Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 824. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА

 

ПРИКАЗ
от 7 июля 2003 г. N 47

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СКУПКУ, КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ, ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОБИРНОГО НАДЗОРА

 
    В соответствии с подпунктом 7.14 пункта 7 Положения о Российской государственной пробирной палате, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 мая 1998 года N 91 (в редакции Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 13.05.1999 N 108, от 16.01.2003 N 5 и от 23.05.2003 N 153) приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Методические указания о порядке согласования правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, органами федерального пробирного надзора (далее - Методические указания).
    2. Государственным инспекциям пробирного надзора осуществлять согласование правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в порядке, установленном Методическими указаниями.
    3. Начальникам государственных инспекций пробирного надзора обеспечить изучение ответственным исполнителем, назначенным приказом по госинспекции за организацию и координацию контрольно-ревизионной работы, в части осуществления надзора за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Методических указаний.
    4. Отделу правительственной и внутриведомственной переписки (Плоткина Т.Н.) ознакомить с настоящим Приказом начальников структурных подразделений и довести его до обособленных подразделений.
    5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Пробирной палаты России Белова А.О.
 

Руководитель
Пробирной палаты России
А.В.ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Российской государственной
пробирной палаты
от 07.07.2003 N 47

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СКУПКУ, КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ, ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОБИРНОГО НАДЗОРА

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" от 08.01.2003 N 6, "Рекомендациями по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р, Положением о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245, Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу от 03.02.2003 N 10.
    1.2. Методические указания определяют единый подход к рассмотрению и согласованию правил внутреннего контроля (далее - правила), осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанных организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица), осуществляющими скупочную деятельность, а также куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
    1.3. Согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ контроль за исполнением юридическими лицами указанного Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом (Комитетом по финансовому мониторингу Российской Федерации, далее - КФМ России), в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
    Юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила и назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил (далее - ответственное лицо).
    1.4. Приказом Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Положение о Российской государственной пробирной палате" от 23.05.2003 N 153 на органы федерального пробирного надзора возложен контроль за исполнением юридическими лицами, состоящими на специальном учете в государственных инспекциях пробирного надзора, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацией внутреннего контроля.
    1.5. Государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции) рассматривают и согласовывают правила, представляемые юридическими лицами, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий и состоящими на специальном учете в госинспекциях, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию.
    Правила на согласование в госинспекции представляют:
    - юридические лица, осуществляющие скупку у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;
    - юридические лица, осуществляющие производство драгоценных металлов (производство драгоценных металлов, добытых из комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, аффинаж драгоценных металлов, производство сплавов драгоценных металлов, нанесение покрытий из драгоценных металлов на драгоценные и недрагоценные металлы, производство изделий из драгоценных металлов, солей, порошков и соединений драгоценных металлов);
    - юридические лица, осуществляющие производство ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
    - юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нумизматическими товарами из драгоценных металлов, изделиями культового и религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней;
    - юридические лица, осуществляющие розничную торговлю ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, нумизматическими товарами из драгоценных металлов, изделиями культового и религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней, антиквариатом, а также изделиями, бывшими в употреблении из драгоценных металлов и драгоценных камней;
    - юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
    - юридические лица, осуществляющие производство технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (чеканка монет и медалей, производство лабораторных и промышленных изделий, алмазного инструмента);
    - юридические лица, осуществляющие огранку и иную обработку драгоценных камней;
    - юридические лица, осуществляющие обработку отходов драгоценных камней (рекуперацию драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни);
    - юридические лица, осуществляющие заготовку лома и отходов драгоценных металлов, их первичную обработку и переработку с получением концентратов и других полупродуктов, предназначенных для аффинажа.
    1.6. Обособленные подразделения (представительства, филиалы, иные структурные подразделения) юридических лиц осуществляют внутренний контроль на основании правил, утвержденных руководителем юридического лица и согласованных госинспекцией.
 

