Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 764. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПРИКАЗ
от 24 января 2005 г. N 52

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 
    В целях совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, организации эффективного противодействия незаконному перемещению оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, в соответствии с решением Научно-технического совета ФТС России (протокол N 17/2004 от 30.11.2004) приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - Концепция).
    2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, применять положения Концепции при подготовке программ и планов по созданию системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств и оснащению таможенных органов Российской Федерации инспекционно - досмотровыми комплексами, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.
    3. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А. Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
 

Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ

 
 
 

Приложение
к приказу ФТС России
от 24.01.2005 N 52

 

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

I. Общие положения

 
    1.1. Целью настоящей Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - Концепция) является формирование основных принципов построения и структуры системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - СТККГ и ТС).
    1.2. Концепция определяет основные положения для планирования работ по созданию СТККГ и ТС и оснащению таможенных органов Российской Федерации инспекционно - досмотровыми комплексами <1> (далее - ИДК), объединенными в единую информационную систему таможенной службы, а также разработки предложений по вопросам совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.
    


    <1> Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство, использующее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных средств в целях таможенного контроля.
 
    1.3. Положения Концепции, касающиеся сроков создания системы и ее компонентов, разрабатываются и уточняются в программах и текущих планах работы ФТС России.
 

II. Объективные условия создания СТККГ и ТС

 
    2.1. Состояние проблемы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.
    Глобализация мировой экономики приводит к возрастанию товаропотока между государствами, а географическое положение Российской Федерации обуславливает прохождение через ее территорию кратчайших транспортных путей между Европой и Азией. Вместе с тем рост активности террористических организаций и транснациональных наркокартелей требует усиления контроля за перемещаемыми товарами и транспортными средствами через Государственную границу Российской Федерации.
    Так, географическое положение приграничных территорий России, их близость к источникам культивирования и производства наркотиков, широкая сеть развитых международных транспортных магистралей, значительное число пунктов пропуска (в том числе оборудованных по упрощенной схеме), наличие которых обусловлено масштабами страны и темпами развития внешнеэкономической деятельности, продолжает способствовать активному использованию данной среды наркопреступностью для нелегального перемещения контрабанды наркотиков как в Россию, так и транзитом через ее территорию.
    Принимая во внимание достаточно стабильные показатели за последние пять лет, отражающие общие объемы задержанной таможенными органами контрабанды наркотиков и интенсивность их поставок, можно полагать, что в ближайшие годы ситуация не претерпит серьезных изменений в сторону улучшения. Тем более, что в Афганистане, где возделывание опийного мака является чуть ли не отраслью сельского хозяйства, в 2003 году собран урожай опия, превышающий 3600 тонн, а в 2004 году собрано уже 4200 тонн, что достаточно для изготовления 420 тонн героина.
    Таким образом, интенсивность попыток контрабанды героина останется на прежнем уровне, а наличие огромных запасов данного наркотика будет способствовать перемещению весьма крупных его партий. При этом российско-казахстанская граница, учитывая ее протяженность и слабую защищенность, является главным направлением, разрабатываемым международными преступными группировками, по использованию территории России для транзитных поставок героина в страны Европы и США.
    Наибольшую трудность среди всех видов объектов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов, так как контроль связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ (2 - 3 часа на одно транспортное средство), наличия специально выделенных для этого площадок, что практически делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов; основная их масса, особенно транзитные грузы, проходит таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого. Кроме того, по этим же причинам также выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды.
    В связи с особой опасностью использования указанных видов объектов таможенного контроля для целей организованной контрабанды мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной техники. Наиболее эффективной техникой в настоящее время является ИДК.
    ИДК позволяет за минимальное время (3 - 5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.
    Опыт применения ИДК таможенными службами других стран подтверждает их высокую эффективность.
    По информации Главного таможенного управления КНР введение ИДК в порту г. Далян позволило повысить собираемость таможенных платежей в таможне на 61,9%, выявить свыше 300 случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 18 млн. юаней (2,25 млн. долларов США). По состоянию на 01.02.2003 с помощью ИДК, развернутых по границам КНР, выявлено 56 крупных случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 230 млн. юаней (28,7 млн. долларов США), а один случай в таможне порта Циндао - на 500 млн. юаней (62,5 млн. долларов США).
    В порту Гамбурга (Германия) с 1991 по 1999 год обнаружено и задержано 76499,8 кг различных видов наркотических веществ. Ориентировочная стоимость задержанных товаров с 1996 г. по 1998 г. составила 126,4 млн. долларов США.
    2.2. Цели и основные направления создания СТККГ и ТС.
    В настоящее время в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы проводится модернизация информационной системы таможенной службы Российской Федерации и техническое переоснащение таможенных органов.
    Одним из мероприятий является создание СТККГ и ТС - организационно упорядоченной системы ИДК, размещенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), включенных в общее информационное пространство ФТС России.
    Целью создания СТККГ и ТС является достижение качественно нового уровня в работе таможенной службы ,по контролю и оформлению крупногабаритных грузов и транспортных средств, обеспечивающей выполнение следующих задач, стоящих перед таможенной службой:
    а) всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей;
    б) наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации;
    в) уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу)на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны.
    Основные направления создания СТККГ и ТС:
    1) внедрение в деятельность таможенных органов новых технологий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, повышение эффективности таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, информационную поддержку деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
    2) организация таможенными органами эффективного противодействия международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств;
    3) создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы ИДК, организация эффективного ее применения;
    4) включение ИДК в единое информационное поле таможенных органов, организация обмена информацией о контроле с помощью ИДК между таможенными органами, с внешними организациями, в том числе зарубежными;
    5) развитие сотрудничества с зарубежными странами в области обмена информацией, получаемой с помощью досмотровых комплексов, решение вопросов их оптимального размещения и взаимного использования;
    6) обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенной службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования ИДК.
    2.3. Оценка транспортной сети и транспортных потоков через пункты пропуска.
    Под воздействием общих позитивных процессов развития международных и субрегиональных торгово-экономических отношений ежегодно возрастает интенсивность транспортных потоков, к 2025 году транзитные перевозки через территорию России возрастут в 2,5 - 3 раза.
    Транспортной стратегией Российской Федерации определено, что ключевую роль в ее реализации играет развитие транспортной инфраструктуры, где особое место занимает опорная транспортная сеть <2>.
    


    <2> Опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи.
 
