Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 310. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 (ред. от 23.10.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ"

Дата документа25.08.2000
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2000 г. N 625

 

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 N 104, от 23.10.2002 N 767)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить на 2001-2002 годы прилагаемые федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство".
    Представить Президенту Российской Федерации указанные программы для решения вопроса о включении их в состав президентской программы "Дети России".
    2. Определить государственными заказчиками:
    федеральных целевых программ "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
    федеральных целевых программ "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" - Министерство образования Российской Федерации;
    федеральной целевой программы "Дети Севера" - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
    федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" - Министерство внутренних дел Российской Федерации";
    федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    федеральной целевой программы "Безопасное материнство" - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104)
    3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации:
    обеспечить межведомственную и межрегиональную координацию работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего постановления;
    представлять совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации в Правительство Российской Федерации ежеквартально сводные отчеты о реализации программных мероприятий, включающие данные о финансировании, своевременности выполнения и эффективности программных мероприятий.
    4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2001 и 2002 годы средства на реализацию федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
    5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить дополнительные мероприятия по улучшению положения детей в Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2000 г.
N 625

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" (2001-2002 годы)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" (2001-2002 ГОДЫ)

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" (2001-2002 годы)
  
Дата и номер решения о разработке Программы - поручение Правительства Российской Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы
  
Государственный заказчик Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
  
Основные разработчики Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации
  
Цель Программы - формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов создание условий для их полноценной жизни
  
Срок реализации Программы - 2001-2002 годы
  
Исполнители мероприятий Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации
  
Объемы и источники финансирования Программы - 714 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на 2001 год - 342,5 млн. рублей средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников (по согласованию)
  
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - уменьшение числа детей с врожденными и наследственными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности создание необходимых условий интеграции для детей с отклонениями в развитии в общество
  
Система контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части НИОКР)

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести здоровый образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.
    Принятие в 1993 году федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа) явилось актом признания остроты и актуальности проблемы детской инвалидности.
    В рамках реализации Программы внедрены и обеспечиваются неонатальное обследование на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, пренатальная диагностика, аудиологическое обследование новорожденных и детей первого года жизни в родильных домах и детских поликлиниках.
    В результате реализации мероприятий Программы обследованием на два наследственных заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз - охвачены 90 процентов новорожденных, что позволяет выявить больных этими заболеваниями, а следовательно, предотвратить их инвалидизацию.
    За счет средств Программы в 6 федеральных и 10 межрегиональных медико-генетических центрах проведено более 11 тыс. цитогенетических, 879 тыс. пренатальных исследований, в результате чего предупреждено рождение 14,2 тыс. детей с генетическими и врожденными заболеваниями.
    Программа является основным источником обеспечения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей техническими средствами как индивидуального, так и коллективного пользования.
    В детских реабилитационных центрах внедряются новейшие технологии реабилитации. Многие реабилитационные центры и детские дома-интернаты обеспечены автотранспортом.
    Но из-за недостаточного и нестабильного финансирования не выполнен ряд мероприятий Программы: не завершено оснащение региональных реабилитационных центров для детей, не введен в действие ни один из региональных центров кардиохирургии для детей раннего возраста, не закончена разработка типового регионального регистра детской инвалидности и медико-генетического регистра.
    За период реализации Программы оснащение необходимым оборудованием федеральных медико-генетических центров и региональных медико-генетических консультаций выполнено только на 54,7 процента, перинатальных центров - на 11,5 процента.
    По-прежнему остается нерешенной проблема оснащения детских реабилитационных центров, школ и домов-интернатов высокоэффективными средствами реабилитации, отечественным и импортным оборудованием.
    Кроме того, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о признании инвалидами детей в возрасте до 18 лет увеличиваются нагрузка, материальные и финансовые затраты на содержание реабилитационных учреждений всех видов.
    Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации создается государственная служба медико-социальной экспертизы, в задачи которой входит разработка индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов, что позволит усилить межведомственный подход в сфере реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и совершенствовать работу реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности.
 

Цель и задачи Программы

 
    Целью Программы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни.
    Программа предусматривает решение следующих задач:
    усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
    создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
    обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
    организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности;
    создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
    обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
    укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.
 

