главным управлениям МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России организовать на регулярной основе циклы передач и специальные рубрики в средствах массовой информации о деятельности участковых уполномоченных милиции.
    5. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России:
    5.1. Организовать изучение участковыми уполномоченными милиции, руководящим и инспекторским составом подразделений органов внутренних дел, непосредственно участвующим в обеспечении их деятельности, настоящих Приказа и Инструкции с последующим принятием зачетов.
    5.2. Обеспечить организацию оперативно - служебной деятельности участковых уполномоченных милиции на обслуживаемых ими участках в соответствии с требованиями настоящих Приказа и Инструкции.
    5.3. Вносить ежегодно на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения, предусматривающие:
    доведение до установленных нормативов штатной численности участковых уполномоченных милиции и увеличение, с учетом возросших объемов работы, количества их помощников;
    повышение уровня материально - технического обеспечения и социальной защищенности участковых уполномоченных милиции, в том числе выделение в полном объеме служебных помещений для участковых уполномоченных милиции на обслуживаемых участках, телефонов и других средств связи, мебели, оргтехники, автомототранспорта, а также обеспечение их служебной и иной жилой площадью на обслуживаемых участках.
    5.4. Запретить использование участковых уполномоченных милиции на службе вне закрепленных за ними административных участков. Установить, что при проведении оперативно - розыскных, следственных и профилактических мероприятий участковые уполномоченные милиции выполняют свои обязанности только на закрепленных за ними административных участках.
    5.5. Ускорить создание автоматизированных рабочих мест участковых уполномоченных милиции на административных участках. Обеспечить расширение возможностей использования участковыми уполномоченными милиции существующих локальных и зональных автоматизированных информационно - поисковых систем органов внутренних дел.
    5.6. Проанализировать по результатам оперативно - служебной деятельности за 2002 год во всех горрайорганах внутренних дел состояние дисциплины и законности среди участковых уполномоченных милиции. По результатам утвердить дополнительные мероприятия по усилению контроля за их деятельностью, повышению уровня культуры в работе, обеспечению уважительного отношения к гражданам. В дальнейшем проводить эту работу ежегодно.
    5.7. Определить базовыми органами по разработке и внедрению в практическую деятельность участковых уполномоченных милиции наиболее эффективных форм и методов работы:
    в Северо - Западном федеральном округе - ГУВД г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области и УВД Вологодской области;
    в Центральном федеральном округе - ГУВД г. Москвы и ГУВД Воронежской области;
    в Южном федеральном округе - ГУВД Краснодарского края и ГУВД Ростовской области;
    в Приволжском федеральном округе - МВД Республики Татарстан и ГУВД Нижегородской области;
    в Уральском федеральном округе - ГУВД Пермской области;
    в Сибирском федеральном округе - ГУВД Красноярского края и УВД Омской области;
    в Дальневосточном федеральном округе - УВД Приморского края и УВД Хабаровского края.
    5.8. Обеспечить ежегодное доведение до населения порядка деятельности участковых уполномоченных милиции через средства массовой информации и путем вручения визитных карточек с указанием в них сведений о территории обслуживаемых ими административных участков, мест расположения служебных помещений, номеров телефонов, дней и времени приема граждан.
    6. Считать утратившими силу:
    6.1. Приказ МВД России от 14 июля 1992 г. N 231 <*>.
    


    <*> Зарегистрирован в Минюсте России 27 июля 1992 года, регистрационный N 18.
 
    6.2. Пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в приказы МВД России (приложение 2 к Приказу МВД России от 23 октября 1995 г. N 393) <*>.
    
    <*> Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 1995 года, регистрационный N 980.
 
    6.3. Пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные акты МВД России (приложение к Приказу МВД России от 11 декабря 1996 г. N 653) <*>.
    
    <*> Зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 1997 года, регистрационный N 1245.
 
    6.4. В Приказе МВД России от 1 июля 1997 г. N 403 <*>:
    
    <*> Зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1997 года, регистрационный N 1368.
 
    6.4.1. Пункт 3.
    6.4.2. Изменения и дополнения, которые вносятся в Инструкцию по организации работы участкового инспектора милиции, утвержденную Приказом МВД России от 14 июля 1992 г. N 231 (приложение 2).
    7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра - начальника Службы общественной безопасности генерал - полковника милиции А.А. Чекалина.
 