    Для Азиатской части России стоят задачи формирования опорной транспортной сети: строительство и реконструкция меридиальных опорных автодорожных направлений, завершение создания автомагистрали до г. Владивостока, завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (Главсиб, БАМ, АЯМ), развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов, развитие Северного Морского пути, воздушного моста "Северная Америка - Азия", создание системы магистральных трубопроводов, дорог к ресурсам как элементов транспортных магистралей.
    Для Европейской части России это означает комплексное развитие инфраструктуры всех видов транспорта: модернизация и строительство портовых комплексов на Балтике, Черном, Каспийском, Белом и Баренцевых морях и развитие железнодорожных и автомобильных подходов к ним, создание международных транспортных коридоров (МТК). Особое значение имеет формирование и устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области.
    Система МТК формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. В ее основу положены официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту международные транспортные (критские) коридоры (N1, N2, N9).
    Создание и обеспечение эффективной работы МТК будет идти по следующим важнейшим направлениям:
    Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с использованием железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходам к портам Дальнего Востока (МТК N 9);
    Северная Европа - Южная Азия, использующее железные дороги и внутренние водные пути, которые связывали бы балтийское побережье России с Каспийским морем, позволили использовать транспортные системы Ирана и Индии (МТК N 2);
    - Северная Европа - АТР с опорой на Северный Морской Путь;
    - Европа-Азия - Северная Америка (трансполярные авиатрассы).
    Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты
    пропуска (пограничные переходы).
    Основными направлениями развития системы пунктов пропуска являются:
    - определение оптимального количества и размещения пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта;
    -доведение общего количества пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта до оптимального на основе международных договоренностей с сопредельными государствами;
    - разработка единых транспортно-таможенных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения необходимых процедур при перемещении товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации.
    В настоящее время на таможенной границе Российской Федерации, протяженностью свыше 62 тыс.км, функционируют 69 морских пунктов пропуска (МПП), 8 речных, 81 воздушный (ВПП), 183 автомобильных (АЛЛ), 54 железнодорожных (ЖДПП), 9 смешанных (летом - речной, зимой - автомобильный). Всего 404 пункта пропуска.
    По состоянию на ноябрь 2003 г. из 183-х установленных АЛЛ 26 (или 14 %) обустроены по постоянной схеме с полным комплексом объектов инфраструктуры для функционального обеспечения всех контрольных служб. Продолжается строительство еще 10 АПП, и к началу 2005 года обустроенность АПП будет доведена до 19 %. По 150-и АПП (81 % от общего числа) требуется принятие решения по их коренной реконструкции либо поэтапному закрытию. Для эффективного контроля соблюдения установленных правил перемещения через Государственную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств необходимо оснащение АПП современными техническими средствами таможенного контроля, в том числе ИДК.
    
    <3> Международные транспортные коридоры - совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспортных средств, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны, и имеющих вследствие этого, международное значение.
 
    В 2003 году через АПП в среднем перемещалось 5250 грузовых автотранспортных средств в сутки. Наибольший товаропоток в период 2001 -2003 годов осуществлялся через АПП на российско-финляндском (Торфяновка, Брусничное, Светогорск), российско-китайском (Забайкальск, Пограничный), российско-казахстанском (Озинки, Исилькуль, Бугристое, Петухово), российско-украинском (Троебортное, Нехотеевка, Новые Юрковичи, Погар), российско-латвийском (Убылинка), российско-литовском (Чернышевское, Советск), российско-польском (Багратионовск) и российско-азербайджанском (Яраг-Казмаляр) участках Государственной границы Российской Федерации.
    По сравнению с 1990 г. объем перевозок внешнеторговых грузов автотранспортом возрос почти в 12 раз и составил 22 млн.тонн. В Российской Федерации действует 44 морских порта, через которые в 2003 году перемещено свыше 326-и млн. тонн товаров. Основными являются порты: Санкт-Петербург, Приморск, Мурманск, Архангельск, Калининград (Северо-Западный бассейн), Новороссийск, Туапсе, Астрахань (Южный бассейн), Восточный, Владивосток, Ванино, Находка (Дальневосточный бассейн). Мощности портовой инфраструктуры к 2025 году должны обеспечивать до 85 % внешнеторговых операций России (в 2003 - 75%, в 1996 - 62 %).
    Основными направлениями в развитии инфраструктуры морского транспорта являются наращивание мощностей для обеспечения экспорта наливных грузов, угля, удобрений, а также для переработки контейнеров, строительство ИДК для таможенного контроля крупногабаритных грузов.
    На железнодорожном транспорте наибольший товаропоток в период 2001 -2003 годов осуществлялся через многосторонние ЖДПП на российско-финляндском (Лужайка), российско-эстонском (Ивангород, Печоры Псковские), российско-китайском (Забайкальск, Пограничный), российско-казахстанском (Иртышское, Исилькуль, Аксарайский, Карталы, Петухово, Озинки, Илецк-1, Кулунда), российско-украинском (Долбино, Разъезд Выстрел, Гуково, Успенская), российско-латвийском (Посинь), российско-литовском (Нестеров), российско-польском (Мамоново) участках Государственной границы Российской Федерации. Одним из основных направлений в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта должны стать реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов международного сообщения и создание условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся морским портам.
    На воздушном транспорте наибольший товаропоток в период 2001 - 2003 годов осуществлялся через следующие ВПП: Домодедово (Москва), Шереметьево (Москва), Внуково (Москва), Толмачево (Новосибирск), Хабаровск, Пулково (Санкт-Петербург), Братск, Улан-Уде, Челябинск, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Казань. За период с 1995 по 2002 год объемы перевозки грузов воздушным транспортом выросли на 50 %.
    2.4. Особенности крупногабаритных грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом, как объектов таможенного контроля.
    Реализация задачи таможенного контроля крупногабаритных объектов осложнена самим характером и особенностями этого вида объектов таможенного контроля, условиями перемещения их через Государственную границу Российской Федерации и зачастую полной зависимостью их перемещения от заранее установленного транспортными организациями порядка следования.
    Первой отличительной особенностью данного вида объектов таможенного контроля являются их габаритные размеры и весовые характеристики.
    Авиационные контейнеры (международное название "Air Cargo Container") имеют собственный вес 1,3 тонны, а загрузка может достигать 6-и тонн; длина - около 3-х метров, ширина и высота - 2,5 метра. Контейнеры имеют двойные стенки толщиной 2,5-3 миллиметра с 70-и миллиметровым пространством между ними. Материал - сталь.
    Контейнеры, используемые на водном и железнодорожном транспорте (международное название "ISO"), как правило, ограничены двумя типоразмерами по весу и габаритам: 1-й имеет собственный вес 2,6 тонны, с загрузкой до 20-и тонн, высоту и ширину - до 2,5 метра и длину до 6-и метров; 2-й допускает загрузку до 32-х тонн при аналогичных высоте и ширине и имеет длину до 12-и метров. Стенки контейнеров стальные, с 70-и миллиметровым пространством между ними. Практически очень близки к ним размеры грузовых отсеков автомашин и рефрижераторов.
    Второй особенностью объектов таможенного контроля в виде крупногабаритных грузовых упаковок - контейнеров является, как правило, очень высокая степень их загрузки, заполнения объемов содержимым, в том числе неоднородными видами товаров, а также товарами, имеющими разные характеристики составляющих их веществ по плотности - от полимерных материалов (удельный вес в пределах 400 кг/м3) до металлов (удельный вес более 5000 кг/м 3), что имеет значение при выборе методов и технических средств контроля, определении технических требований к ним.
    Третьей отличительной особенностью являются условия, в которых осуществляется таможенный досмотр контейнеров и большегрузных автомобилей. Это в большинстве случаев открытые площадки терминалов или специально отведенные автостоянки, работа на которых проводится в любое время года, в любую погоду и в любое время суток. Реже досмотр осуществляется в специально выделенных помещениях складов, ангаров, боксов.
    Четвертая особенность - практически постоянное присутствие на досмотровых площадках и прилегающих территориях транспортных служащих, обслуживающего персонала, представителей перевозчика и т.д.
    Пятая особенность характеризуется значительными физическими нагрузками на должностных лиц досмотровых групп, что требует применения соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов.
    Шестая особенность - необходимость обеспечения при таможенном досмотре сохранности содержимого контейнеров и грузовых отсеков автомашин, требующая применения специальных организационных и технических средств охраны.
 

