Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 873. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО МВД РФ от 18.06.2003 N 13/ц-72 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Дата документа18.06.2003
Статус документаНе действует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72

 

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 
    Направляю для использования в практической работе по осуществлению производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях.
 

Начальник
генерал-майор милиции
А.Ю.ЯКИМОВ

 
 
    

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

I. Общие положения

 
    1. Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения <1> ставят своей задачей формирование единого в Российской Федерации подхода к организации деятельности должностных лиц подразделений Госавтоинспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации <2> и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения <3>, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
    


    <1> Далее - "Методические рекомендации".
    <2> См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.1993, N 47, ст. 4531, с последующими изменениями и дополнениями.
    <3> Далее - "Правила".
 
    2. Производство по делу об административном правонарушении, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении Правил, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1>.
    
    <1> Далее - "Кодекс".
 
    3. Должностным лицам подразделений Госавтоинспекции рекомендуется оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
    4. Соблюдение требований законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях в связи с нарушением Правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором <1>, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
    
    <1> См.: ст. 24.6 Кодекса.
 

II. Составление протокола об административном правонарушении

 
    5. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (приложения N N 1 и 2), за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 Кодекса.
    Согласно ст. 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела <1>. При составлении протокола об административном правонарушении рекомендуется избегать формулировок общего характера (например, "нарушил правила дорожного движения", "превысил скорость" и другие).
    


    <1> См.: ч. 2 ст. 28.2 Кодекса.
 
    Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в протоколе об административном правонарушении, целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в каждую графоклетку).
    Протокол об административном правонарушении и другие документы рекомендуется заполнять шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.
    В соответствии со ст. 26.8 Кодекса показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом рекомендуется указывать наименование измерительного прибора, его номер, дату проведения метрологической поверки.
    6. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе <1>.
    
    <1> См.: ч. 3 ст. 28.2 Кодекса.
 
    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу <1>.
    
    <1> См.: ч. 4 ст. 28.2 Кодекса.
 
    Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись <1>.
    
    <1> См.: ч. 5 ст. 28.2 Кодекса.
 
    Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе <1>.
    
<1> См.: ч. 6 ст. 28.2 Кодекса.
 
    При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотруднику милиции, оформляющему материалы по факту выявленного правонарушения, рекомендуется составить рапорт и приобщить его к протоколу об административном правонарушении.
    7. В соответствии со ст. 25.5 Кодекса с момента составления протокола об административном правонарушении в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
 

III. Особенности составления протоколов об административных правонарушениях при совершении отдельных нарушений Правил

 
    8. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства <1>, который рекомендуется приобщить к протоколу об административном правонарушении.
    


    <1> См.: Приказ МВД России от 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрирован в Минюсте России 22 апреля 1999 г., регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 18-19).
 
    9. В случаях, когда невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения рекомендуется составлять отдельный протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 Кодекса.
    10. При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации <1> в протоколе об административном правонарушении целесообразно отражать наличие либо отсутствие разрешений на перевозку таких грузов. В случае наличия такого разрешения рекомендуется указать, в чем выразилось существо правонарушения (несоответствие тягача и (или) прицепа транспортным средствам, указанным в разрешении; отклонение от указанного в разрешении маршрута следования; осуществление перевозки с нарушением сроков, указанных в разрешении).
    
    <1> См.: Инструкция Минтранса России, МВД России, ФДС России от 27 мая 1996 г., зарегистрирована в Минюсте России 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146.
 
    В случае выявления нарушения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <1>, в протоколе об административном правонарушении целесообразно указывать также наличие или отсутствие: согласованного маршрута перевозки; свидетельства о допуске транспортного средства; свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов и аварийной карточки системы информации об опасности, а также сведения о нарушениях требований и положений, содержащихся в указанных документах.
    
    <1> См.: Приказ Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73, зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997.
 
    11. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с невыполнением в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства рекомендуется указывать сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности, по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания <1>. В протоколе об административном правонарушении целесообразно изложить существо невыполненного предписания и указать срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.
    