2. Порядок представления и согласования (несогласования) правил внутреннего контроля

 
    2.1. Госинспекции осуществляют прием и регистрацию сопроводительных писем юридических лиц о согласовании правил (в произвольной форме), подписанных руководителем юридического лица и заверенных печатью, с приложением к ним двух экземпляров правил, каждый из которых должен быть пронумерован постранично, прошит, утвержден руководителем и скреплен печатью.
    2.2. Правила рассматриваются ответственным исполнителем, назначенным приказом по госинспекции за организацию и координацию контрольно-ревизионной работы в части осуществления надзора за исполнением юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацией внутреннего контроля (далее - ответственный исполнитель).
    2.3. По результатам рассмотрения соответствия правил требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственным исполнителем оформляется заключение об их согласовании или несогласовании по форме, приведенной в приложении N 1 к Методическим указаниям.
    2.4. Указанное заключение рассматривается начальником госинспекции или его заместителем. В случае принятия начальником госинспекции или его заместителем решения о направлении уведомления о согласовании правил (форма уведомления приведена в приложении N 2 к Методическим указаниям) на обоих экземплярах правил ставится подпись начальника госинспекции или его заместителя, которая скрепляется печатью. При этом один экземпляр правил прикладывается к уведомлению в адрес юридического лица о согласовании и передается на регистрацию и отправку, а второй экземпляр с заключением возвращается ответственному исполнителю госинспекции для использования в работе и хранения.
    В случае принятия решения начальником госинспекции или его заместителем о несогласовании правил в адрес юридического лица направляется уведомление (форма уведомления приведена в приложении N 3 к Методическим указаниям) об отказе в согласовании правил. При этом оба экземпляра правил и заключение на них остаются у ответственного исполнителя госинспекции.
    2.5. Ответственный исполнитель ведет реестры в журнале и в электронном виде о согласовании и несогласовании правил юридических лиц по формам, приведенным в приложении N 4 к Методическим указаниям.
    2.6. Причиной отказа в согласовании правил может являться представление правил юридическим лицом, прошедшим государственную регистрацию вне района деятельности госинспекции, о чем в уведомлении делается соответствующая запись, и оба экземпляра правил возвращаются юридическому лицу.
    2.7. Уведомление о согласовании или несогласовании правил направляется юридическому лицу заказным почтовым отправлением на бланке госинспекции с уведомлением о вручении или вручается представителю юридического лица под расписку.
    2.8. После устранения причин несогласования (отказа в согласовании) правил, указанных в уведомлении, правила вновь представляются юридическим лицом на согласование в госинспекцию в указанном выше порядке.
 

3. Порядок рассмотрения правил внутреннего контроля

 
    3.1. Ответственный исполнитель при поступлении к нему на рассмотрение правил устанавливает факт регистрации (постановки на специальный учет) юридического лица в госинспекции, в районе деятельности которой оно прошло государственную регистрацию, представившего на согласование правила.
    3.2. В случае установления, что юридическое лицо, представившее правила, не состоит на специальном учете в госинспекции, в районе деятельности которой оно прошло государственную регистрацию, но подлежит постановке на специальный учет и входит в перечень, приведенный в пункте 1.5 Методических указаний, то госинспекцией направляется письмо в адрес такого юридического лица с информацией о необходимости постановки его на специальный учет. Рассмотрение правил ответственным исполнителем осуществляется после постановки указанного лица на специальный учет в установленном порядке.
    Юридические лица, не вошедшие в перечень пункта 1.5 Методических указаний, представляют правила на согласование в КФМ России, о чем госинспекция должна проинформировать указанных лиц в случае представления ими правил в госинспекцию. В этом случае два экземпляра правил возвращаются юридическому лицу.
    3.3. Ответственный исполнитель рассматривает правила в срок, не превышающий 15 дней с даты их регистрации в госинспекции.
 

4. О содержании правил внутреннего контроля юридических лиц, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней

 
    4.1. Представляемые юридическими лицами в госинспекции правила в обязательном порядке должны включать в себя разделы следующего содержания:
    - порядок документального фиксирования необходимой информации;
    - критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности юридических лиц;
    - обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;
    - квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.
    4.2. Порядок документального фиксирования необходимой информации.
    В разделе должен быть определен порядок идентификации и изучения клиентов юридического лица, а также фиксирования информации, полученной в результате применения правил, позволяющий в случае необходимости воспроизвести все детали сделки, с учетом специфики деятельности юридического лица, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции (клиентах).
    Для идентификации и изучения клиентов юридического лица должна быть разработана форма анкеты, содержащая сведения о клиенте и его деятельности.
    Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом КФМ России от 3 февраля 2003 г. N 10, предложена форма такой анкеты для получения сведений об участнике сделки (операции).
    Для фиксирования информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, документально фиксируется:
    а) вид операции и основания ее совершения;
    б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
    в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;
    г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
    д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
    е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
    В данном разделе должно предусматриваться обязательное составление сотрудниками юридического лица (по форме, утверждаемой руководителем юридического лица) сообщения об операции, подлежащей обязательному контролю, и иных операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
    Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом КФМ России от 3 февраля 2003 г. N 10, перечислены реквизиты, которые должны содержаться в таком сообщении.
    Сообщение об указанных операциях поступает ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю юридического лица с соответствующей записью о решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции.
    Принятие решения о предоставлении сведений о соответствующей операции в КФМ России принимается руководителем юридического лица.
    Раздел также должен содержать перечень операций, подлежащих обязательному контролю, с учетом специфики деятельности юридического лица, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, к таковым относятся:
    - операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тысячам рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций:
    1) операции с денежными средствами в наличной форме:
    - снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
    - покупка или продажа наличной иностранной валюты;
    - приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
    - получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
    - обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
    - внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
    2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
    3) операции по банковским счетам (вкладам):
    - размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
    - открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
    - перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
    - зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
    4) иные сделки с движимым имуществом:
    - помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
    - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
    - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
    - переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
    - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
    - получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
    - операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
    Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:
    - вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;
    - вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;
    - решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;
    - постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;
    - составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
    - признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
    Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, правила должны содержать критерии выявления и признаки необычных сделок, связанных с деятельностью юридического лица.
    Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю и связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, представляются непосредственно в КФМ России юридическими лицами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
    4.3. Раздел, содержащий критерии выявления и признаки необычных сделок, с учетом особенностей деятельности юридического лица.
    В данном разделе должны быть определены критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности юридического лица, подлежащих документальному фиксированию наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю.
    Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом КФМ России от 3 февраля 2003 г. N 10, определены критерии выявления и признаки необычных сделок:
    - немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений (помимо установленных нормативными правовыми документами), но запрашиваемых в соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе (в случае, когда клиент выступает в качестве представителя юридического или физического лица), а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки);
    - пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;
    - наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;
    - предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, в том числе на счет в банк-нерезидент;
    - настоятельное желание клиента работать самостоятельно с удаленного терминала;
    - внесение в операцию (сделку) дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности организации;
    - необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
    - внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
    - передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
    - отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
    - сложности, возникающие у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при проверке представляемых клиентом в соответствии с внутренними документами организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей;
    - невозможность установления контрагентов клиента;
    - организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, располагает данными о том, что информация, представленная клиентом об участниках сделки, содержит неверные (заведомо ложные) сведения;
    - отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
    - запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
    - несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
    - выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
    Признаки необычных сделок:
    - перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы;
    - предложение о существенном (более чем в два раза) увеличении размера денежных средств по договорам добровольного страхования, поступающих от клиента - юридического лица в качестве уплаты страховых взносов, если обычными для основной деятельности страховщика являются общепринятые расчеты;
    - предложение, поступившее со стороны клиента, о принятии на страхование имущества или имущественных интересов клиента превышающую их действительную стоимость;
    - возврат страховой премии юридическим и физическим лицам при досрочном расторжении договоров добровольного страхования;
    - операции перестрахования на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающую ее, с участием зарубежных страховщиков (перестраховщиков), зарегистрированных на территориях государств, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    - совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600000 рублей за счет внесенных клиентом в кассу организации - профессионального участника единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или большем 600000 рублей;
    - совершение на основании адресных заявок кросс-сделок на сумму не менее 200000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок (одновременно и покупателем, и продавцом) являются сами организации - профессиональные участники или их клиенты;
    - совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок (профессиональные участники или их клиенты) регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая/продавая при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;
    - использование в качестве средств платежа поддельных расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (поддельные кредитные карты, поддельные "бонусные" карты, жетоны и т.д.);
    - подозрение на использование в качестве средств платежа изъятых из оборота расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (заблокированные владельцами банковские карты, изъятые из оборота бонусные карты игорного заведения);
    - подозрение в использовании в качестве средств платежа поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации или иностранной валюты (использование поддельных наличных денежных средств);
    - систематическая сдача в залог ювелирных изделий без выкупа;
    - сдача на комиссию, в залог ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с оттисками пробирных клейм, вызывающих сомнение в их подлинности;
    - сдача в залог или скупку значительного (систематически) количества ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без оттисков пробирных клейм Российской Федерации;
    - перечисление, по поручению клиента, денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий на счета третьих лиц.
    В разделе должен быть определен порядок представления (направления) информации по сделкам, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям с денежными средствами и иным имуществом, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, выявленных по вышеуказанным критериям и признакам, и сроки представления, а также разработана форма "Сообщения" (в письменной или электронной форме) в КФМ России указанной информации.
    В Инструкции о представлении в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом КФМ России от 3 сентября 2002 г. N 62, содержатся типовые формы сообщений в виде письменного документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, представляемых юридическими лицами в КФМ России.
    4.4. Обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование.
    Этот раздел правил должен предусматривать порядок обеспечения конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах юридического лица и совершенных ими операциях.
    Юридические лица, представляющие соответствующую информацию в КФМ России, не вправе информировать об этом клиентов.
    Хранение информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно предусматривать хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте юридического лица или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств юридического лица и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.
    Учет и хранение всех сообщений об операциях как внутри юридического лица, так и направляемых в КФМ России осуществляются ответственным лицом.
    4.5. Раздел по квалификационным требованиям к ответственному лицу и сотрудникам структурных подразделений по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Данный раздел должен содержать сведения о должностном лице (должность), назначенном (приказом руководителя юридического лица) ответственным лицом, в том числе об ответственных лицах (должности) в обособленных подразделениях юридического лица, если последние имеются, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требования, предъявляемые к назначенным ответственным лицам.
    Основными требованиями являются:
    - высшее юридическое или экономическое образование;
    - знание специфики и особенностей работы, с учетом осуществляемой юридическим лицом деятельности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
    - отсутствие судимости.
    В разделе должны быть указаны функции, которые возложены на ответственное лицо и ответственных лиц обособленных подразделений юридического лица, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Таковыми являются:
    - организация и реализация правил, в том числе программ осуществления внутреннего контроля;
    - подготовка методических материалов, консультирование сотрудников юридического лица по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля;
    - организация работы по обучению сотрудников юридического лица по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    - представление руководителю юридического лица не реже одного раза в год письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля;
    - принятие решения по переданным ему сотрудниками юридического лица сообщениям о целесообразности его представления руководителю юридического лица;
    - организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом. Юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в КФМ России в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. При неполучении в течение указанного срока постановления КФМ России о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление;
    - обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций, соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации.
    Для выполнения вышеуказанных функций в разделе должны содержаться предоставляемые ответственному лицу права:
    - получение от руководителей и сотрудников подразделений юридического лица информации и организационно-распорядительных, бухгалтерских и денежно-расчетных документов;
    - снятие и хранение копий с полученных документов.
 
