Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 010. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 (ред. от 30.12.2005) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ"

Дата документа03.10.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2002 г. N 732

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459, от 30.12.2005 N 847)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Дети России" на 2003-2006 годы, включающую в себя подпрограммы "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа).
    2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм:
    "Здоровый ребенок" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральное агентство по образованию;
    "Одаренные дети" - Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по физической культуре и спорту;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 847)
    "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу исполнения наказаний;
    "Дети-сироты" - Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
    "Дети-инвалиды" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры по социальной поддержке и улучшению положения детей.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2002 г.
N 732

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459, от 30.12.2005 N 847)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы
   
Основание для разработки  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р
   
Государственный заказчик - Программы  - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
Государственные заказчики подпрограмм  - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по физической культуре и спорту
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459, от 30.12.2005 N 847)
   
Основные разработчики Программы  - Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации
   
Исполнители Программы  - организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе
   
Перечень подпрограмм  - "Здоровый ребенок"
  "Одаренные дети"
  "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
  "Дети-сироты"
 "Дети-инвалиды"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
Цель Программы  - улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности;
государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов;
формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей
   
Задачи Программы  - обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;
  формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции с обществом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);
  государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание
   
Срок реализации  - 2003-2006 годы
   
Перечень основных мероприятий Программы  - государственная поддержка материнства и детства;
 совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
  создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
  улучшение социального обслуживания детей-инвалидов, их социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация;
  научное обеспечение реализации программных мероприятий; развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, в том числе строительство и реконструкция таких учреждений;
  создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
  осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей;
  спортивно-оздоровительная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  реформирование системы опеки и попечительства;
  внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
  обеспечение качественного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  интеграция детей-сирот с обществом;
  создание для детей-сирот условий воспитания и развития, максимально приближенных к семейным;
  развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот;
  социально-бытовая, профессиональная и трудовая реабилитация детей-инвалидов
   
Объем и источники финансирования Программы (в ценах 2003 года)  - общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования - 20377,99 млн. рублей,
из них за счет средств федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации - 13417,24 млн. рублей,
внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей;
  подпрограмма "Здоровый ребенок" - 3526,42 млн. рублей,
из них за счет средств федерального бюджета - 1472,21 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации - 2049,98 млн. рублей,
внебюджетных источников - 4,23 млн. рублей;
  подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95 млн. рублей,
из них за счет средств федерального бюджета - 148,91 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации - 41,64 млн. рублей,
внебюджетных источников - 10,4 млн. рублей;
  подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 5887,05 млн. рублей,
из них за счет средств федерального бюджета - 1563,4 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации - 4183,65 млн. рублей,
внебюджетных источников - 140 млн. рублей;
  подпрограмма "Дети-сироты" - 2330,2 млн. рублей,
из них за счет средств федерального бюджета - 1577,3 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации - 730,4 млн. рублей,
внебюджетных источников - 22,5 млн. рублей;
  подпрограмма "Дети-инвалиды" - 8433,37 млн. рублей,
из них за счет средств федерального бюджета - 1977,8 млн. рублей,
бюджетов субъектов Российской Федерации - 6411,57 млн. рублей,
внебюджетных источников - 44 млн. рублей
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - улучшение положения детей в Российской Федерации, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
 снижение показателей материнской смертности до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов, заболеваемости женщин на 3-5 процентов;
  развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными детьми;
  стабилизация семьи как социального института;
  снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;
  расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц);
  предупреждение социального сиротства, создание условий для развития детей-сирот в семьях различного типа;
  увеличение количества детских реабилитационных центров для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями до 350 единиц и численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек;
  обеспечение более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным диабетом глюкометрами
   
Система контроля за исполнением Программы  - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и государственными заказчиками подпрограмм совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и с участием Министерства финансов Российской Федерации, а также Министерства образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских работ)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)

 
 

Введение

 
    Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".
    Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
    Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
    Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
    Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в стране, укреплению ее интеллектуального потенциала.
 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
    В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
    Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.
    Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
    Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
    Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
    Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные, научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
    Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
    Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
    Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.
    В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
    Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
    Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.
    Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
    Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
    Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего возрасту.
    Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.
    В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.
    Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
    Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 годах.
    Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют решению данной проблемы.
    Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
    Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
    В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться не только за счет средств федерального бюджета, но и прежде всего за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых расположено образовательное учреждение.
    В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
    В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. - дети-сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них - сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
    Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".
 