    <1> См.: ст. 2.4 Кодекса.
 
    12. При составлении протокола об административном правонарушении по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства рекомендуется отразить обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).
    При этом к протоколу об административном правонарушении целесообразно приобщить рапорта сотрудников милиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, к протоколу об административном правонарушении также целесообразно приобщить рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.
    13. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении <1> (приложения N 20 и 21).
    
    <1> См.: ст. 28.9 Кодекса.
 

IV. Административное расследование

 
    14. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 3), схему места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 4), протокол осмотра транспортного средства (приложение N 5), справку по дорожно-транспортному происшествию (приложение N 6).
    15. В схеме места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется указывать:
    место дорожно-транспортного происшествия <1> (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
    


    <1> Далее - "ДТП".
 
    ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;
    ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
    положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
    направление движения участников ДТП до момента его наступления.
    16. Рекомендовать водителям-участникам ДТП описывать в объяснениях обстоятельства происшедшего согласно примерному перечню обстоятельств, которые целесообразно отражать в объяснениях водителей - участников дорожно-транспортного происшествия (приложение N 7).
    17. По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении либо принимается решение о проведении административного расследования.
    При оформлении материалов о ДТП по факту нарушения Правил, ответственность за совершение которого установлена Кодексом, в соответствии со ст. 28.2 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении, в котором рекомендуется отражать наступившие последствия.
    В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 Кодекса.
    При выявлении правонарушения, предусмотренного статьей 12.4 Кодекса, в случаях, когда водитель или иное лицо отрицает свою причастность к установке на транспортном средстве указанных в статье приборов или устройств, рекомендуется получить объяснения с указанных лиц, составить рапорт и вынести решение о проведении административного расследования.
    По окончании административного расследования по факту совершенного нарушения Правил в соответствии со ст. 28.7 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса.
    18. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса решение о проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным согласно ст. 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении (приложение N 8).
    19. Сведения о причиненных телесных повреждениях рекомендуется получать в медицинском учреждении по запросу (приложение N 9), куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.
    Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>, осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно-медицинской экспертизы <2> (приложение N 10).
    
    <1> Далее - "Государственная инспекция".
    <2> См.: ч. 1 ст. 26.4 Кодекса.
 
    20. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего, в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 Кодекса, составляется протокол об административном правонарушении.
    21. При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий или средней тяжести вред, сотруднику Государственной инспекции, производившему административное расследование, рекомендуется незамедлительно доложить материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору в орган предварительного следствия или в орган дознания <1>.
    
    <1> См.: п. 3 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса.
 
    22. При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам, предусмотренным п. 13 настоящей Инструкции, рекомендуется составить рапорт и принять меры по розыску скрывшегося водителя.
    При установлении личности водителя на него составляется протокол об административном правонарушении по факту оставления в нарушение Правил места ДТП, в котором целесообразно отражать сведения, подтверждающие противоправный характер его действий. К протоколу об административном правонарушении рекомендуется приобщать рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.
    По факту совершения нарушений Правил, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется проводить административное расследование.
    23. При оформлении материалов по факту ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, рекомендуется составлять схему места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 4) и приобщать к ней сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 11), объяснения участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия. При этом должностному лицу, оформляющему материалы, целесообразно составлять рапорт, в котором рекомендуется излагать дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.
    Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 11), рекомендуется выдавать заинтересованным организациям по их письменных запросам.
    24. Должностному лицу Государственной инспекции, оформляющему материалы по факту нарушения Правил, повлекшего ДТП, либо инспектору (старшему инспектору) по административной практике, инспектору (старшему инспектору) по дознанию водителям, участвовавшим в ДТП, рекомендуется выдавать справки об участии в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 12).
 

V. Меры обеспечения производства по делам о нарушении Правил

 
    25. В соответствии со ст. 27.1 Кодекса в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
    26. В соответствии со ст. 27.2 Кодекса в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется доставление нарушителя в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.