Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 919. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)

Дата документа29.06.1988
Статус документаДействует
МеткиПравила

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Минавтодором РСФСР
29 июня 1988 г.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 24-88

Срок введения в действие 1 января 1989 г.

Общие положения

1. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог

Таблица 1.2

Характеристика участков дороги Значение Z, не более
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II) 0,5
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IA) 0,6
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категорий IБ, II к III) 0,65
Автомобильные дороги II и III категорий 0,7

 
    Примечание. В неблагоприятные для дорог периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более чем на 15%.
 
    1.4.1. Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс.авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.
    1.4.2. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.
    1.5. Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий И, коэффициентом аварийности К_а (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов К_а (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более 50%о, а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности К_б. Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов И, К_а и К_б приведены в табл.1.3.
    На участках дороги в равнинной и холмистой местности с К_а >= 20, а также на участках дороги в горной местности с разницей К_а между соседними участками более 40%о, или при значениях К_б < 0,6 необходимо выполнение работ по повышению безопасности движения. При ремонте или реконструкции такие участки подлежат переустройству в первую очередь.
 
 

Таблица 1.3

Коэффициенты Степень опасности участков дороги
Не опасный Малоопасный Опасный Очень опасный
И 0,4 0,4-0,8 0,8-1,2 1,2
К_а (для участков дорог в равнинной и холмистой местности) 0-10 10-20 20-40 40
Разница в коэффициентах К_а соседних участков (для горной местности), % 20 20-40 40-100 100
К_б 0,8 0,6-0,8 0,4-0,6 0,4

 
    1.5.1. Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют требованиям категории дороги, а ограждения находятся в исправном состоянии. К тоннелям дополнительно предъявляются требования по обеспеченности необходимым уровнем освещения и вентиляции, устанавливаемыми соответствующими нормативными документами.
    1.6. Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров не должны превышать требований соответствующих нормативных документов.
    1.6.1. Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.
    1.6.2. Кромки покрытий проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.
    1.7. Прочность дорожной одежды оценивается коэффициентом запаса прочности К_пр, который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации и должен быть равен или больше единицы (К_пр >= 1).
    1.7.1. При оценке прочности требуемые модули упругости нежестких дорожных одежд назначают с учетом действующих норм межремонтных сроков службы одежд, величины расчетной нагрузки и интенсивности движения расчетных автомобилей, типа покрытия, дорожно-климатической зоны, грунтово-гидрологических условий, общей толщины дорожной одежды, ее конструкции и эксплуатационной надежности на обследуемом участке в соответствии с действующей инструкцией по проектированию нежестких одежд.
    1.7.2. Для дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается использовать в качестве показателя прочности величину растягивающего напряжения при изгибе покрытия. В этом случае условие прочности с учетом интенсивности и состава движения определяется в соответствии с действующей инструкцией по проектированию жестких дорожных одежд.
    1.7.3. Дорожные одежды на дорогах I - III категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 10 тс (100 кН), на дорогах IV и V категорий с твердым покрытием до 6 тс (60 кН).
    При ремонте (усилении) дорог IV и V категорий прочность дорожных одежд должна быть доведена под нагрузку 10 тс (100 кН).
    1.8. Обочины дороги должны быть укреплены согласно положениям соответствующих нормативных документов с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Прочность считается достаточной, если отношение ее фактического значения к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации не менее 0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.
    1.9. Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности К_р, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если К_р >= 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в табл.1.4.
 
 

Таблица 1.4

Интенсивность движения, авт./сут Категория дороги Тип дорожной одежды Предельно допустимые состояния покрытия по ровности
Показатель ровности, см/км Количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, %
по прибору ПКРС-2 по толчкомеру ТХК-2
7000 I Капитальный 540 100 6
3000-7000 II " 660 120 7
1000-3000 III " 860 170 9
    Облегченный 1100 240 12
500-1000 IV " 1200 265 14
200-500   Переходный   340 "
До 200 V "      
    Низший   510 "

 
    Примечание. Допускаемые значения ровности по толчкомеру ТХК даны применительно к автомобилю УАЗ-452.
 