III. Основные критерии создания СТККГ и ТС

 
    3.1. Анализ задач, стоящих перед таможенной службой при контроле крупногабаритных грузов и транспортных средств, и пути их решения.
    Основными задачами, стоящими перед таможенной службой при контроле крупногабаритных грузов и транспортных средств, являются:
    - сокращение времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;
    - сокращение объема фактически досматриваемых крупногабаритных грузов и транспортных средств;
    - проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, определение наименования и страны происхождения товаров;
    - увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет;
    - повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства;
    - увеличение пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через пункты пропуска.
    Решение перечисленных задач возможно только на основе использования новых технологий таможенного контроля и широкого применения ИДК.
    3.2. Основные требования к СТККГ и ТС и ее составным частям.
    Для решения задач, указанных в пункте 3.1, должна быть создана СТККГ и ТС, состоящая из ИДК различных типов и модификаций, размещенных в пунктах пропуска, организовано управление данной системой и электронный обмен информацией в СТККГ и ТС по каналам единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.
    ИДК в первую очередь должны размещаться в МПП, АПП, ВПП, ЖДПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, МТК, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений. МПП, АПП, ВПП, ЖДПП должны оснащаться различными модификациями ИДК (стационарные, легковозводимые (перебазируемые), мобильные, ИДК для контроля авиационных контейнеров, ИДК для контроля железнодорожных составов).
    Мобильными ИДК должны быть оснащены все региональные таможенные управления. Минимальное оснащение может быть определено как один мобильный ИДК на региональное таможенное управление. В то же время целесообразность применения мобильных ИДК должна рассматриваться с учетом множества факторов, включая интенсивность товаропотоков на различных направлениях, количество нарушений таможенного законодательства в разных регионах, "перетекание" товаропотоков вследствие установки стационарных ИДК в пунктах пропуска и т.д.
    Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.
    На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.
    Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).
    В целях минимизации затрат на оснащение пунктов пропуска ИДК может быть организован взаимный обмен электронной информацией о рентгеновском обследовании товаров и транспортных средств с помощью ИДК с таможенными службами сопредельных государств.
    Оперативные решения по управлению применением ИДК должны приниматься в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях. Оперативный контроль за их применением должен осуществляться ФТС России.
    Минимально необходимое количество ИДК для оснащения таможенных органов Российской Федерации и создания СТККГ и ТС составляет ориентировочно 40 стационарных комплексов.
    3.3. Требования к функциональной структуре СТККГ и ТС.
    Функциональная структура СТККГ и ТС должна предусматривать:
    1) создание в ГНИВЦе ФТС России общего информационного ресурса на основании информации о результатах просмотра инспектируемых товаров и транспортных средств с помощью ИДК в таможенных органах;
    2) обеспечение доступа центральному аппарату ФТС России и другим таможенным органам (таможня, региональное таможенное управление) к общему информационному ресурсу ГНИВЦа ФТС России о результатах инспекции товаров и транспортных средств, его использование для решения задач, возложенных на таможенные органы;
    3) обеспечение в ИДК информационной безопасности, в том числе при взаимодействии с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов;
    4) обеспечение удаленного просмотра изображений в целях обмена электронной информацией, получаемой с помощью ИДК, в том числе с таможенными службами сопредельных государств;
    5) обеспечение однозначной идентификации электронной информации об инспектируемых товарах с транспортным средством, товаросопроводительными и таможенными документами;
    6) обеспечение передачи информации об участниках внешнеэкономической деятельности, товарах и транспортных средствах на ИДК в соответствии с Концепцией системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069.
    3.4. Требования к ИДК и его составу для оснащения морских портов.
    МПП должны оснащаться стационарными ИДК.
    Стационарные ИДК с энергетикой 8-9 МэВ являются досмотровыми системами, которые дают детальное изображение полностью загруженных морских контейнеров и транспортных средств, позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты транспортных средств. Указанные комплексы требуют радиационной защиты и исполняются в стационарных радиационно-защитных сооружениях.
    Стационарные ИДК должны обеспечивать:
    - получение теневого изображения содержимого морских контейнеров в одной или двух проекциях в зависимости от модификации ИДК и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;
    - оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;
    - просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами контейнеров;
    -детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого контейнера и его содержимого с увеличением изображения;
    - сохранение изображения в памяти, запись его на носители;
    - передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.
    ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:
    - излучающая система (1 или 2);
    - система регистрации и обработки (1 или 2);
    -система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
    -система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
    - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
    -система транспортирования инспектируемого объекта относительно приемоизлучающей системы либо приемоизлучающей системы относительно инспектируемого объекта;
    - система управления комплексом;
    - система радиационной безопасности;
    - система видеонаблюдения;
    - система селекторной связи;
    - система электропитания.
    Все системы и оборудование ИДК, а также персонал должны размещаться в специальном капитальном сооружении, обеспечивающем радиационную защиту.
    Основные технические требования к стационарным ИДК для оснащения морских портов приведены в приложении 1 к Концепции.
    3.5. Требования к ИДК и его составу для оснащения АПП.
    АПП в зависимости от товаропотока, задач и оперативной обстановки могут оснащаться легковозводимыми (перебазируемыми) и мобильными ИДК.
    3.6. Легковозводимые (перебазируемые) ИДК.
    Легковозводимые (перебазируемые) ИДК (энергетика не менее 6 МэВ) уступают стационарным в проникающей способности, дают информацию о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах и позволяют идентифицировать до 85 % товаров относительно стационарных ИДК. Для них требуется упрощенная радиационная защита, и оборудование ИДК размещается в быстровозводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант), обеспечивающих радиационную защиту персонала и населения.
    Легковозводимые (перебазируемые) ИДК должны обеспечивать:
    - получение теневого изображения содержимого большегрузных автомобилей,контейнеров, а при необходимости автобусов и легковых транспортных средств, и идентификацию находящихся в них различных грузов на соответствие товаросопроводительным документам;
    - оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;
    - просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами контейнеров, и узлов автомашин;
    -детальный,фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого с увеличением изображения;
    - сохранение изображения в памяти, запись его на носители;
    - передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.
    ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:
    - излучающая система;
    - система регистрации и обработки;
    - система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
    -система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
    - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
    -система транспортирования приемоизлучающей системы относительно инспектируемого объекта;
    - система управления комплексом;
    - система радиационной безопасности;
    - система видеонаблюдения;
    - система селекторной связи;
    - система электропитания.
    В отличие от стационарных ИДК излучающая система, система регистрации и обработки, система перемещения, элементы систем радиационной безопасности и видеонаблюдения размещаются в быстровозводимом бетонном сооружении.
    Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом, элементы систем селекторной связи и видеонаблюдения размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности.
    Основные технические требования к легковозводимым (перебазируемым) ИДК приведены в приложении 2 к Концепции.
    3.7. Мобильные ИДК.
    Мобильные ИДК (энергетика не менее 4 МэВ), как правило, смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе отведения санитарной зоны. Они дают информацию о наличии либо отсутствии груза в контейнере, идентифицируют товары на предмет соответствия товаросопроводительным документам, в основном с малыми объемными плотностями. Мобильный ИДК должен обеспечивать:
    - получение теневого рентгеновского изображения содержимого большегрузных автомобилей и идентификацию находящихся в них различных грузов на соответствие товаросопроводительным документам;
    - оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;
    - просмотр теневого изображения конструктивных полостей и узлов автомашин;
    -детальный,фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого с увеличением изображения;
    - сохранение изображения в памяти, запись его на носители;
    - передачу информации (изображений) внешним потребителям.
    Мобильный ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных
    систем:
    - автомобильное шасси;
    - излучающая система;
    - система регистрации и обработки;
    -система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
    -система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
    - система управления комплексом;
    - система радиационной безопасности;
    - система видеонаблюдения;
    - система селекторной связи;
    - система электропитания.
    В мобильном ИДК персонал и все системы должны размещаться на автомобильном шасси, которое должно обеспечивать радиационную защиту персонала. Защита других лиц обеспечивается отведением необходимых санитарных зон.
    Для работы мобильного ИДК должна выбираться ровная площадка, по которой он перемещается относительно досматриваемых объектов.
    Основные технические требования к мобильным ИДК приведены в приложении 3 к Концепции.
    3.8. Требования к ИДК и его составу для оснащения ЖДПП.
    ЖДПП должны оснащаться ИДК для контроля железнодорожных вагонов.
    ИДК для контроля железнодорожных вагонов с энергетикой от 6-и до 9-и МэВ являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных железнодорожных вагонов, позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты вагонов. Радиационная защита обеспечивается бетонными конструкциями и отведением санитарной зоны.
    ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать:
    - получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;
    - оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;
    - просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами вагонов;
    -детальный,фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого вагона и его содержимого с увеличением изображения;
    - сохранение изображения в памяти, запись его на носители;
    - передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.
    ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:
    - излучающая система;
    - система регистрации и обработки;
    -система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
    -система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
    - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
    - система управления комплексом;
    - система радиационной безопасности;
    - система видеонаблюдения;
    - система селекторной связи;
    - система электропитания.
    Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом, элементы систем селекторной связи и видеонаблюдения размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности, либо капитальном сооружении в зависимости от модификации ИДК.
    Основные технические требования к ИДК для контроля железнодорожных вагонов приведены в приложении 4 к Концепции.
    3.9. Требования к ИДК и его составу для оснащения ВПП.
    ВПП должны оснащаться ИДК для контроля авиационных контейнеров.
    ИДК для контроля авиационных контейнеров (энергетика не менее 4-х МэВ) являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных авиационных контейнеров, европоддонов, европалет и позволяют идентифицировать товары.
    ИДК для контроля авиационных контейнеров должны обеспечивать:
    - получение теневого изображения содержимого авиационных контейнеров, европоддонов, европалет, перевозимых воздушным транспортом, и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;
    - оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;
    - просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами авиационных контейнеров;
    -детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого с увеличением изображения;
    - сохранение изображения в памяти, запись его на носители;
    - передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.
    ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:
    - излучающая система;
    - система регистрации и обработки;
    - система перемещения досматриваемого объекта;
    - система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
    -система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
    - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
    - система управления комплексом;
    - система транспортирования;
    - система радиационной безопасности;
    - система видеонаблюдения;
    - система электропитания.
    ИДК размещается на территории аэропортов, складов временного хранения с соблюдением мер радиационной защиты.
    Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности.
    Основные технические требования к ИДК для контроля авиационных контейнеров приведены в приложении 5 к Концепции.
    3.10. Принципы построения СТККГ и ТС.
    Построение СТККГ и ТС базируется на следующих принципах.
    1. Системность и комплексность построения.
    Развертывание СТККГ и ТС требует одновременного размещения ИДК на пунктах пропуска с большим товаропотоком, что позволяет исключить возможность изменения грузоперевозчиками маршрутов движения и, как следствие, падение товаропотоков и эффективности использования ИДК.
    2. Поэтапное развертывание ИДК на важнейших направлениях с обеспечением наращивания их возможностей.
    3. Соответствие структуры и состава СТККГ и ТС особенностям условий применения, специфике и объему задач таможенных органов.
    4. Централизованное руководство построением СТККГ и ТС.
    5. Сочетание территориальных ИДК с резервными мобильными ИДК, предназначенными для их усиления при оперативной необходимости.
    6. Использование отечественных и зарубежных научно-технических и технологических решений по применению перспективных технических средств таможенного контроля в интересах создания эффективных средств СТККГ и ТС.
    3.11. Методика выбора мест размещения ИДК.
    Выбор пунктов пропуска для размещения ИДК обусловлен их расположением на направлениях МТК, основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.
    1.МПП.
    В первую очередь ИДК должны быть оснащены морские порты, расположенные на МТК, и через которые осуществляются наибольшие контейнерные перевозки.
    Для оценки количества перемещаемых через порт контейнеров необходимо использовать статистику не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов развития портов, роста контейнерных перевозок.
    2. АПП.
    В первую очередь ИДК должны быть оснащены пункты пропуска, расположенные на МТК, основных транспортных направлениях, через которые осуществляется наибольший товаропоток.
    Товаропоток должен оцениваться по количеству грузовых автомобилей, проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, & также с учетом прогнозов роста Перевозок грузовым автомобильным транспортом.
    3. ЖДПП.
    В первую очередь ИДК должны быть оснащены пункты пропуска, расположенные на МТК, основных транспортных направлениях, через которые осуществляется наибольший товаропоток.
    Товаропоток должен оцениваться по количеству грузовых вагонов (составов), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым железнодорожным транспортом.
    4.ВПП.
    В первую очередь ИДК должны быть оснащены пункты пропуска, через которые осуществляется наибольший товаропоток.
    Товаропоток должен оцениваться по тоннажу перевезенных грузов не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок.
    Кроме того, в первую очередь ИДК должны оснащаться пункты пропуска, расположенные на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.
    Примерный график создания СТККГ и ТС и перечень пунктов пропуска, подлежащих оснащению ИДК в соответствии с приведенной методикой, представлен в приложении 6.
    3.12. Этапы развертывания СТККГ и ТС и источники финансирования.
    1. Этапы развертывания СТККГ и ТС.
    СТККГ и ТС должна быть развернута в два этапа.
    1 этап. Развертывание ИДК в пунктах пропуска, расположенных на МТК, основных транспортных направлениях, через которые осуществляется наибольший товаропоток, а также на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.
    2 этап. Развертывание ИДК в пунктах пропуска, через которые осуществляется наибольший товаропоток.
    Завершение создания СТККГ и ТС и включение всех ИДК в ЕАИС таможенных органов.
    2. Источники финансирования.
    Стоимость проекта создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 400 миллионов долларов США.
    Срок создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 60 месяцев.
    Предполагаемое финансирование проекта.
    Бюджетные средства - 208,6 миллиона долларов США.
    Займ МБРР N 4689 RU (проект "Модернизация информационной системы таможенных органов" - 11,4 миллиона долларов США).
    Международная помощь -180 миллионов долларов США.
 

