Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 331. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.96 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Дата документа22.08.1996
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиЗакон
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

22 августа 1996 года N 125-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-Ф3, от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ (ред. от 08.11.2010), от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 21.12.2009 N 333-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 198-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 28.12.2010 N 426-ФЗ, от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 06.11.2011 N 290-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 06.10.2011 N 271-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 03.12.2011 N 384-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ)

 

Принят
Государственной Думой
19 июля 1996 года

 

Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

 
    1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
 

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

 
    1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:
    Подпункт 1) - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    2) непрерывность и преемственность процесса образования;
    3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
    4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
    5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    Пункт 2 - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
    1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;
    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
    2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    Подпункт 3) - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки, в соответствии с законодательством;
    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
    5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;
    Подпункт 6) - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки.
    (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)
    4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
    5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
    Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
 

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

 

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

 
    1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.
    2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:
    1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;
    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
    2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;
    3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;
    4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;
    5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
 

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

 

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

 
    1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
    (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
    2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).
    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 20.04.2007 N 56-ФЗ (ред. от 08.11.2010))
    3. Педагогическим работникам из числа профессорско - преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
    Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
 

Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования

 

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

 
    Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:
    федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
    (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
    имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;
    (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)
    научных, проектных, производственных, клинических, медико - профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
    органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;
    (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
    общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
 

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

 

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

 
    1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:
    1) единства образовательного пространства Российской Федерации;
    2) качества высшего профессионального образования;
    3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;
    4) признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
    (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 385-ФЗ)
    2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:
    1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3) результатам освоения основных образовательных программ.
    3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
    4. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
    Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
    (в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)
    5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
    6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
    (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
    Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
    7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6.3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании".
    (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
    8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
 

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

 

(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

 
    1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
    (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
    2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;
    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.
    (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
    3. Абзац - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)