Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 924. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ ДАННЫХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ" (утв. Минздравом РФ 27.02.2001 N 11-3/61-09)

Дата документа27.02.2001
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
госсанэпиднадзора
Минздрава России
С.И.ИВАНОВ
27 февраля 2001 г. N 11-3/61-09

 

СОГЛАСОВАНО
письмом
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды
от 23 мая 2000 г. N 05-19/42-9

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ ДАННЫХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

 
    Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом имеющегося опыта России и других стран по изучению и применению оценки риска здоровью населения, сравнительной оценки рисков и выбора на этой основе приоритетов деятельности по предупреждению и снижению неблагоприятных техногенных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека.
    В последние годы разработана целая серия новых методических документов, позволяющих на более высоком методическом уровне и глубже рассматривать проблему и анализировать связь "окружающая среда - здоровье населения". Данные Методические рекомендации являются продолжением этой серии.
    Документ подготовлен сотрудниками Федеральной группы реализации Компонента "Экологическая эпидемиология" Центра подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП) (руководитель - В.Д. Фурман, тел.: 124-10-03) в соответствии с планом внедрения результатов работ Компонента и рабочей группой Минздрава РФ в составе: В.И. Чибураев - руководитель; С.Л. Авалиани, К.А. Буштуева, М.Ф. Глазкова, Н.В. Лебедева, С.И. Плитман, А.И. Роговец.
    Методические рекомендации согласованы Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, письмо N 05-19/42-9 от 23.05.2000.
 

