Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 311. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ"

Дата документа13.05.2002
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 13 мая 2002 г. N 59-Т

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ

 
    Банк России направляет для использования в работе неофициальный перевод документов Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" и "Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков".
 

Первый заместитель Председателя
Банка России
А.А.КОЗЛОВ

 
 
 

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В БАНКАХ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ И АУДИТОРОВ

 

Вступление

 
    1. Базельский комитет по банковскому надзору (Комитет) обнародует этот документ о внутреннем аудите в банковских организациях и о взаимоотношениях надзорных органов и внутренних и внешних аудиторов как часть своих продолжающихся усилий по решению вопросов банковского надзора и улучшения надзора посредством руководства, поощряющего здоровую практику. Надлежащий внутренний контроль в банковских организациях должен дополняться эффективной службой внутреннего аудита, независимым образом оценивающей контрольные системы в организации. С другой стороны, внешние аудиторы могут обеспечить важную "обратную связь" в том, что касается эффективности этого процесса. Банковские надзорные органы должны удостовериться в применении эффективной методики и практики и принятии менеджментом соответствующих корректирующих действий для реагирования на недостатки во внутреннем контроле, обнаруженные внутренними и внешними аудиторами. Наконец, надзору способствует сотрудничество надзорного органа, внутреннего аудитора и внешнего аудитора.
    2. Принципы, изложенные в этом документе, предназначены для общего применения даже при их применении в конкретных надзорных механизмах. В том, что касается выездных и документарных надзорных методов, у стран имеются существенные различия. Также значительно разнится степень использования в надзорных функциях внешних аудиторов. Хотя выбор конкретного подхода в каждой отдельно взятой стране будет зависеть от этих факторов, все члены Комитета соглашаются с принципами, изложенными в этом документе.
    3. В этом документе под менеджментом понимается структура, состоящая из совета директоров и менеджмента старшего звена. Комитет осознает, что у стран имеются существенные различия в законодательных и регулятивных механизмах, определяющих функции совета директоров и менеджмента старшего звена. В некоторых странах совет выполняет основную, если не исключительную, функцию по надзору над исполнительным органом (менеджментом старшего звена, общим менеджментом) в целях обеспечения выполнения последним своих задач. По этой причине в некоторых случаях он именуется наблюдательным советом. Это означает, что у совета нет исполнительных функций. Напротив, в других странах совет наделен более широкой компетенцией, в частности, по установлению общей структуры менеджмента банка. Ввиду этих различий понятия совета директоров и менеджмента старшего звена используются в этом документе не для определения правовых схем, а, скорее, для обозначения двух принимающих решения служб в банке. Изложенные в этом документе принципы следует применять в соответствии с национальной структурой "корпоративного управления" в каждой стране. Может быть также полезным обращение к документу Комитета "Улучшение корпоративного управления в банковских организациях", опубликованному в сентябре 1999 г.
    4. Этот документ служит основополагающим руководством для надзорных органов. В нем излагаются взгляды на внутренний аудит в банковских организациях и взаимоотношения надзорных органов и внутренних и внешних аудиторов. Комитет поддерживает усилия по гармонизации и улучшению стандартов внутреннего аудита в международном масштабе. Комитет выступает за должное рассмотрение пруденциальных вопросов в развитии национальных и международных стандартов внутреннего аудита.
    5. Служба внутреннего аудита в банке, организованная на основе принципов, изложенных в этом документе, облегчает работу органов банковского надзора. Надежный внутренний контроль, включающий службу внутреннего аудита, и независимый внешний аудит являются частью здорового корпоративного управления, который, в свою очередь, может способствовать эффективным и тесным рабочим отношениям между менеджментом банка и органами банковского надзора. Эффективная служба внутреннего аудита является для менеджмента банка, а также для органов банковского надзора ценным источником информации о качестве системы внутреннего контроля.
    6. Принципы, изложенные в этом документе, применяются к банкам, включая те, которые входят в банковскую группу, и к холдинговым компаниям, дочерние предприятия которых являются преимущественно банками.
    7. В этом документе более полно раскрывается содержание руководства по проведению политики, выпущенного Комитетом в 1998 г. под названием "Механизм систем внутреннего контроля банковских организаций", в частности, принципы деятельности службы внутреннего аудита. В документе 1998 г. содержатся важные международные руководящие рекомендации надзорным органам по оценке внутреннего банковского контроля, основанного на продвинутом, современном механизме внутреннего контроля.
 

