Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 315. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗ Президента РФ от 18.06.96 N 933 (ред. от 07.11.97) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ"

Дата документа18.06.1996
Статус документаДействует
МеткиУказ · Программа · Перечень

    

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗ
от 18 июня 1996 г. N 933

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

 

(в ред. Указа Президента РФ от 07.11.97 N 1175)

 
    В целях развития аграрной реформы и создания необходимых условий для обеспечения роста агропромышленного производства постановляю:
    1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа).
    2. Правительству Российской Федерации:
    определить государственного заказчика Программы;
    при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
 

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 июня 1996 г. N 933

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

 

(в ред. Указа Президента РФ от 07.11.97 N 1175)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, наименование и номер соответствующего постановления  - Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 791 "О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы"
Исполнители и соисполнители  - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Российская академия сельскохозяйственных наук, Комитет Российской Федерации по машиностроению, Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет Российской Федерации по торговле, Комитет Российской Федерации по рыболовству, Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Разработчики  - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, научно-исследовательские институты Российской академии сельскохозяйственных наук
Сроки реализации Программы  - 1996 - 2000 годы
Основные программные мероприятия  - осуществление организационно - правовых и финансово-экономических мероприятий, обеспечивающих вывод агропромышленного производства из кризиса, стабилизацию и устойчивое его развитие. Формирование эффективного многоукладного аграрного сектора экономики, совершенствование отраслевой структуры и региональной специализации агропромышленного комплекса. Активизация инвестиционной деятельности. Ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса, улучшение социального положения сельских жителей, реализация мероприятий по охране окружающей среды
Контроль за реализацией Программы  - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Важнейшие целевые показатели  - увеличить к 2000 году по сравнению с 1995 годом производство валовой продукции сельского хозяйства на 15 процентов, зерна - на 31,5 млн. тонн, сахарной свеклы - на 7,9 млн. тонн, товарной продукции пищевой промышленности - на 5,4 процента, довести производство масла растительного до 1,25 млн. тонн, сахара из сахарной свеклы - до 2,5 млн. тонн, товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, - до 2,56 млн. тонн
Ожидаемые конечные результаты Программы  - увеличение душевого потребления продуктов питания и существенное улучшение жилищных условий и культурно-бытового обслуживания сельского населения. Значительное сокращение зависимости страны от импорта продовольствия

 

Введение

 
    Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 791 "О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1628) с учетом основных положений Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, ст. 1966) и Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
    Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях.
    Выполнение Программы рассчитано до 2001 года с поэтапным решением задач.
 

1. Состояние и современные тенденции в развитии агропромышленного комплекса

 
    В агропромышленном комплексе в настоящее время производится значительная часть потребительских товаров для населения. В нем занято более 30 процентов работников отраслей материального производства.
    Экономические реформы, начатые после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики, осуществить земельные преобразования. Новые организационно-правовые формы приобрела большая часть сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится более 90 процентов производимой продукции. Создано и функционирует более 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства.
    В то же время в условиях общего спада производства в аграрном секторе также нарастают кризисные явления. В 1995 году объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению со среднегодовым в 1986 - 1990 годах на 33 процента, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60 процентов.
    Снижается производственный потенциал отраслей комплекса, ухудшаются плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареют техника и оборудование, уходят квалифицированные кадры, не соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства.
    Вследствие резкого сокращения применения органических и минеральных удобрений возник дефицит баланса питательных веществ, что ведет к истощению почв и падению продуктивности пашни. Содержание гумуса в почве продолжает снижаться.
    Для создания бездефицитного баланса гумуса в настоящее время необходимо вносить в почву ежегодно до 1 млрд. тонн органических удобрений, фактически вносится всего лишь 150 - 170 млн. тонн, минеральных удобрений - 16,5 млн. тонн (в действующем веществе), а вносится 1,5 млн. тонн.
    Приостановлены работы по осушению, орошению земель, реконструкции действующих мелиоративных систем, известкованию и гипсованию почв, защите растений от вредителей и болезней. За последние пять лет численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась на 30 процентов, свиней - на 41, овец и коз - на 51 процент. Производство животноводческой продукции смещается в сторону мелкотоварного личного подсобного хозяйства. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения возросло за тот же период на 16 процентов, свиней - на 9 процентов. Однако производство здесь базируется на отсталых технологиях и ручном труде.
    Парк тракторов и зерноуборочных комбайнов за пять лет сократился в 1,3 раза, кормоуборочных комбайнов - в 1,2 раза. В настоящее время обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составляет 40 - 70 процентов, сохраняется тенденция старения, возрастает срок эксплуатации машин и оборудования. Снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей обусловило депрессивное состояние сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, заводов по производству минеральных удобрений и предприятий ряда других отраслей промышленности.
    Кризисные явления в сельском хозяйстве имеют объективную основу. Это сезонное, немонопольное по своему характеру производство, которое постоянно должно противостоять монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий и организаций, поставщиков материально - технических ресурсов.
    Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда. Большинство хозяйств утратило собственные оборотные средства. За 1995 год кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий возросла в 2,8 раза, а дебиторская - в 2,6 раза.
    Серьезное значение имеет незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе. Учредители новых хозяйственных структур не стали реальными собственниками, мотивация их труда остается слабой.
    Проведенная приватизация пищевых, перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий усилила их монополизм по отношению к сельскохозяйственным предприятиям.
    Спад производства и неконкурентоспособность многих видов отечественных продовольственных товаров обусловливают экспансию продуктов питания из зарубежных стран и обостряют проблему сбыта отечественной продукции.
    Часть дохода, создаваемого в аграрном секторе экономики, перераспределяется и реализуется в других отраслях. В силу специфики функционирования агропромышленного производства в рыночных условиях оно нуждается в государственной поддержке.
 

