Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 008. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 24.09.2002 N 158/1396-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ"

Дата документа24.09.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методические рекомендации · Соглашение

    

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2002 г. N 158/1396-3

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ

 
    С целью разъяснения порядка применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, регулирующих вопросы деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за формированием и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, проведению проверок представленных кандидатами сведений о доходах и об имуществе, руководствуясь статьей 21 вышеуказанного Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе (прилагаются).
    2. Направить Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации для использования в работе.
    3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
 

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ

 

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ

 
 
    

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 24 сентября 2002 г. N 158/1396-3

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ <*> И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ

 
    


    <*> Здесь и далее под избирательной комиссией подразумеваются избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, иные комиссии, предусмотренные законом.
 
    В соответствии со статьями 59 и 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов, организацию проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках осуществляют избирательные комиссии и созданные при них контрольно-ревизионные службы (далее - КРС). Эффективность работы избирательных комиссий и КРС по указанным направлениям напрямую зависит от совершенства законодательной базы, качественной организационной подготовки выборов и выполнения всех мероприятий, связанных с проверкой сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, контролем за избирательными фондами.
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Совершенствование действующего избирательного законодательства субъектов Российской Федерации

 
    Избирательное законодательство субъекта Российской Федерации, основываясь на нормах Федерального закона, должно предусматривать следующее.
    В части контроля за избирательными фондами:
    - кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны создавать собственный избирательный фонд и открывать специальный избирательный счет в филиалах Сбербанка России;
    - кандидат вправе, а избирательное объединение, избирательный блок обязаны назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам;
    - порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности по ним (далее - Порядок) на региональных и местных выборах определяет избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
    - гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд через кредитную организацию или отделение связи;
    - юридические лица вносят пожертвования в избирательный фонд только безналичным путем;
    - изготовление всех агитационных материалов производится не ранее оплаты указанных расходов за счет средств соответствующего избирательного фонда;
    - кандидат, избирательное объединение, избирательный блок представляют не менее двух финансовых отчетов;
    - вместе с итоговым финансовым отчетом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока представляются первичные финансовые документы;
    - с целью соблюдения гласности в вопросах финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока избирательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования по утвержденным формам сведения об избирательных фондах;
    - поступающие в избирательный фонд пожертвования подлежат проверке на предмет их правомерности;
    - меры ответственности за финансовые нарушения.
    В части организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках:
    - избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке сведений об имуществе кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), его доходах и их источниках;
    - соответствующие государственные органы осуществляют проверку сведений об имуществе и доходах и представляют в избирательную комиссию данные о результатах проверки в течение 10 дней;
    - избирательная комиссия доводит до избирателей сведения, представленные кандидатами при их выдвижении, и направляет в средства массовой информации данные о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами. Размещает их вместе с другими материалами на информационных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.
    В части организации деятельности КРС:
    - КРС создаются при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссиях по выборам в федеральные органы государственной власти, при этом законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание КРС и при иных избирательных комиссиях;
    - специалисты, привлекаемые из государственных органов и учреждений и иных организаций для работы в КРС при избирательных комиссиях, откомандировываются в распоряжение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и окружной избирательной комиссии на срок не менее пяти и трех месяцев соответственно. В распоряжение иных комиссий специалисты откомандировываются для работы в КРС на срок, предусмотренный законом.
 

1.2. Организационные мероприятия по реализации контрольных функций

 
    Избирательные комиссии выполняют контрольные функции во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями.
    После назначения выборов целесообразно провести расширенное рабочее совещание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с участием:
    - федерального инспектора по субъекту Российской Федерации;
    - представителей исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
    - представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
    - руководителей прокуратуры, суда, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, ведающих вопросами финансов, налогов, государственной регистрации юридических лиц, печати, телерадиовещания, связи;
    - руководителя филиала Сбербанка России;
    - руководителей организаций телерадиовещания и главных редакторов периодических печатных изданий, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
    - руководителей полиграфических предприятий, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
    На совещании определяется комплекс совместных мероприятий, обеспечивающий соблюдение участниками избирательного процесса законодательства о выборах, в том числе меры по контролю за финансированием избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов.
    Наряду с этим избирательным комиссиям рекомендуется:
    - избирательной комиссии субъекта Российской Федерации инициировать издание исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, определяющего задачи по оказанию содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнителей этих задач (примерная форма - в Приложении 1);
    - определить и согласовать формы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства;
    - избирательной комиссии субъекта Российской Федерации заключить соглашение о порядке взаимодействия избирательных комиссий и филиалов Сбербанка России (используя соглашение, данное в Приложении 2);
    - организовать мониторинг агитационных материалов;
    - определить членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях;
    - провести рабочее совещание с участием кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам.
    Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует своевременно уточнить в территориальном управлении федерального казначейства (финансовом органе) реквизиты счетов для внесения избирательного залога и для перечисления средств в доход соответствующего бюджета в случаях, предусмотренных законодательством.
 

