Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 367. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 81 (ред. от 16.01.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"

Дата документа17.12.1999
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Методические указания · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1999 г. N 81

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

(в ред. Письма Госстроя РФ от 16.01.2001 N НЗ-189/10)

 
    Во исполнение решения коллегии от 27.01.99 N 1 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу постановляет:
    Утвердить и ввести в действие с 1 января 2000 года "Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств", разработанные Центральным научно - исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России с участием Управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве, Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга, Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России, специалистов региональных центров по ценообразованию в строительстве и ведущих подрядных организаций.
 

Первый заместитель Председателя
С.И.КРУГЛИК

    
 
 

Приняты и введены в действие
с 1 января 2000 года
Постановлением Госстроя России
от 17 декабря 1999 г. N 81

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

МДС 81-3.99

 

(в ред. Письма Госстроя РФ от 16.01.2001 N НЗ-189/10)

 
    Разработаны Центральным научно - исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России, Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России и Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России при участии: корпорации Трансстрой, региональных центров по ценообразованию в строительстве, ЛЭУ Московской области.
    Рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
    Внесены Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России.
    Приняты и введены в действие с 01.01.2000 Постановлением Госстроя России от 17.12.1999 N 81.
 

1. Общие положения

 
    1.1. "Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств" разработаны во исполнение Постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно - нормативную базу ценообразования в строительстве" и устанавливают порядок пересмотра действующих и разработки новых сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, механизированного инструмента, инвентарных приспособлений и технологических автотранспортных средств <*> с целью соблюдения организациями - разработчиками единого порядка их разработки и подготовки к обработке на машинных носителях (в дальнейшем изложении: "Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин").
    


    <*> Под технологическими автотранспортными средствами имеются в виду автомобили, прицепы, полуприцепы и пр., используемые для доставки строительных материалов и конструкций на строительную площадку, для перевозки грунта и отвозки строительного мусора, а также для перебазировки строительных машин.
 
    Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин комплектуются в сборники, которые утверждаются в установленном порядке. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации, и применяются в обязательном порядке на строительстве, осуществляемом за счет средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
    Порядок разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, установленный настоящими Методическими указаниями, является обязательным для всех организаций - разработчиков сметных нормативов.
    1.2. Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подразделяются на:
    федеральный,
    территориальные,
    отраслевые.
    Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разрабатываемый в уровне цен для базового района страны (Московской области), утверждается и вводится в действие Госстроем России с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и является основой для разработки сборников федеральных единичных расценок (сборников ФЕР).
    Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, применяемых в соответствующем регионе, и разрабатываемые для административно - территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России в соответствии с руководящими документами по строительству (РДС 10-202-94) и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
    Территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно - территориальных регионах страны.
    Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, включающие в свой состав полный набор машин, используемых для специализированных видов строительства (водохозяйственное, горнокапитальное, транспортное, энергетическое, строительство газо-, нефтепроводов, объектов связи и т.п.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры), представляются на заключение (согласование) в Госстрой России в соответствии с РДС 10-201-94 и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.
    Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами, после согласования с Госстроем России могут быть включены в Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию машин.
    Отраслевые сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам.
    1.3. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин предназначаются для разработки единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные работы, работы по монтажу технологического оборудования и пусконаладочные работы; для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом; для использования непосредственно в сметах, когда продолжительность эксплуатации машин на объекте определяется по проекту производства работ или проекту организации строительства; для организации взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации. В тех случаях, когда по договору (контракту) подрядная строительная организация и подразделения строймеханизации выполняют работы на объектах, финансируемых из бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, взаиморасчеты между ними осуществляются по сметным нормам и расценкам эксплуатации машин, разработанным по данным Методическим указаниям. В случае финансирования строительства из других источников применение указанных сметных норм и расценок на эксплуатацию машин носит рекомендательный характер.
    1.4. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, устанавливаемым по основному техническому параметру для данного вида машин (для экскаваторов - вместимость ковша, для бульдозеров - мощность, для кранов - грузоподъемность и т.д.). При этом сметные нормы и расценки формируются как средневзвешенная величина по маркам (моделям) машин, входящим в типоразмерную группу. Отбор машин - представителей по маркам (моделям) производится с учетом выполняемых с их применением объемов работ и уровня производительности с прогнозом на период действия сметных нормативов.
    Номенклатура машин, сгруппированная по видам и типоразмерным группам и рекомендуемая для включения в Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, приведена в приложении 1.
    1.5. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин содержат прямые затраты. При определении сметной стоимости строительства и осуществлении взаиморасчетов между подрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации накладные расходы и сметная прибыль учитываются дополнительно в порядке, установленном п. п. 3.1.6 и 3.1.7 МДС 81-1.99.
    При разработке норм и расценок на эксплуатацию машин не учитывается налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.
    1.6. Нормативные показатели сметных норм и расценок исчисляются в расчете на 1 машино - час среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:
    - время участия машин в выполнении технологических операций, в т.ч. для автотранспортных средств - время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);
    - время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки;
    - время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
    - время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительно - монтажных работ;
    - время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы;
    - время на ежесменное техническое обслуживание машин;
    - перерывы в работе машиниста (машинистов экипажа), регламентируемые законодательством о труде.
    1.7. Структура сметных расценок на эксплуатацию машин (С.Р.) имеет следующий вид:
 
    С.Р. = А + Зр + Збч + Зп + Зэ + Зсм + Зг + Зт, (1)
 
    где:
    А - амортизационные отчисления на полное восстановление, руб./маш.-ч;
    Зр - затраты на выполнение всех видов ремонтов, диагностирование и техническое обслуживание, руб./маш.-ч;
    Збч - затраты на замену быстроизнашивающихся частей, руб./маш.-ч;
    Зп - оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей), руб./маш.-ч;
    Зэ - затраты на энергоносители, руб./маш.-ч;
    Зсм - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;
    Зг - затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость, руб./маш.-ч;
    Зт - затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), включая монтаж машин с выполнением пусконаладочных операций, демонтаж, транспортировку с погрузочно - разгрузочными операциями, руб./маш.-ч. По особо сложным и мощным машинам на операции, связанные с их перебазировкой, разрабатываются отдельные расценки и соответствующие затраты учитываются в сметах по отдельным строкам.
    1.8. Сметные нормы и расценки имеют шестизначный отраслевой код: 2 первых знака обозначают код раздела, 3-й и 4-й знаки - код подраздела, 5-й и 6-й знаки - код типоразмерной группы машин.
    1.9. Наименования и единицы измерения физических величин, учитываемых при разработке сметных норм и расценок, принимаются в расчетах по системе СИ в соответствии с "Перечнем единиц физических величин, подлежащих применению в строительстве" (СН 528-80).
    1.10. Наименования машин устанавливаются в соответствии с действующими стандартами Российской Федерации (по классификатору продукции ОКП), а при отсутствии информации - по паспортным данным.
    1.11. Числовые показатели приводятся с точностью до трех значащих цифр, при этом после запятой указывается не более 2 значащих цифр. Округление показателей производится в соответствии с требованиями СН 528-80.
    1.12. Форма сметных норм и расценок представлена в приложении 2.
 

2. Организация разработки сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин

 
    2.1. Методическое руководство разработкой федерального, территориальных и отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, координацию работ и контроль за их разработкой осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
    2.2. Разработка Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования. В техническом задании указываются основания для разработки сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, этапы и сроки выполнения работ, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при подготовке сметных норм и расценок, стоимость работ.
    Разработанный проект сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходит экспертизу в организациях, рекомендуемых Управлением ценообразования. Экспертные заключения рассматриваются Межведомственной комиссией (МВК) по разработке документов по ценообразованию в строительстве Госстроя России.
    На основе экспертных заключений и результатов рассмотрений на МВК организации - разработчики вносят в проект сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию машин соответствующие коррективы. Откорректированный сборник передается в Управление ценообразования, которое представляет его на утверждение в установленном порядке.
    2.3. Разработка территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин осуществляется организациями - разработчиками под руководством региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), прошедших аккредитацию в Госстрое России. В тех регионах, где РЦЦС не созданы или не прошли аккредитацию, руководство разработкой сборников осуществляется региональными МВК, создаваемыми соответствующими решениями органов исполнительной власти. Организации - разработчики территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин назначаются решением администрации соответствующего субъекта Российской Федерации из числа ведущих региональных проектных и строительных организаций.
    Разработанные проекты территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин проходят соответствующую территориальную экспертизу. На основе экспертных заключений организации - разработчики вносят в сборники необходимые коррективы. Откорректированные материалы передаются в РЦЦС для рассмотрения и утверждения администрацией субъекта Российской Федерации.
    Утвержденные территориальные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин направляются на регистрацию в Госстрой России и после регистрации включаются в состав действующей сметно - нормативной базы.
    Разногласия, возникающие в ходе работ, связанных с разработкой территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин, передаются на рассмотрение в Межведомственные комиссии (МВК) при администрациях субъектов Российской Федерации.
    Для включения в состав МВК рекомендуются представители администрации субъекта Российской Федерации, регионального органа по ценообразованию (РЦЦС), территориального органа экспертизы документации по строительству, ведущих строительных организаций и институтов по разработке сметных цен для данного района, транспортных предприятий и хозяйств, территориальных сбытовых организаций, ведущих организаций - заказчиков, представителей строительных и монтажных организаций.