Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 05.01.2004 N 1 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа05.01.2004
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Инструкция · Классификация · Порядок · Положение · Снип

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 января 2004 г. N 1

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 
    Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:
    Утвердить и ввести в действие с 12 января 2004 г. Строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП 81-01-2004) "Инструкция о порядке определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации".
 

Председатель
Н.П. КОШМАН

 
 
    

Приложение

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Building norms and ruls
The rules of defining costs of buildings it the territory of the Russian Federation

 

СНиП 81-01-2003

 
    РАЗРАБОТАНА Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (руководитель - В.А.Степанов, ответственный исполнитель - Е.Е.Ермолаев), с участием И.Ю.Носенко, Т.Л.Грищенковой, Балтийской строительной компании (В.М.Симановича), Центрального научно-исследовательского института экономики и управления в строительстве (В.М.Дидковский, Ж.Г.Чернышова), Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П.Шуппо, Г.П.Шпунт, Н.В.Малютина,) Научно технического центра "Стройинвестнаука" Московского государственного строительного университета (Н.М. Шумейко, В.П.Березин, С.Б.Сборщиков), ГАСИС (И.Т.Цирунян), Корпорации "Трансстрой (С.С.Абдрахманов, Х.З.Баширова), ЗАО "ИНиК" (Ю.В.Жабенко, В.М.Безнос).
    РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании Научно-технического совета Госстроя России _____________________________
    ВНЕСЕНА НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России
    ПРИНЯТА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.01.2004 N 1.
    ВЗАМЕН "Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" СП 81-01-94, введенного письмом Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276, "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-1.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 N 31.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Инструкция о порядке определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее - Инструкция) предназначена для определения стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на территории Российской Федерации.
    Инструкция разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Госстрое России.
    Инструкция разработана на основе методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года.
    Инструкция имеет в своем составе общие методические положения по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. В Инструкции освещены основные положения по определению и применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметной нормативной базой 2001 года.
    В Инструкции приведены формы сметных документов и договорных цен на строительную продукцию, терминологический словарь основных понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования.
    Министерства и ведомства Российской Федерации, общественные организации в соответствии с предоставленными им правами в необходимых случаях могут с учетом настоящей Инструкции разрабатывать нормативные документы по составлению сметной документации, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем России.
    При составлении сметной документации к типовым проектам также учитываются требования Инструкции по типовому проектированию, утвержденной Госстроем России.
    В Инструкции учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 января 2004 г.
    Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Инструкции следует направлять по адресу:
    119991, Москва, ул. Строителей, 8, корп. 2, Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
 

1. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ

 
    Настоящая Инструкция предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ для всех отраслей народного хозяйства, включая объекты жилищно-гражданского назначения (далее строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования договорных цен на строительную продукцию и при расчетах за выполненные работы.
    Положения, приведенные в Инструкции, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
    Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Инструкция носит рекомендательный характер.
    Положения настоящей Инструкции также распространяются на объекты реставрации, с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Минкультуры России.
 

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

2.1. Общие положения

 
    2.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы (ГСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в "Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации", систематически обновляемый Госстроем России.
    Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.
    2.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
    Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
    Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, корректировка нормативов в сторону их уменьшения не допускается.
    Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.
    Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технической части соответствующих сборников сметных норм и расценок.
 

2.2. Виды сметных нормативов

 
    2.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
    государственные сметные нормативы - ГСН-81;
    производственно-отраслевые сметные нормативы - ПОСН-81;
    территориальные сметные нормативы - ТСН-81;
    фирменные сметные нормативы - ФСН-81;
    индивидуальные сметные нормативы - ИСН.
    К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 "Документы по экономике" системы нормативных документов в строительстве. Они принимаются и вводятся в действие Госстроем России в установленном им порядке. Государственные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности, при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации с привлечением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
    К производственно-отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами Российской Федерации и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. Производственно-отраслевые сметные нормативы утверждаются соответствующим министерством (ведомством) по согласованию с Госстроем России.
    Производственно - отраслевые сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы носят рекомендательный характер и становятся обязательными только после их утверждения или введения в действие соответствующим министерством (ведомством). Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
    К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Территориальные строительные нормы утверждаются администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и вводятся в действие после регистрации их Госстроем России.
    Территориальные сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ. Территориальные сметные нормативы не должны противоречить государственным сметным нормативам.
    Применение иных нормативов на территории субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением отдельных случаев, регламентированных соответствующими решениями Правительства Российской Федерации (при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и т.д.)
    К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, производственно-отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
    Применение фирменных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, допускается после их согласования с Госстроем России.
    В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). При этом, в случае финансирования строительства с привлечением средств федерального бюджета, заказчик (инвестор) несет ответственность за экономное расходование средств.
    Применение индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, допускается также по согласованию с Госстроем России.
    Индивидуальные сметные нормы и расценки, разработанные в дополнение к действующим сборникам сметных норм и расценок, направляются на регистрацию в Госстрой России.
    В тех случаях, когда индивидуальные сметные нормы могут носить массовый характер, они разрабатываются, утверждаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным Госстроем России.
    Индивидуальные сметные нормы и расценки должны учитывать конкретные условия производства работ со всеми усложняющими факторами. При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении 10, не допускается.
    Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, и фирменные и (индивидуальные) сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Основные понятия, применяемые в системе, приведены в терминологическом словаре (прил. 1).
    2.2.2. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
    К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
    К укрупненным сметным нормативам относятся:
    сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
    нормативы накладных расходов;
    нормативы сметной прибыли;
    сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
    сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
    индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
    нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)
    укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
    укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),
    укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР),
    сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР),
    укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,
    сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ),
    сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
    показатели по объектам аналогам;
    и другие нормативы.
    Перечень действующих нормативно-методических документов Госстроя (Минстроя) России с их полным названием, на основании которых определяется сметная стоимость строительства периодически обновляется Госстроем России.
    2.2.3. Применение и разработка элементных сметных норм и расценок
    Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.
    Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.
    Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.
    2.2.3.2. Государственные элементные сметные нормы являются составной частью межотраслевой системы документов в строительстве. Порядок разработки, утверждения и применения сборников ГЭСН регламентируется соответствующими методическими документами, вводимыми в действие Госстроем России. Номенклатура элементных сметных нормативов приведена в приложении 11.
    В состав государственных элементных сметных норм входят:
    сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСНс);
    сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);
    сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);
    сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).
    Для специального технологического оборудования, министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).
    2.2.3.3 Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ в уникальных зданиях и сооружениях, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для уникальных зданий и сооружений таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.
    Вносить изменения в утвержденные государственные элементные сметные нормы допускается в порядке установленном в разделе 2.2.5 настоящей Инструкции.
    2.2.3.4. Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.
    2.2.3.5. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:
    затраты труда рабочих (строителей, монтажников) в чел.-ч;
    средний разряд работы (звена рабочих);
    затраты труда машинистов чел.-ч;
    состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;
    перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.
    2.2.3.6. В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:
    сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);
    затраты труда в целом на звено, в чел.-ч;
    В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:
    расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;
    затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;
    применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.
    Указанные затраты определяются на основании проектных данных.
    2.2.3.7. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).
    2.2.3.8. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
    Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.
    2.2.3.9. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).
    Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района, утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они используются во всех отраслях народного хозяйства.
    Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.
    В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации. Сборники территориальные единичных расценок признаются введенными в действие с момента их регистрации в Госстрое России и включения в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
    Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) представляются на согласование в Госстрой России.
    Согласованные Госстроем России сборники утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры) и затем включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
    Сборники ОЕР, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами по решению Госстроя России могут быть переведены в разряд федеральных сметных нормативов.
    После утверждения и регистрации Госстроем России государственные федеральные, территориальные и производственно-отраслевые сметные нормативы издаются и распространяются.
    Сборники Государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок являются собственностью Госстроя России.
    Госстрой России имеет исключительное право на издание государственных сметных нормативов (ГЭСН и ФЕР).
    Производственно-отраслевые и территориальные сметные нормативы издаются и распространяются в порядке установленном соответственно министерствами (ведомствами) и администрациями субъектов Российской Федерации.
    Право издания и переиздания сметных нормативов принадлежит органу, который ввел их в действие.
    2.2.3.10. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются "единичные расценки" или "расценки") служат:
    элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;
    сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;
    сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции;
    сметные цены на оборудование и инвентарь.
    2.2.3.11. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, допускается разработка индивидуальных норм и расценок в соответствии с формами и порядком, установленным Госстроем России.
    Решение о необходимости разработки индивидуальных норм и расценок принимает заказчик совместно с проектной организацией.
    Утвержденные заказчиком (инвестором) индивидуальные нормы и расценки включаются в состав выпускаемой проектно-сметной документации
    2.2.3.12. Условия применения расценок, включенных в сборники, приводятся в Общих положениях по применению сметных норм и расценок на строительные работы.
    2.2.3.13. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:
    затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000 г.;
    стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
    стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);
    нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
    наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.
    2.2.3.14. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.
    2.2.3.15. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом "П". При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов в соответствии с правилами, устанавливаемые Госстроем России
    2.2.4. Порядок пересмотра и изменения сметных нормативов
    2.2.4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей - ведущие организации-разработчики) сметных нормативов и органы, которые ввели в действие соответствующие сметные нормативы, должны систематически проверять действующие нормативы для определения их научно-технического уровня и подготавливать предложения по их обновлению.
    2.2.4.2. Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением требований сметных нормативов.
    2.2.4.3. Каждому изменению, вносимому в соответствующий сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер.
    Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак: "Выпуск (далее проставляется порядковый номер)".
    Регистрация и нумерация изменений и дополнений осуществляются в том же порядке, что и при первоначальном введении в действие сборников сметных нормативов.
    2.2.4.4. При переиздании сметного норматива должны быть учтены все утвержденные к нему изменения. К обозначению (шифру) переизданного с изменениями документа добавляется звездочка. Звездочкой также должны обозначаться измененные пункты в соответствующем сборнике.
 

