Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 23.02.99 N 9 (ред. от 12.10.2000) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"

Дата документа23.02.1999
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методика

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 февраля 1999 г. N 9

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

(в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)

 
    Во исполнение плана мероприятий по реализации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно - коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы и Программы действий Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике на 1999 год постановляю:
    1. Утвердить прилагаемую Методику планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, подготовленную для отраслевого использования.
    2. Управлению реформирования ЖКХ (Дронов А.А.), ГУП ЦПП (Макаревич В.И.) совместно с Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве (Степанов В.А.), Управлением жилищно - коммунальной сферы (Авдеев В.В.) и ОАО "Институт экономики ЖКХ" (Бычковский И.В.) обеспечить издание и доведение указанной Методики до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и оказание содействия в вопросах ее применения.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях снижения затрат на производство жилищно - коммунальных услуг довести Методику до организаций ЖКХ.
    4. Признать утратившими силу:
    Приказ Государственного комитета РСФСР по жилищно - коммунальному хозяйству от 18 декабря 1991 года N 56 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости жилищно - коммунальных услуг (работ, продукции)";
    Приказ Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 20 января 1993 года N 3 "Об утверждении Рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости жилищно - коммунальных услуг и порядку формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли";
    Приказ Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 9 ноября 1993 года N 56 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно - коммунального хозяйства";
    Приказ Минстроя России от 7 октября 1994 года N 7 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию цен на жилищно - коммунальные услуги в службе "Заказчика".
    5. В связи с изменениями в формах отчетных калькуляций себестоимости жилищно - коммунальных услуг (6ж; 6в; 6к; 6т; 6гвс; 6э, 6с; 6г, 6п, 6б, 6 общая) внести соответствующие изменения в аналогичные формы "Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно - коммунальные услуги", утвержденной Приказом Госстроя России от 29.12.97 N 17-142.
    6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Л.Н. Чернышова.
 

Председатель
Е.В.БАСИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Государственного комитета
по строительной, архитектурной
и жилищной политике
от 23.02.99 N 9

 

МЕТОДИКА
ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

(в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)

 
    Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства разработана ОАО "Институт экономики ЖКХ" совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.
    Составили: И.В. Бычковский, И.Г. Минц, М.М. Скопцова, Г.Д. Толстоухова, А.И. Фатахетдинова, Л.Н. Чернышов.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Методика по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг (продукции, работ) в жилищно - коммунальном хозяйстве разработана в целях обеспечения единства состава и классификации затрат, методов их учета, исчисления себестоимости в организациях <*> различных видов деятельности жилищно - коммунального хозяйства.
    


    <*> Под организациями (здесь и далее) понимаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и другие виды организаций (Гражданский кодекс Российской Федерации. Гл. 4).
 
    1.2. Методика разработана в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 и изменениями и дополнениями в "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661, и другими нормативными актами.
    При разработке Методики учтены положения о новой структуре платежей населения за жилье и коммунальные услуги, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
    Кроме того, имеются особенности планирования и учета затрат, включаемых в себестоимость услуг (продукции, работ) <*> в организациях жилищно - коммунального хозяйства, являющихся подрядчиками по предоставлению услуг потребителям, при различных вариантах правового статуса создания служб, выполняющих функции заказчика, и их взаимоотношений с организациями ЖКХ.
    
    <*> Далее "себестоимость услуг".
 