 

Таблица 1.5

Условия движения по СНиПу Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч Средняя глубина впадин шероховатости, мм, для дорог в дорожно-климатических зонах
I и V II-IV
Легкие 0,35/0,28 0,30 0,35
Затрудненные 0,40/0,30 0,35 0,40
Опасные 0,45/0,32 0,40 0,45

 
    Примечания. 1. Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров. 2. В знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при измерении гладкой шиной (без протектора).
 
    1.10. Сцепные качества и шероховатость покрытий характеризуются коэффициентом сцепления К_с, который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения. Покрытие по сцеплению соответствует требованиям безопасности движения, если К_с >= 1. Предельные значения коэффициента сцепления и средняя глубина впадин шероховатости, допустимые значения в процессе эксплуатации дорожных покрытий не должны быть ниже значений, указанных в табл.1.5.
    1.10.1. Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1. Разница между коэффициентами сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины не должна превышать 0,15.
    1.11. Откосы насыпей и выемок должны обладать стойкостью к воздействию местных климатических факторов (местная устойчивость). Они должны обеспечивать быстрый отвод поверхностных вод, быть укреплены с учетом условий эксплуатации, грунтов насыпей (выемок) согласно положениям инструктивных документов. Откосы особенно глубоких выемок и высоких насыпей должны иметь обеспеченную общую устойчивость, которая представляет собой отношение безопасной нагрузки Р_без для грунта насыпи (выемки), находящегося в данном состоянии по "плотности-влажности" к проектной Р_пр. Общая устойчивость считается обеспеченной, если отношение, т.е. К_без >= 1.
    1.12. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды. Не разрешается эксплуатация дороги при отсутствии или неисправной системе водосбора и водоотвода.
    1.13. Состояние мостов, путепроводов, наплавных мостов и паромных переправ по грузоподъемности характеризуется отношением фактической грузоподъемности к требуемой согласно действующим нормам на проектирование. Соответствие требованиям обеспечивается, если величина отношения составляет 0,9 и более.
    1.13.1. Мостовой переход или водопропускная труба должны обеспечивать пропуск расчетного водного потока. Показателями обеспечения пропуска расчетных объемов воды являются равномерное распределение скоростей по ширине отверстия, отсутствие водоворотов и отложений наносов в зонах, охватываемых мостом и струенаправляющими дамбами, отсутствие образования новых проток на поймах, подтопления, а также размывов откосов насыпи у оголовков и развития оврагов.
    1.13.2. Плавсредства паромных переправ и плавучие опоры наплавных мостов должны удовлетворять требованиям нормативных документов Минречфлота РСФСР.
 

2. Основные правила оценки состояния дорог, дорожных сооружений, планирования работ по их ремонту и содержанию

Таблица 2.1

Группа расчетной нагрузки Тип покрытия Коэффициенты приведения альфа_j при осевой нагрузке, кН
20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
А Капитальный     0,01 0,04 0,12 0,23 0,39 0,66 1,00 1,24 1,70
  Облегченный     0,04 0,11 0,23 0,36 0,52 0,75 1,00 1,17 1,50
  Переходный 0,01 0,06 0,14 0,26 0,41 0,55 0,68 0,85 1,00 1,09 1,24
Б Облегченный 0,01 0,08 0,26 0,56 1,00 1,57 2,25 3,04 3,92 4,88 5,90
  Переходный 0,07 0,22 0,44 0,71 1,00 1,31 1,63 1,95 2,27 2,58 2,90

 
 

Таблица 2.2

N п/п Контролируемая характеристика грунта Элемент земляного полотна
под проезжей частью дороги Обочины Откосы
1 Модуль упругости грунта + +  
2 Прочность грунта (сопротивление сдвигу, угол внутреннего трения, сцепления) + + +
      Избирательно  
3 Коэффициент фильтрации Для дренирующего слоя    
4 Гранулометрический состав + + +
5 Влажность + + +
б Плотность + + +

 
    2.4.10. Для ограничения движения на дорогах организуют контрольно-пропускные пункты, оборудованные шлагбаумом, указательными, предупреждающими и предписывающими дорожными знаками, информационными табло, площадкой для контроля веса проезжающих автомобилей. Контроль нагрузки на колесо автомобиля осуществляют с помощью переносных гидравлических весов (например, модели КП-205) или других аналогичных средств.
    2.4.11. Контрольно-пропускные пункты рекомендуется располагать в местах пересечений дорог, удобных для организации объезда транзитного движения. На всем протяжении объезда должны быть установлены информационно-указательные знаки, показывающие направление объезда, а в начале и конце объезда - схемы объезда.
    2.5. Оценка состояния земляного полотна и системы водоотвода.
    2.5.1. Номенклатура инструментальных обследований элементов земляного полотна приведена в табл.2.2. Дополнительно к указанному в этой таблице в зависимости от особенностей обследуемого элемента, характера его деформации или разрушений могут определяться прочность материалов слоев укрепления на обочинах или откосах, морозостойкость используемых на укрепительных работах материалов и т.д. Полная номенклатура определяемых показателей регламентируется действующими нормативными документами по оценке состояния земляного полотна.
    По результатам инструментальных обследований устанавливают причины разрушений или деформаций земляного полотна и назначают содействующие мероприятия по ремонту таких участков.
    2.5.2. Указанные в пп.1 - 2 табл.2.2 характеристики грунта определяются в соответствии с действующими нормативными документами по оценке технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, характеристики по пп.3 - 6 - согласно действующим Государственным стандартам на соответствующие испытания грунтов.
    2.5.3. Оценка состояния водоотводных сооружений включает оценку целостности устройств, степени сохранности заданных геометрических форм, целостности конструкции укрепления, стоковой способности. При этом выявляются места заиливания, засорения или зарастания травой и кустарником, места разрушения водоотводных сооружений, застоя воды в резервах.
    При оценке дренажных устройств отмечают места засорения устьев оплывшим по откосу грунтом, выбоины и трещины в дренах, места засорения дрен и возможного их разрушения, места засорения отстойников. Особо тщательно следует осматривать выпуски из всех водоотводных сооружений с целью обнаружения начальных стадий размыва грунтов.
    2.6. Оценка состояния элементов обустройства автомобильных дорог.
    2.6.1. При оценке состояния дорожных знаков выявляют их наличие в предусмотренных на схеме дислокаций местах, механические повреждения стоек и щитков, наличие небольших обрывов или отслоений световозвращающей пленки от щитка знака, проверяют прочность прикрепления щитка знака к стойке и степень загрязнения.
    2.6.2. Состояние разметки проверяют по степени ее износа в первую очередь на наиболее опасных участках (пересечения дорог, участки с ограниченной видимостью, подъемы и спуски, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и др.).
    2.6.3. При оценке состояния дорожных ограждений проверяют их наличие, имеющиеся механические повреждения, надежность установки стоек и крепления всех элементов ограждений, степень загрязнения.
    2.6.4. При оценке состояния элементов благоустройства автомобильных дорог (остановки, автопавильоны, площадки отдыха, видовые площадки, стоянки автомобилей и др.) выявляют поломки и другие дефекты, затрудняющие их эксплуатацию.
    2.7. Оценка технического состояния искусственных сооружений.
    2.7.1. Работы по оценке технического состояния искусственных сооружений включают текущие и периодические осмотры, а также специальные осмотры (обследования). Состав и характер работ по каждому виду осмотров назначают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Текущие осмотры проводят мостовые (тоннельные) мастера, а периодические и специальные осмотры (обследования) - комиссии, организуемые в установленном порядке. Обследования мостов длиной 100 м и более, а также опытных и технически сложных конструкций мостов и тоннелей выполняют специализированные организации.
    2.7.2. При текущих и периодических осмотрах устанавливают общее состояние сооружения и выявляют дефекты, требующие устранения. В необходимых случаях выполняют контрольно-инструментальные измерения. Результаты текущего и периодического осмотров являются основанием для планирования ремонтных работ, назначения мероприятий по подготовке сооружений к пропуску ледохода и паводка, организации длительных наблюдений за развитием отдельных дефектов, временного ограничения движения, организации охраны сооружения и определения необходимости проведения специальных осмотров.
    2.7.3. Текущие осмотры выполняют не реже сроков, указанных в табл.2.3.
    2.7.4. Периодические осмотры сооружений производят, как правило, после прохода паводковых вод, а также после землетрясения силой более 5 баллов и других стихийных бедствий, могущих вызвать крупные повреждения. Кроме того, такие осмотры выполняют после ремонта конструкций. Тоннели осматривают весной и осенью и после землетрясения силой более 5 баллов.
    2.7.5. С целью определения фактической грузоподъемности сооружения или надежности его отдельных элементов выполняют специальные осмотры (обследования), которые могут включать испытания сооружений, проводимые с обязательным привлечением специализированных организаций.
 