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

 

3.1. Основания для определения стоимости, классификация строительной продукции и виды сметной документации

 
    3.1.1. Стоимость строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем - строительство предприятий, зданий и сооружений) - сумма денежных средств, требующихся для его осуществления, определяемая в составе предпроектных проработок (обоснований инвестиций).
    Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений - сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами.
    3.1.2. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
    3.1.3. При определении сметной стоимости применяются такие понятия, как: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий, а также работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.
    К новому строительству относится возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.
    К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, а также возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
    К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
    К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.
    При реконструкции действующих предприятий могут осуществляться следующие мероприятия:
    расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
    строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
    строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
    К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
    При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.
    К поддержанию мощности действующего предприятия относятся мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. В основном это относится к добывающим отраслям и производствам.
    К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
    К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т. д.
    Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
    3.1.4. Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
    исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;
    действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
    отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения федеральных и других органов государственного управления.
    3.1.5. Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь строительства - строительство (стройка) в целом.
    Применительно к составлению сметной документации объектом строительства является отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).
    Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: в промышленности - здание цеха основного назначения; на транспорте - здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве - жилой дом, театр, здание школы и т.п.), то понятие "объект" может совпадать с понятием "стройка".
    Пусковой комплекс - совокупность нескольких объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам.
    Очередь строительства - часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.
    Стройка - совокупность зданий и сооружений различного назначения, строительство, расширение или реконструкция которых осуществляются на объем выпускаемой продукции или оказываемых услуг, определенный в предпроектных проработках (обоснованиях инвестиций) по единой проектной документации в объеме, определенном сводным сметным расчетом или сводкой затрат.
    3.1.6. Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций включает в себя:
    стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
    стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
    затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
    прочие затраты.
    3.1.7. Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
    Сметная документация составляется в установленном порядке по формам, приведенным в приложении 3, независимо от способа осуществления строительства, ремонта или выполнения пусконаладочных работ - подрядным, хозяйственным или "под ключ".
    Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).
    Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
    Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
    Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
    Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.).
    Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
    Сводка затрат - это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения.
    3.1.6. Одновременно со сметной документацией в составе проекта (рабочего проекта) и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды. Целесообразность разработки указанных документов устанавливается заказчиком.
    Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, составляется по форме N 6, приведенной в приложении 3, в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, приводится в составе проекта (рабочего проекта), а в составе РД в случаях, когда производится уточнение сметной стоимости объектов и работ по рабочим чертежам.