 
    

Приложение N 1

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   По представленным правилам внутреннего контроля __________________________________________________________________ (полное или краткое наименование юридического лица) замечаний нет/имеются следующие замечания (ненужное зачеркнуть): __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ В связи с этим предлагается направить уведомление о согласовании (несогласовании) правил внутреннего контроля указанному юридическому лицу о результатах рассмотрения правил внутреннего контроля.   Ответственный исполнитель: ___________ ___________ (подпись) (Ф.И.О.)      

Приложение N 2

    

УВЕДОМЛЕНИЕ О СОГЛАСОВАНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ   __________________________________________________________________ (полное наименование госинспекции) сообщает, что правила внутреннего контроля _______________________ (полное наименование юридического лица) прошли процедуру согласования.   Приложение: на __ листах.   Начальник _____________________________ ___________ _____________ (наименование госинспекции) (подпись) (инициалы, фамилия)      

Приложение N 3

    

УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ   __________________________________________________________________ (полное наименование госинспекции) сообщает, что правила внутреннего контроля, представленные __________________________________________________________________ (полное наименование юридического лица) нуждаются в доработке в связи со следующими замечаниями (по следующим причинам): __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Госинспекция предлагает внести указанные изменения и/или дополнения в представленные правила внутреннего контроля и повторно направить их в ее адрес на согласование в течение 5 дней со дня получения данного уведомления.   Начальник _____________________________ ___________ _____________ (наименование госинспекции) (подпись) (инициалы, фамилия)      

Приложение N 4

 

РЕЕСТР
О СОГЛАСОВАНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И СОСТОЯЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕТЕ В ГОСИНСПЕКЦИИ

 

N п/п Номер свидетельства о постановке на специальный учет (регистрационного удостоверения) Полное наименование юридического лица Исходящий номер Уведомления в адрес юридического лица о согласовании правил внутреннего контроля Входящий номер письма юридического лица в адрес госинспекции о согласовании правил внутреннего контроля
1 2 3 4 5
     

 

РЕЕСТР
О НЕСОГЛАСОВАНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И СОСТОЯЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕТЕ В ГОСИНСПЕКЦИИ

 

N п/п Номер свидетельства о постановке на специальный учет (регистрационного удостоверения) Полное наименование юридического лица Исходящий номер Уведомления в адрес юридического лица о несогласовании правил внутреннего контроля Входящий номер письма юридического лица в адрес госинспекции о согласовании правил внутреннего контроля
1 2 3 4 5