    Например:
    - основные средства объектов инженерной инфраструктуры переданы в хозяйственное ведение:
    а) организации ЖКХ (подрядчику);
    б) службе, выполняющей функции заказчика, с последующей передачей на обслуживание организации ЖКХ;
    - сбор платежей с потребителей за услуги ЖКХ осуществляет:
    а) служба заказчика (на специально созданный для этих целей транзитный счет) или созданные в ее составе расчетно - кассовые центры; она же ведет все расчеты с подрядчиками за реализованные услуги ЖКХ по предусмотренным договорами экономически обоснованным тарифам, то есть работа подрядчиков в этом случае оплачивается службой заказчика - наиболее оптимальный вариант;
    б) организация ЖКХ (подрядчик), которая от службы заказчика (или непосредственно органа местного самоуправления) получает ассигнования из бюджета в виде прямых дотаций на покрытие разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, действующими для населения (на каждый конкретный год (квартал) переходного периода);
    - иные особенности взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком.
    1.3. Себестоимость услуг жилищно - коммунального хозяйства представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на их производство и реализацию.
    Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
    1.4. Планирование себестоимости услуг осуществляется на основе данных, характеризующих эффективное использование основных средств, материальных, энергетических и трудовых ресурсов и при обеспечении государственных минимальных социальных стандартов предоставления услуг, а также качества, надежности и экологической безопасности обслуживания.
    В состав себестоимости конкретной услуги, оказываемой организацией ЖКХ, включаются затраты на комплекс работ, за который в соответствии с договором несет ответственность организация. При отсутствии договора с заказчиком по решению органов, регулирующих тарифы на ЖКУ, для организации может устанавливаться стоимость конкретных услуг, исходя из всего технологического цикла от производства услуги до ее реализации непосредственно потребителям. В себестоимость включаются и те виды работ, которые по договорам субподряда выполняются сторонними организациями.
    1.5. Целью учета затрат и калькулирования себестоимости услуг является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию услуг в документах о финансово - хозяйственной деятельности, а также контроль за эффективностью использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.
    1.6. Калькулирование себестоимости единицы услуги необходимо для обоснования уровня тарифов, определения прибыли и исчисления налогов, а также оценки эффективности технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производственно - экономической деятельности организаций жилищно - коммунального хозяйства.
    1.7. Настоящая Методика разработана для организаций различных видов деятельности жилищно - коммунального хозяйства: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения и водоотведения (с очисткой стоков), теплоснабжения, электроснабжения, санитарной очистки городов, гостиничного, банного, прачечного хозяйств и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них <*>.
    
    <*> Планирование, учет и калькулирование себестоимости услуг в организациях газового хозяйства осуществляется в соответствии с "Методическими положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств", утвержденными Минтопэнерго России 30.12.92.
 
    1.8. Объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности жилищно - коммунального хозяйства, а калькуляционной единицей - соответствующие измерители:
    - жилищное хозяйство - кв. м общей площади жилья;
    - водоснабжение - куб. м отпущенной воды;
    - водоотведение - куб. м отведенной сточной жидкости;
    - теплоснабжение - Гкал отпущенной тепловой энергии;
    - горячее водоснабжение - Гкал тепловой энергии на подогрев воды, или куб. м отпущенной горячей воды;
    - электроснабжение - кВт.ч. отпущенной электроэнергии;
    - санитарная уборка городов
    - вывоз бытового мусора - куб. м бытовых отходов;
    - уличная уборка - кв. м убираемой площади;
    - гостиницы - одни койко - сутки;
    - бани - один платный посетитель;
    - прачечные - кг приведенного белья;
    - газоснабжение <*>;
    - природный газ - куб. м;
    - сжиженный газ - кг.
    
    <*> См. "Методические положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств".
 
    На основании Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37, общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами:
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    для лоджий - 0,5;
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    для балконов, террас - 0,3;
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    для веранд и холодных кладовых - 1,0.
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    Приведенное определение может быть применено к определению общей площади жилья индивидуального дома.
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    Использование показателя "общей площади жилья" для расчета платы за содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт) базируется на том, что указанный платеж устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, капитальный и текущий ремонты мест общего пользования в жилых домах, к которым в том числе относятся: межэтажные лестничные клетки, лестницы, крыши, чердачные помещения, технические подполья, коридоры, несущие конструкции и наружные части фасадов зданий, балконов, козырьков, лоджий, эркеров и др.
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    Для определения платы за отопление в расчете на 1 кв. м жилья площадь квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
    (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 N 103)
    Методика разработана взамен Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости ЖКУ (работ, продукции), утвержденных Приказом Госкомитета РСФСР по ЖКХ от 18.12.91 N 56, "Рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости жилищно - коммунальных услуг и порядку формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных Приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 21.01.93 N 3, "Методических рекомендаций по формированию цен на жилищно - коммунальные услуги в службе "Заказчика", утвержденных Приказом Минстроя России от 07.10.94 N 7, "Методики расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ", утвержденной Приказом комитета по муниципальному хозяйству от 09.11.98 N 56.
    