IV. Основные принципы организации электронного обмена информацией в СТККГ и ТС по каналам ЕАИС таможенных органов

 
    4.1. Поэтапная разработка, создание, опытная эксплуатация и внедрение СТККГ и ТС.
    4.2. Разработка, создание и проведение экспериментальных проектов применения СТККГ и ТС.
    4.3. Обеспечение возможностей для представления необходимых сведений и изображений в электронном виде программным средствам, используемым уполномоченными должностными лицами таможенных органов для целей таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе путем разработки и применения открытых, обеспечивающих возможность взаимодействия стандартов.
    4.4. Развитие и наращивание потенциала применения СТККГ и ТС.
    4.5. Разработка унифицированных и стандартизованных специальных программ для подготовки должностных лиц таможенных органов ФТС России.
    4.6. Обеспечение информационного взаимодействия с информационными системами иных федеральных органов исполнительной власти.
    4.7. Обеспечение безопасного хранения и архивирования документов и других электронных информационных записей.
 

V. Технология таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств с помощью ИДК

 
    5.1. Контроль с помощью ИДК.
    Технологии таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в пунктах пропуска, оснащенных ИДК, должны строиться с учетом следующей схемы.
    1. Отбор вероятных объектов для контроля с помощью ИДК и извещение перевозчика о решении проведения рентгеновского обследования товаров и транспортного средства.
    2. Помещение объекта контроля в ИДК и проведение инспекции с составлением документа (акта) рентгеновского обследования.
    3. Принятие решения по результатам инспекции с помощью ИДК о возможности ввоза/вывоза товаров и транспортных средств, помещения под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, таможенный режим международного таможенного транзита либо иной таможенный режим,
    4. Принятие решения о необходимости проведения таможенного досмотра.
    5. Помещение товаров и транспортного средства в бокс досмотра.
    6. Выгрузка товаров полностью либо частично, проведение таможенного досмотра в объеме,указанном в поручении на досмотр, в том числе с применением иных технических средств таможенного контроля.
    5.2. Особенности работы ИДК в МПП, ВПП, ЖДПП и АПП.
    Организация таможенного контроля с использованием стационарных, легковозводимых (перебазируемых), железнодорожных, авиационных и мобильных ИДК не имеет принципиальных отличий.
    Основные особенности связаны с технологией перемещения транспортных средств и крупногабаритных грузов через ИДК.
    5.3. Особенности работы мобильных ИДК.
    Основной особенностью мобильных ИДК является использование автомобильного шасси и, соответственно, возможность их использования для решения оперативных задач, в том числе для технического усиления АПП, не оснащенных ИДК, или на которых размещены ИДК, но ввиду кратковременно возросшего товаропотока, требуются дополнительные технические средства.
    Мобильные ИДК могут использоваться для целей оперативных подразделений таможенных органов, а также, при необходимости, в ВПП.
 

VI. Основные принципы организации эксплуатации СТККГ и ТС 6.1. Организация эксплуатации ИДК.

 
    Эксплуатация СТККГ и ТС организовывается с целью поддержания ИДК и других технических средств, входящих в эту систему, в исправном состоянии и постоянной готовности к применению по назначению в процессе таможенного контроля в соответствии с Руководством по эксплуатации технических средств (приказ ГТК России от 17.04.2001 N 372).
    Для обеспечения надежного функционирования СТККГ и ТС, организации нормальной эксплуатации необходимо:
    - определение видов технического обслуживания и ремонта, разработка методик их проведения;
    - обеспечение эксплуатации материально-техническими ресурсами;
    - обеспечение эксплуатационной и нормативно-технической документацией;
    - формирование штатной структуры, обучение персонала.
    Система технического обслуживания (ТО) ИДК и других технических средств, входящих в состав СТККГ и ТС, должна быть планово-предупредительная, основанная на обязательном проведении установленных видов ТО в зависимости от наработки или календарных сроков с учетом условий эксплуатации.
    Виды технического обслуживания должны устанавливаться в соответствии с обязательными требованиями предприятия - изготовителя и требованиями нормативно - технической документации.
    Объем, периодичность ТО, технология выполнения операций ТО определяются эксплуатационной документацией.
    Выполнение ТО в период действия гарантийных обязательств должно осуществляться силами предприятия-изготовителя (поставщика). В послегарантийный период выполнение ТО должно осуществляться силами информационно-технической службы таможенного органа или специализированной организации на договорной основе с ФТС России в соответствии с Руководством по техническому обслуживанию технических средств в таможенных органах (приказ ГТК России от 20.11.2002 N 1237).
    Для технических средств, входящих в состав СТККГ и ТС, должны быть установлены следующие виды ремонта: текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
    Выполнение ремонта в период действия гарантийных обязательств должно осуществляться силами предприятия-изготовителя (поставщика). В послегарантийный период первичная диагностика и текущий ремонт должны выполняться силами информационно-технической службы таможенного органа. Средний и капитальный ремонт должны выполняться специализированными ремонтными предприятиями.
    Методики проведения ТО и ремонта должны разрабатываться информационно-технической службой таможенных органов, эксплуатирующей ИДК.
    Обеспечение эксплуатации материально-техническими средствами (запасными частями, инструментами, принадлежностями и материалами), необходимыми для выполнения технического обслуживания и ремонта, должно осуществляться ФТС России в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на основе заявок таможенных органов, либо специализированной организацией на договорной основе с ФТС России.
    Поставку полного комплекта технической и эксплуатационной документации на ИДК должно осуществлять предприятие-изготовитель (поставщик) комплекса.
    6.2. Формирование штатной структуры.
    ИДК, размещенный на пункте пропуска, должен функционировать в соответствии с графиком работы пункта пропуска.
    Для обеспечения нормальной работы ИДК, входящего в СТККГ и ТС, в штатной структуре таможенного органа должно быть сформировано специальное подразделение (отдел) в составе:
    - начальника ИДК (начальника отдела), отвечающего за обеспечение эффективной работы комплекса, безопасность персонала, получение, оформление, сохранность и передачу результатов инспекции начальнику поста (таможни) для принятия решения;
    - начальника смены, управляющего всем процессом сканирования, контролирующего обстановку внутри и снаружи ИДК, осуществляющего проведение постоянного дозиметрического контроля;
    - оператора, организовывающего движение крупногабаритных грузов и транспортных средств на въезде/выезде в ИДК, а также прилегающей к ИДК зоне, следящего за отсутствием людей в ИДК во время процесса сканирования, а также осуществляющего ввод данных о транспортном средстве, крупногабаритном грузе;
    - операторов по анализу изображений (от 3-х до 5-и в зависимости от производительности комплекса);
    - инженера, следящего за работоспособностью комплекса, выполняющего техническое обслуживание, первичную диагностику и текущий ремонт (при необходимости).
    Для обеспечения круглосуточной работы ИДК должно быть сформировано необходимое количество смен. Каждая смена должна состоять из начальника смены, оператора, организовывающего движение автотранспортных средств и осуществляющего ввод данных, операторов по анализу изображений (от 1 до 5-и).
    6.3. Подготовка кадров, обучение.
    Технический персонал комплекса (начальник смены, инженер) должен быть обучен и аттестован с присвоением соответствующей группы по электробезопасности, и иметь допуск на право самостоятельной работы на электроустановках.
    В соответствии с требованиями радиационной безопасности технический персонал должен пройти обучение на специальных курсах, дающих право на допуск к работам на излучающих установках. Лица, ответственные за радиационный контроль, должны пройти специальную подготовку в области дозиметрии.
    Обучение и аттестацию персонала по электробезопасности и радиационной безопасности должен организовывать начальник таможенного органа.
    Обучение персонала ИДК должно осуществляться предприятием - поставщиком (при вводе комплекса), а также в учебных заведениях ФТС России и других учебных заведениях Российской Федерации.
    Для подготовки специалистов к работе на ИДК на базе региональных таможенных управлений (таможенных органов, оснащенных ИДК) должны централизованно организовываться специальные курсы, дающие право на допуск к работе, по программе, утвержденной ФТС России.
 

