Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2005 ГОД" (утв. ЦБ РФ 15.11.2004)

Дата документа15.11.2004
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Основные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2005 ГОД

 
    "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год" подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
    Одобрено Советом директоров Банка России 15 ноября 2004 года.
 

I. Цели и принципы денежно-кредитной политики

 
    В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
    В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году, 6,0 - 7,5% в 2006 году и 5,0 - 6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
    В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.
    В настоящее время Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.
    По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
    В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.
    Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.
    В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.
    С этой целью Банк России будет принимать меры, направленные, в частности, на расширение доступа кредитных организаций различных регионов России к его инструментам. Снижение рисков ликвидности для банков как результат развития системы рефинансирования будет снижать спрос на свободные резервы и стимулировать банки расширять кредитование реального сектора экономики. В условиях возможного сокращения свободной банковской ликвидности роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.
    Поставленная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть предприняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году. Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.
    Достижение фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности, в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.
    Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
 

II. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы в 2004 году

 

II.1. Инфляция и экономический рост

 
    Итоги прошедших месяцев 2004 года свидетельствуют о сохранении благоприятной макроэкономической ситуации. Темпы роста производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал в текущем году превышают показатели официального прогноза. Остается устойчивым состояние государственных финансов. Инфляция на потребительском рынке последовательно снижается.
    Объем ВВП увеличился в первом полугодии 2004 года на 7,4% по сравнению с тем же периодом предыдущего года (в первом полугодии 2003 года - на 7,7%). Экономическому росту способствуют благоприятные внешние и внутренние условия.
    В 2004 году мировые цены на нефть достигли крайне высоких значений. Наблюдается рост цен на мировых рынках и на другие товары, поставляемые Россией за рубеж. Возросли темпы роста мировой экономики и мировой торговли. Все это способствовало росту российского экспорта.
    В текущем году продолжались расширение внутреннего спроса и рост экономической активности. По итогам января - сентября 2004 года потребительские расходы населения возросли в реальном выражении, по оценкам, на 11,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (против 9,0% годом ранее). Прирост инвестиций в основной капитал, составивший в январе - сентябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года 11,6%, опережал увеличение потребительских расходов населения.
    В январе - сентябре 2004 года объемы производства увеличились во многих отраслях экономики. Прирост производства в промышленности составил по сравнению с соответствующим периодом 2003 года 6,5%. Производство в строительстве возросло на 11,1%, на транспорте - на 6,8%. Оборот розничной торговли увеличился на 11,5%.
    В отличие от предыдущего года экономический рост сопровождается увеличением численности занятого в экономике населения. Вместе с тем производительность труда растет достаточно высокими темпами. По оценкам, в первом полугодии 2004 года производительность труда возросла на 5,4% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.
    В 2004 году наблюдаются улучшение финансового состояния предприятий и рост рентабельности производства не только в экспортно-ориентированных отраслях, но и в отраслях, обслуживающих внутренний спрос. Так, рентабельность производства крупных и средних предприятий, по оценкам, возросла в первом полугодии 2004 года по сравнению с первым полугодием 2003 года в нефтедобывающей промышленности с 19,9 до 21,8%, в промышленности строительных материалов - с 3,0 до 6,0%, в машиностроении и металлообработке - с 3,8 до 4,1%. В этих условиях банковское кредитование предприятий находилось на достаточно высоком уровне. Доля кредитов нефинансовым предприятиям и организациям в совокупных активах кредитных организаций увеличилась с 42,6% на 01.01.2004 до 46,5% на 01.10.2004. В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий по итогам первого полугодия 2004 года доля кредитов банков возросла до 7,3% по сравнению с 4,8% в первом полугодии 2003 года.
    Заметное влияние на формирование финансов предприятий оказывали в 2004 году сокращение налогового бремени и меры по улучшению налогового администрирования.
    Платежный баланс Российской Федерации остается сильным. Положительное сальдо счета текущих операций складывается на рекордно высоком уровне. В январе - сентябре текущего года оно составило, по оценкам, 9,6% к ВВП. Сальдо торгового баланса продолжало увеличиваться (в январе - сентябре 2004 года оно составило 62,6 млрд. долларов США против 44,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2003 года).
    Золотовалютные резервы страны за январь - октябрь 2004 года увеличились на 30,4 млрд. долларов США, и их объем на 1 ноября 2004 года достиг 107,3 млрд. долларов США.
    Динамика основных макроэкономических показателей в январе - сентябре 2004 года свидетельствует о том, что итоги года в целом сложатся достаточно успешно. Согласно оценкам Минэкономразвития России прирост ВВП по итогам 2004 года составит 6,9% при прогнозировавшемся увеличении на 5,2%. Прирост промышленного производства оценивается в 7,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 9,4%, оборот розничной торговли - на 10,2%, а инвестиции в основной капитал - на 11,5%.
    Потребительские цены в октябре 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года выросли на 9,3% (в соответствующий период 2003 года - на 9,7%). Инфляция за скользящий 12-месячный период составила в октябре 2004 года, по оценкам, 11,5%. По итогам года потребительские цены могут возрасти примерно на 11% (при ориентире 8 - 10%, предусмотренном в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год").
    Базовая инфляция <*> в октябре 2004 года по отношению к декабрю предыдущего года составила 8,1% (в соответствующий период 2003 года - 8,9%). Таким образом, в отличие от 2003 года, когда по итогам аналогичного периода наблюдалось ускорение базовой инфляции на 1,2 процентного пункта по сравнению с январем - октябрем 2002 года, в 2004 году рост цен на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции, был меньше, чем за десять месяцев предыдущего года. Замедлению базовой инфляции способствовало снижение темпов роста цен на непродовольственные товары. В октябре 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года непродовольственные товары стали дороже на 6,3% (за соответствующий период 2003 года - на 7,7%).
    


    <*> Базовая инфляция рассчитывается Федеральной службой государственной статистики с января 2003 года на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для подсчета сводного индекса потребительских цен, за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонных факторов.