 

Таблица 2.3

Сооружения Сроки текущих осмотров
Деревянные мосты, паромные переправы, наплавные мосты 1 раз в квартал
Железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы 1 раз в полугодие
Металлические мосты и мостовые конструкции (цельносварные, клепанно-сварные, сварные с монтажными соединениями на высокопрочных болтах, усиленные сваркой и сталежелезобетонные) при:  
положительных температурах 1 раз в полугодие
отрицательных до -20°С 1 раз в месяц
то же, ниже -20°С Ежедневно
Тоннели 1 раз в месяц

 
    2.7.6. Специальные осмотры (обследования) проводят на основе заключений по результатам текущих или периодических осмотров, а также в плановом порядке в следующие сроки: деревянные мосты 1 раз в 5 лет; металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты, путепроводы и трубы 1 раз в 10 лет; тоннели 1 раз в 5 лет.
    2.7.7. Сооружения, у которых выявлены в результате осмотров неисправности, не допускающие дальнейшую их эксплуатацию (т.е. требующие полного запрещения движения транспортных средств или массового прохода пешеходов из условия безопасности), следует считать аварийными.
    Неисправности, которые могут быть устранены в кратчайшие сроки, не должны служить основанием для признания сооружения аварийным.
    2.7.8. Все основные характеристики сооружения и данные о его техническом состоянии должны быть отражены в документации по техническому учету сооружения, а также в информационно-поисковой системе "Мост" (ИПС-Мост), являющейся автоматизированным банком данных об автодорожных мостах. Состав документации по техническому учету сооружений определен Типовой инструкцией по учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования,
    2.8. Оценка удобства и безопасности движения.
    2.8.1. Комплексную оценку удобства и безопасности движения на эксплуатируемой дороге выполняют на основе линейных сезонных графиков эксплуатационного коэффициента обеспеченности расчетной скорости К_рсэ коэффициента безопасности К_б и итогового коэффициента аварийности К_а. Для дорог и участков дорог с интенсивностью движения более 4 тыс.авт./сут строят также график пропускной способности Р и степени загрузки Z. Все указанные графики строят для трех характерных периодов: летнего, осенне-весеннего и зимнего. В V дорожно-климатической зоне можно определить эти показатели для двух периодов - летнего и осенне-весеннего.
    2.8.2. Перечисленные в п.2.8.1 графики разрабатывают дорожно-эксплуатационные организации собственными силами или с привлечением проектных, проектно-технологических, научных и других организаций. Графики строят одноразово, используя ЭВМ или вручную, при паспортизации или специальных обследованиях дорог и в последующем корректируют не реже 1 раза в год, фиксируя все изменения в состоянии дорог и условиях движения.
    2.8.3. Необходимые для построения графиков и эксплуатационных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости и коэффициентов безопасности значения фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля V_фmax могут быть получены путем измерения скоростей на каждом участке дороги в реальных погодно-климатических условиях или расчетно-аналитическим путем.
    При обработке данных замеров скоростей только легковых автомобилей за максимальную принимают скорость 85%-ной обеспеченности, а при обработке данных замеров скоростей всех транспортных средств - 95%-ной обеспеченности.
    Максимальную скорость получают расчетно-аналитическим путем из формул определения основных геометрических элементов и характеристик дороги, подставляя в них данные о фактических параметрах и состоянии дороги в характерные периоды года и в характерных условиях погоды (коэффициент сцепления, коэффициент сопротивления качению, ровность, видимость и др.).
    Указанные графики могут быть построены на ЭВМ по программам ВАЕМ-С-1 и ВАЕМ-С-2, разработанным в Гипродорнии, или по другим диалогичным программам.
    2.8.4. Порядок построения сезонных графиков коэффициентов аварийности приведен в действующих Указаниях по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
    2.9. Планирование ремонтов дорог.
    2.9.1. При планировании работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог используются два вида планов - перспективные и текущие (годовые). Ведущую роль в планировании играют перспективные планы, рассчитанные на несколько лет и определяющие направления в решении задач по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Основной формой перспективных планов являются пятилетние планы, составляемые дорожными организациями.
    9.2. При планировании пятилетних и годовых объемов ремонтных работ, ассигнований и материально-технических ресурсов на их выполнение в масштабе областных, краевых, автономно-республиканских управлений дорог, автомобильных дорог руководствуются действующими нормами межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий (табл.2.4 и 2.5) и отдельных сооружений.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
 
