Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 293. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. СП 35-101-2001" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 70)

Дата документа16.07.2001
Статус документаДействует
МеткиПравила · Постановление

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

СП 35-101-2001

 

Design of buildings and structures accessible for physically handicapped personns. Common regulations

 

УДК 721.183-056.266(083.74)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
    1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация, ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
    2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации
    3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и проектных работ, Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России
    4 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 20 июня 2001 г. N 5а
    5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 70
    6 ВВЕДЕН впервые
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Свод правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" разработан в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" в соответствии с Государственным контрактом N 5.1.1/227 юр-98 от 25 июня 1999 г. с Министерством труда и социального развития Российской Федерации по теме: "Создание единой системы отраслевых требований по проектированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
    Согласно части второй статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 2069): "Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются".
    В основу разработки Свода правил положены принципы создания равных возможностей, сформулированные во "Всемирной программе действий в отношении инвалидов", принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в резолюции N 37/52* от 3 декабря 1982 г. Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации среды жизнедеятельности в соответствии с потребностями инвалидов и других маломобильных групп населения, является комплекс 35 отраслевых нормативных документов в области проектирования и строительства. Основным документом федерального уровня для данного комплекса является СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
    В развитие требований СНиП в составе комплекса 35 нормативных документов разработан настоящий Свод правил, который следует применять как основополагающий в блоке следующих сводов правил:
    СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
    СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
    СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов".
    Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня. В данной разработке учтены опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и творческих коллективов.
    Свод правил 35-101-2001:
    разработан авторским коллективом в следующем составе:
    научный руководитель темы, ответственный исполнитель и научный редактор нормативного документа - канд. архит. A.M. Гарнец, исполнители: арх. Н.П. Малиночка, арх. Ю.В. Колосов при участии канд. архит. Б.П. Анисимова, канд. архит. Л.А. Смывиной, инж. Л.В. Сигачевой и инж. Н.И. Чернозубовой, компьютерная графика - инж. А.И. Цыганов и инж. М.М. Миловидов при участии арх. К.В. Карпача;
    внесен Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В. Лебедев, А.Е. Лысенко);
    представлен к утверждению Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В. Тишенко, Н.Н. Поляков, Л.А. Викторова), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова, В.Г. Хахулин);
    согласован Государственной противопожарной службой МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.
    В тексте и графической части Свода правил частично использованы следующие материалы:
    СП 31-102-99. Общие положения по проектированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. - М.: ГУП ИОЗ, ГУП ЦПП, 2001 (авторский коллектив под руководством канд. архит. A.M. Гарнеца);
    ВСН 62-91*/Госкомархитектуры. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения/Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1994 (ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева, ЦНИИЭП жилища, ЦНИИЭП учебных зданий и ЦНИИЭП курортно-туристических зданий и комплексов Госкомархитектуры);
    Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Выпуск 1. Общие положения/Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. - М.: ГП ЦПП, 1995 (канд. архит. Н.Б. Мезенцева и Е.М. Лось, арх. Н.А. Клементьевпри участии д-ра архит. В.К. Степанова);
    Жилая среда для инвалида. - М.: Стройиздат, 1990 (арх. Х.Ю. Калмет, научный редактор Ю.В. Колосов);
    Пособие по комплексному проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями: Выпуск 2. Элементы зданий/Москомархитектура. - М.: ГУП НИАЦ, 1997 (канд. архит. А.А. Архангельская).
 