Основные направления реализации Программы

 
    Предусматриваются мероприятия, направленные на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы.
    Предлагаются меры по оснащению отделений реанимации детей раннего возраста, детских больниц, перинатальных центров, межрегиональных медико-генетических центров и консультаций медицинской аппаратурой, оборудованием и реактивами. По прогнозам, создание и развитие медико-генетической службы и пренатальной диагностики на современном уровне позволят в ближайшие пять лет снизить рождение детей-инвалидов на 15-25 процентов.
    Предусматривается повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных учреждений для внедрения современных методов реабилитации детей-инвалидов. Планируется обеспечение реабилитационных центров, детских домов-интернатов, специальных школьных (коррекционных) и дошкольных учреждений аппаратурой, оборудованием и другими техническими средствами реабилитации и самообслуживания коллективного и индивидуального пользования.
    Предполагается проведение научных исследований по проблемам детской инвалидности в целях разработки базовых типовых комплексных реабилитационных программ, современных методов снижения числа детей, рождающихся с отклонениями в физическом и умственном развитии, и детей-инвалидов, уменьшения тяжести функциональных нарушений, приводящих к инвалидности, предотвращения инвалидизации детей, страдающих хроническими заболеваниями, отработки методов ранней диагностики психофизических и личностных особенностей детей с отклонениями в развитии и их реабилитации.
    Предусматривается выпуск научно-методических рекомендаций и информационных материалов, включая видеофильмы по проблемам детей-инвалидов и детской инвалидности.
    Планируется обеспечение детских домов-интернатов и реабилитационных центров автотранспортом для различных нужд: перевозки больных к лечебным учреждениям и реабилитационным центрам, проведения культурно-массовых мероприятий, медико-педагогических консультаций, социального патронажа, проведения вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах домов-интернатов.
    Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами, проведение семинаров и конференций по проблемам детей-инвалидов и проблемам детской инвалидности.
    Планируется реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими отклонениями к активному отдыху и участию в культурной жизни.
    Выявление творческого потенциала ребенка с умственными и физическими отклонениями позволит развить его возможности и привлечь к активному участию в жизни общества. Предусматриваются создание региональных центров творческой реабилитации детей-инвалидов, издание книг для слепых и слабовидящих детей, проведение фестивалей художественного творчества детей-инвалидов.
    Будет завершено строительство детских домов-интернатов и реабилитационных центров системы социальной защиты населения.
    Строительство и реконструкция учреждений для детей-инвалидов позволят ликвидировать очередь в детские дома-интернаты, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению условий проживания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов.
 

Ресурсное обеспечение Программы

 
    Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 714 млн. рублей, в том числе на капитальные вложения - 330,8 млн. рублей, на прочие расходы - 381,4 млн. рублей, на НИОКР - 1,8 млн. рублей.
    Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании федерального бюджета на соответствующий год.
    Для реализации ряда мероприятий Программы планируется привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Доля финансирования участников Программы из числа субъектов Российской Федерации и организаций при реализации Программы будет определяться ежегодно после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

Механизм реализации Программы

 
    К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения.
    Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
 

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

 
    Для осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается межведомственный экспертно-координационный совет.
    Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
 

Оценка эффективности Программы

 
    Основным результатом Программы должно быть прежде всего уменьшение на 20-25 процентов случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, ведущими к инвалидности.
    Внедрение новых технологий всех видов реабилитации и обеспечение детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами позволят повысить эффективность реабилитационных мероприятий, обеспечив детям-инвалидам доступ к образованию, спорту, культуре. Предусматривается увеличение числа детских реабилитационных центров до 215, укрепление их материально-технической базы, доведение численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек.
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" (2001-2002 ГОДЫ)

 