Министр
Б.ГРЫЗЛОВ

 
 
    

Приложение
к Приказу МВД России
от 16 сентября 2002 г. N 900

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ

 

(в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 N 300)

 

I. Общие положения

 
    1. Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции <*> определяет основные задачи, обязанности и права, должностное положение в системе органов внутренних дел Российской Федерации <**> и порядок организации деятельности участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) милиции <***>.
    


    <*> Далее - "Инструкция".
    <**> Далее - "органы внутренних дел".
    <***> Далее - "участковый уполномоченный".
 
    2. Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел <*>.
    
    <*> Далее - "административный участок".
 
    3. Участковый уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О милиции" <*>, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации <**> и настоящей Инструкцией.
    
    <*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905; 2000, N 31, ст. 3204; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (часть II), ст. 15; N 31, ст. 3172; N 32, ст. 3316; 2002, N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3029.
    <**> Далее - "МВД России".
 
    4. Участковый уполномоченный входит в состав милиции общественной безопасности, состоит на должностях среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, в пределах своей компетенции выполняет обязанности и пользуется правами, предусмотренными Законом Российской Федерации "О милиции".
    5. Участковый уполномоченный при исполнении служебных обязанностей носит форменную одежду со знаками различия и эмблемой, установленными для сотрудников милиции, образцы которых утверждены МВД России.
    6. В случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, участковый уполномоченный имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
 

II. Участковый уполномоченный

 
    7. Должен:
    7.1. Изучать и анализировать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку.
    7.2. Знать:
    7.2.1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующие деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
    7.2.2. Территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения товарно - материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства.
    7.2.3. Население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения.
    7.2.4. Количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших.
    7.2.5. Места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления.
    7.2.6. Силы и средства, участвующие в охране общественного порядка, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений на административном участке.
    7.2.7. Порядок осмотра места происшествия, обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления и иных вещественных доказательств, а также порядок оформления процессуальных документов.
    7.3. Проводить не реже одного раза в полугодие поквартирный (подворный) обход административного участка. Заносить полученную в соответствии с законодательством информацию в паспорт на жилой дом (жилые дома) по улице (в населенном пункте) для последующего ее анализа и систематизации (приложение N 1).
    (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 N 300)
    7.4. Использовать в целях более полного изучения оперативной обстановки на административном участке информацию, полученную в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно - розыскных, информационно - справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел.
    8. В целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный должен:
    8.1. Защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
    8.2. Оказывать в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья.
    8.3. Принимать в пределах своей компетенции участие в защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих раскрытию преступлений.
    8.4. Участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска.
    8.5. Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости органы местного самоуправления и население.
    8.6. Пресекать факты нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения.
    8.7. Проводить среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информировать об этом население через местные средства массовой информации.
    8.8. Выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению. Принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
    9. Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен:
    9.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством.
    9.2. Анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно - профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности.
    9.3. Осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия мер.
    9.4. Устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
    9.5. Выявлять на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.
    9.6. Осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета.
    9.7. Вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания.
    9.8. По письменным запросам паспортно - визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок направлять рапорт инициатору запроса.
    9.9. Участвовать в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения органов внутренних дел для принятия мер по их устранению.
    9.10. Привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.
    9.11. Проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.
    9.12. Устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.
    9.13. Выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно - бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического, правового и медицинского воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений.
    9.14. Проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок, либо ущемляющих законные права и интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Оказывать содействие работникам здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.
    9.15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.
    9.16. Выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.
    9.17. Оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер и соответствии с законодательством Российской Федерации.
    9.18. Выявлять на административном участке лиц, нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
    9.19. Знать места расположения на административном участке и осуществлять периодические проверки автостоянок, гаражных кооперативов, станций технического обслуживания, автосервисов и автомастерских, созданных частными лицами, с целью выявления угнанного, похищенного или причастного к совершению преступлений автотранспорта, а также лиц, занимающихся изменением маркировочных обозначений.
    9.20. Выявлять на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимать меры к установлению его принадлежности, проводить проверку на предмет их нахождения в розыске.
    10. Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:
    10.1. Осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.
    10.2. При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания - по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.
    11. Участковый уполномоченный при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должен: