Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 684. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 04.04.83 N 375 (ред. от 11.03.88 с изменениями, вступившими в силу с 11.03.88) "О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СТРАНЕ"

Дата документа04.04.1983
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Положение · Временное положение
х
Документ отменен / утратил силу
Примечания к документу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ
от 4 апреля 1983 г. N 375

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СТРАНЕ

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 11.03.88 N 203)

 
    После издания приказа Министерства здравоохранения СССР от 15.10.70 г. N 667 "О мерах по совершенствованию патологоанатомической службы", в результате проведенной органами и учреждениями здравоохранения работы по развитию патологоанатомической службы, увеличилось число патологоанатомических отделений и патологогистологических лабораторий, укомплектованность штатных должностей врачей - патологоанатомов в лечебно - профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР возросла до 95,0%. В целом по стране увеличился процент патологоанатомических вскрытий больных, умерших в стационарах. Более чем в 2 раза увеличилось число биопсийных исследований, в т.ч. диагностических биопсий.
    В стране развивается патологоанатомическая служба педиатрического профиля. Организованы и функционируют в ряде городов централизованные прозектуры перинатальной патологии. Процент вскрытий новорожденных и мертворожденных детей достиг в отдельных городах РСФСР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР - 86,5-100%.
    Проводилась организация централизованных патологоанатомических отделений. Как показывает анализ работы этих отделений, централизация патологоанатомических исследований позволяет более эффективно использовать медицинский персонал путем упорядочения нагрузки, использования взаимозаменяемости, способствует взаимоконсультациям и приобретению врачами опыта в различных разделах патологической анатомии, унификации и повышению качества исследований в секционной и биопсийной работе, более полному и рациональному использованию оборудования, сокращению более чем в 2 раза сроков исследования операционного и биопсийного материала.
    Вместе с тем в организации и работе патологоанатомической службы имеются серьезные недостатки.
    Министерства здравоохранения ряда союзных республик (Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР) не уделяли должного внимания развитию патологоанатомической службы, в результате чего в республиках отмечается низкий процент укомплектованности штатных должностей патологоанатомов, значительное число должностей занято совместителями. В этих республиках продолжает оставаться низким процент вскрытий умерших больных и количество биопсийных исследований. В патологоанатомических отделениях ряда лечебно - профилактических учреждений некоторых союзных республик отмечается недостаток подготовленных лаборантов - гистологов.
    Гистологические исследования секционного и операционного материала, бактериологические и вирусологические исследования при пневмониях, сепсисе, кишечных инфекциях проводятся не во всех случаях.
    Несмотря на указания Министерства здравоохранения СССР, что при организации централизованных патологоанатомических отделений необходимо учитывать наличие соответствующей материально - технической базы и других условий, в ряде союзных и автономных республик, краев и областей местные органы здравоохранения не учли этих требований, в связи с чем многие централизованные патологоанатомические отделения были организованы на базе тех отделений, которые размещались в тесных, приспособленных помещениях, что серьезно затрудняет выполнение централизованными отделениями возросшего объема их работы.
    Серьезно осложняет работу патологоанатомических отделений необходимость проведения в них, наряду с патологоанатомическими, и судебно - медицинских вскрытий. Несмотря на это, органы здравоохранения не всегда принимают действенные меры по улучшению материально - технической базы патологоанатомической и судебно - медицинской служб.
    Продолжают иметь место факты, когда главные врачи больничных учреждений используют помещения прозектур для размещения в них служб, не имеющих отношения к работе патологоанатомических отделений (в Украинской ССР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, ряде областей РСФСР).
    Не всегда руководители лечебно - профилактических учреждений обеспечивают своевременную доставку трупов, операционного и биопсийного материала в централизованные патологоанатомические отделения. Отсутствие в подавляющем большинстве закрепленного за централизованными патологоанатомическими отделениями автотранспорта затрудняет своевременное обеспечение лечебно - профилактических учреждений данными о результатах исследований, а также выезды патологоанатомов в те больницы, в которых целесообразно произвести вскрытие умерших больных на месте или возникает необходимость в производстве срочных биопсийных исследований.
    Нередко клинико - патологоанатомические конференции в лечебно - профилактических учреждениях носят формальный характер: не всегда вскрываются имеющиеся серьезные недостатки и дефекты, допущенные медицинскими работниками при оказании медицинской помощи больным или же выявленные недостатки не получают принципиальной оценки. К участию в работе конференций не всегда привлекают медицинских работников, допустивших недостатки на догоспитальном этапе оказания медицинской помощи больным.
    Имеются многочисленные примеры, когда главные врачи лечебно - профилактических учреждений и клиник без должных к тому оснований разрешают выдачу трупов без вскрытия, даже в случаях смерти больных во время или после операции и подозрении на инфекционное заболевание.
    Серьезно затрудняет работу патологоанатомической службы недостаточное ее обеспечение холодильными камерами, основными реактивами и красителями, покровными и предметными стеклами, бинокулярными микроскопами и насадками, люминесцентными микроскопами и др.
    Наличие указанных недостатков в патологоанатомической службе свидетельствует о том, что ряд руководителей органов здравоохранения и лечебно - профилактических учреждений, главных специалистов не учитывают возможностей и роли патологоанатомической службы в прижизненной диагностике целого ряда тяжелых заболеваний, недооценивают и не используют данные вскрытия умерших для повышения уровня обследования и лечения больных. Вследствие этого организации, развитию и повышению качества работы патологоанатомической службы в ряде республик и областей не уделяют должного внимания.
    В целях дальнейшего совершенствования патологоанатомической службы в стране:
    УТВЕРЖДАЮ:
    1. Положение о патологоанатомическом отделении (централизованном патологоанатомическом отделении) лечебно-профилактического учреждения (приложение 1).
    2. Положение о должностных обязанностях медицинского персонала патологоанатомического отделения (централизованного патологоанатомического отделения) лечебно - профилактического учреждения (приложение 2).

Ведется подготовка документа. Ожидайте