1. ВВЕДЕНИЕ

    
    При осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды в нашей стране главной задачей является обеспечение благополучия и здоровья человека. В соответствии с Законами Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды" в России проводится большая работа по анализу и предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. Одной из основных проблем этой деятельности является выбор и осуществление мероприятий, в наибольшей степени обеспечивающих сохранение здоровья.
    Достижение прогресса в этой области в значительной степени зависит от улучшения исходной информации, отражающей сложный, многопараметрический процесс взаимодействия в системе "окружающая среда - здоровье человека". То есть речь идет о повышении качества необходимых аналитических данных (показателей), характеризующих связь уровней загрязнения различных объектов окружающей человека среды с состоянием здоровья населения. С учетом современных требований эти данные должны быть установлены на основе эпидемиологических исследований, оценки экспозиции (фактических уровней воздействия на человека) и других методических подходов, качественно и количественно отражающих потенциальный и реальный ущерб здоровью от загрязнения окружающей среды. Основная задача следующего этапа заключается в необходимости трансформации и интерпретации полученной информации, чтобы она была представлена в доступном, понятном виде для лиц, ответственных за проведение оздоровительных мероприятий, и, возможно, населения в целом, и, главное, пригодна для быстрого принятия управленческих решений.
    До последнего времени в нашей стране практически единственным в подавляющем большинстве случаев способом регулирования качества различных объектов окружающей среды оставались гигиенические нормативы, разработанные с учетом того, что при их соблюдении не должны наблюдаться изменения в состоянии здоровья не только настоящего, но и будущего поколений. За последние годы возникло понимание того, что традиционно сложившийся и законодательно закрепленный акцент на установление и использование гигиенических нормативов для управления качеством окружающей среды не может гарантировать полную безопасность в отношении последствий для здоровья населения и правильное определение приоритетов в действиях, направленных на улучшение экологической ситуации как в масштабах всей страны, так и в конкретном регионе.
    Решение этого вопроса сопряжено со значительными трудностями, так как, во-первых, попытки определить этиологически обусловленное заболевание или специфическую реакцию организма человека в ответ на каждое воздействие с любой степенью достоверности оказываются чрезвычайно сложными, во-вторых, уровни воздействующих факторов в условиях населенных мест варьируют в значительной степени, в-третьих, методы анализа количественных зависимостей влияния отдельных факторов на здоровье населения еще не получили достаточного научного обоснования и качество доступных данных оставляет желать лучшего. В связи с этим в практической деятельности по оздоровлению окружающей человека среды часто отсутствует возможность ранжирования факторов по степени их значимости, что является основным препятствием для определения приоритетов при принятии управленческих решений. Низкая эффективность затрачиваемых на снижение загрязнения средств также обусловлена отсутствием обязательной оценки долевого вклада того или иного источника загрязнения в ухудшение состояния здоровья населения.
    Как показывает зарубежный опыт, методология оценки риска здоровью человека от воздействия факторов окружающей среды, которая является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением, и внедрение которой стало осуществляться за последние годы в России, позволяет существенно восполнить этот пробел.
    Первые пилотные исследования с использованием методологии оценки риска в России проводились в рамках Проекта по управлению качеством окружающей среды и экономике природопользования совместно со специалистами Гарвардского института международного развития и Гарвардской школы здравоохранения и финансировались Агентством международного развития США. Результаты этих исследований опубликованы в серии брошюр, изданных Консультационным центром по оценке риска, и в ряде международных публикаций. ЦПРП проводил исследования по оценке риска в Верхневолжском регионе и в Свердловской области.
    После выхода совместного Постановления Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охране природы от 10.11.97 (N 25 и N 19-0-11/530) "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" в стране стали развиваться широкие исследования с применением данной методологии. В соответствии с Постановлением методология оценки риска должна использоваться при проведении государственного санитарного надзора и государственного экологического надзора, экологической и гигиенической экспертизы, экологического аудита, гигиенической и экологической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, внедрении и развитии системы социально-гигиенического мониторинга, обосновании приоритетных мероприятий в планах действия по охране окружающей среды и оценке их эффективности.
    На сегодняшний день методология оценки риска была апробирована и показала свою перспективность почти в 20 городах России. В последнее время в ряде регионов России (Самарская область, Свердловская область, г. Серпухов, г. Великий Новгород, г. Москва) была проведена оценка многосредового риска от комплекса факторов, воздействующих на население из различных сред и разными путями. Проведение этих работ открывает новые возможности для оценки многосредовых воздействий и комплексного поступления химических веществ с максимальным учетом множества источников, маршрутов и путей воздействия, различных спектров возникающих эффектов. Этот более сложный интегрированный подход основан на оценке так называемого кумулятивного риска, который обусловлен накоплением токсических однонаправленных эффектов, возникающих при комбинированном и комплексном воздействии химических факторов при их одновременном поступлении из разных объектов окружающей среды.
    Результаты оценки риска имеют, в основном, рекомендательный характер и используются для сравнительной характеристики рисков с целью выявления приоритетных региональных проблем, связанных с качеством окружающей среды, при обосновании и принятии решений по управлению риском. В целом применение методологии оценки риска имеет ряд ощутимых преимуществ при разработке природоохранных мероприятий по сравнению с традиционными командно-контрольными методами регулирования, основанными на сопоставлении уровней фактического загрязнения единичных факторов в отдельных средах с их нормативными величинами, и позволяет решить ряд важных задач:
    - разработать механизм и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;
    - получить количественные характеристики потенциального и реального ущерба здоровью от воздействия вредных факторов окружающей среды с детальным представлением всех этапов исследования и анализом неопределенностей, присущих этому процессу;
    - сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффекты воздействия загрязнения среды;
    - показать границы вариабельности рисковых характеристик в условиях неопределенностей, связанных с ограниченностью исходных данных и с существованием научных проблем;
    - снизить уровень неопределенности в процессе принятия решений;
    - способствовать установлению более надежных безопасных уровней и гигиенических нормативов;
    - идентифицировать в конкретных условиях как наиболее подверженные неблагоприятному воздействию, так и наиболее чувствительные и ранимые субгруппы популяции;
    - определить приоритеты экологической политики на территориальном и, особенно, местном уровнях и с первоочередным регулированием тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу для здоровья населения;
    - выявить наиболее критические области, где снижение уровня неопределенности приведет к наиболее достоверной оценке риска и тем самым обеспечит наилучшие способы его снижения;
    - описать и количественно оценить уровни риска, которые сохранились после применения мер по его снижению.
    Вместе с тем авторы хорошо понимают, что методология оценки риска является одним из методов анализа, наряду с другими хорошо известными и использующимися в практике.
 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ)

 
    Опасность - источник возможного повреждения; совокупность неотъемлемых свойств вещества, любого фактора, определенного обстоятельства обладать способностью вызывать нежелательные последствия для здоровья человека. В методологии оценки риска принято считать, что опасность представляет собой качественный признак и существует без какого-либо воздействия, в то время как риск рассчитывается количественно и является результатом фактического или потенциального воздействия в конкретных условиях. Это положение выражается формулой: риск = опасность x экспозиция. Другими словами, опасность - это источник риска, который не обязательно обладает способностью к реализации.
    Риск для здоровья - вероятность развития неблагоприятного эффекта у индивидуума или группы людей при воздействии определенной дозы или концентрации опасного агента в конкретных обстоятельствах.