Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 970. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)" (утв. Минобразованием РФ 21.01.2002 N 02-0406-Б)

Дата документа21.01.2002
Статус документаДействует
МеткиТребования

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Минобразованием России
21 января 2002 г. N 02-0406-Б

 

Вводятся в действие с 1 сентября 2002 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

 

1. Общая характеристика специальности 0406 Сестринское дело

 
    1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. N 2572 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Приказа Минобразования РФ от 02.07.2001 N 2572, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2007 N 370.
 
 
    1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы:
    очная;
    очно-заочная (вечерняя).
    1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения:
    - на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
    - на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев <*>.
    


    <*> Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.
 
    Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
    - аттестат о среднем (полном) общем образовании;
    - аттестат об основном общем образовании;
    - диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о получении общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
    - документ об образовании более высокого уровня.
    1.4. Квалификация выпускника - медицинская сестра.
    1.5. Квалификационная характеристика выпускника
    Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения.
    Основные виды деятельности выпускника:
    лечебно-диагностическая - участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники; организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому; оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов в учреждении здравоохранения; оформление нормативной медицинской документации; медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; использование новых информационных технологий, методов, приемов, средств, передача и хранение информации; участие в реабилитации пациента; облегчение страданий пациента; позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами; позитивное сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента;
    медико-профилактическая - проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп; профилактика заболеваний; выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; обеспечение безопасной больничной среды; обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни.
    Выпускник должен знать: строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем; формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов; свойства и влияние на здоровье человека микроорганизмов; основные характеристики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению; гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения; психологические составляющие ухода за пациентом; повседневные жизненно важные проблемы пациента, философию и теорию сестринского дела, основные положения некоторых моделей сестринского дела, обязанности и ответственность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятий; факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений; структуру учреждений здравоохранения; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.
    Выпускник должен уметь: осуществлять сестринский процесс, подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача, выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную среду для пациента и персонала, применять универсальные и стандартные меры предосторожности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиативную помощь, обучать пациента и семью уходу и самоуходу, консультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений, травматизма, проводить реабилитационные и профилактические мероприятия, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
    1.6. Возможности продолжения образования выпускника
    Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен:
    - к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
    - к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование.
 

2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0406 Сестринское дело

 
    2.1. Общие требования к образованности выпускника
    Выпускник должен:
    - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
    - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
    - знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
    - обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
    - обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
    - быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
    - быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
    - быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
    - быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
    - быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
    - быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
    - обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
    - знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
    - иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
    2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
    По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен:
    в области философии:
    - иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
    - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
    - иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
    - иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);
    в области права:
    - иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
    - иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;
    - знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
    - знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения;
    - знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;
    - знать основные положения Конституции Российской Федерации;
    - уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
    в области русского языка и культуры речи:
    - знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
    - знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
    - уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
    - уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
    - уметь пользоваться словарями русского языка;
    в области иностранного языка:
    - владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
    - обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
    в области физической культуры:
    - иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
    - знать основы здорового образа жизни;
    - уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
    в области экономики <*>:
    


    <*> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.
 
    - иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
    - иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
    - иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;
    - знать общие положения экономической теории;
    - знать экономические основы деятельности предприятия, основные методы управления предприятием;
    - уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
    в области социологии и политологии:
    - иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности;
    - иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
    - иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
    - иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).