Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 329. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госатомнадзора РФ от 18.11.2002 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ" (вместе с "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ. НП-039-02")

Дата документа18.11.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Требования · Нормы · Правила

    

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2002 г. N 12

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ"

 
    Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности постановляет:
    Утвердить и ввести в действие с 10 мая 2003 г. прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности радиационных источников" (НП-039-02).
 

Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.ВИШНЕВСКИЙ

 
    
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Госатомнадзора России
от 18 ноября 2002 г. N 12

 

Введены в действие с 10 мая 2003 года

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

НП-039-02

 
    В нормативном документе изложены требования к содержанию, структуре и форме предоставления отчета по обоснованию безопасности радиационных источников.
    При разработке нормативного документа использованы Федеральные законы "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения", а также рекомендации, содержащиеся в документах МАГАТЭ и других международных организаций, в части, касающейся обеспечения безопасности РИ.
    Нормативный документ выпускается впервые <*>.
    


    <*> Разработку нормативного документа осуществил авторский коллектив в составе:
    Рубцов П.М., Мусорин А.И., Корытов В.М., Слуцкер В.П., Соловьев Л.П. (НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России), Михайлов М.В., Река В.Я. (Госатомнадзор России), Баранов И.Я. (Минатом России).
    При разработке нормативного документа рассмотрены и учтены замечания и предложения Минатома России, Минздрава России, ПО "Маяк", РНЦ РФ НИИАР, ГУП ГСПИ, РНЦ РФ ФЭИ, РНЦ РФ ИБФ, ВНИИТФА, ГУП В/О "ИЗОТОП", ГНЦ РФ ВНИИгеосистем, ФГУП Ангарский электролизный химический комбинат, структурных подразделений и межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России и других заинтересованных организаций после их обсуждения на совещаниях и выработки согласованных решений.
 
    Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 15.12.2003 N 07/11728-ЮД).
 

Список сокращений

 
    ЗРнИ - закрытый радионуклидный источник
    НД - нормативный документ
    ООБ РИ - отчет по обоснованию безопасности радиационных источников
    ОПБ РИ - Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников
    ОРнИ - открытый радионуклидный источник
    ПОК - программа обеспечения качества
    РИ - радиационный источник
    РИТЭГ - радионуклидный термоэлектрический генератор
    СРК - система радиационного контроля
    СФЗ - система физической защиты
 

Общие требования

 

1. Назначение и область применения

 
    1.1. Федеральные нормы и правила "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности радиационных источников" (далее - Требования) распространяются на РИ: комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества.
    1.2. В настоящих Требованиях устанавливаются:
    - назначение и область применения ООБ РИ;
    - порядок подготовки ООБ РИ;
    - требования к содержанию, структуре, оформлению и порядку поддержания ООБ РИ.
 

2. Порядок подготовки ООБ РИ

 
    2.1. Информация, содержащаяся в ООБ РИ, должна обеспечить возможность Госатомнадзору России оценить достаточность обоснования радиационной безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ.
    2.2. Для каждого РИ, принадлежащего эксплуатирующей организации, должен разрабатываться отдельный ООБ РИ. Состав РИ определяется эксплуатирующей организацией.
    2.3. Для РИ 1-й и 2-й категорий по потенциальной радиационной опасности информация, содержащаяся в ООБ РИ, должна основываться на проектной документации РИ, результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
    2.4. Для РИ 3-й и 4-й категорий по потенциальной радиационной опасности с ЗРнИ, представляющих собой различного вида серийно выпускаемые изделия, аппараты, установки (дефектоскопы, радиоизотопные приборы различного назначения), ООБ РИ должен разрабатываться на основе эксплуатационной и другой технической документации.
    2.5. Для РИ 3-й и 4-й категорий по потенциальной радиационной опасности с ОРнИ при проведении работ с использованием различных систем и оборудования ООБ РИ должен разрабатываться на основе проектной и другой технической документации.
 

3. Требования к содержанию, структуре, оформлению и порядку поддержания ООБ РИ

 
    Содержание, структура, оформление и порядок поддержания ООБ РИ должны соответствовать настоящим Требованиям, выполнение которых обеспечивает приемлемость для Госатомнадзора России информации, содержащейся в ООБ РИ, и наименьшие сроки его рассмотрения.
    Допускаются отступления от настоящих Требований, касающиеся структуры ООБ РИ, при условии сохранения адекватного содержания.
    3.1. Требования к содержанию ООБ РИ.
    3.1.1. Содержание ООБ РИ должно быть, насколько это практически возможно, таким, чтобы Госатомнадзору России для оценки безопасности не требовалось дополнительно рассматривать проектную, конструкторскую и эксплуатационную документацию.
    3.1.2. Информацию следует излагать ясно, четко, избегая двусмысленности и многословия. Приводимая информация должна быть непротиворечивой при сравнении различных разделов ООБ РИ.
    Сведения о выполнении требований НД по обеспечению безопасности не должны носить декларативный характер. Необходимо представлять документально подтвержденные обоснования их выполнения.
    3.1.3. При разработке ООБ РИ следует избегать дублирования информации. Если одна и та же информация требуется в различных разделах ООБ РИ, то она должна помещаться в основном разделе и на нее следует ссылаться в других разделах.
    3.1.4. Информация о расчетах, выполненных с целью обоснования безопасности РИ, должна подтверждать их полноту с учетом всех факторов, влияющих на результаты, а также содержать данные, достаточные для выполнения (при необходимости) экспертных расчетов (схемы, принятые допущения, исходные данные, результаты расчетов, их интерпретация и выводы, сведения об аттестации расчетных программ).
    3.1.5. Должен быть приведен список литературы и документации, которые могут дополнить представленную в ООБ РИ информацию.
    3.2. Требования к оформлению ООБ РИ.
    3.2.1. ООБ РИ следует составлять согласно требованиям к оформлению документов.
    3.2.2. Изменения в тексте ООБ РИ следует вносить путем замены отдельных листов. При замене отдельных листов на каждом из них (на свободном поле в правом верхнем углу) указывается порядковый номер редакции и дата замены. В конце ООБ РИ помещается лист регистрации изменений.
    3.3. Требования к порядку поддержания ООБ РИ.
    3.3.1. Любые изменения, влияющие на безопасность РИ (например, изменение состава РИ, изменение условий эксплуатации РИ, освоение нового оборудования, проведение реконструкции РИ или его систем и элементов и т.д.), должны быть адекватно и своевременно отражены в ООБ РИ.
    3.3.2. Поддержание соответствия содержания ООБ РИ реальной ситуации в части, касающейся обоснования безопасности РИ, осуществляется путем внесения в него необходимых дополнений (изменений) при отклонениях от проектной документации в процессе эксплуатации РИ.
 

Введение

 

1. Сведения об эксплуатирующей организации

 
    В подразделе приводится общая информация об эксплуатирующей организации РИ (полное и краткое наименования, ведомственная принадлежность, основные виды производственной деятельности), а также перечень сторонних организаций, выполняющих для нее работы и (или) предоставляющих услуги в области использования атомной энергии.
 

2. Краткая характеристика РИ