VII. Ожидаемый эффект от внедрения СТККГ и ТС

 
    7.1. Развертывание СТККГ и ТС позволит:
    -достичь оптимального времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля, и повысить его эффективность;
    - сократить время на выполнение таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска по оформлению и контролю крупногабаритных грузов с 80 мин. в 2004 г. до 15 мин.;
    -сократить количество фактически досматриваемых крупногабаритных грузов в пунктах пропуска, оснащенных ИДК, до 8 - 10%, тогда как в настоящее время их количество составляет не менее 30% по импортным товарам и 15% по экспортным товарам соответственно;
    - выявлять и предотвращать контрабанду наркотиков, взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенных правил;
    - сохранять результаты контроля в электронном банке данных и использовать для проведения оперативных мероприятий.
    Экономический эффект от развертывания СТККГ и ТС обеспечивается:
    - увеличением поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет путем совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;
    - минимизацией предпосылок к совершению таможенных правонарушений и, в перспективе, снижением объема экономических преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
    7.2. Методика оценки эффективности СТККГ и ТС.
    Эффективность СТККГ и ТС должна оцениваться комплексно по основным показателям деятельности ФТС России.
    1. Сокращение времени на выполнение таможенных операций в АПП по оформлению и контролю крупногабаритных грузов.
    Данный показатель оценивается по среднему суммарному времени, требуемому на проведение контроля одного крупногабаритного транспортного средства (груза) на пункте пропуска, оснащенном ИДК, за сутки.
    2. Сокращение количества фактических досмотров крупногабаритных грузов и транспортных средств на пунктах пропуска, оснащенных ИДК.
    Данный показатель рассчитывается как отношение фактически досмотренных крупногабаритных грузов и транспортных средств к числу всех крупногабаритных грузов и транспортных средств, прошедших через пункт пропуска (въезд/выезд) за единицу времени, в процентах.
    3. Увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Данный показатель рассчитывается как сумма платежей, штрафов, средств от реализации товаров,обращенных в федеральную собственность, и других финансовых средств, начисленных за единицу времени.
    4. Эффективное выявление и предотвращение перемещения через таможенную границу запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны, в том числе наркотических и взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов.
    Данный показатель не имеет прямой количественной оценки, несмотря на всю его значимость. Однако, его можно оценивать по косвенным признакам. Например, суммарная стоимость задержанных партий наркотических, взрывчатых веществ, оружия и т.д. в ценах черного рынка, задержанных и выведенных из оборота, с помощью ИДК.
    Приведенная методика оценки эффективности СТККГ и ТС носит общий характер и может уточняться и дополняться в конкретных программах оснащения ИДК таможенных органов и других документах.
 

VIII. Заключение

 
    Концепция предназначена для принятия решений по созданию системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств и оснащению таможенных органов ИДК, их размещению на территории Российской Федерации, выработке штатной структуры таможенных органов, оснащенных ИДК, организации эксплуатации ИДК. Концепция является основой для разработки и уточнения конкретных программ и планов оснащения таможенных органов ИДК на 2005-2010 годы и дальнейшую перспективу. В ходе ее реализации Концепция может дополняться и уточняться с учетом возможных изменений социально-экономической и таможенной политики Российской Федерации, появления новых научно-технических достижений и таможенных технологий.
 

Начальник Главного управления
информационных технологий
генерал-лейтенант
таможенной службы
Л.М.УХЛИНОВ

 

Начальник
Главного управления
организации таможенного контроля
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.В.ГАЛАКТИОНОВ

 

Начальник
Главного управления
по борьбе с контрабандой
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.А.ЯРИЗ

 
 
    

Приложение 1
к Концепции создания
системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов
и транспортных средств

    

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТАЦИОНАРНЫМ ИДК

 
    1. Проникающая способность (по стали) не менее 380-и миллиметров.
    2. Возможности обнаружения:
    - обнаружение проволоки без преграды диаметром не более 0,5-и мм, -обнаружение проволоки за преградой из 100-а миллиметровой стали диаметром не более 1,5 мм;
    -обнаружение проволоки за преградой из 300-от миллиметровой стали диаметром не более 9 мм.
    3. Контрастная чувствительность не более 3-х %.
    4. Количество рабочих станций операторов ИДК по анализу полученного рентгеновского изображения - 5.
    5. Программно - аппаратный комплекс ИДК должен позволять:
    а) получать рентгеновское изображение высокого качества, его распечатку, запись на носители (CD, съемный диск (флэш диск), передачу по ЛВС;
    б) хранение, архивирование и восстановление изображений и данных;
    в) отображать информацию о транспортном средстве, контейнере, товарах, дате и времени, счетчике транспортных средств;
    г) управлять всеми системами ИДК, контролировать и давать сообщения об их техническом состоянии, а также отображать информацию систем видеонаблюдения и радиационной безопасности;
    д) проводить анализ содержимого объекта контроля с помощью следующих основных функций (инструментов):
    - автоматическая и ручная регулировка яркости изображения;
    - автоматическая и ручная регулировка контрастности изображения;
    - динамическое управление контрастной чувствительностью на выбранной оператором области изображения;
    - отображение рентгеновского изображения в негативе;
    - представление рентгеновского изображения в широком диапазоне цветов и оттенков (псевдоцвета);
    - 2-х, 4-х, 8-икратное увеличение выбранной оператором области изображения;
    - выделение границ и переходов для улучшения изображения;
    - установка (удаление) маркеров в подозрительных областях изображения
    6. Диапазон температур, в котором должен функционировать ИДК, от -50°С до +50°С.
    7. Диапазон влажности, в котором должен функционировать ИДК, от 10% до 95%.
    8. Время непрерывной работы ИДК - 24 часа в сутки.
    9. Размеры инспектируемого объекта (ДхШхВ) - 20x3x4,5 метра.
    10. Пропускная способность ИДК контролируемых объектов (ДхШхВ) - 20x3x4,5 метра в час не менее 25.
    11. Транспортная система ИДК должна осуществлять перемещение инспектируемых объектов относительно приемоизлучающей системы, либо перемещение приемоизлучающей системы относительно инспектируемого объекта в зависимости от модификации комплекса.
    12. Система радиационной безопасности ИДК должна обеспечивать защиту персонала и населения от ионизирующего излучения, используемого в комплексе, и обеспечивать выполнение норм радиационной безопасности (НРБ-99), основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы ОСПОРБ-99, следует руководствоваться принятым взамен ОСПОРБ-99/2010.
 
 
    13. Для эксплуатации ИДК должно использоваться трехфазное напряжение 380 В +10%-15% с частотой 50 Гц ±1% с нейтральным проводом и заземлением для питания системных компонентов с высокой мощностью и однофазное напряжение 220 В +10%-15% с частотой 50 Гц с проводом заземления для питания компонентов с низкой мощностью.
    Потребляемая мощность не должна превышать 80 кВт.
    ИДК должен быть оборудован дизельным либо бензиновым электрогенератором, обеспечивающим работу всех систем комплекса не менее 24 часов.
    ИДК должен иметь источник бесперебойного питания мощностью, достаточной для электропитания компьютеров и других информационных компонентов комплекса, а также систем безопасности в течение, как минимум, 10 минут.
    14. Сооружение для размещения технологического оборудования ИДК должно быть выполнено согласно СНиП 11-01-95.
 
 

Приложение 2
к Концепции создания системы
таможенного контроля крупногабаритных грузов
и транспортных средств

    

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕГКОВОЗВОДИМЫМ (ПЕРЕБАЗИРУЕМЫМ) ИДК