II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

 
    Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
    Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
    Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
    Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
    совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
    совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
    укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;
    внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;
    профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;
    развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;
    совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
    Целью подпрограммы "Одаренные дети" является создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
    Задачами подпрограммы являются:
    создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;
    развитие центров работы с одаренными детьми;
    ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми;
    создание на федеральном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.
    Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
    стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
    совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности;
    ресурсное обеспечение системы служб, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
    развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
    Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
    Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
    создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);
    государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Целью подпрограммы "Дети-инвалиды" является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
    Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
    создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом;
    обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;
    создание системы полного учета детей-инвалидов;
    мониторинг социально-экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов;
    укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
    Срок реализации Программы - 2003-2006 годы.
 

III. Система программных мероприятий

 
    Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы.
    Для координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, повышения эффективности межведомственного взаимодействия и социального партнерства государственным заказчиком - координатором Программы планируется организация и проведение совещаний с государственными заказчиками подпрограмм по вопросам взаимодействия и исключения дублирования мероприятий, практических семинаров по вопросам улучшения положения детей по федеральным округам, ежегодных совещаний-семинаров по итогам реализации Программы и других организационно-методических мероприятий.
    Подпрограмма "Здоровый ребенок" включает как мероприятия по охране здоровья матерей, так и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
    В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:
    совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
    строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения;
    научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
    Подпрограмма "Одаренные дети" содержит систему мер, направленных на создание равных условий, адресную поддержку и социальную адаптацию одаренных детей.
    В подпрограмме планируются:
    развитие и поддержка сети организаций, работающих с одаренными детьми;
    осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей;
    развитие системы работы с кадрами.
    Мероприятия подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах (безнадзорных и беспризорных, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, подвергшихся насилию и эксплуатации, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев).
    С этой целью предполагается осуществить:
    научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    ресурсное обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    меры по организации и проведению реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
    Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты", предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:
    реформирование системы опеки и попечительства;
    внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
    обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов семейного типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной воспитательной направленности);
    строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    развитие системы социальной защиты семьи;
    мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме.
    В подпрограмме "Дети-инвалиды" предусматриваются:
    информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
    меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов;
    меры по улучшению социального обслуживания детей-инвалидов, укреплению материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов;
    научно-методическое обеспечение решения проблем детской инвалидности;
    обеспечение автотранспортом специализированных учреждений для детей-инвалидов;
    организация переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
    строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров системы социальной защиты населения.
 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 
    Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
    Объем финансирования Программы за счет всех источников на 2003-2006 годы составляет 20377,99 млн. рублей, в том числе за счет средств:
    федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей;
    бюджетов субъектов Российской
    Федерации - 13417,24 млн. рублей;
    внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей.
    Расходы на капитальные вложения предусматриваются в размере 10886,9 млн. рублей, в том числе за счет средств:
    федерального бюджета - 3645,92 млн. рублей;
    бюджетов субъектов Российской
    Федерации - 7210,98 млн. рублей;
    внебюджетных источников - 30 млн. рублей.
    Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматриваются в размере 56,67 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
    Расходы на "Прочие нужды" предусматриваются в размере 9434,42 млн. рублей, в том числе за счет средств:
    федерального бюджета - 3037,03 млн. рублей;
    бюджетов субъектов Российской
    Федерации - 6206,26 млн. рублей;
    внебюджетных источников - 191,13 млн. рублей.
    Финансирование Программы в 2003 году предусматривается в размере 4574,72 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1452,54 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 3057,45 млн. рублей, внебюджетных источников - 64,73 млн. рублей.
    Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год подлежит уточнению в установленном порядке.
    Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограмм с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и подлежат ежегодно уточнению.
 
