Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 938. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ"

Дата документа04.12.2003
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Методические указания
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2003 г. N 5331
    


 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2003 г. N 134

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

 
    В связи с внесением изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам.
    2. Региональным отделениям Фонда обеспечить проведение документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Методическими указаниями.
    3. Признать утратившими силу:
    Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 октября 2001 года N 102 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Минюсте России 19 декабря 2001 года, регистрационный N 3093);
    Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 апреля 2002 года N 42 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2002 года, регистрационный N 3495).
 

Председатель Фонда
Ю.А.КОСАРЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Фонда социального страхования
Российской Федерации
от 04.12.2003 N 134

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

 

Общие положения

 
    Настоящие Методические указания определяют единые требования к назначению, проведению отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалами <*> документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <**>, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
    


    <*> Далее - отделения (филиалы отделений) Фонда.
    <**> Далее - страхователи.
 
    При осуществлении проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделения (филиалы отделений) Фонда руководствуются Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <*>, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <**>, Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 184 <***>, федеральными законами о бюджете Фонда и страховых тарифах на соответствующий год, иными законодательными и нормативными правовыми актами об этом виде обязательного социального страхования, а также настоящими Методическими указаниями.
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686.
    <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 17, ст. 1554; 2003, N 28, ст. 2887.
    <***> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1181.
 

Раздел I. Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей, оформление акта и принятие мер по результатам проверок

 

Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей

 
    1. Контроль за начислением, уплатой страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованием этих средств производится отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей <*>, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
    


    <*> Далее - проверки.
 
    2. Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда (управляющим, заместителем управляющего отделения Фонда, директором филиала, заместителем директора филиала <*>).
    
    <*> Далее - руководитель отделения (филиала отделения) Фонда.
 
    При составлении планов учитываются следующие критерии отбора страхователей для проверки:
    периодичность проведения проверок - не реже одного раза в три года;
    наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд;
    значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
    резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
    рекомендации по результатам камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Фонда от 29 июля 2003 года N 87 <*>;
    
    <*> Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2003, регистрационный N 5009.
 
    нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации <*>.
    
    <*> Далее - расчетная ведомость по средствам Фонда.
 
    Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда с учетом численности работающих у страхователя, объема произведенных им расходов, транспортных и иных условий.
    В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
    3. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 1).
    4. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда.
    5. В день начала проверки проверяющим(и) предъявляются страхователю решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение.
    6. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
    В случае, если страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежит законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.
    7. Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать двух месяцев. При проведении проверок организаций-страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.
    8. Отделение (филиал отделения) Фонда не вправе проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период, за исключением случаев:
    а) реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения) - страхователя (приложение N 2);
    б) в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку (приложение N 3).
    9. Подготовке к проведению проверки предшествует подготовительный этап работы (как правило, не более 2 дней), предусматривающий сбор и анализ в отделении (филиале отделения) Фонда следующей информации:
    основной вид деятельности, класс профессионального риска, страховой тариф страхователя (обособленного подразделения) и его производств (подразделений), являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;
    отчетные данные по средствам Фонда, представленные страхователем за проверяемый период;
    выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, в том числе выплаты в пользу работающих инвалидов;
    сведения о расчетах со страхователями;
    номера и даты решений отделения (филиала отделения) Фонда о назначении единовременных и ежемесячных страховых выплат пострадавшим, о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выделении путевок на санаторно-курортное лечение пострадавшим.
    Анализ информации осуществляется с использованием информационных ресурсов и аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы Фонда "Соцстрах" <*>.
    
    <*> Далее - ЕИИС "Соцстрах".
 
    10. В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов (приложение N 4). Документы должны быть представлены страхователем в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий.
    11. По окончании выездной проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (приложение N 5), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
 

Порядок составления акта проверки страхователя и требования к его оформлению

 
    12. По результатам проверки организации (обособленного подразделения) <*> либо физического лица составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с индексом "н/с" <**> (приложение N 6).
    


    <*> Здесь и далее имеются в виду обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате страховых взносов.
    <**> Далее - акт.
 