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость услуг

 
    2.1. В состав себестоимости услуг в организациях жилищно - коммунального хозяйства включаются следующие виды затрат.
    2.1.1. Затраты, непосредственно связанные с производством и предоставлением услуг потребителям, обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых в производственном процессе по оказанию услуг, расходы по контролю производственного процесса и качества услуг, надежности и экологической безопасности их предоставления, а также устранению недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг.
    2.1.2. Затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за пользование водными объектами.
    2.1.3. Затраты на подготовку и освоение производства, включая затраты на освоение новых объектов инженерной инфраструктуры: комплексная проверка их готовности к вводу в эксплуатацию с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования.
    2.1.4. Затраты некапитального характера, непосредственно связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также повышением качества услуг, надежности и экологической безопасности их предоставления.
    2.1.5. Затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: проведение опытно - экспериментальных работ по изобретениям и рационализаторским предложениям, организация выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплата авторских вознаграждений и т.п.
    2.1.6. Затраты на обслуживание производственного процесса:
    по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда;
    по поддержанию основных средств объектов инженерной инфраструктуры, а также основных средств, обеспечивающих их обслуживание (мастерские, гаражи, машины, механизмы и др.), в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр, проведение текущего и капитального ремонтов);
    по обеспечению выполнения санитарно - гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для создания медицинских пунктов непосредственно на территории организации, на поддержание чистоты и порядка на производстве, обеспечение противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации организаций, надзора и контроля за их деятельностью.
    2.1.7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности: устройство и содержание ограждений машин и их движущихся частей, люков, отверстий, сигнализаций, прочих видов устройств некапитального характера, обеспечивающих технику безопасности, устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душевых, бань, прачечных на производстве (где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором); оборудование рабочих мест специальными устройствами (некапитального характера), обеспечение спецодеждой, обувью, защитными приспособлениями и в случаях, предусмотренных законодательством, специальным питанием, содержание установок по газированию воды, раздевалок, шкафчиков для спецодежды, комнат отдыха; создание других условий, предусмотренных специальными требованиями по охране труда и технике безопасности в организациях жилищно - коммунального хозяйства, а также приобретение справочников и плакатов по охране труда, организация докладов и лекций по технике безопасности.
    2.1.8. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
    Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости услуг, а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
    2.1.9. Затраты, связанные с управлением производством:
    - содержание работников аппарата управления организаций и его структурных подразделений, материально - техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
    - эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п.;
    - затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;
    - оплата услуг связи, вычислительных центров, расчетных и расчетно - кассовых центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством;
    - содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и других;
    - затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания Совета директоров (управления) и ревизионной комиссии организации (представительские расходы);
    - оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, к которым относятся:
    - оказание консультативно - методической помощи при переходе к договорным отношениям;
    - оказание помощи при разработке планов развития организаций и их реализации;
    - оказание помощи в разработке комплекса мер и проведении работ по совершенствованию форм и методов хозяйствования, повышению качества услуг, их надежности и экологической безопасности;
    - оказание услуг организациям жилищно - коммунального хозяйства городскими централизованными аварийно - диспетчерскими и другими службами, созданными как самостоятельные хозрасчетные подразделения в составе службы заказчика или как самостоятельные организации <*>;
    


    <*> В тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрено содержание собственных служб либо выполнение соответствующих функций управления.
 
    - оказание услуг некапитального характера организациям жилищно - коммунального хозяйства по обеспечению ресурсосбережения, учета и регулирования потребления воды, тепла, газа;
    - оказание посреднических услуг в материально - техническом снабжении, обеспечении кредитами, инвестициями и др.;
    - обеспечение организаций нормативно - правовыми и методическими материалами;
    - проведение ежегодных обязательных, а также инициативных аудиторских проверок финансово - хозяйственной деятельности организации, включая обоснованность действующих тарифов, кроме ревизии или аудиторской проверки, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации.
    К затратам на проведение экспертизы тарифов относятся затраты, связанные с проведением независимыми экспертными организациями аудита (экспертизы) тарифов, проводимой:
    - при подготовке хозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований на регулируемый период, установленный действующими нормативными актами для расчета показателей, включаемых в тариф;
    - при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в регулирующие органы с просьбой пересмотра тарифов в течение регулируемого периода;
    - в случае несогласия хозяйствующего субъекта с утвержденной регулирующим органом величиной тарифа;
    - в иных случаях по соглашению между хозяйствующим субъектом и органом, осуществляющим регулирование тарифов <*>;
    