 

Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

 

Источники финансирования и направления расходов Объем финансирования на 2003-2006 годы - всего (млн. рублей) В том числе
2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
       
1. Федеральная целевая программа "Дети России" - всего 20377,99 4574,72 4967,10 5220,31 5615,86
 в том числе:      
 федеральный бюджет 6739,62 1452,54 1633,33 1736,85 1916,9
 бюджеты субъектов Российской Федерации 13417,24 3057,45 3285,57 3434,36 3639,86
 внебюджетные источники 221,13 64,73 48,2 49,1 59,1
 Капитальные вложения - всего 10886,9 2442,89 2650,67 2778,74 3014,6
 в том числе:      
 федеральный бюджет 3645,92 758,3 882,82 937,09 1067,71
 бюджеты субъектов Российской Федерации 7210,98 1674,59 1762,85 1836,65 1936,89
 внебюджетные источники 30 10 5 5 10
 НИОКР - всего 56,67 20,24 15,83 12,53 8,07
 в том числе      
 федеральный бюджет 56,67 20,24 15,83 12,53 8,07
 Прочие нужды - всего 9434,42 2111,59 2300,6 2429,04 2593,19
 в том числе:      
 федеральный бюджет 3037,03 674 734,68 787,23 841,12
 бюджеты субъектов Российской Федерации 6206,26 1382,86 1522,72 1597,71 1702,97
 внебюджетные источники 191,13 54,73 43,2 44,1 49,1
2. Подпрограмма "Здоровый ребенок" - всего 3526,42 738,09 828,51 925,65 1034,17
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1472,21 331,11 357,42 380,72 402,96
 бюджеты субъектов Российской Федерации 2049,98 405,45 470,19 544,03 630,31
 внебюджетные источники 4,23 1,53 0,9 0,9 0,9
 Капитальные вложения - всего 1972,18 392,74 454,98 523,05 601,41
 в том числе:      
 федеральный бюджет 724,07 160,75 175,22 187,49 200,61
 бюджеты субъектов Российской Федерации 1248,11 231,99 279,76 335,56 400,8
 НИОКР - всего 35,02 12,04 9,63 8,58 4,77
 в том числе:      
 федеральный бюджет 35,02 12,04 9,63 8,58 4,77
 Прочие нужды - всего 1519,22 333,31 363,9 394,02 427,99
 в том числе:      
 федеральный бюджет 713,12 158,32 172,57 184,65 197,58
 бюджеты субъектов Российской Федерации 801,87 173,46 190,43 208,47 229,51
 внебюджетные источники 4,23 1,53 0,9 0,9 0,9
3. Подпрограмма "Одаренные дети" - всего 200,95 45,81 48,76 52,43 53,95
 в том числе:      
 федеральный бюджет 148,91 32,8 35,75 39,42 40,94
 бюджеты субъектов Российской Федерации 41,64 10,41 10,41 10,41 10,41
 внебюджетные источники 10,4 2,6 2,6 2,6 2,6
 Прочие нужды - всего 200,95 45,81 48,76 52,43 53,95
 в том числе:      
 федеральный бюджет 148,91 32,8 35,75 39,42 40,94
 бюджеты субъектов Российской Федерации 41,64 10,41 10,41 10,41 10,41
 внебюджетные источники 10,4 2,6 2,6 2,6 2,6
4. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - всего 5887,05 1279,87 1426,19 1532,89 1648,1
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1563,4 348,13 378,76 404,51 432
 бюджеты субъектов Российской Федерации 4183,65 890,74 1016,43 1096,38 1180,1
 внебюджетные источники 140 41 31 32 36
 НИОКР - всего 10,65 3,4 3 2,45 1,8
 в том числе:      
 федеральный бюджет 10,65 3,4 3 2,45 1,8
 Прочие нужды - всего 5876,4 1276,47 1423,19 1530,44 1646,3
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1552,75 344,73 375,76 402,06 430,2
 бюджеты субъектов Российской Федерации 4183,65 890,74 1016,43 1096,38 1180,1
 внебюджетные источники 140 41 31 32 36
5. Подпрограмма "Дети-сироты" - всего 2330,2 552,6 555,3 569,4 652,9
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1577,3 364,7 375,6 379,1 457,9
 бюджеты субъектов Российской Федерации 730,4 182,3 174 184,7 189,4
 внебюджетные источники 22,5 5,6 5,7 5,6 5,6
 Капитальные вложения - всего 1874,3 448,3 445 453 528
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1368,3 318,3 325 325 400
 бюджеты субъектов Российской Федерации 506 130 120 128 128
 Прочие нужды - всего 455,9 104,3 110,3 116,4 124,9
 в том числе:      
 федеральный бюджет 209 46,4 50,6 54,1 57,9
 бюджеты субъектов Российской Федерации 224,4 52,3 54 56,7 61,4
 внебюджетные источники 22,5 5,6 5,7 5,6 5,6
6. Подпрограмма "Дети-инвалиды" - всего 8433,37 1958,35 2108,34 2139,94 2226,74
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1977,8 375,8 485,8 533,1 583,1
 бюджеты субъектов Российской Федерации 6411,57 1568,55 1614,54 1598,84 1629,64
 внебюджетные источники 44 14 8 8 14
 Капитальные вложения - всего 7040,42 1601,85 1750,69 1802,69 1885,19
 в том числе:      
 федеральный бюджет 1553,55 279,25 382,6 424,6 467,1
 бюджеты субъектов Российской Федерации 5456,87 1312,6 1363,09 1373,09 1408,09
 внебюджетные источники 30 10 5 5 10
 НИОКР - всего 11 4,8 3,2 1,5 1,5
 в том числе:      
 федеральный бюджет 11 4,8 3,2 1,5 1,5
 Прочие нужды - всего 1381,95 351,7 354,45 335,75 340,05
 в том числе:      
 федеральный бюджет 413,25 91,75 100 107 114,5
 бюджеты субъектов Российской Федерации 954,7 255,95 251,45 225,75 221,55
 внебюджетные источники 14 4 3 3 4

    

V. Механизм реализации Программы

 
    Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба исполнения наказаний.
    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2004 N 459, от 30.12.2005 N 847)
    Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики подпрограмм заключают на конкурсной основе государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
    В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков подпрограмм, исключающую дублирование программных мероприятий.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
    Государственные заказчики подпрограмм осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм.
 

VI. Организация управления и контроль за реализацией Программы

 
    Взаимодействие между государственными заказчиками подпрограмм осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
    Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией, создаваемой в установленном порядке государственным заказчиком - координатором Программы.
    Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с государственными заказчиками подпрограмм осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
 

VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

 
    Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
    улучшить положение детей, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
    стабилизировать семью как основной социальный институт общества;
    снизить заболеваемость, инвалидность детей, уменьшить численность социально дезадаптированных детей и подростков;
    снизить показатели материнской смертности - до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности - до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов, заболеваемости женщин на 3-5 процентов;
    развить систему выявления и поддержки одаренных детей: оказать материально-техническую поддержку специализированным учреждениям по работе с одаренными детьми, всероссийским очно-заочным школам, региональным образовательным учреждениям, экспериментальным площадкам, отрабатывающим новые технологии работы с одаренными детьми, школам-интернатам для одаренных детей;
    ежегодно выплачивать 120 единовременных стипендий одаренным детям;
    обеспечивать ежегодную поддержку 10 всероссийских и 4 международных предметных олимпиад, проведение всероссийских творческих мероприятий для детей-инвалидов, ежегодных мероприятий, предусмотренных в комплексной программе Всероссийского фестиваля детского художественного творчества "Адрес детства - Россия", летних творческих тематических смен, мастер-классов для одаренных детей, мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей;
    снизить численность безнадзорных детей, сократить число правонарушений несовершеннолетних;
    расширить сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц);
    увеличить объем и повысить качество предоставляемых социальных услуг, ежегодно обслуживать более 1,5 млн. несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
    укрепить материально-техническую базу свыше 700 учреждений социального обслуживания семьи и детей;
    уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, реформировать систему опеки и попечительства, ориентировав ее деятельность на предупреждение социального сиротства, создание условий для воспитания детей-сирот в семьях различного типа;
    создать 12 экспериментальных центров содействия помещению ребенка в семью;
    завершить строительство и реконструкцию 72 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    обеспечить доступность образования, спорта, культуры для детей-инвалидов;
    увеличить число реабилитационных центров для детей-инвалидов до 350, укрепить их материально-техническую базу, ежегодно обслуживать в них до 150 тыс. человек;
    обеспечить более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс. детей, страдающих сахарным диабетом, глюкометрами;
    предоставить автотранспорт более чем 500 специализированным учреждениям для детей-инвалидов;
    повысить эффективность межведомственного взаимодействия, усилить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем детства.
 
