Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 301. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.04.99 N 81-ФЗ (ред. от 04.12.2006 с изменениями, вступившими в силу с 08.12.2006)

Дата документа30.04.1999
Статус документаНе действует
МеткиКодекс · Кодекс торгового мореплавания
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

30 апреля 1999 года N 81-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 26.05.2001 N 59-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

 
    1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
    Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).
    2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
 

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

 
    Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
    перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
    промысла водных биологических ресурсов;
    разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
    лоцманской и ледокольной проводки;
    поисковых, спасательных и буксирных операций;
    подъема затонувшего в море имущества;
    гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
    санитарного, карантинного и другого контроля;
    защиты и сохранения морской среды;
    проведения морских научных исследований;
    учебных, спортивных и культурных целей;
    иных целей.
 

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

 
    1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
    морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
    суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
    2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:
    военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
    некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
    В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.
 

Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации

 
    1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания

 
    1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
    2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.
    3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с промыслом водных биологических ресурсов.
    4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
    Навигационно-гидрографическое обеспечение на трассах Северного морского пути осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
    (в ред. Федерального закона от 26.05.2001 N 59-ФЗ)
 

Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием

 
    1. Государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
    2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет государственный надзор за:
    соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;
    охраной человеческой жизни на море;
    дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
    государственной регистрацией судов и прав на них;
    лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;
    спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;
    состоянием морских путей;
    обеспечением защиты морской среды.
    3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства осуществляет государственный надзор за:
    соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;
    охраной человеческой жизни на море;
    дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
    государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;
    лоцманской службой и системой управления движением судов в морских рыбных портах.
    4. Государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

Статья 7. Судно

 
    1. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
    2. Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемо-транспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
 

Статья 8. Судовладелец

 
    Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
 

Статья 9. Морские порты. Портовые власти

 
    1. Под морским торговым портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
    2. Под морским рыбным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
    3. Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других).
    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
    К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
    4. Под портовыми властями в настоящем Кодексе понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.
    5. Деятельность морских портов, указанных в пунктах 1-3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законом о морских портах Российской Федерации.
 

Статья 10. Вместимость судна

 
    Для целей статей 23, 27, 320, 328, 331 и 359 настоящего Кодекса под вместимостью судна понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1989 года.
 

Статья 11. Расчетная единица

 
    1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 170, 190, 320, 331, 359 и 360 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
    2. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется:
    на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом либо на установленную соглашением сторон дату - сумм, указанных в статьях 170 и 190 настоящего Кодекса;
    на дату создания фонда ограничения ответственности - сумм, указанных в статьях 320 и 331 настоящего Кодекса;
    на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу, - сумм, указанных в статьях 359 и 380 настоящего Кодекса.
    Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и расчетов.
 

Глава II. СУДНО

§ 1. Собственность на судно

Статья 12. Субъекты права собственности на судно

 
    1. Суда могут находиться в собственности:
    граждан и юридических лиц;
    Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
    муниципальных образований.
    2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации.
 

Статья 13. Права собственника судна

 
    Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
 

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

 
    1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.
    Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.
    Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.
    2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    3. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
    4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения.
 

§ 2. Флаг и национальность судна

Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

 
    1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
    граждан Российской Федерации;
    юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
    муниципальных образований.
    2. На основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящей статьи, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) в случае, если:
    фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
    собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
    залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства собственника судна, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
    законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
    право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    3. Решение о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, за исключением рыбопромыслового судна, принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, рыбопромысловому судну - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
    Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено судну на срок, не превышающий двух лет, с правом по следующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.
    При предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, указанные в абзаце первом настоящего пункта, определяют, каким должно быть название судна.
    Подтверждение прекращения действия решения о предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации принимается в том же порядке, что и само решение.
 

Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

 
    1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 настоящего Кодекса.
    2. Судно, приобретенное за пределами Российской Федерации, пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действительного до регистрации судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, но не более чем шесть месяцев.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 17. Национальность судна

 
    1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации.
    2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.
 

Статья 18. Утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

 
    Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
    оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
    истек срок, на который судну в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, или аннулировано решение о предоставлении судну такого права.
 

Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства

 
    1. При предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно может быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в случае, если:
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
    при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, установленной и зарегистрированной в установленном порядке, залогодержатель ипотеки дал в письменной форме согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
    законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права плавания под флагом такого государства и возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    2. Решение о переводе судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; решение о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности.
    Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.
    Подтверждение прекращения действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.
 

§ 3. Идентификация судна

Статья 20. Название судна

 
    1. Судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, должно иметь свое название.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.
    Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек судна.
 

Статья 21. Позывной сигнал

 
    1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
    2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.
 

§ 4. Технический надзор за судами и судовые документы

Статья 22. Органы технического надзора и классификации судов

 
    1. Технический надзор за судами, указанными в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов (далее - органы технического надзора и классификации судов).
    2. Органы технического надзора и классификации судов издают правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, об изготовлении материалов и изделий для судов.
    Органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию, ранее выданные такими органами документы.
    3. Органы технического надзора и классификации судов действуют на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта учредительных документов.
    4. Технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация по выбору судовладельцев осуществляются органами технического надзора и классификации судов или наделенным Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранным классификационным обществом.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 23. Технический надзор за судами

 
    1. Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
    2. Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями осуществляют технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов.
    3. Технический надзор за спортивными и проточными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также за иными судами, к которым установленные пунктом 2 настоящей статьи правила не применяются, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации.
 

Статья 24. Классификация судов

 
    Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Присвоение класса судам удостоверяется классификационными свидетельствами.
 

Статья 25. Основные судовые документы

 
    1. Судно должно иметь следующие основные судовые документы:
    1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
    2) свидетельство о праве собственности на судно;
    3) свидетельство о годности к плаванию;
    4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
    5) мерительное свидетельство;
    6) свидетельство о грузовой марке;
    7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
    8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;
    9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;
    10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
    11) судовая роль;
    12) судовой журнал;
    13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
    14) санитарный журнал;
    15) журнал операций со сточными водами;
    16) журнал операций с мусором;
    17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;
    18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;
    19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
    2. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
    Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судовой, машинный и санитарный журналы, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
 

Статья 26. Дополнительные судовые документы

 
    Судно должно иметь кроме документов, указанных в статье 25 настоящего Кодекса, и другие документы, предусмотренные правилами, изданными органом, осуществляющим технический надзор за судами в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
 

Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

 
    1. Спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 тонн должны иметь следующие судовые документы:
    судовой билет;
    свидетельство о годности к плаванию;
    судовая роль.
    2. Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в пункте 1 настоящей статьи, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и вместимость судна.
 

Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания

 
    Суда, выходящие в заграничное плавание, кроме документов, указанных в статьях 25-27 настоящего Кодекса, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
 

Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

 
    1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на судно выдаются органом, осуществляющим регистрацию судна.
    2. Свидетельство о годности к плаванию выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
    3. Мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой марке, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами и свидетельство о предотвращении загрязнения мусором выдаются органами технического надзора и классификации судов. С разрешения таких органов некоторые категории судов могут не иметь мерительное свидетельство или свидетельство о грузовой марке.
    4. Для судов, выходящих в заграничное плавание, судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, выдаются органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации.
    5. Лицензия судовой радиостанции выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.
    6. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.
    7. За выдачу документов, указанных в пунктах 1, 2, 5 и 6 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За выдачу документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, взимаются сборы, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
 

Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

 
    Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.
 

Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

 
    На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим такие документы.
 

Статья 32. Правила ведения судовых документов. Хранение судового журнала

 
    1. Судовая роль и указанные в подпунктах 12-18 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов, за исключением журналов судов рыбопромыслового флота, ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; судовая роль и указанные в подпунктах 12-17 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса журналы судов рыбопромыслового флота - в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
    2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно.
    3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.
    В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.
 

Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

 
    1. Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):
    Государственном судовом реестре;
    судовой книге;
    бербоут-чартерном реестре;
    Российском международном реестре судов.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    2. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
    Право собственности и иные вещные права на судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, а также ограничения (обременений) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Российском международном реестре судов, за исключением таких прав и ограничений (обременении) прав на судно, зафрахтованное по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    Регистрация в Российском международном реестре судов судна, имеющего ограничения (обременения), и исключение из указанного реестра такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    3. Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    4. Реестры судов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, ведутся в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
    Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
    5. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
    В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
    В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.
    6. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, вторым в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    7. В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.
    Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Кодекса.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 34. Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы

 
    1. Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
    2. Суда, регистрация которых осуществляется в ином порядке, чем в том, который предусмотрен пунктом 1 настоящей статьи, могут быть перерегистрированы в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, в случае использования таких судов в коммерческих целях.
 

Статья 35. Органы, осуществляющие регистрацию судов

 
    1. Регистрация судов, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта.
    2. Регистрация судов, указанных в пункте 3 статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляется органами технического надзора за такими судами.
    3. Регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 36. Государственная пошлина

(в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

 
    За регистрацию судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге или бербоут-чартерном реестре и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
 

Статья 37. Условия регистрации судов

 
    1. Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.
    2. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра. Регистрация судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или судовой книги.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    3. Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
    Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в Российском международном реестре судов устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
    Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 38. Регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)

(в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

 
    1. В бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов:
    выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;
    согласия в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
    документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
    оригинала и копии бербоут-чартера;
    свидетельства о годности к плаванию;
    мерительного свидетельства;
    пассажирского свидетельства (для пассажирского судна);
    сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;
    документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
    решения соответствующего федерального органа исполнительной власти, указанного в пункте 3 статьи 15 настоящего Кодекса, о названии судна.
    2. При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу

 
    1. Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника (собственников).
    2. В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся следующие основные сведения:
    порядковый регистрационный номер судна и дата его регистрации;
    название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации судна и дата аннулирования ее (если таковые имеются);
    наименование порта (места) регистрации судна и присвоенный Международной морской организацией идентификационный номер судна;
    позывной сигнал судна;
    наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;
    тип и назначение судна, район его плавания;
    основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна;
    имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
    доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
    основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
    имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
    имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
    данные о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена в соответствии со статьями 376 и 377 настоящего Кодекса;
    основание и дата исключения судна из Государственного реестра судов или судовой книги.
    3. При временном переводе судна под флаг иностранного государства в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся также следующие основные сведения:
    указание о федеральном органе исполнительной власти, принявшем решение о переводе судна под флаг иностранного государства, и дата принятия такого решения;
    срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства;
    название государства, под флагом которого судну разрешено плавать;
    имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
    дата приостановления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
 

Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр и Российский международный реестр судов

(в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

 
    1. Регистрация судов осуществляется в бербоут-чартерном реестре на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
    2. В бербоут-чартерный реестр вносятся следующие основные сведения:
    название судна;
    имя и адрес собственника судна;
    имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
    дата заключения бербоут-чартера и срок его действия;
    дата окончания срока, на который судну предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
    сведения о реестре судов иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием на то, что законодательство государства, в котором ведется такой реестр, применяется в отношении права собственности на судно, а также ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированных в таком реестре.
    По просьбе залогодержателя ипотеки судна или обременения судна того же характера в бербоут-чартерный реестр могут быть внесены имя залогодержателя и другие данные, касающиеся ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства до смены флага судна.
    3. Регистрация судна в Российском международном реестре судов осуществляется на имя собственника судна или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
    4. При регистрации судна на имя собственника судна в Российский международный реестр судов вносятся сведения, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 39 настоящего Кодекса.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
    При регистрации судна на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру в Российский международный реестр судов вносятся сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 41. Обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов

 
    О любом изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, судовую книгу или бербоут-чартерный реестр, собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таком изменении.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 42. Первоначальная регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге

(в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

 
    Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге в течение одного месяца со дня спуска его на воду, приобретенного за пределами Российской Федерации судна - в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
 

Статья 43. Изменение порта (места) регистрации судна

 
    1. Порт (место) регистрации судна может быть изменен по просьбе собственника судна. При изменении порта (места) регистрации судна все сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, ведущихся в прежнем порту (месте) регистрации судна, вносятся в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов или судовую книгу, ведущиеся в новом порту (месте) регистрации судна, на основании документов, переданных капитаном прежнего порта (места) регистрации судна.