 
    1. Проникающая способность (по стали) не менее 300-от миллиметров.
    2. Возможности обнаружения:
    - обнаружение проволоки без преграды диаметром не более 0,8-и мм;
    -обнаружение проволоки за преградой из 100-а миллиметровой стали диаметром не более 2 мм;
    -обнаружение проволоки за преградой из 250-и миллиметровой стали диаметром не более 8 мм.
    3. Контрастная чувствительность не более 3-х %.
    4. Количество рабочих станций операторов ИДК по анализу полученного рентгеновского изображения - от 3-х до 5-и.
    5. Программно - аппаратный комплекс ИДК должен позволять:
    а) получать рентгеновское изображение высокого качества, его распечатку, запись на носители (CD, съемный диск (флэш диск), передачу по ЛВС;
    б) хранение, архивирование и восстановление изображений и данных;
    в) отображать информацию о транспортном средстве, контейнере, товарах, дате и времени, счетчике транспортных средств;
    г) управлять всеми системами ИДК, контролировать и давать сообщения об их техническом состоянии, а также отображать информацию систем видеонаблюдения и радиационной безопасности;
    д) проводить анализ содержимого объекта контроля с помощью следующих основных функций (инструментов):
    - автоматическая и ручная регулировка яркости изображения;
    - автоматическая и ручная регулировка контрастности изображения;
    - динамическое управление контрастной чувствительностью на выбранной оператором области изображения;
    - отображение рентгеновского изображения в негативе;
    - представление рентгеновского изображения в широком диапазоне цветов и оттенков (псевдоцвета);
    - 2-х, 4-х, 8-икратное увеличение выбранной оператором области изображения;
    - выделение границ и переходов для улучшения изображения;
    - установка (удаление) маркеров в подозрительных областях изображения.
    6. Диапазон температур, в котором должен функционировать ИДК, от -50°С до +50°С.
    7. Диапазон влажности, в котором должен функционировать ИДК, от 10% до 95%.
    8. Время непрерывной работы ИДК - 24 часа в сутки.
    9. Размеры инспектируемого объекта (ДхШхВ) - 20x3x4,5 метра.
    10. Пропускная способность ИДК контролируемых объектов (ДхШхВ) - 20x3x4,5 метра в час не менее 20.
    11. Транспортная система ИДК должна осуществлять перемещение приемоизлучающей системы относительно инспектируемого объекта.
    12. Система радиационной безопасности ИДК должна обеспечивать защиту персонала и населения от ионизирующего излучения, используемого в комплексе, и обеспечивать выполнение норм радиационной безопасности (НРБ-99), основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
    13. Время перебазирования (для перебазируемой модификации ИДК) не более 1 -го месяца.
    14. Для эксплуатации ИДК должно использоваться трехфазное напряжение 380 В +10%-15% с частотой 50 Гц ±1% с нейтральным проводом и заземлением для питания системных компонентов с высокой мощностью и однофазное напряжение 220 В +10%-15% с частотой 50 Гц с проводом заземления для питания компонентов с низкой мощностью.
    Потребляемая мощность не должна превышать 60 кВт.
    ИДК должен быть оборудован дизельным либо бензиновым электрогенератором, обеспечивающим работу всех систем комплекса не менее 24 часов.
    ИДК должен иметь источник бесперебойного питания мощностью, достаточной для электропитания компьютеров и других информационных компонентов комплекса, а также систем безопасности в течение, как минимум, 10 минут.
    15. Сооружение ИДК для размещения приемоизлучающей системы должно быть выполнено из сборно - разборных бетонных модулей либо литого бетона согласно СНиП 11-01-95. Служебные помещения должны быть блочными модулями полной заводской готовности.
 
 
 

Приложение 3
к Концепции создания системы
таможенного контроля крупногабаритных грузов
и транспортных средств

    

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОБИЛЬНЫМ ИДК

 
    1. Проникающая способность (по стали) не менее 260-и миллиметров,
    2. Возможности обнаружения:
    - обнаружение проволоки без преграды диаметром не более 1-го мм;
    - обнаружение проволоки за преградой из100-а миллиметровой стали диаметром не более 2 мм.
    3. Контрастная чувствительность не более 3-х %.
    4. Количество рабочих станций операторов ИДК по анализу полученного рентгеновского изображения - 3.
    5. Программно - аппаратный комплекс ИДК должен позволять:
    а) получать рентгеновское изображение высокого качества, его распечатку, запись на носители (CD, съемный диск (флэш диск), передачу по ЛВС;
    б) хранение, архивирование и восстановление изображений и данных;
    в) отображать информацию о транспортном средстве, контейнере, товарах, дате и времени, счетчике транспортных средств;
    г) управлять всеми системами ИДК, контролировать и давать сообщения об их техническом состоянии, а также отображать информацию систем видеонаблюдения и радиационной безопасности;
    д) проводить анализ содержимого объекта контроля с помощью следующих основных функций (инструментов):
    - автоматическая и ручная регулировка яркости изображения;
    - автоматическая и ручная регулировка контрастности изображения;
    - динамическое управление контрастной чувствительностью на выбранной оператором области изображения;
    - отображение рентгеновского изображения в негативе;
    - представление рентгеновского изображения в широком диапазоне цветов и оттенков (псевдоцвета);
    - 2-х, 4-х, 8-икратное увеличение выбранной оператором области изображения;
    - выделение границ и переходов для улучшения изображения;
    - установка (удаление) маркеров в подозрительных областях изображения.
    6. Диапазон температур, в котором должен функционировать ИДК, от -50°С до +50°С.
    7. Диапазон влажности, в котором должен функционировать ИДК, от 10% до 95%.
    8. Время непрерывной работы ИДК - 24 часа в сутки.
    9. Размеры инспектируемого объекта (ДхШхВ) - 20x3x4,5 метра.
    10. Пропускная способность ИДК контролируемых объектов (ДхШхВ) - 20x3x4,5 метра в час не менее 20.
    11. Время развертывания из походного положения (свертывания) не более 0,5 часа.
    12. Система радиационной безопасности ИДК должна обеспечивать защиту персонала и населения от ионизирующего излучения, используемого в комплексе, и обеспечивать выполнение норм радиационной безопасности (НРБ-99), основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
    13. Для эксплуатации ИДК должен использоваться встроенный дизельный либо бензиновый электрогенератор, обеспечивающий работу всех систем комплекса не менее 24 часов.
 
 
 

Приложение 4
к Концепции создания
системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов
и транспортных средств

    

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИДК ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ

 
    1. Контроль железнодорожных вагонов должен осуществляться при движении состава со скоростью не менее 10 км/час.
    2. Проникающая способность (по стали) не менее 330-и миллиметров.
    3. Возможности обнаружения:
    - обнаружение проволоки без преграды диаметром не более 0,5-и мм;
    - обнаружение проволоки за преградой из 100-а миллиметровой стали диаметром не более 2 мм;
    - обнаружение проволоки за преградой из 250-и миллиметровой стали диаметром не более 8 мм.
    4. Контрастная чувствительность не более 3-х %.
    5. Количество рабочих станций операторов ИДК по анализу полученного рентгеновского изображения - не менее 5.
    6. Программно - аппаратный комплекс ИДК должен позволять:
    а) получать рентгеновское изображение железнодорожных вагонов высокого качества, его распечатку, запись на носители (CD, съемный диск (флэш диск), передачу по ЛВС;
    б) хранение, архивирование и восстановление изображений и данных;
    в) отображать информацию о транспортном средстве, контейнере, товарах, дате и времени, счетчике транспортных средств;
    г) управлять всеми системами ИДК, контролировать и давать сообщения об их техническом состоянии, а также отображать информацию систем видеонаблюдения и радиационной безопасности;
    д) проводить анализ содержимого объекта контроля с помощью следующих основных функций (инструментов):
    - автоматическая и ручная регулировка яркости изображения;
    - автоматическая и ручная регулировка контрастности изображения;
    - динамическое управление контрастной чувствительностью на выбранной оператором области изображения;
    - отображение рентгеновского изображения в негативе;
    - представление рентгеновского изображения в широком диапазоне цветов и оттенков (псевдоцвета);
    -2-х, 4-х, 8-икратное увеличение выбранной оператором области изображения;
    - выделение границ и переходов для улучшения изображения;
    - установка (удаление) маркеров в подозрительных областях изображения.
    7. Диапазон температур, в котором должен функционировать ИДК, от -50°С до +50°С.
    8. Диапазон влажности, в котором должен функционировать ИДК, от 10% до 95%.
    9. Время непрерывной работы ИДК - 24 часа в сутки.
    10. Размеры инспектируемого объекта (ДхШхВ) - 15x3,5x5,3 метра.
    11. Система радиационной безопасности ИДК должна обеспечивать защиту персонала и населения от ионизирующего излучения, используемого в комплексе, и обеспечивать выполнение норм радиационной безопасности (НРБ-99), основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
    12. Для эксплуатации ИДК должно использоваться трехфазное напряжение 380 В +10%-15% с частотой 50 Гц ±1% с нейтральным проводом и заземлением для питания системных компонентов с высокой мощностью и однофазное напряжение 220 В +10%-15% с частотой 50 Гц с проводом заземления для питания компонентов с низкой мощностью.
    Потребляемая мощность не должна превышать 60 кВт.
    ИДК должен быть оборудован дизельным либо бензиновым электрогенератором, обеспечивающим работу всех систем комплекса не менее 24 часов.
    ИДК должен иметь источник бесперебойного питания мощностью, достаточной для электропитания компьютеров и других информационных компонентов комплекса, а также систем безопасности в течение, как минимум, 10 минут.
    13. Сооружение для размещения технологического оборудования ИДК должно быть выполнено согласно СНиП 11-01-95.
 
