Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 326. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МВД РФ от 03.01.96 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ"

Дата документа03.01.1996
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Инструкция
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 3 января 1996 г. N 10

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

 
    В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Приказом МВД России от 15 июня 1994 г. N 202 и в целях определения единых подходов к организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России - приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России.
    2. Ответственность за организацию исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра, генерал - лейтенанта милиции Федорова В.И.
    3. Установить, что Приказ МВД СССР от 30 марта 1977 г. N 113 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.
 

Вр.и.о. Министра,
генерал - лейтенант
П.В.ГОЛУБЕЦ

    
 
    

Приложение
к Приказу МВД РФ
от 3 января 1996 г. N 10

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

 
    Настоящая Инструкция регулирует порядок организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России (далее - "вуз" или "учебное заведение") в соответствии с Законом "Об образовании" и другими законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Госкомвуза и МВД России.
    Под учебным процессом в вузах МВД России понимается целенаправленная деятельность руководящего, профессорско - преподавательского и начальствующего состава, учебно - вспомогательного, административно - хозяйственного персонала и слушателей (обучающихся), обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом.
 

1. Основные задачи учебного процесса

 
    1.1. Удовлетворение потребностей органов внутренних дел в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно - педагогических кадрах.
    1.2. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования, специальности и квалификации.
    1.3. Распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди личного состава органов внутренних дел, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
 

2. Организация учебного процесса

 
    2.1. Общие требования к организации учебного процесса:
    2.1.1. Учебный процесс основывается на государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям, примерных учебных планах и примерных программах дисциплин, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием.
    2.1.2. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
    2.1.3. Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
    2.1.4. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
    2.2. Организация учебного процесса призвана обеспечивать:
    2.2.1. Современный научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения.
    2.2.2. Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.
    2.2.3. Органическое единство процесса обучения и воспитания.
    2.2.4. Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других стран.
    2.2.5. Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики.
    2.2.6. Создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско - преподавательского состава и освоения слушателями профессиональных учебных программ, их творческой самостоятельной работы.
    2.3. Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузах, являются: рабочие учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин.
    2.3.1. Рабочий учебный план разрабатывается вузом на основе примерного учебного плана, утвержденного МВД России, обсуждается на Ученом совете и утверждается начальником учебного заведения.
    Рабочий учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин, время, период и логическую последовательность их изучения, виды занятий и учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации.
    Рабочий учебный план должен быть стабильным и рассчитанным, как правило, на весь установленный срок обучения в вузе.
    2.3.2. Рабочая программа определяет содержание, последовательность и время изучения разделов и тем учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, ее содержание является единым для всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной). Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематический план дисциплины, программу ее изучения и перечень основной и дополнительной литературы.
    2.3.3. Рабочие программы разрабатываются кафедрами, рассматриваются на Ученом совете и утверждаются начальником вуза.
    2.4. Основным элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения рабочих учебных планов и программ и базируется на следующих исходных данных:
    - годовом графике учебного процесса;
    - тематических планах учебных дисциплин;
    - графике последовательности прохождения учебной дисциплины;
    - графике понедельного прохождения дисциплин;
    - расстановке преподавателей по лекционным потокам и учебным группам;
    - распорядке дня;
    - перечне аудиторного фонда.
    2.4.1. Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе рабочего учебного плана на учебный год. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий и каникул, лагерных сборов, учебной практики и т.п.
    Годовой график учебного процесса разрабатывается учебным отделом и утверждается заместителем начальника вуза по учебной работе.
    2.4.2. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на полный курс обучения и ежегодно корректируется с учетом новейших достижений науки и техники и требований практики, в нем определяются: перечень разделов и тем, виды занятий и время, отводимое на изучение учебного материала.
    Тематические планы взаимосвязанного (комплексного) изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными кафедрами, должны быть согласованы и обсуждены на совместных заседаниях кафедр.
    2.4.3. График последовательности прохождения учебной дисциплины разрабатывается кафедрой, в нем определяется последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры об особенностях планирования учебных занятий по каждой дисциплине.
    2.4.4. График понедельного прохождения дисциплин разрабатывается учебным отделом на основе графика учебного процесса, тематических планов и графиков последовательности прохождения учебных дисциплин и утверждается заместителем начальника вуза по учебной работе.
    2.4.5. Расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрой за три месяца до начала очередного семестра. Сведения представляются в учебный отдел вместе с тематическими планами и графиками последовательности прохождения учебных дисциплин.
    2.4.6. В распорядке дня устанавливается для каждого учебно - строевого подразделения (факультета, курса) время проведения учебных занятий и самостоятельной работы слушателей.
    2.4.7. Перечень аудиторного фонда составляется учебным отделом до начала учебного года и утверждается начальником вуза.
    2.5. На основании перечисленных в п. 2.4 исходных данных учебным отделом вуза составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.
    В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемых тем и лиц, проводящих занятия. Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается начальником вуза.
    Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения начальника вуза.
    2.6. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными положениями:
    2.6.1. При формировании учебных групп (взводов) слушателей необходимо добиваться их равномерного распределения по учебным группам (взводам) с учетом изучения иностранных языков и численности учебной группы не более 25 - 30 человек. Состав учебных групп (взводов) определяется приказом по высшему учебному заведению и, как правило, не изменяется до выпуска слушателей из учебного заведения.
    Из учебных групп (взводов) формируются курсы.
    2.6.2. Учебный год при дневной форме обучения делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией.
    2.6.3. Максимальный объем учебной нагрузки слушателя не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
    2.6.4. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена в 80 минут.
    2.6.5. Освобождение слушателей от учебных занятий и от самостоятельной подготовки (кроме больных и лиц суточного наряда) допускается в исключительных случаях и только с разрешения начальника вуза или его заместителя по учебной работе.
    2.7. В вузе ведется следующая основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:
    - журнал учета учебных занятий;
    - экзаменационная (зачетная) ведомость;
    - экзаменационный (зачетный) лист (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);
    - зачетная книжка слушателя;
    - учебная карточка слушателя;
    - сводная ведомость о результатах выполнения учебного плана слушателей учебной группы за весь период обучения;
    - журнал педагогического контроля;
    - журнал взаимных посещений;
    - журнал учета консультаций;
    - книга учета окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.
    Высшее учебное заведение может вносить дополнения в перечень основной учетной документации.
    2.8. Основными видами занятий являются:
    - лекция;
    - семинарское занятие;
    - практическое занятие;
    - лабораторное занятие;
    - деловая игра, учение;
    - консультация;
    - самостоятельная подготовка;
    - учебная практика.
    Учебные заведения могут использовать и другие виды занятий.
    2.8.1. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.
    Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.
    Лекции читаются руководством вуза (факультета), начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения могут допускаться наиболее опытные преподаватели, преимущественно имеющие ученую степень или звание. Лекции по наиболее важным и актуальным проблемам деятельности ОВД читаются также руководящим составом органов внутренних дел. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты из органов внутренних дел и внутренних войск, научных учреждений и др.
    Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия слушателями темам.