Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 368. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ТИПОВЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМАТИВНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ (ПЛАНОВОЙ) И ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ)" (утв. Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР от 24.01.83 N 12)

Дата документа24.01.1983
Статус документаДействует
МеткиУказания

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством финансов СССР,
Госпланом СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР
24 января 1983 г. N 12

 

ТИПОВЫЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМАТИВНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ НОРМАТИВНОЙ (ПЛАНОВОЙ) И ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ)

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ) разработаны Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 26 июля 1982 г. N 695 "Об улучшении учета и отчетности по расходованию и экономии материальных ресурсов".
    1.2. Основными задачами нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутризаводского хозрасчета.
    1.3. Нормативный метод как совокупность способов и приемов учета и контроля за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции является важным средством управления формированием затрат на производство. Он предусматривает создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на ее основе калькуляции нормативной себестоимости; выявление и учет затрат, связанных с отклонениями от действующих норм и нормативов; исчисление фактической себестоимости продукции (работ) на основе предварительно составленных калькуляций нормативной себестоимости.
    1.4. Для внесения изменений в калькуляции нормативной себестоимости, а также для осуществления контроля за выполнением плана внедрения новой техники, прогрессивной технологии, совершенствования организации производства и труда и расчета экономической эффективности проведенных организационно - технических мероприятий необходимо учитывать изменения норм.
    1.5. Учет фактических затрат при нормативном методе должен вестись раздельно в части затрат по нормам и в части затрат, представляющих собой отклонения от норм. Это достигается путем повседневного документирования затрат по основным их видам, вызванных отклонениями от норм, либо расчетным путем за сравнительно короткие периоды времени, что позволяет своевременно принимать меры по предотвращению перерасходов и повышать уровень технологической, организационной и плановой дисциплины.
    1.6. Оперативное выявление и текущий учет отклонений от действующих норм затрат по видам продукции (работ), причинам, лицам, от которых зависят отклонения, должны применяться и при других существующих методах производственного учета и калькулирования себестоимости продукции, внося в учет затрат новую группировку, направленную на осуществление оперативного текущего контроля за соблюдением норм и нормативов. Отклонения от норм во всех отраслях должны отражаться в ведомостях (машинограммах) сводного учета затрат на производство.
    1.7. Исчисление фактической себестоимости отдельных видов продукции с использованием нормативных калькуляций и данных учета отклонений от норм и изменений норм наиболее целесообразно применять в массовых и крупносерийных производствах, в которых продукция изготовляется из большого количества деталей и узлов или носит многономенклатурный характер (предприятия машиностроения и металлообработки, трикотажной, обувной, швейной, мебельной, шинной и т.п. отраслей промышленности).
    1.8. В тех отраслях, где действующие (текущие) и плановые нормы близки по своим величинам (при выпуске более или менее однородной и простой по конструкции продукции с коротким производственным циклом, стабильности условий производства, небольших остатках незавершенного производства и относительно нечастых и незначительных по размерам изменениях норм), объединения (предприятия) и организации по согласованию с министерствами и ведомствами вместо нормативных могут использовать плановые калькуляции.
    1.9. Сводный учет затрат на производство при нормативном методе учета ведется по статьям затрат, учитываемых по конкретным видам или группам однородных видов продукции, в соответствии с Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции и отраслевыми инструкциями министерств и ведомств по указанным вопросам <*>.
    


    <*> В дальнейшем именуются "Основные положения по планированию и учету себестоимости".
 
    При этом учет затрат на производство может вестись по бесполуфабрикатному варианту, т.е. без системного учета себестоимости полуфабрикатов своего производства, или по полуфабрикатному варианту - с отражением себестоимости в системе счетов бухгалтерского учета при передаче их из цеха в цех.
    1.10. Объединения (предприятия) и организации не должны допускать обезличенного учета затрат на производство, при котором отсутствует повседневный учет отклонений от действующих норм в разрезе конкретных видов или однородных групп продукции и текущий контроль за затратами, а калькулирование фактической себестоимости производится путем распределения фактических затрат между товарным выпуском и незавершенным производством, а также между отдельными видами продукции (работ) пропорционально их плановой или нормативной себестоимости.
    1.11. Настоящие Типовые указания должны быть использованы при подготовке министерствами и ведомствами и утверждении в установленные порядки и сроки соответствующих отраслевых методических указаний по применению в подведомственных объединениях, на предприятиях и в организациях нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ).
    1.12. В условиях механизации и автоматизации обработки информации разработка нормативных и фактических калькуляций, систематизация и корректировка норм и нормативов, систематизация и обобщение информации по учету движения полуфабрикатов, узлов и деталей, систематизация и обобщение информации по отклонениям, незавершенному производству, сводному учету затрат на производство осуществляются с использованием средств вычислительной и другой организационной техники.
    Порядок ведения нормативного метода учета в условиях механизации и автоматизации учетно - вычислительных работ регламентирован соответствующими типовыми проектными решениями (пакетами прикладных программ).
    1.13. С изданием настоящих Типовых указаний утрачивают силу письма Министерства финансов СССР от 3 октября 1960 г. N 346 "Об основных положениях по нормативному методу учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции", от 4 февраля 1963 г. N 34 "О широком распространении нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях и стройках", от 26 мая 1964 г. N 128 "О внедрении нормативного метода учета и калькулирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях и стройках".
 

2. Нормы затрат и нормативные калькуляции

 
    2.1. Основой нормативного метода учета являются нормативная база, представляющая собой комплекс прогрессивных научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке перспективных и текущих планов, а также организации подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях планирования.
    2.2. Разработка норм и нормативов затрат на производство должна осуществляться в соответствии с Системой прогрессивных технико - экономических норм и нормативов <*>, одобренной Постановлением Госплана СССР от 11.01.80 N 7 "О системе прогрессивных технико - экономических норм и нормативов и мерах по ее внедрению в планирование", и отраслевыми указаниями министерств и ведомств, изданными на ее основе.
    


    <*> В соответствии с Положением о главных бухгалтерах главный бухгалтер имеет право требовать от руководителей бригад, участков, цехов, отделов и других подразделений и служб, а также в необходимых случаях и от руководителя объединения, предприятия, организации пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм, а также проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов.
 
    2.3. Формирование прогрессивных технико - экономических норм и нормативов является важнейшим условием не только повышения эффективности производства и качества работы, но и совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Их внедрение предполагает реализацию мероприятий, направленных на улучшение первичного учета и отчетности, применение нормативного метода учета на предприятиях и в объединениях и усиление контроля за фактическим использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.