 
 

ПОДПРОГРАММА "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)

 

ПАСПОРТ
ПОДПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"

 

Наименование  - подпрограмма "Здоровый ребенок"
   
Основание для разработки  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р
   
Государственные заказчики  - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральное агентство по образованию
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
Основные разработчики подпрограммы  - Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Российская академия образования
   
Цель подпрограммы  - сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических, социальных проблем материнства и детства
   
Основные мероприятия подпрограммы  - совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
 совершенствование и внедрение технологий профилактики заболеваемости у детей;
 оздоровление детей из неблагополучных семей, беспризорных и безнадзорных детей;
  рационализация питания детей и беременных женщин;
  совершенствование лечебно-диагностической, в том числе реанимационной помощи беременным женщинам и новорожденным;
  совершенствование нормативной правовой базы по вопросам массового обследования новорожденных и внедрение скринингового обследования наследственных и врожденных заболеваний у детей;
  совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях;
  внедрение новых технологий детского питания;
  укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;
  строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства;
  осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным вопросам охраны здоровья материнства и детства
   
Срок реализации  - 2003-2006 годы
   
Исполнители мероприятий  - организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе
   
Объем и Источники финансирования по субъектам бюджетного планирования подпрограммы  - общий объем затрат на реализацию подпрограммы за счет всех источников финансирования - 3526,42 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 1472,21 млн. рублей,
из них в 2003 году 331,11 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2049,98 млн. рублей;
внебюджетные источники - 4,23 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
   
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы  - снижение показателей материнской смертности до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов, заболеваемости женщин на 3-5 процентов;
  снижение заболеваемости, смертности, инвалидности среди детей с хронической патологией;
  снижение темпа роста показателя общей заболеваемости среди детей до 18 лет до 1 процента ежегодно;
  снижение показателей инвалидности среди детей на 10 процентов;
  повышение уровня здоровья детей
   
Система контроля за исполнением подпрограммы  - контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в установленном порядке государственными заказчиками подпрограммы совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и с участием Министерства финансов Российской Федерации, а также Министерства образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских работ)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)

    
 

Мероприятия подпрограммы "Здоровый ребенок"

 

(млн. рублей, в ценах 2003 года)

 Источники финансирования 2003-2006 годы - всего В том числе
  2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
 I. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка
1. Внедрение современных технологий питания детей при оказании им неотложной медицинской помощи федеральный бюджет - всего 2,27 0,5 0,55 0,59 0,63
 в том числе Минздравсоцразвития России 2,27 0,5 0,55 0,59 0,63
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N )
  бюджеты субъектов Российской Федерации 3,37 0,63 0,75 0,89 1,1
  внебюджетные источники - - - - -
2. Внедрение оздоровительных технологий в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (беспризорных и безнадзорных детей) федеральный бюджет - всего 6,76 1,5 1,64 1,75 1,87
 в том числе Минздравсоцразвития России 6,76 1,5 1,64 1,75 1,87
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
  бюджеты субъектов Российской Федерации 10,52 2,33 2,54 2,73 2,92
  внебюджетные источники 4,23 1,53 0,9 0,9 0,9
3. Внедрение образовательных программ по охране репродуктивного здоровья подростков в учреждениях социального обслуживания федеральный бюджет - всего 3 0,75 0,75 0,75 0,75
 в том числе Минздравсоцразвития России 3 0,75 0,75 0,75 0,75
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
  бюджеты субъектов Российской Федерации 7 1,75 1,75 1,75 1,75
  внебюджетные источники      
4. Внедрение информационных технологий при проведении профилактических медицинских осмотров и врачебного консультирования по вопросам профессиональной ориентации детей в организациях здравоохранения и образования федеральный бюджет - всего 6,76 1,5 1,64 1,75 1,87
 в том числе Минздравсоцразвития России 6,76 1,5 1,64 1,75 1,87
 бюджеты субъектов Российской Федерации 5,3 1,17 1,28 1,38 1,47
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
  внебюджетные источники      
5. Внедрение новых форм обследования при проведении профилактических осмотров детей, проживающих в труднодоступных районах федеральный бюджет - всего 18,03 4 4,36 4,67 5
 в том числе Минздравсоцразвития России 18,03 4 4,36 4,67 5
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
  бюджеты субъектов Российской Федерации 21,01 4,66 5,08 5,44 5,83
  внебюджетные источники      
6. Обеспечение беременных и кормящих матерей (одинокие и многодетные матери, малообеспеченные, безработные) витаминными и минеральными комплексами федеральный бюджет - всего 22,52 5 5,45 5,83 6,24
 в том числе Минздравсоцразвития России 22,52 5 5,45 5,83 6,24