Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 15.05.2003 N НС-59-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К КОНСТРУКЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И СУДОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ"

Дата документа15.05.2003
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Требования

    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 мая 2003 г. N НС-59-р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К КОНСТРУКЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И СУДОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

 
    1. Утвердить прилагаемые Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию.
    2. Признать утратившим силу руководящий технический материал РТМ 212.0095-79 "Требования техники безопасности к судам внутреннего и смешанного плавания и судовому оборудованию", утвержденный Приказом Министерства речного флота РСФСР от 29 января 1980 г. N 21.
 

Заместитель Министра
Н.Г.СМИРНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Минтранса России
от 15 мая 2003 г. N НС-59-р

 

СОГЛАСОВАНЫ
с ЦК профсоюза работников
водного транспорта
Российской Федерации,
письмо
от 3 апреля 2003 г. N 3.6/205

 

ТРЕБОВАНИЯ
К КОНСТРУКЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И СУДОВОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Назначение и применение Требований

 
    Настоящие Требования устанавливают основные требования к конструкции судов всех типов и назначений внутреннего водного транспорта Российской Федерации и судовому оборудованию.
    Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать настоящим Требованиям.
    При строительстве и реконструкции судов длиной менее 25 м допускаются отступления от настоящих Требований в технически обоснованных случаях и при условии согласования проекта в целом или отдельного вопроса с органами государственного контроля.
 

1.2. Термины и определения

 
    В целях настоящих Требований используются следующие термины и определения:
    1.2.1. Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени.
    1.2.2. Временное рабочее место - место, необходимое для управления и контроля за работой устройств, используемых периодически, а также для ремонтных работ.
    1.2.3. Пути сообщения - проходы горизонтальные, наклонные или вертикальные для передвижения людей на судне.
    1.2.4. Вертикальные трапы - устройства для вертикального передвижения людей при помощи ступеней, скоб и т.д.
    1.2.5. Наклонные трапы - устройства для сообщения между разными судовыми уровнями, имеющие горизонтальные, как правило, плоские ступени, а для сообщения с изменяющимся уровнем - эвольвентные или аналогичные ступени, обеспечивающие горизонтальность опорной поверхности.
    1.2.6. Сходни - устройства для сообщения между берегом и судном или между двумя судами при помощи плоских помостов с поперечными упорными планками.
    1.2.7. Забортные трапы - стационарные устройства для сообщения с внешними сооружениями (судном, шлюпкой или берегом).
    1.2.8. Рабочая шлюпка (лодка) - шлюпка, предназначенная для перевозки экипажа судна и грузов (судового снабжения), а также выполнения некоторых видов забортных судовых работ.
    1.2.9. Рабочая зона - пространство, ограниченное 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного пребывания работающих, и 1,85 м для временного пребывания работающих (ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. Госстандарт, 01.01.89).
    1.2.10. Балясины - поперечные опоры штормтрапа.
    1.2.11. Тетивы - продольные опоры (канаты) штормтрапа.
    1.2.12. Нок - конец мачты, флагштока, стойки.
    1.2.13. Скоростные суда - суда, скорость которых превышает 30 км/час.
    1.2.14. Реконструкция судов - совокупность операций по изменению конструкции судна (элементов судна) с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, условий труда и быта или с целью изменения его функционального значения.
 

