Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 341. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Дата документа29.12.2004
Статус документаНе действует
МеткиГрадостроительный кодекс · Кодекс
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

 
    В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
    1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;
    2) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;
    3) устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
    4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
    6) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
    7) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
    8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
    9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;
    10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
    11) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее линейные объекты);
    12) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары);
    13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
    14) реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
    15) инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
    16) застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
 

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности

 
    Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
    1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
    2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
    3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
    4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
    5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
    6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
    7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
    8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
    9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
    10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
    11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
    12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
 

Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности

 
    1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
    3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
    4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
 

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

 
    1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (далее - градостроительные отношения).
    2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений и законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, техническими регламентами.
    3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
 

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

 
    1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
    2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
 

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

 
    К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;
    2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
    3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;
    4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
    5) организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации;
    6) установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;
    7) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
    8) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
 

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

 
    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;
    2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
    3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
    4) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
 

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

 
    1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
    2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
    3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
    4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
    5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
    2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:
    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
    2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;
    3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
    4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
    5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
    6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
    3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
    1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
    2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
    3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
    4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
    5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
    6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.
 

Глава 3. Территориальное планирование

Статья 9. Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования

 
    1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    2. Документы территориального планирования подразделяются на:
    1) документы территориального планирования Российской Федерации;
    2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
    3) документы территориального планирования муниципальных образований.
    3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
    4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Часть 4 статьи 9 вводится в действие с 01.01.2008 - статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ
 
 

Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации

 
    1. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:
    1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
    2) обороны страны и безопасности государства;
    3) развития энергетики;
    4) использования и охраны лесного фонда;
    5) использования и охраны водных объектов;
    6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
    7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
    8) развития космической деятельности;
    9) естественных монополий;
    10) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.
    2. Подготовка указанных в части 1 настоящей статьи схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования применительно ко всей территории Российской Федерации или ее части.
    3. Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе:
    1) объектов федеральных энергетических систем;
    2) объектов использования атомной энергии;
    3) объектов обороны и безопасности;
    4) объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
    5) объектов, обеспечивающих космическую деятельность;
    6) объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    7) линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
    8) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий Российской Федерации и выполнения международных обязательств Российской Федерации.
    4. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
    5. Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального планирования Российской Федерации, включают в себя:
    1) цели и задачи территориального планирования;
    2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
    6. На картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, отображаются:
    1) границы субъектов Российской Федерации, границы закрытых административно-территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных образований;
    2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель;
    3) границы территорий объектов культурного наследия;
    4) границы зон с особыми условиями использования территорий;
    5) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
    6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
    7. В целях утверждения схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт (схем).
    8. Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования Российской Федерации в текстовой форме включают в себя:
    1) обоснование вариантов решения задач территориального планирования;
    2) перечень мероприятий по территориальному планированию;
    3) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;
    4) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    9. На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования Российской Федерации отображаются:
    1) информация о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;
    2) предложения по территориальному планированию.
    10. Указанная в пункте 1 части 9 настоящей статьи информация отображается на следующих картах (схемах):
    1) карты (схемы) использования территории Российской Федерации, частей территории Российской Федерации с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
    2) карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды (далее - зоны негативного воздействия), карты (схемы) границ зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;
    3) карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;
    4) иные карты (схемы).
    11. Указанные в пункте 2 части 9 настоящей статьи предложения отображаются на картах (схемах), которые используются для внесения в них изменений при согласовании проектов схем территориального планирования Российской Федерации и включают в себя:
    1) карты (схемы) планируемого изменения границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности;
    2) карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения;
    3) иные карты (схемы).
 

Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации

 
    1. Схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такие схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации.
    2. Схемы территориального планирования Российской Федерации, включающие в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности, утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обороны и законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
    3. Подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
    4. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 12 настоящего Кодекса.
    5. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации, иных официальных документов, не менее чем за три месяца до их утверждения и могут размещаться на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети "Интернет". Опубликованию подлежат проекты положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 10 настоящего Кодекса, проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 10 настоящего Кодекса.
    6. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проектам схем территориального планирования Российской Федерации.
    7. Схемы территориального планирования Российской Федерации подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации, иных официальных документов, и могут размещаться на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети "Интернет". Опубликованию подлежат положения о территориальном планировании, предусмотренные частью 5 статьи 10 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 10 настоящего Кодекса.
    8. Схемы территориального планирования Российской Федерации в течение трех дней со дня их утверждения направляются в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены схемы территориального планирования Российской Федерации.
    9. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, вправе оспорить схемы территориального планирования Российской Федерации в судебном порядке.
    10. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации.
    11. Внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 2-10 настоящей статьи.