Определение внутреннего аудита

 
    8. В июне 1999 г. Совет директоров Института внутренних аудиторов одобрил следующее определение внутреннего аудита:
    "Внутренний аудит является независимой службой, занимающейся объективной оценкой и консультационной деятельностью, предназначенной для создания добавленной стоимости и улучшения операций организации. Он помогает организации достичь своих целей путем привнесения системного, дисциплинирующего подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления".
    9. Потребность в объективности и беспристрастности, особенно важная для департамента внутреннего аудита в банковской отрасли, не обязательно исключает возможности вовлечения этого департамента в оказание рекомендательных или консультативных услуг. Рекомендации менеджменту старшего звена по развитию внутреннего контроля зачастую являются экономным способом обеспечения принятия менеджментом обоснованного решения по поводу необходимости введения системы контроля. Однако прочие формы рекомендательных или консультативных услуг должны лишь дополнять основополагающую обязанность внутреннего аудита, являющуюся независимой оценочной службой, учрежденной в банке для проверки и оценки его систем внутреннего контроля, включая контроль за финансовой отчетностью. Внутренних аудиторов не следует отстранять от анализа и критики состояния внутреннего контроля, который был введен менеджментом старшего звена или под его руководством, даже если они и давали менеджменту старшего звена советы о необходимости учреждения системы внутреннего контроля.
    10. Некоторые банки предпочли ввести самооценки контроля. Их можно охарактеризовать как официальные и задокументированные процедуры, при которых менеджмент и (или) персонал анализируют свою деятельность или функции и оценивают эффективность связанных процедур внутреннего контроля и отдачу от них. Эти самооценки могут быть полезным методом оценки эффективности внутреннего контроля и отдачи от него, но они не заменяют внутреннего аудита.
 

Цели и задачи службы внутреннего аудита

 
    Принцип 1
    Совет директоров банка несет конечную ответственность за обеспечение учреждения и поддержания менеджментом старшего звена адекватной и эффективной системы внутреннего контроля, системы измерения для оценки различных рисков деятельности банка, системы для определения рисков, касающихся уровня капитала банка, и соответствующих методов мониторинга соблюдения законов, подзаконных актов и надзорной и внутренней политики. По крайней мере раз в год совету директоров следует проверять систему внутреннего контроля и процедуру оценки капитала.
    11. Совету директоров следует регулярно проверять, установлена ли в банке адекватная система внутреннего контроля для обеспечения упорядоченного и осторожного ведения бизнеса (со ссылкой на ясно определенные цели). Совету следует также регулярно проверять, разработана ли в банке система определения рисков, касающихся уровня капитала банка. Наконец, совету следует обеспечить, чтобы у банка имелись процедуры выявления и адекватного контролирования рисков, которым подвергается банк при достижении им поставленных целей; тестирования целостности, надежности и своевременности финансовой информации и управленческой информации; мониторинга соблюдения законов и подзаконных актов, надзорной политики и внутренних планов, методик и процедур.
 
    Принцип 2
    Менеджмент старшего звена банка несет ответственность за разработку процедур по выявлению, измерению, мониторингу и контролированию рисков, которым подвергается банк. По крайней мере раз в год менеджменту старшего звена следует отчитываться перед советом директоров о масштабе и эффективности системы внутреннего контроля и процедуры оценки капитала.
    12. Менеджменту старшего звена следует поддерживать организационную структуру с четким распределением ответственности, полномочий и отношений отчетности и обеспечением эффективного осуществления делегированных полномочий. Менеджмент старшего звена несет также ответственность за разработку процедур управления рисками, которыми они выявляются, измеряются, отслеживаются и контролируются. Наконец, менеджмент старшего звена устанавливает соответствующие методики внутреннего контроля и отслеживает адекватность и эффективность системы внутреннего контроля.
 