2. Цели, задачи и этапы реализации Программы

 
    Целью Программы являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села.
    Для этого, с учетом общегосударственных мер по финансовой стабилизации, подавлению инфляции, повышению инвестиционной активности и сокращению бюджетного дефицита, необходимо:
    продолжить осуществление земельной и аграрной реформы в целях реализации конституционных прав граждан на землю и формирования эффективных хозяйственных структур;
    обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки и в первую очередь плодородия земель, племенного животноводства и семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
    активизировать структурную перестройку аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
    существенно улучшить экономические условия для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе;
    сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
    обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян.
    Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
    В 1996 - 1997 годах (первый этап) создаются необходимые экономические, нормативно-правовые и организационные условия для восстановления производственного потенциала, развития аграрной реформы, создания системы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства, улучшения финансового состояния товаропроизводителей агропромышленного комплекса, с тем чтобы на этой основе преодолеть кризис агропромышленного производства.
    Продолжается реформирование предприятий, совершенствуются земельные отношения. Разрабатываются и уточняются нормативные документы по вопросам аграрной и земельной реформ, обеспечивается выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей.
    При помощи государственной поддержки, носящей строго целевой характер, в этот период осуществляются меры по максимальной адаптации товаропроизводителей агропромышленного комплекса к рыночным условиям, углублению институциональных преобразований.
    В 1998 - 2000 годах (второй этап) возобновляется рост производства на основе восстановления производственного потенциала, активизации инвестиционной деятельности, завершения институциональных и земельных преобразований, сохранения и усиления по мере финансовой стабилизации государственной поддержки агропромышленного производства, применения эффективных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, хранения и переработки сырья и продукции, усиления конкуренции, развития предпринимательской инициативы, создания условий для превращения накоплений юридических и физических лиц в инвестиции.
    Более активно должны в этот период осуществляться меры по созданию необходимой рыночной и социальной инфраструктуры и оздоровлению демографической ситуации на селе.
 

3. Первоочередные антикризисные меры

 
    В целях оздоровления экономики агропромышленного производства в 1996 году и создания необходимых условий для его реформирования в последующие годы предусматривается осуществить следующие меры:
    сохранить на 1996 год меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, оказываемые в 1995 году, за счет средств федерального бюджета;
    размещать государственный заказ на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд в основном на конкурсной основе;
    обеспечить авансовую оплату продукции растениеводства, поставляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями для государственных нужд, в размере 50 процентов стоимости объема поставок по договорам контрактации, используя для этого собственные и бюджетные средства потребителей (покупателей) продовольствия из федерального и региональных фондов, поставки материально-технических ресурсов на условиях товарного кредита, бюджетные средства, выделяемые районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям для формирования продовольственных резервов;
    осуществлять поставки горюче-смазочных материалов производителям сельскохозяйственной продукции, кормовой рыбы звероводческим хозяйствам, мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы на условиях товарного кредита с зачетом их стоимости в авансовые выплаты за поставку ими продукции в федеральные и региональные фонды;
    производить оплату 70 процентов стоимости минеральных удобрений и химических средств защиты растений после уборки урожая с зачетом этой суммы в авансовые выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставку ими продукции в федеральные и региональные фонды;
    обеспечить создание федерального страхового фонда семян сельскохозяйственных культур;
    ввести льготные железнодорожные тарифы в размере 50 процентов от действующих на сезонные перевозки картофеля, овощей, фруктов, бахчевых культур, рыбы и рыбопродуктов;
    Абзац - Утратил силу.
    (в ред. Указа Президента РФ от 07.11.97 N 1175)
    установить с 1 мая 1996 г. плату за использованную сельскохозяйственными товаропроизводителями на производственные нужды электроэнергию в размере не более 50 процентов действующих на соответствующих территориях тарифных ставок на электрическую энергию;