    <*> Положение о проведении экспертизы экономически обоснованных тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Госстроя РФ от 11.11.98 N 13, согласованное Минюстом России (22.10.98 N 7018-СЮ).
 
    - иные консультационные, информационные и аудиторские услуги.
    2.1.10. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:
    - выплата работникам организаций средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
    - затраты по обучению учеников и повышению квалификации рабочих, квалифицированных работников, не освобожденных от основной работы;
    - оплата отпусков с сохранением полностью или частично заработной платы, предоставленных в соответствии с действующим законодательством лицам, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных учреждениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) и заочных образовательных учреждениях, в вечерних (сменных) профессионально - технических учреждениях, а также поступающим в аспирантуру с отрывом и без отрыва от производства; оплата их проезда к месту учебы и обратно, предусмотренная законодательством;
    - затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение по договорам с учебными учреждениями, учебно - методическими центрами и др. для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, затраты базовых организаций по оплате труда инженерно - технических работников и квалифицированных рабочих, освобожденных от основной работы, по руководству обучением в условиях производства и производственной практики учащихся общеобразовательных и средних профессионально - технических учреждений, студентов высших учебных учреждений.
    2.1.11. Предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально - технических учреждений и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее учебное учреждение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.
    2.1.12. Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования. Кроме того, в себестоимость услуг включаются дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с органами местного самоуправления средств организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта. Суммы, определенные исходя из действующих тарифов на транспортные услуги, возмещаются работниками организаций (в форме оплаты получаемых проездных документов) или относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, в соответствии с действующим законодательством.
    2.1.13. Дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, включая доставку работников от места нахождения организации или пункта сбора до места работы и обратно и от места проживания до места работы и обратно, а также некомпенсируемые затраты на эксплуатацию и содержание вахтового поселка.
    2.1.14. Выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за непроработанное на производстве (неявочное) время: оплата очередных и дополнительных отпусков; компенсация за неиспользованный отпуск; оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплата льготных часов подростков; оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка; оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров; выполнением государственных обязанностей; другие виды оплат, не противоречащие законодательству.
    2.1.15. Отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве и предоставлении услуг потребителям в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Отчисления (страховые взносы) в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников организаций, учреждений непроизводственной сферы (работников детских дошкольных, медицинских, оздоровительных учреждений и других) должны включаться в сметы расходов на их содержание, финансируемых за счет соответствующих источников: прибыли, остающейся в распоряжении организаций, учреждений, взносов родителей на содержание ребенка в дошкольном учреждении и т.п.
    2.1.16. Затраты на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования имущества организаций, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.
    К затратам по созданию страховых фондов, которые включаются в себестоимость услуг, относятся страхование средств транспорта (наземного, водного, воздушного); страхование имущества, страхование гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности; страхование профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.
    В соответствии с "Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, после принятия соответствующего законодательства об обязательном страховании жилищного фонда предусмотрено создание страховых фондов для страхования жилья, затраты на которые по установленным нормам будут включаться в себестоимость услуг по содержанию и ремонту жилья и использоваться для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в жилищном фонде.
    2.1.17. Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных внеоборотных активов), процентов за отсрочку оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно - материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемых субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга.
    Затраты по оплате процентов по просроченным кредитам в себестоимость услуг не включаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР (LIBOR), увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте).
    Вновь устанавливаемая ставка по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяется на вновь заключаемые и пролонгированные договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.
    2.1.18. Затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции.
    2.1.19. Затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово - комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций, рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.
    2.1.20. Затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно организациям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе организации), обслуживающим трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления), затраты на проведение всех видов ремонта помещения, расходы на водоснабжение и водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение, а также расходы энергии для приготовления пищи.