    13. Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физическому лицу (их представителям).
    14. Акт должен иметь сквозную нумерацию страниц, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, проводивших проверку и подписывающих акт.
    15. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
    16. Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:
    номер, который присваивается акту при его регистрации в отделении (филиале отделения) Фонда;
    наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого она проводилась);
    дату подписания акта лицами, проводившими проверку;
    полное и сокращенное наименование проверяемой организации (обособленного подразделения) согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество физического лица;
    регистрационный номер и код подчиненности страхователя;
    код ИМНС России, в которой состоит на учете организация (обособленное подразделение) или физическое лицо;
    ИНН/КПП организации (обособленного подразделения) или ИНН физического лица;
    основной государственный регистрационный номер (код по ОГРН);
    основной вид деятельности (код по ОКОНХ/ОКВЭД);
    размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска (на каждый проверяемый год);
    установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;
    банковские реквизиты (расчетный (текущий счет)), наименование банка, БИК;
    фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием должности и наименования отделения (филиала отделения) Фонда, который они представляют;
    дату и номер решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки;
    указание на цель проверки: проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств;
    период, за который проведена проверка;
    даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физическому лицу (их представителям) решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки, а датой окончания - день подписания справки лицами, проводившими проверку;
    фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении их с занимаемой должности;
    среднесписочную численность работающих в организации (обособленном подразделении) на дату проверки;
    установленную дату выплаты заработной платы;
    сведения о наличии комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;
    сведения о представлении расчетной ведомости по средствам Фонда за проверяемый период;
    сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие вопросы проверены сплошным, а какие выборочным методом;
    перечень проверенных документов;
    перечень не представленных страхователем документов (в случае неполного представления страхователем необходимых для проверки документов по запросу должностного лица отделения (филиала отделения) Фонда, проводящего проверку);
    иные сведения.
    17. Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств либо указание на отсутствие таковых.
    По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены:
    период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;
    оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах ордерах);
    характер нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем;
    ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения.
    Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. Рекомендуемые формы таблиц приведены в приложениях N N 1, 2 к акту проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.
    Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющего(их), не основанных на достаточных доказательствах.
    18. Итоговая часть акта (заключение) должна содержать следующие данные (в случае их установления в ходе проверки):
    сведения о соответствии установленного класса профессионального риска основному виду деятельности (для страхователя - юридического лица) или виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска (для страхователя - физического лица);
    сведения о выявленной в результате проверки недоимке по страховым взносам (из них в результате занижения страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд);
    сведения о расходах, не принятых к зачету в счет страховых взносов в Фонд:
    суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения отделения (филиала отделения) Фонда;
    излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию вследствие недостоверности указанных страхователем сведений;
    расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденные документами в установленном порядке;
    расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, произведенные при отсутствии решения отделения (филиала отделения) Фонда или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств;
    расходы на оплату в 2003 году стоимости путевок работникам в санаторно-курортные учреждения в пределах сумм установленных скидок или надбавок к страховому тарифу, произведенные страхователем с нарушением установленного порядка, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств;
    сведения о суммах страховых взносов, излишне уплаченных страхователем;
    факты задержки страховых выплат в установленные сроки;
    расчет пени, начисленной на недоимку по страховым взносам (помесячный), с учетом произведенных страхователем расходов в счет средств Фонда, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности отделения (филиала отделения) Фонда страхователю;
    факты выявленных проверкой нарушений порядка уплаты страховых взносов, за совершение которых к страхователям должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" <*>, статьями 8, 19, 20 Федерального закона от 8 февраля 2003 года N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" <**> и статьей 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации <***>.
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 628.
    <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 6, ст. 508.
    <***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.
 
    При обнаружении страхователем до проведения проверки в представленной им в отделение (филиал отделения) Фонда расчетной ведомости по средствам Фонда неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, страхователь обязан внести изменения в расчетную ведомость по средствам Фонда.
    Если до проведения проверки страхователь внес в установленном порядке изменения и дополнения в расчетную ведомость по средствам Фонда, уплатил недостающую сумму страховых взносов и пени, указанные изменения и дополнения должны быть учтены при подготовке акта. При этом в акте следует указать дату представления в отделение (филиал отделения) Фонда заявления о внесении дополнений и изменений в расчетную ведомость по средствам Фонда, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм страховых взносов и пени.
    В этом случае страхователь освобождается от ответственности за занижение подлежащей уплате суммы страховых взносов.
    Предложения проверяющих:
    об отражении в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда недоимки по страховым взносам, расходов, не принятых к зачету, а также начисленной пени по акту;
    о перечислении страхователем в отделение (филиал отделения) Фонда недоимки по страховым взносам и пени;
    о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со ссылками на законодательные и иные нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, а также на нормы законодательных актов, предусматривающие размеры штрафных санкций;
    о перечислении сумм штрафов на банковский счет отделения (филиала отделения) Фонда с последующим представлением в отделение (филиал отделения) Фонда копии платежного поручения с отметкой банка об исполнении;
    о выплате застрахованному пени в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки;
    об устранении страхователем выявленных нарушений.
    19. К акту проверки прилагаются:
    копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении выездной проверки;
    приложения к акту, за исключением случаев, когда все сведения и расчеты приведены в тексте акта. Приложения должны быть подписаны проверяющим(и), а также руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физическим лицом (их представителями);
    иные материалы, подтверждающие отраженные в акте факты нарушений.
 

Подписание, вручение акта проверки и его рассмотрение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда

 
    20. Акт должен быть подписан проверяющим(и), руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физическим лицом (их представителями).
    При наличии возражений или замечаний по акту, подписывающие его должностные лица организации (обособленного подразделения) или физическое лицо делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
    21. При отказе руководителя проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физического лица (их представителей) от подписания акта проверяющим на последней странице акта производится запись:

"  
 (Ф.И.О. руководителя организации с указанием его должности,
  
 полное наименование организации (обособленного подразделения), Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. их представителей))

    от подписи акта отказался", заверенная подписью указанного лица.
    22. Подписанный проверяющим(и) акт вручается руководителю организации (обособленного подразделения) либо физическому лицу (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, делается запись: "Экземпляр акта с приложениями на ___ листах получил" за подписью руководителя организации (обособленного подразделения) или физического лица (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.
    Если указанные лица уклоняются от получения акта, на последней странице акта делается запись:

"