 
 

Приложение 5
к Концепции создания
системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов
и транспортных средств

    

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИДК ДЛЯ КОНТРОЛЯ АВИАЦИОННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ

 
    1. Проникающая способность (по стали) не менее 220-и миллиметров.
    2. Возможности обнаружения:
    - обнаружение проволоки без преграды диаметром не более 0,8-и мм;
    - обнаружение проволоки за преградой из 100 - а миллиметровой стали диаметром не более 2-х мм.
    3. Контрастная чувствительность не более 3-х %.
    4. Количество рабочих станций операторов ИДК по анализу полученного рентгеновского изображения - не менее 2-х.
    5. Программно - аппаратный комплекс ИДК должен позволять:
    а) получать рентгеновское изображение высокого качества, его распечатку, запись на носители (CD, съемный диск (флэш диск), передачу по ЛВС;
    б) хранение, архивирование и восстановление изображений и данных;
    в) отображать информацию о транспортном средстве, контейнере, товарах, дате и времени, счетчике транспортных средств;
    г) управлять всеми системами ИДК, контролировать и давать сообщения об их техническом состоянии, а также отображать информацию с систем видеонаблюдения и радиационной безопасности;
    д) проводить анализ содержимого объекта контроля с помощью следующих основных функций (инструментов):
    - автоматическая и ручная регулировка яркости изображения;
    - автоматическая и ручная регулировка контрастности изображения;
    - динамическое управление контрастной чувствительностью на выбранной оператором области изображения;
    - отображение рентгеновского изображения в негативе;
    - представление рентгеновского изображения в широком диапазоне цветов и оттенков (псевдоцвета);
    - 2-х, 4-х, 8-икратное увеличение выбранной оператором области изображения;
    - выделение границ и переходов для улучшения изображения;
    - установка (удаление) маркеров в подозрительных областях изображения.
    6. Время непрерывной работы ИДК - 24 часа в сутки.
    7. Размеры инспектируемого объекта (ДхШхВ) - 3x2,5x2,5 метра.
    8. Пропускная способность ИДК инспектируемых объектов (ДхШхВ) - 3x2,5x2,5 метра в час не менее 40.
    9. Грузоподъемность транспортной системы не менее 6 тонн.
    10. Система радиационной безопасности ИДК должна обеспечивать защиту персонала и населения от ионизирующего излучения, используемого в комплексе, и обеспечивать выполнение норм радиационной безопасности (НРБ-99), основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
    11. Для эксплуатации ИДК должно использоваться трехфазное напряжение 380 В +10%-15% с частотой 50 Гц ±1% с нейтральным проводом и заземлением для питания системных компонентов с высокой мощностью и однофазное напряжение 220 В +10%-15% с частотой 50 Гц с проводом заземления для питания компонентов с низкой мощностью.
 
 
 

Приложение 6
к Концепции создания
системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов
и транспортных средств

    

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК СОЗДАНИЯ СТККГ И ТС И ПЕРЕЧЕНЬ ПУНКТОВ ПРОПУСКА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСНАЩЕНИЮ ИДК

 

Наименование мероприятий Срок выполнения
2006 2007 2008 2009 2010
Этапы создания СТККГ и ТС 1 этап 2 этап
Поэтапное оснащение ИДК: Пункт пропуска
1 23 4 5 6 7 8
ФТС России Аэропорт Шереметьево
Аэропорт Домодедово
Аэропорт Внуково
ВПП Шереметьево
ВПП Домодедово
ВПП Внуково
+
+
+    
Северо-Западное таможенное управление Российско-финляндский участок Государственной границы Российской Федерации
Российско-польский участок Государственной границы Российской Федерации
МАПП Брусничное
МАПП Торфяновка
МАПП Светогорск
ЖДПП Лужайка
МАПП Багратионовск
МАПП Гусев
ЖДПП Мамоново
+ +
+
+
+


+



+
  
 Российско-литовский участок Государственной границы Российской Федерации МАПП Чернышевское
ЖДПП Нестеров
 +  +  
 Российско-латвийский участок Государственной границы Российской Федерации МАПП Убылинка
МАПП Бурачки
ЖДПП Посинь
+    +

+
 Российско-эстонский участок Государственной границы Российской Федерации ЖДПП Ивангород
ЖДПП Печоры Псковские
  + +  
 Аэропорт Пулково ВПП Пулково +     
 Морской порт Санкт-Петербурга МПП Санкт-Петербург  +    
 Морской порт Калининграда МПП Калининград  +    
 Морской порт Мурманска МПП Мурманск    +  
Центральное таможенное управление Российско-украинский участок Государственной границы Российской Федерации МАПП Новые Юрковичи
МАПП Нехотеевка
МАПП Погар
ЖДПП Долбино
ЖДПП Разъезд Выстрел
ЖДПП Гуково
+ + +
+
 +
+
Южное таможенное управление Российско-украинский участок Государственной границы Российской Федерации
Российско-грузинский участок Государственной границы Российской Федерации
Российско-азербайджанский участок Государственной границы Российской федерации
Российско-казахстанский участок Государственной границы Российской федерации
Аэропорт Ростова-на-Дону
Аэропорт Минеральных Вод
Морской порт Новороссийска Морской порт Астрахани
Морской порт Туапсе
Морской порт Махачкалы
ЖДПП Успенская МАПП Верхний Ларе
МАПП Нижний Зарамаг
МАПП Яраг-Казмаляр
ЖДПП Аксарайский
ВПП Ростов-на-Дону
ВПП Минеральные Воды
МПП Новороссийск
МПП Астрахань
МПП Туапсе
МПП Махачкала
+
+
+
+ +
+
+
+
+ +
+
Приволжское таможенное управление Российско-казахстанский участок Государственной границы Российской Федерации
Аэропорт Казани
МАПП Озинки
ЖДПП Озинки
ЖДПП Илецк-1
ЖДПП Кулунда
ВПП Казань
 +
+
+
+
 +
Уральское таможенное управление Российско-казахстанский участок Государственной границы Российской Федерации
Аэропорт Челябинска
МАПП Бугристое
МАПП Петухово
ЖДПП Петухово
ЖДПП Карталы
ВПП Челябинск
 +
+
+
+
 +
Сибирское таможенное управление Российско-казахстанский участок Государственной границы Российской Федерации
Российско-китайский участок Государственной границы Российской Федерации
Аэропорт Братска
Аэропорт Толмачево (Новосибирск)
Аэропорт Улан-Уде
МАПП Исилькуль
ЖДПП Исилькуль
ЖДПП Иртышское
МАПП Забайкальск
ЖДПП Забайкальск
ВПП Братск
ВПП Толмачево (Новосибирск)
ВПП Улан-Уде
+ + +
+
+
+
+
+
Дальневосточное таможенное управление Российско-китайский участок Государственной границы Российской Федерации
Аэропорт Хабаровска
Морской порт Восточный (г.Находка)
МАПП Пограничный
ЖДПП Пограничный
ВПП Хабаровск
МПП Восточный
+   + +
+