1.3. Общие требования

 
    1.3.1. Все находящиеся на судне люди должны быть защищены от воздействия опасных и вредных производственных факторов, происшествий, угрожающих здоровью и жизни (шум, вибрация, воздействия высокочастотных магнитных полей и другое; падение с высоты, за борт, ожоги, поражения электрическим током, отравления и пр.).
    Устройства, в процессе эксплуатации которых могут выделяться вредные вещества, должны устанавливаться в изолированных помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией.
    1.3.2. На всех рабочих местах и путях сообщения настилы должны изготавливаться с учетом предотвращения скольжения.
    1.3.3. Для перемещения нестационарных (переносных) устройств, изделий и деталей с массой более 25 кг должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства (краны, лифты, тельферы, транспортеры, тали).
    1.3.4. Конструкции и расположение всех устройств должны обеспечивать их безопасное, легкое использование и по возможности быть удобными при обслуживании.
    1.3.5. Должен быть предусмотрен удобный доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта, особенно к устройствам, расположенным на высоте и в стесненных местах.
    1.3.6. Наружные части судовых конструкций на рабочих местах и в проходах не должны иметь острых кромок и углов. Если выступающие части оборудования обращены к проходу, необходимо предусматривать конструктивные меры безопасности.
    1.3.7. Входные тамбуры или люки в жилые помещения, машинные и котельные, расположенные в районе перемещения буксирного каната, должны иметь ограждающие конструкции (например, буксирные арки).
    1.3.8. Уклон палубы или отдельных ее участков относительно основной плоскости не должен превышать 5°.
    1.3.9. Посещаемые отсеки (кладовые, помещения с установленным оборудованием) должны быть оборудованы настилом.
    1.3.10. Люковые крышки должны оборудоваться устройствами, облегчающими открытие и фиксирующими их в открытом положении. Угол фиксации сходных люковых крышек должен быть не менее 90°.
    1.3.11. Для безопасного и удобного проведения моечных и окрасочных работ в труднодоступных местах судна (стенки надстроек, рубок, фальштруб) должны быть предусмотрены стационарные или переносные устройства (трапы, лестницы).
    1.3.12. На зеркалах, применяемых в качестве интерьера, а также на стеклянных дверях должны быть нанесены отличительные знаки (рисунки) произвольного характера и исполнения. В целях безопасности должны также устанавливаться горизонтальные поручни на расстоянии от зеркала (стекла) не менее 0,1 м.
    1.3.13. Для предупреждения людей о возможной опасности и доведения до них необходимой информации в соответствующих местах судна необходимо применять сигнальные цвета и знаки безопасности в соответствии с действующими стандартами.
    1.3.14. Сигнальные устройства должны быть установлены в зонах видимости и слышимости обслуживающего персонала.
    1.3.15. На судах, имеющих класс "О" и выше, свободно стоящая мебель должна иметь штормовые крепления, а дверки шкафов, рундуков и выдвижных ящиков должны иметь фиксаторы, удерживающие их в закрытом положении.
    1.3.16. Двери и люки аварийных выходов, а также аккумуляторных, малярных и других взрывопожароопасных помещений должны иметь запоры, конструкция которых предусматривает возможность открытия их изнутри без ключа.
    1.3.17. Расположение и конструкция рукояток открытия дверей и крышек люков должны быть такими, чтобы расстояние от охватывающей руками поверхности рукоятки до ближайшей поверхности двери или дверного проема было не менее 0,05 м. Такое же требование распространяется на все виды поручней, служащих для опоры рук.
    1.3.18. Люки (горловины), вырезы палубы, используемые для входа и выхода, должны иметь размер в свету не менее 0,45 x 0,6 м или иметь диаметр не менее 0,5 м.
 

1.4. Требования к ограждениям

 
    1.4.1. По периметру открытых палуб, мостиков и надстроек, а также вокруг открытых площадок, расположенных на высоте более 0,5 м, должны предусматриваться фальшборт или леерные ограждения высотой не менее 1,1 м. Внутри помещений и отсеков судна высота ограждений должна предусматриваться не менее 1,0 м.
    1.4.2. Леерное ограждение высотой 1,1 м должно быть четырехрядным, 1,0 м - трехрядным.
    1.4.3. Отверстия и проемы в палубах, бортах, переборках, фальшборте должны предусматривать ограждающие устройства, исключающие возможность падения или травмирования людей в процессе эксплуатации судна.
    1.4.4. Конструкция кожухов либо других приспособлений, ограждающих движущиеся и вращающиеся части оборудования, должна:
    обладать достаточной жесткостью и прочностью;
    иметь соединения и крепления, не разрушающиеся от вибрации;
    не являться источником шума;
    не затруднять обслуживание механизма;
    иметь блокировки, препятствующие работе механизмов при открытом ограждении;
    закрепляться на петлях при необходимости частого контроля закрытых механизмов. При этом предусматривается возможность закрепления ограждений в открытом и закрытом положении; их внутренняя поверхность окрашивается в красный цвет.
    1.4.5. Допускается не устанавливать на несамоходных судах без жилых помещений стационарное леерное ограждение, если будет предусмотрено устройство для крепления карабина страховочного пояса и конструкция устройства обеспечивает возможность застропки карабина в любой точке палубы и свободного перемещения человека вокруг трюма (бункера) без перестройки карабина.
    Места расположения устройства для крепления карабина страховочного пояса и поручня (могут быть совмещены) должны исключать их повреждение грузом и грузозахватными приспособлениями.
    1.4.6. Леерное ограждение трапов и тетива вертикальных трапов должны быть непрерывными.
    1.4.7. Конструкция леерных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:
    1.4.7.1. Ограждения должны надежно перекрывать открытые проемы.
    1.4.7.2. В местах подачи сходен должны предусматриваться дверцы или съемные, телескопические, откидные и тому подобные виды ограждений.
    1.4.7.3. Съемные ограждения должны иметь специальные карабины, конструкция которых обеспечивает: быстроту установки и легкость снятия ограждений; надежность, исключающую самопроизвольное расцепление под действием веса падающего на ограждения человека.