Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 914. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минюста РФ от 23.02.2000 N 1187-ЭР "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ"

Дата документа23.02.2000
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 23 февраля 2000 г. N 1187-ЭР

 
    Направляем для использования в работе подготовленные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Рекомендации по подготовке и оформлению проектов федеральных законов.
 

Первый заместитель Министра
Э.РЕНОВ

 
 
 

Подготовлены Институтом
законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве
Российской Федерации

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

 
    Цель настоящих Рекомендаций заключается в содействии деятельности государственных органов и лиц, осуществляющих подготовку и оформление проектов федеральных законов, а также в обеспечении правильного восприятия законов и их эффективной реализации.
 

1. Определение предмета и вида закона

 
    1.1. Подготовка и оформление проекта федерального закона включает в себя ряд последовательно связанных между собой процедур по его созданию, осуществляемому с использованием правил и приемов законодательной техники.
    1.2. Федеральные законы должны соответствовать общим критериям законности правовых актов. К таким критериям относятся:
    1.2.1. Правомочность субъекта, принимающего акт. Право принимать федеральные законы принадлежит только Государственной Думе как палате представительного и законодательного органа - Федерального Собрания Российской Федерации.
    1.2.2. Соответствие содержания акта объему полномочий субъекта. Имеется в виду объем законодательной компетенции Федерации и ее субъектов согласно ст. 71 и ст. 72 Конституции Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации.
    Не допускается необоснованное расширение объема законодательной компетенции за счет компетенции федеральных органов исполнительной власти, а также предметов ведения субъектов Российской Федерации.
    1.2.3. Правильный выбор формы акта. Рекомендуется тщательно оценивать возможный круг регулируемых отношений и правильно выбрать форму закона (кодекс и др.) или подзаконного акта.
    1.2.4. Соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и вступления акта в силу.
    1.2.5. Последовательное развитие и конкретизация в акте принципов и положений Конституции Российской Федерации.
    1.2.6. Соответствие акта общепризнанным принципам и нормам международного права, ратифицированным (одобренным) международным договорам Российской Федерации. Речь идет о международно-правовых актах, которые содержат нормы, применяемые либо непосредственно, либо путем издания внутригосударственных актов.
    1.3. Предметом закона являются подлежащие нормативно-правовому регулированию экономические, политические, социальные и иные отношения.
    1.4. Не все отношения подлежат нормативно-правовому регулированию в форме федерального закона. При определении предмета федерального закона необходимо учитывать соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов, закрепленное Конституцией Российской Федерации, и критерии, характеризующие закон как акт высшей юридической силы. К таким критериям следует отнести:
    1.4.1. Значимость и стабильность регулируемых общественных отношений. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения.
    1.4.2. Первичность нормативного регулирования отношений, составляющих предмет отрасли права или отрасли законодательства.
    1.4.3. Соответствие содержания закона предметам ведения Российской Федерации, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а также положениям федеральных конституционных законов или федеральных законов, предписывающих регулирование соответствующих общественных отношений в форме федерального закона.
    1.5. Приступая к работе над законопроектом, важно всесторонне оценить необходимость издания закона. В этих целях рекомендуется:
    1.5.1. Уяснить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательных решений на федеральном уровне, и каков при этом должен быть объем правового регулирования.
    1.5.2. Определить, является ли данное правовое регулирование соразмерным преследуемым целям.
    1.5.3.