Срок исполнения Исполнители Стоимость (млн. рублей) федеральный бюджет Ожидаемые результаты
2001-2002 годы - всего в том числе
2001 год 2002 год
Профилактика детской инвалидности
Организация массового обследования новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз 2001-2002 годы Минздрав России 116 58 58 предотвращение инвалидизации 600-700 детей ежегодно
Внедрение массового аудиологического обследования новорожденных 2001-2002 годы Минздрав России 5,8 3,4 2,4 вовремя выявленное нарушение слуха у новорожденных позволит предупредить развитие глухонемоты
Оснащение необходимым оборудованием федеральных и межрегиональных медико-генетических центров и консультаций 2001-2002 годы Минздрав России 14,6 7,3 7,3 создание и оснащение медико-генетической службы позволит снизить рождение детей с умственными и физическими отклонениями на 10-15 процентов
Закупка по импорту для больных фенилкетонурией лечебных продуктов, лишенных фенилаланина 2001-2002 годы Минздрав России 7,2 3,6 3,6  
Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями
Приобретение технических изделий индивидуального пользования для детей-инвалидов 2001-2002 годы Минтруд России 60 30 30 обеспечение 200 детских реабилитационных центров, домов-интернатов высокоэффективными средствами реабилитации
Закупка высокоэффективных средств реабилитации, технических изделий нового поколения, современного отечественного и импортного оборудования, средств творческой и трудовой реабилитации      около 20 тыс. детей получат слуховые аппараты слепые дети будут обеспечиваться считывающими устройствами, квази-очками
в том числе для      более 5 тыс. детей получат ортезные изделия
детских реабилитационных центров Минтруда России 2001-2002 годы Минтруд России 35 17,5 17,5 6 тыс. детей с сахарным
детских домов-интернатов Минтруда России 2001-2002 годы Минтруд России 30 15 15 диабетом получат глюкометры и лакмусовые полоски
детских реабилитационных центров Минздрава России 2001-2002 годы Минздрав России 15 7,5 7,5  
детских реабилитационных центров, специальных школьных (коррекционных) и дошкольных учреждений Минобразования России 2001-2002 годы Минобразование России 26 13 13  
детских реабилитационных центров Минкультуры России 2001-2002 годы Минкультуры России 6 3 3  
в том числе       
стационарных   2 1 1  
передвижных   4 2 2  
Проведение научно-исследовательских работ по проблемам детской инвалидности
Разработка программы создания и деятельности пренатальных учреждений для проведения интенсивной терапии новорожденных 2001-2002 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование внедрение современных методик определения реабилитационного потенциала у ребенка-инвалида, процесса его реализации до достижения состояния исчерпания, типовых схем алгоритмов всего процесса реабилитации и его отдельных стадий, технология включения родителей детей-инвалидов в достижение положительных результатов реабилитации процесса
    комплексная экспертиза, включающая в себя медицинское, психологическое, педагогическое и социальное обследование ребенка-инвалида, а также психологическое и социальное обследование его родителей
    создание предпосылок к современным компьютерным технологиям реабилитации детей-инвалидов
Разработка препарата лечебного сурфактанта человека из амниотической жидкости для профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств новорожденных детей 2001-2002 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование  
Разработка программы "Психологические методы мобилизации внутренних ресурсов онкологических больных детей" 2001-2002 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование  
Разработка новых индивидуальных методов и организационных технологий для реабилитации детей-инвалидов по 5 нозологиям 2001-2002 годы Минтруд России 1,6 0,8 0,8  
Разработка новых методов развития творческих изобразительных навыков у детей с нарушением зрения с целью их социальной адаптации 2001-2002 годы Минобразование России 0,2 0,1 0,1  
Разработка программ по обучению детей с синдромом Дауна 2001-2002 годы Минобразование России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование    
Создание компьютерной программы по преодолению боязни общения у детей с ранним аутизмом 2001-2002 годы Минобразование России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование    
Разработка и опытное внедрение новых технологий творческой реабилитации и ускорения социальной адаптации детей-инвалидов средствами культуры и искусства 2001-2002 годы Минкультуры России источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование    
Научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности
Разработка и издание научно-методических и информационных материалов по проблемам детей-инвалидов и детской инвалидности 2001-2002 годы Минздрав России
Минтруд России
Минобразование России
Минкультуры России
2
2
1,5
0,8
1
1
0,75
0,4
1
1
0,75
0,4
обеспечение специализированных реабилитационных учреждений для детей-инвалидов достижениями науки и техники, новейшими реабилитационными технологиями, опытом работы по данному направлению
Обеспечение автотранспортом учреждений для детей-инвалидов
Обеспечение специализированным автотранспортом, автобусами и микроавтобусами, грузовым автотранспортом, сельскохозяйственными машинами 2001-2002 годы Минтруд России Минтруд России Минтруд России Минтруд России 18
10
8
4
9
5
4
2
9
5
4
2
более 300 реабилитационных центров, домов-интернатов, учреждений медико-социальной экспертизы получат автобусы с подъемниками, микроавтобусы, грузовой автотранспорт и сельскохозяйственную технику
Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами
Переподготовка на базе высших учебных заведений специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами 2001-2002 годы Минтруд России
Минобразование России
3
4
1,5
2
1,5
2
более 1000 специалистов по работе с детьми-инвалидами пройдут переподготовку на базе высших учебных заведений, опорно-экспериментальных центров
Совместные с родителями детей-инвалидов, детьми-инвалидами и работниками социальной службы занятия на базах опорно-экспериментальных центров по вопросам психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 2001-2002 годы Минтруд России 3 1,5 1,5  
Культурные и спортивные мероприятия, отдых и оздоровление детей-инвалидов
Проведение специальных спартакиад для детей-инвалидов 2001-2002 годы Минтруд России
Минобразование России
Минкультуры России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию)
2
1,5
2
1
0,75 1
1
0,75 1
более 50 тыс. детей инвалидов примут участие в спортивных соревнованиях
Проведение всероссийского и региональных фестивалей художественного творчества детей-инвалидов 2001-2002 годы Минтруд России Минкультуры России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) 2
2
1
1
1
1
около 500 тыс. детей инвалидов примут участие в региональных фестивалях художественного творчества
Оздоровление детей-инвалидов в санаториях "Мать и дитя" 2001-2002 годы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию)     
Развитие сотрудничества с общественными организациями, занимающимися детской инвалидностью 2001-2002 годы Минтруд России     
Строительство и реконструкция учреждений
Строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров 2001-2002 годы Минтруд России 330,8 150,4 180,4 завершение строительства и реконструкции 37 объектов для детей-инвалидов
  Всего по Программе 714 342,5 371,5  

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2000 г.
N 625

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 годы)

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.2002 N 767)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 ГОДЫ)

 

Наименование - Программы  -федеральная целевая программа "Дети-сироты" (2001-2002 годы)
  
Дата и номер решения - о разработке Программы -поручение Правительства Российской Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы
  
Государственный заказчик - Программы -Министерство образования Российской Федерации
  
Основные разработчики - Программы -Министерство образования Российской Федерации
 -Министерство труда и социального развития Российской Федерации
 -Министерство здравоохранения Российской Федерации
  
Цель Программы - -предупреждение сиротства и создание условий для полноценной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  
Срок реализации - Программы -2001-2002 годы
  
Исполнители мероприятий - Программы -Министерство образования Российской Федерации
 -Министерство труда и социального развития Российской Федерации
 -Министерство здравоохранения Российской Федерации
  
Объемы и источники - финансирования Программы -652,150 млн. рублей за счет средств федерального бюджета,
 в том числе на 2001 год - 325,89 млн. рублей
 276,4 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) 5,89 млн. рублей за счет средств
 внебюджетных источников (по согласованию)
  
Ожидаемые конечные - результаты реализации Программы увеличение числа своевременно выявленных детей, нуждающихся в помощи государства
 увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 расширение сети учреждений по защите прав детей
 повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 расширение сети инновационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  
Система контроля за - исполнением Программы -контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998 г. число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 620 тысяч.
    Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т. д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
    Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная государственная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.
    Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на федеральном уровне программными методами.
    На основе федеральной целевой программы "Дети-сироты" (далее именуется - Программа) в большинстве регионов Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы "Дети-сироты".
    В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты.
    Начала создаваться сеть служб по предупреждению социального сиротства во многих регионах России, разработано методическое обеспечение этих служб.
    Создан и ведется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время федеральный банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами Российской Федерации.
    Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.
    Развивается новая форма устройства детей-сирот - помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.
    Открываются психолого-медико-педагогические центры, обеспечивающие индивидуальную диагностику, социально-психологическую реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей.
    Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей-сирот стало введение в действие социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых развиваются новые формы семейного воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создание первых центров постинтернатной адаптации помогает смягчить процесс интеграции в общество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Создана сеть детских домов, в которых дети овладевают профессиональными навыками.
    Для детских домов в 76 регионах Российской Федерации приобретено оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, физкультурно-оздоровительное и медицинское оборудование, автотранспорт. В целях укрепления здоровья детей используются новые технологии немедикаментозного оздоровления детей - 6 детских домов в 6 регионах России работают по технологии "Детский дом здоровья".
    На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, построены и введены в строй 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 43 детских дома находятся в стадии завершения строительства.
    Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
    Решение этих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка.
    Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным.
    Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и др.), создать инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей и т. п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот требуют ее реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами, допрофессиональной подготовки самих сирот, обучения конкурентоспособным профессиям.
 

Цель и задачи Программы

 
    Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
    Программа предусматривает решение следующих основных задач:
    формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот;
    ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.
 

Основные направления реализации Программы

 
    Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т. п.).
    Намечается внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей. Для обеспечения поддержки и помощи в постинтернатный период Программой предусматриваются разработка и внедрение моделей служб поддержки выпускников.
    Планируются мероприятия по реформированию системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит создать новые виды и формы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    В 2002 году планируется ввести в эксплуатацию 53 учреждения для детей-сирот в большинстве регионов Российской Федерации, осуществить плановое завершение строительства и реконструкцию 16 учреждений для детей-сирот.
 

Ресурсное обеспечение Программы

 
    Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 652,15 млн. рублей, в том числе на:
    предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1,2 млн. рублей;
    реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3,275 млн. рублей;
    ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новые технологии, поддержку инновационных проектов - 47,675 млн. рублей;
    капитальное строительство - 600 млн. рублей.
    Объемы финансирования Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.
    Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 276,4 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5,89 млн. рублей.
 

Механизм реализации Программы