 

Таблица 2.4

Категория дороги Интенсивность движения транспортного потока, авт./сут Тип дорожной одежды Дорожно-климатическая зона
I, II III IV, V
К_н Т_о, лет К_н T_o, лет К_н Т_о, лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I 7000 Капитальный 0,95-0,90 14-18 0,93-0,88 15-19 0,90-0,86 16-20
II 3000-7000 Капитальный 0,94-0,89 11-15 0,92-0,87 12-16 0,89-0,85 13-16
III 1000-3000 Капитальный 0,92-0,87 11-15 0,90-0,85 12-16 0,87-0,83 13-16
    Облегченный 0,88-0,84 10-13 0,86-0,82 11-14 0,84-0,80 12-15
IV 500-1000 Капитальный 0,85-0,82 11-15 0,83-0,80 12-16 0,80-0,78 13-16
    Облегченный 0,87-0,83 8-10 0,85-0,81 9-11 0,82-0,80 10-12
  100-500 Переходный 0,82 3-8 0,80 3-9 0,77 3-9
V До 100 Облегченный 0,83-0,80 8-10 0,80-0,78 9-11 0,78-0,75 10-12
    Переходный 0,65 3-8 0,60 3-9 0,58 3-9
    Низший 0,65 2-4 0,60 2-4 0,58 2-4

 
    Примечания. 1. Промежуточные значения - по интерполяции. 2. При расчете слоев усиления капитальных и облегченных дорожных одежд допускается уменьшение на 15% нормы срока службы от максимальных значений при сохранении нормы уровня надежности К_н.
 
 

Таблица 2.5

Дорожно-климатические зоны Интенсивность движения по наиболее загруженной полосе, авт./сут, при сроке службы покрытия Т_п, лет
8 6 4 3 2
I, II До 200 От 200 до 2500 От 2500 до 4500 От 4500 до 6500 Свыше 6500
III " 200 От 200 до 2000 От 2000 до 4000 От 4000 до 6000 " 6000
IV, V " 200 От 200 до 1500 От 1500 до 3000 От 3000 до 5000 " 5000

 
    Примечания. 1. Норму срока службы покрытия допускается понижать на 20% при использовании дегтей и смол в качестве вяжущего для поверхностных обработок и на 30% при использовании известнякового щебня. 2. В случаях, когда межремонтные сроки службы дорожной одежды и покрытия отличаются не более чем на 30%, межремонтные сроки службы покрытий принимают равными 50% от нормы срока службы дорожной одежды. 3. Возмещение износа покрытий переходных дорожных одежд предусматривают не позже чем через 3 года.
 
    Срок службы дорожного покрытия Т_п оценивают по критерию сцепных свойств или износа поверхности покрытия.
    Срок службы дорожной одежды Т_о оценивают по критерию прогиба конструкций от действия расчетной нагрузки. Нормативные значения сроков службы используют также для решения задач, связанных с повышением несущей способности (усилением) дорожных конструкций, Усиление осуществляют при достижении дорожной одеждой расчетного уровня надежности и соответствующего ему предельного состояния покрытия по ровности.
    2.9.3. Планирование пятилетних и годовых объемов ремонтных работ, ассигнований и материально-технических ресурсов на уровне низовых дорожно-ремонтных или эксплуатационных организаций (ДРСУ, ДЭУ и др.) должно осуществляться на основе оценки фактического состояния дорог с указанием конкретных участков (адресов ремонтов), видов и объемов необходимых ремонтных работ.
    При назначении конкретных видов и объемов ремонтных работ пользуются данными, приведенными в табл.2.6.
 
 

Таблица 2.6

Показатель Содержание дорог Ремонт дорог
Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости К_рсэ 0,75-1,0 <0,75
Коэффициент запаса прочности К_пр >=1 <1
Коэффициент ровности покрытия К_р >=1 <1
Коэффициент сцепных качеств покрытия К_с >=1 <1
Итоговый коэффициент аварийности К_а, <=20 >20

 
    2.9.4. В перспективных планах дорожно-ремонтных работ могут устанавливаться целевые задания областным, краевым, автономно-республиканским управлениям дорог, автомобильным дорогам и подведомственным им организациям по повышению капитальности дорожных одежд, замене деревянных мостов на капитальные искусственные сооружения, усилению и уширению мостов, по повышению безопасности и удобства движения (уширение проезжей части, устройства дополнительных полос, укрепление обочин, устройство шероховатой поверхностной обработки, установка ограждений и другого инженерного оборудования).
    2.9.5. Перспективные планы реализуются путем составления и выполнения текущих (годовых, квартальных и месячных) планов, являющихся этапами в решении задач, намеченных перспективным планом в пределах ассигнований, выделяемых на данный год.
    Основным документом текущего планирования, в котором находит отражение план производственной и финансовой деятельности дорожной службы на планируемый год, является ремстройфинплан. Он составляется по установленным формам низовыми подразделениями дорожной службы, рассматривается и утверждается вышестоящими управлениями, которые на основе ремстройфинпланов хозяйств составляют сводные ремстройфинпланы в целом по управлению.
    2.9.6. На основе ремстройфинплана разрабатывают квартальные месячные, декадные, суточные планы. Оперативное планирование должно довести плановые показатели до всех звеньев низовой дорожно-эксплуатационной службы.
    При годовом планировании для рационального использования выделяемых ресурсов конкретные объемы ремонтов дорог устанавливают на основе технико-экономического анализа.
    2.10. Планирование работ по содержанию дорог.
    2.10.1. Содержание автомобильных дорог осуществляют на основе текущего и оперативно-производственного планирования.
    2.10.2. Текущие планы составляют на год и квартал. В них содержатся следующие основные показатели: задание по качеству содержания дорог и дорожных сооружений; план затрат на год с поквартальной разбивкой; годовой план по труду с поквартальной разбивкой.
    2.10.3. Задания по качеству содержания дорог и дорожных сооружений планируют в соответствии с действующими нормативными документами.
    2.10.4. При планировании работ по содержанию, при определении объемов, потребности в рабочей силе, машинах и материалах как в целом по дорожной организации, так и по ее низовым подразделениям можно принимать циклическую систему, при которой каждый вид работ периодически повторяется на данном участке дороги через определенный промежуток времени.
    2.10.5. Использование циклической системы требует наличия в дорожной организации стабильной номенклатуры работ, в которой учитываются все виды, входящие в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
    2.10.6. По каждому виду работ определяются: продолжительность цикла П и коэффициент цикла К_ц. Продолжительность цикла характеризует период времени, по истечении которого данная работа должна повторяться на том же участке дороги, и измеряется в годах. Коэффициент цикла показывает, сколько раз общий объем элемента дороги (или какую его долю) необходимо исправить (восстановить), и определяется величиной, обратной П, т.е. К_ц = 1/П.
    2.10.7. Объем работ на год, квартал, месяц по участку и автомобильной дороге в целом определяется с учетом привязки циклических показателей к календарному графику производства того или иного вида работ.
    2.10.8. График производства работ по содержанию дорог составляют на основе календарных сроков проведения технологических операций. В графике учитывается влияние погодных условий на выполнение всех видов работ и по нему определяется продолжительность тех или иных работ за год (в часах) в зависимости от месячного рабочего времени.
    2.10.9. Основой для составления месячных планов являются годовые планы, данные обследования участков обслуживаемых дорог, замечания и предложения служб контроля качества, плановые нормативы затрат труда и других ресурсов.
    2.10.10. План на месяц составляется старшим производителем работ (прорабом), рассматривается и утверждается руководством дорожной организации и за 5 дней до начала планируемого месяца доводится до исполнителей. При рассмотрении программы работ по содержанию дорог производится их увязка с работами по ремонту дорог.
    2.10.11. План включает перечень работ по содержанию дорог с указанием плановых объемов, трудоемкости, расхода заработной платы, стоимости. Этим обеспечивается взаимоувязка оперативного планирования с годовым и квартальным.
    2.11. Оценка эффективности дорожно-ремонтных работ.
    2.11.1. Эффект от выполнения дорожно-ремонтных работ выражается в повышении транспортно-эксплуатационных качеств дороги, удобств, скорости и безопасности движения автомобилей и, как следствие, в снижении себестоимости перевозок. При этом затраты на ремонт должны быть компенсированы получаемой в результате экономией издержек на автомобильные перевозки.
    Оптимальный вариант работ обеспечивается при условии, что
 

