Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 886. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 04.02.2002 N 9 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ НЕДР"

Дата документа04.02.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методические указания · Перечень

    

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2002 г. N 9

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ НЕДР

 
    Федеральный горный и промышленный надзор России постановляет:
    1. Утвердить Методические указания по ведению государственного горного надзора за охраной недр и ввести их в действие с 1 апреля 2002 года.
 

Начальник
Госгортехнадзора России
В.М.КУЛЬЕЧЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 4 февраля 2002 г. N 9

 

Введены в действие
с 1 апреля 2002 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ НЕДР

 

РД 07-437-02

 
    Методические указания по ведению государственного горного надзора за охраной недр устанавливают порядок организации и осуществления государственного горного надзора за охраной недр, включая вопросы использования минерального сырья при добыче и переработке, геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ, а также предупреждения и устранения вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения.
    Методические указания по ведению государственного горного надзора за охраной недр предназначены для Госгортехнадзора России и его территориальных органов и в соответствии с письмом Минюста России от 15.03.02 N 07/2480-ЮД не нуждаются в государственной регистрации.
    С вводом в действие Методических указаний по ведению государственного горного надзора за охраной недр (РД 07-437-02) аналогичные Методические указания, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 09.12.00 N 68, на территории Российской Федерации не применяются.
 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Методические указания разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" с Изменениями и дополнениями от 02.01.2000 N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 2000, N 2, ст. 141), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841 (Собрание актов Правительства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742).
    2. Методические указания устанавливают единую методологию осуществления государственного горного надзора, включая вопросы охраны недр, предупреждения и устранения вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также государственного контроля за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - государственный горный надзор за охраной недр).
    3. Методические указания предназначены для Госгортехнадзора России и его территориальных органов.
    4. В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "О недрах" органы государственного горного надзора участвуют в государственном управлении отношениями недропользования.
    В соответствии со статьей 37 указанного Закона органы государственного горного надзора осуществляют государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
    В соответствии со статьей 38 указанного Закона на органы государственного горного надзора возложен государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, задачей которого является обеспечение всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Основные функции и полномочия государственного горного надзора определены Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России.
    В соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование недрами, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
    5. Основной целью государственного горного надзора за охраной недр является обеспечение рационального и комплексного использования минерально - сырьевых ресурсов и охраны недр в интересах народов Российской Федерации и будущих поколений, соблюдение пользователями недр законодательства о недрах, качественное производство геолого - маркшейдерских работ по обеспечению рационального использования и охраны недр, предотвращению аварий и несчастных случаев при ведении горных работ, предупреждение и устранение вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения.
    6. Государственный горный надзор за охраной недр включает надзорную и контрольную деятельность, нормативное регулирование охраны недр, специальные разрешительные и иные функции.
    7. Главными принципами осуществления государственного горного надзора за охраной недр являются:
    принципиальность, настойчивость и последовательность в обеспечении государственных интересов при использовании полезных ископаемых - невозобновляемого вида природных ресурсов;
    использование экономических механизмов рационального природопользования в сочетании с мерами административного воздействия;
    гласность и открытость надзорной деятельности;
    полное использование предоставляемых органам Госгортехнадзора России прав в сочетании с широким сбором и глубоким обобщением информации по результатам надзорной деятельности и использованием опыта научных и производственных организаций;
    профилактика правонарушений;
    непрерывное совершенствование организации и методологии системы государственного горного надзора, его организационной структуры;
    планирование надзорной деятельности, четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников службы охраны недр;
    высокая компетентность и непрерывное повышение квалификации инспекторского состава.
 

II. Основные функции государственного горного надзора за охраной недр

 
    8. В области нормативного правового регулирования органы Госгортехнадзора России в установленном порядке:
    организуют разработку и утверждение федеральных требований (правил и норм) по рациональному использованию и охране недр, переработке минерального сырья, производству маркшейдерских работ, охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного воздействия горных разработок и безопасному ведению работ при пользовании недрами, устанавливают в необходимых случаях единство требований;
    определяют технические требования по охране недр, предупреждению и устранению вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения при ликвидации и консервации опасных производственных объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также порядок ликвидации и консервации указанных объектов и сооружений;
    обобщают практику применения законодательства о недрах в области охраны недр и безопасности горных работ и разрабатывают предложения по его совершенствованию;
    согласовывают проекты федеральных требований (правил, норм, стандартов), иных федеральных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию государственного горного надзора;
    устанавливают порядок ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами.
    9. В области государственного управления отношениями недропользования, включая лицензирование пользования недрами, органы Госгортехнадзора России в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке:
    согласовывают годовые перечни объектов лицензирования пользования недрами, порядок, сроки и условия проведения конкурсов (аукционов) и условий лицензий на пользование недрами, включая предварительные границы горных отводов;
    участвуют в работе конкурсных (экспертных) комиссий по предоставлению участков недр в пользование;
    оформляют горноотводные акты на предоставленные в пользование участки недр (по общераспространенным полезным ископаемым - с учетом требований субъектов Российской Федерации) в составе материалов лицензий на пользование недрами после принятия соответствующих решений о предоставлении недр в пользование и подготовки технических проектов на пользование участками недр;
    участвуют в отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    выдают разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых (в случаях застройки площадей залегания полезных ископаемых, отнесенных к прогнозным ресурсам, - совместно с МПР России или его территориальными органами);
    согласовывают задания на проектирование и проекты на строительство, реконструкцию и ликвидацию (консервацию) предприятий по добыче и переработке минерального сырья и назначают в необходимых случаях проведение экспертизы на соответствие проектов, связанных с недропользованием, требованиям по охране недр;
    согласовывают годовые планы развития горных работ (годовые программы работ), в том числе нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;
    утверждают акты на списание запасов полезных ископаемых с учета организаций по добыче полезных ископаемых, за исключением случаев списания запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения;