Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 344. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ГТК РФ от 29.12.2003 N 01-06/50632 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКСПЕРТИЗ И ПО ОЦЕНКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ЭКСПЕРТА, А ТАКЖЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ"

Дата документа29.12.2003
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПисьмо · Методические рекомендации
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 29 декабря 2003 г. N 01-06/50632

 
    В целях совершенствования экспертной деятельности в ГТК России и в связи с введением нового Таможенного кодекса Российской Федерации направляем для использования в работе:
    1. Методические рекомендации по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта (приложение 1);
    2. Методические рекомендации по проведению экспертиз в таможенных лабораториях (экспертно-криминалистических подразделениях ГТК России), а также в иных соответствующих организациях или другими экспертами (приложение 2);
    3. Формы документов, используемые при назначении и проведении экспертиз (приложение 3).
    Прилагаемые методические рекомендации и формы документов предназначены для начальников таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений ГТК России) и должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, а также производство административных расследований по делам об административных правонарушениях и предварительных расследований по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов.
 

Заместитель
председателя Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
В.В. ШПАГИН

 
 
    

Приложение 1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКСПЕРТИЗ И ПО ОЦЕНКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ЭКСПЕРТА

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Методические рекомендации по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", иными нормативными актами ГТК России и предназначены для оформления соответствующих документов.
    2. Проведение экспертиз и судебных экспертиз (далее - экспертиз) назначают должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов.
    3. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений ГТК России), далее - ЭКП ГТК России, имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения. При проведении экспертиз в иных соответствующих организациях или другими экспертами, либо лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения, оформляется договор.
    4. Экспертизы товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах, а также иных объектов, проводятся для выявления свойств и характеристик объекта исследования.
    5. Основанием для назначения экспертизы является необходимость специальных знаний (познаний) при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).
    6. При проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или иные сведения, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
    - физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России;
    - среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России;
    - идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки;
    - возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления;
    - принадлежности товара к перечням наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе наличия их в лекарственных средствах;
    - принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;
    - иных вопросов.
    7. При проведении технико-криминалистических исследований документов, устанавливающих соответствие требованиям, предъявляемым при их изготовлении, наличие полной или частичной подделки, или иных объектов на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с:
    - отождествлением конкретных технических средств (принтеров, пишущих машин, печатей и штампов), установлением вида, класса, марки технического средства, использованного для изготовления или оформления того или иного реквизита документа;
    - восстановлением содержания разорванных, сожженных, угасших документов, восстановлением первоначального содержания зачеркнутых, залитых, вытравленных, подчищенных, замазанных записей;
    - установлением соответствия защитных реквизитов документа (бланков, защитных сеток, изображений и т.д.) техническим требованиям производителя документа;
    - установлением способа изготовления реквизитов документа;
    - установлением факта изменения реквизитов документа (подвергалось ли изменению содержание документа, переклеивались ли марки, заменялись ли листы в многостраничном документе);
    - установлением последовательности выполнения реквизитов документа;
    - установлением давности выполнения рукописной записи (текстов);
    - установлением подписи и кратких рукописных записей, выполненных конкретным лицом (лицами).
    8. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие наименования экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим:
    а) идентификационные;
    б) материаловедческие;
    в) товароведческие;
    г) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
    д) технологические;
    е) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов;
    ж) искусствоведческие;
    з) криминалистические, в том числе:
    - трасологические (исследование следов рук, исследование следов обуви, исследование следов транспортных средств, исследование следов орудий взлома и инструментов, исследование следов производственных механизмов и инструментов на изделиях (документах);
    - экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;
    - экспертизы замков и иных запирающих устройств;
    - экспертизы установления целого по частям;
    - почерковедческая экспертиза;
    и) технико-криминалистическое исследование документов:
    - исследование оттисков печатей и штампов;
    - исследование подписей от имени определенных лиц (при технической подделке подписей);
    - исследование машинописных текстов;
    - установление изменений в тексте документа;
    - установление содержания документа;
    - исследование способа изготовления и материала документа;
    к) технико-криминалистическая экспертиза подписей;
    л) исследование акцизных и специальных марок;
    м) экспертиза маркировочных обозначений.
    9. ЭКП ГТК России регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектов исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.
    10. Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комплексные и комиссионные экспертизы.
    11. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта. В случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту (ст. 207 УПК РФ, п. 1 ст. 380 ТК РФ).
    12. Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта либо наличия сомнения в его правильности. Повторная экспертиза поручается другому эксперту (ст. 207 УПК РФ, п. 2 ст. 380 ТК РФ), при этом предмет и объекты исследования не меняются.
    13. Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих специальными знаниями (познаниями) в одной области (ст. 200 УПК РФ).
    14. Комплексная экспертиза назначается в случаях необходимости использования при проведении экспертных исследований специальных знаний (познаний) в различных областях (ст. 201 УПК РФ).
    15. Дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы назначаются в соответствии с Рекомендациями.
 

II. Процедура назначения экспертиз

 
    16. Экспертизы назначаются в порядке, предусмотренном УПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", при использовании настоящих Рекомендаций и иных методических документов ГТК России.
    17. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя путем вынесения постановления (п. 3 ст. 378 ТК РФ) по форме 7 приложения 3.
    18. При производстве по делам об административных правонарушениях, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ) по форме 5 приложения 3.
    19. При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление (формы 1, 2, 3, 4 приложения 3) в соответствии с приложениями 117 - 120 к Федеральному закону от 04.07.2003 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.07.2003, N 27, ст. 2706, ч. 1).
    20. В постановлении (определении) о назначении экспертизы необходимо указывать:
    - наименование экспертизы (товароведческая, идентификационная, материаловедческая, технологическая, искусствоведческая и др.);
    - вид экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);
    - наименование таможенного органа, должность, фамилия, инициалы должностного лица;
    - основание для назначения экспертизы;
    - наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта;
    - вопросы, поставленные на разрешение эксперта;
    - материалы, представленные на экспертизу, в том числе пробы или образцы, документы, объекты экспертизы для сравнительного исследования, иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для правильного решения вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении (определении) индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т.п.);