, (2.4)

    
    где Э - величина эффекта от выполнения ремонтных работ, руб.; С(i)_a(t), С_a(t) - годовые транспортные расходы соответственно до и после ремонта дороги (участка); Дельта С_ai - величина прироста транспортных затрат в период проведения ремонта; t - срок суммирования затрат; t_i - год выполнения ремонта; Д_i - затраты на ремонт; Е_ип. - нормативный коэффициент для приведения разновременных затрат к исходному периоду (Е_нп = 0,08).
    2.11.2. Для облегчения расчетов эффективности выражение (2.4) приведено к следующему виду:
 

, (2.5)

    
    где N_0 - среднесуточная интенсивность движения по дороге в год проведения ремонтов; пси - параметр, учитывающий долю грузовых автомобилей в составе движения, среднюю грузоподъемность автомобилей, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега (пси = 1,62); омега - коэффициент, учитывающий снижение экономии транспортных издержек в результате ухудшения условий движения в период проведения ремонтных работ (омега = 0,98); S_э - себестоимость перевозок в дорожных условиях, принятых за эталон, коп/(т.км); П(0)_сп, П(i)_сп - показатели себестоимости перевозок соответственно до и после ремонта; q - показатель роста интенсивности движения; Д - затраты на ремонт, отнесенные к 1 км подлежащего ремонту участка дороги, руб.
 
    2.11.3. Показатели себестоимости перевозок П(0)_сп и П(i)_сп в формуле (2.5) определяют на основе анализа данных объективной оценки состояния дороги по следующим четырем показателям:
    скорости движения П_гамма, определяемому отношением фактической средней скорости движения автомобилей в данных дорожных условиях к средней скорости в дорожных условиях, отвечающих требованиям движения;
    безопасности движения П_б, соответствующему величине итогового коэффициента аварийности К_а;
    прочности дорожной одежды П_пр, определяемому отношением фактического модуля упругости дорожной одежды к требуемому модулю упругости по условиям движения;
    непрерывности движения П_н, определяемому отношением фактического количества дней в году, в течение которых обеспечен проезд по дороге (участку), к нормативному числу дней, в течение которых должен быть обеспечен проезд по дороге (участку).
 
 

Таблица 2.7

П_пр Значение ламбда при (), равном
100-398 399-1000 1001-2512
0,70 1,024 1,024 1,024
0,75 1,021 1,024 1,024
0,80 1,016 1,019 1,022
0,85 1,010 1,012 1,014
0,90 1,009 1,010 1,011
0,95 1,007 1,007 1,008
1,00 1,000 1,000 1,000

 
    Зная значения указанных четырех показателей, определяют показатель себестоимости перевозок
 
 

 
 
    где ламбда - параметр, определяемый в зависимости от значений показателя прочности П_пр расчетной интенсивности движения N_ро и показателя роста интенсивности q по табл.2.7; Т_ф - фактический срок службы дорожной одежды на год проведения оценки прочности, считая от момента сдачи дороги (или ее участка) в эксплуатацию после строительства (реконструкции) или последнего ремонта, связанного с усилением дорожной одежды.
 
    2.11.4. Эффективность дорожно-ремонтных работ оценивают на стадии разработки проектно-сметной документации, состав которой определяют в установленном порядке.
 

3. Организация дорожной службы

Ведется подготовка документа. Ожидайте