Часть 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1.1 Требования и рекомендации Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности зданий и сооружений для всех категорий маломобильных групп населения (в дальнейшем - МГН) и беспрепятственное пользование ими. Требования распространяются на все элементы зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки.
    Положения настоящего документа следует учитывать при проектировании и реконструкции зданий различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
    1.2 Требования Свода правил распространяются на доступные для маломобильных групп населения элементы архитектурной среды и системы, ими образуемые: элементы участка, части зданий, группы помещений, помещения, функциональные зоны (в том числе пути движения), устройство мест основных процессов жизнедеятельности, обслуживания, приложения труда и отдыха. К этим объектам также относятся конструктивные элементы и малые формы.
    Требования настоящего документа не распространяются на части зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен доступ инвалидов.
    Для зданий специализированных учреждений Свод правил используется как справочный документ при проектировании аналогичных элементов, планировочных узлов здания и территории.
    1.3 В Своде правил дан относительно полный набор требований, проектных мероприятий и элементов архитектурного решения. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливается заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
    1.4 Выполнение требований доступности объектов общественного и жилищного назначения для МГН, а также промышленных зданий с местами труда для инвалидов регламентируется РДС 35-201 при разработке, согласовании и утверждении проектной документации.
    1.5 В настоящем Своде правил устанавливаются общие требования для всех объектов проектирования, доступных для маломобильных групп населения.
    Развитие или расширение этих требований по функциональному назначению различных зданий дано в соответствующих разделах других сводов правил: СП 35-102, СП 35-103 и СП 35-104.
    1.6 Положения нормативного документа допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.
    В зависимости от расчетного числа инвалидов, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры здания, сооружения рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности (не учитывая обслуживания на дому):
    вариант "А" - доступность для инвалидов любой жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого (допускаемого социальными органами) места приложения труда. При этом должно предусматриваться устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из их общего числа жилых ячеек и мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;
    вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. Следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
    Представленные в частях 2 и 3 графические схемы рекомендуется использовать при любом варианте организации доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
    1.7 Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих зданиях.
    По степени значимости эти критерии имеют следующий порядок приоритетов:
    1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).
    1.7.1 Критерий доступности содержит требования:
    беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
    достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;
    возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
    1.7.2 Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
    Основными требованиями критерия безопасности являются:
    возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
    возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
    отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
    предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
    пожарная безопасность.
    1.7.3 Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.
    Требования критерия информативности включают в себя:
    использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
    своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
    точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
    возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;
    возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.
    Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
    расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
    углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
    ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;
    соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
    исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).
    1.7.4 Уровень комфортности архитектурной среды в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций.
    Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
    создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд;
    обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
    сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.
    Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).
    Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.
    1.8 Если при реконструкции зданий и сооружений исторических и культурных памятников, а также прилегающих к ним территорий требования доступности не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественного объединения инвалидов должны быть приняты решения, обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации. При этом степень (уровень) и способы адаптации зданий и сооружений, имеющих особую архитектурную, художественную или историческую ценность, должны определяться с обязательным участием соответствующих органов по охране памятников истории, культуры и архитектуры.
    1.9 Для обеспечения доступности МГН к местам обслуживания в зданиях и сооружениях рекомендуется соблюдать следующий порядок приоритетов проектирования:
    объемно-пространственное решение здания, его силуэт и внешний облик, детали декора фасадов, в том числе элементы входов;
    функциональные зоны, группы помещений, помещения;
    места обслуживания;
    коммуникационные, рекреационные пространства и помещения, в том числе зоны и места отдыха и ожидания, санитарно-гигиенические помещения;
    элементы инженерного оборудования, в том числе специального, для лиц с нарушениями здоровья;
    системы информационного обеспечения, в том числе наружная реклама;
    решения интерьеров и мебели;
    световое и цветовое решение участка, фасада, интерьеров.
    1.10 Архитектурное решение объекта должно помогать маломобильному посетителю:
    идентифицировать зоны здания, сооружения, помещения;
    находить и использовать коммуникационные пространства, определять направления своего пути, в том числе при эвакуации;
    своевременно определять и уверенно избегать зоны риска.
    1.11 Планировочные решения зданий и сооружений должны учитывать параметры инвалидного кресла-коляски (ГОСТ Р 50602, часть 2, рисунки 2.1-2.4).
 

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 
    2.1 В Своде правил использованы ссылки на следующие документы:
    СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";