    Принцип 3
    Внутренний аудит является частью непрекращающегося мониторинга системы внутреннего контроля банка и его внутренней процедуры оценки капитала, поскольку внутренний аудит обеспечивает независимую оценку адекватности и соблюдения установленных методик и процедур банка. В этом качестве служба внутреннего аудита содействует менеджменту старшего звена и совету директоров в эффективном и действенном исполнении своих обязанностей, как это описано выше.
    13. В общем плане во внутренний аудит входят:
    - проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля;
    - проверка применения и эффективности процедур управления рисками и методологии оценки рисков;
    - проверка систем менеджмента и финансовой информации, включая систему электронной информации и электронные банковские услуги;
    - проверка точности и достоверности записей бухучета и финансовых отчетов;
    - проверка средств сохранения активов;
    - проверка системы банка по оценке его капитала в связи с его оценкой риска;
    - оценка экономичности и эффективности операций;
    - тестирование как транзакций, так и функционирования конкретных процедур внутреннего контроля;
    - проверка систем, учрежденных для обеспечения соблюдения правовых и регулятивных требований, кодексов поведения и проведения в жизнь методик и процедур;
    - тестирование достоверности и своевременности регулятивной отчетности;
    - осуществление специальных расследований.
    14. Менеджменту старшего звена следует обеспечить постоянную и полную информированность департамента внутреннего аудита о новых разработках, инициативах, продуктах и операционных изменениях для обеспечения выявления связанных рисков на ранней стадии.
 

Принципы внутреннего аудита

 

Постоянная функция - преемственность

 
    Принцип 4
    Каждому банку следует иметь постоянную службу внутреннего аудита. При выполнении своих обязанностей менеджменту старшего звена следует принимать все необходимые меры с тем, чтобы банк мог постоянно полагаться на адекватную службу внутреннего аудита, соответствующую его размерам и характеру операций. Эти меры включают предоставление адекватных ресурсов и персонала внутреннему аудиту для достижения своих целей.
    15. В более крупных банках и банках со сложными операциями в обычных условиях внутренний аудит следует осуществлять департаменту внутреннего аудита, располагающему штатным персоналом. В более мелких банках проведение внутреннего аудита может быть передано внешнему провайдеру услуг (аутсорсинг). В некоторых странах более мелким банкам разрешается в качестве альтернативы применять систему независимых проверок ключевых аспектов внутреннего контроля.
    16. Рекомендации в этом документе о работе департамента внутреннего аудита применяются соответственно к деятельности внутреннего аудита с использованием аутсорсинга (внешних провайдеров).
    17. Применение принципа 4 в случае группы разбирается в рамках принципа 9.
 

Независимость

 
    Принцип 5
    Служба внутреннего аудита банка должна быть независима от деятельности, подвергаемой аудиту, и от ежедневной процедуры внутреннего контроля. Это означает, что внутреннему аудиту придается соответствующий статус внутри банка и свое предназначение он осуществляет объективно и беспристрастно.
    18. Департамент внутреннего аудита должен быть способен выполнять свое предназначение по своей собственной инициативе во всех департаментах, подразделениях и службах банка. Он должен иметь свободное право докладывать о полученных им данных и оценках и раскрывать эту информацию внутри банка. Принцип независимости также означает, что департамент внутреннего аудита действует под непосредственным контролем либо главного исполнительного лица банка, либо совета директоров или его комитета по аудиту (если таковой существует) в зависимости от механизма корпоративного управления.
    19. Главе департамента внутреннего аудита следует располагать полномочиями напрямую и по собственной инициативе контактировать с советом, председателем совета директоров, членами комитета по аудиту (если таковой имеется) или при необходимости - с внешними аудиторами в соответствии с правилами, определенными каждым банком в его аудиторском уставе <*>. Это информирование может, например, касаться принятия менеджментом банка решений, противоречащих правовым или регулятивным положениям.
    


    <*> В некоторых странах законом особо поощряются организации, предоставляющие возможности для выражения озабоченности лицами либо вне, либо внутри организации. В этих странах закон защищает сотрудников, раскрывающих обнаруженные ими проступки.
 
    20. Независимость также подразумевает, что внешним аудиторам не следует иметь конфликт интересов с банком. Система вознаграждения внутренних аудиторов должна соответствовать задачам внутреннего аудита. Служба внутреннего аудита должна подлежать независимой проверке. Эта проверка может осуществляться независимой стороной, такой, как внешний аудитор, или может проводиться комитетом по аудиту (если он существует).
 

Аудиторский устав

 
    Принцип 6
    Каждому банку следует иметь устав внутреннего аудита, укрепляющий статус и полномочия службы внутреннего аудита в банке.
    21. Уставом внутреннего аудита устанавливаются как минимум:
    - цели и сфера деятельности службы внутреннего аудита;
    - статус департамента внутреннего аудита в организации, его полномочия, обязанности и отношения с другими контрольными службами;
    - подотчетность главы департамента внутреннего аудита.