1.3. Организация деятельности КРС

 
    КРС создается избирательной комиссией из членов избирательной комиссии с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений на срок полномочий комиссии.
    Для повышения эффективности деятельности, оперативного решения возникающих вопросов целесообразно включать в состав КРС руководителей и специалистов территориальных органов Центрального банка Российской Федерации, МВД России, Минфина России, МНС России, ФСБ России, ФСНП России, Сбербанка России, МПТР России.
    Избирательная комиссия после официального опубликования решения о назначении выборов (после формирования окружных избирательных комиссий) направляет в соответствующие территориальные органы министерств и ведомств и организации запросы о направлении специалистов для работы в КРС с указанием сроков их откомандирования.
    Руководство контрольно-ревизионной службой целесообразно возложить на заместителя председателя избирательной комиссии.
    Положение о КРС утверждается избирательной комиссией.
    Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КРС осуществляется избирательной комиссией, при которой эта служба создана.
    Основными направлениями деятельности КРС в период избирательной кампании являются:
    - контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов;
    - выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании, минуя избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
    - проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
    - организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
    - контроль за возвратом бюджетных средств;
    - контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
    Деятельность КРС в период выборов осуществляется в соответствии с утверждаемым избирательной комиссией планом мероприятий. При этом создаются рабочие группы по вышеуказанным направлениям деятельности и распределяются обязанности членов КРС. Такими могут быть возглавляемые членами комиссии группы:
    - по обработке сведений, получаемых от филиалов Сбербанка России;
    - по организации проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
    - по проверке сведений о жертвователях;
    - по проверке финансовых отчетов;
    - по установлению фактов финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, минуя избирательный фонд;
    - по подготовке материалов, связанных с составлением протоколов об административных правонарушениях;
    - другие.
    Контроль за избирательными фондами в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации должен организовываться специалистом, исполняющим обязанности на штатной основе. При этом указанного специалиста необходимо ввести в состав КРС с целью обеспечения взаимодействия избирательной комиссии с филиалом Сбербанка России, проведения аналитической работы по направлениям деятельности КРС, участия в проверках расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение избирательной кампании нижестоящим избирательным комиссиям.
    Состав КРС по возможности должен быть стабильным на протяжении всего периода полномочий избирательной комиссии.
    Срок исполнения обязанностей в КРС привлеченными специалистами прекращается только после того, как соответствующая избирательная комиссия сдаст отчет о расходовании бюджетных средств на выборы.
    Руководителю КРС целесообразно иметь информацию о соблюдении в отношении указанных специалистов требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона в части сохранения за ними установленных должностных окладов и иных выплат по основному месту работы.
    После окончания избирательной кампании желательно продолжать взаимодействие со специалистами - членами КРС.
    Специалистам, привлеченным в состав КРС, может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательным комиссиям, при которых создаются КРС, целесообразно заблаговременно предусмотреть указанные средства в смете расходов на подготовку и проведение выборов.
 

2. КОНТРОЛЬ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ

 

2.1. Особенности формирования избирательных фондов

 
    Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств. Жертвователи не вправе вносить средства в виде материальных ценностей, иного имущества и имущественных прав.
    Пожертвования граждан и юридических лиц вносятся в избирательные фонды добровольно. Пожертвования граждан и юридических лиц в избирательные фонды в счет погашения задолженности за других граждан и юридических лиц не допускаются и в случае их выявления признаются неправомерными.
    При исчислении допустимых законом размеров пожертвований (перечислений) в избирательные фонды и предельных расходов средств фондов при проведении региональных избирательных кампаний следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и разъяснениями Минтруда России от 11 августа 2000 г. N 5836-ВЯ. Однако при изменении регионального законодательства целесообразно отказываться от исчисления размеров пожертвований и расходов исходя из минимального размера оплаты труда, устанавливая в этом случае предельный размер расходов избирательных фондов в абсолютных величинах, а размер пожертвований и перечислений в избирательный фонд - соответственно в долях или в процентах от этих величин.
 

2.2. Специальный избирательный счет, порядок его открытия и ведения

 
    Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны создать собственный избирательный фонд, денежные средства которого аккумулируются на специальном избирательном счете.
    Специальный избирательный счет открывается в филиале Сбербанка России, а при его отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.
    Кандидат открывает специальный избирательный счет своего избирательного фонда в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении до его регистрации этой избирательной комиссией, а избирательное объединение, избирательный блок - в период после заверения списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам до регистрации списка кандидатов. Положения пункта 1 статьи 49 Федерального закона, в силу которого агитационный период начинается не ранее создания избирательного фонда, ориентируют кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки на открытие специального избирательного счета на ранних стадиях их избирательных кампаний.
    Для открытия специального избирательного счета кандидат, избирательное объединение, избирательный блок представляют в филиал Сбербанка России следующие документы:
    - обращение по форме, предусмотренной Порядком;
    - разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
    - паспорт или заменяющий его документ кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам);
    - карточка с образцами подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и оттиском печати;
    - нотариально удостоверенная доверенность (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока).
    Разрешение на открытие специального избирательного счета дает избирательная комиссия либо этим правом наделяется ее председатель. В разрешении указывается конкретный филиал Сбербанка России и его адрес.
    Карточка с образцами подписей и оттиском печати заверяется избирательной комиссией в соответствии с Порядком.
    Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует в пределах полномочий, предоставленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и оформленных нотариально удостоверенной доверенностью (примерная форма - в Приложении 3). Избирательной комиссии целесообразно иметь копию этой доверенности.
    Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока оформляется до момента открытия специального избирательного счета, и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда.
    При открытии счета между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и банком заключается договор о специальном избирательном счете (примерные формы - в Приложениях 4, 5).
    В случае открытия счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, избирательного блока договор заключается от имени кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
    Банк незамедлительно (в день представления документов) открывает специальный избирательный счет.
    Реквизиты открытого специального избирательного счета представляются кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию в установленный ею срок.
    В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует обобщать сведения о расходовании средств избирательных фондов такого кандидата и информировать соответствующие избирательные комиссии.
    После регистрации кандидата, списка кандидатов продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.