Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 799. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2004 г. N 8

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 
    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние обеспечения радиационной безопасности населения от воздействия всех основных видов источников ионизирующего излучения: техногенных, медицинских и природных, по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам представления форм государственного федерального статистического наблюдения за дозами облучения населения за 2001-2003 годы, установил.
    Требования Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" и от 16 июня 1997 года N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан" в части организации радиационно-гигиенической паспортизации и учета индивидуальных доз облучения населения до настоящего времени не выполнены на территориях республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики и в Корякском автономном округе.
    В 29 субъектах Российской Федерации дозы облучения населения превышают федеральные показатели. Работа по снижению доз облучения населения проводится в недостаточном объеме, что не позволяет добиться необходимого эффекта. В первую очередь, это относится к дозам облучения при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях и от природных источников.
    В 2003 году с использованием рентгенологических методов исследования было обследовано более 85 млн. человек, т.е. более 60 % населения страны. В 28 субъектах Российской Федерации дозы облучения пациентов выше федерального показателя - 0,97 мЗв в год. Наиболее высокие они в Московской (2,71), Магаданской (1.56), Амурской (1,28), Орловской (1,2) областях, Красноярском крае (1,2), Республике Дагестан (1,26).
    Остается высоким количество рентгеноскопических исследований, доза облучения при которых значительно (в 2-3 раза) выше, чем при других диагностических исследованиях. Наибольшее количество рентгеноскопических процедур в 2003 году проведено в Московской (1424900), Свердловской (159549), Пермской (159126) областях и г.Москве (529434). За год по Российской Федерации этим методом проведены более 5 млн. процедур.
    Около 70% используемого медицинского рентгено-диагностического оборудования устарело, гарантированные сроки его использования закончились, что приводит к увеличению доз облучения пациентов при проведении исследований.
    Медленно внедряются в практику медицинских учреждений инструментальные методы измерения доз облучения пациентов. Они применяются только в 19 субъектах Российской Федерации. Полностью отсутствуют статистические данные за 2003 год по дозам облучения пациентов по 18 субъектам Российской Федерации.
    До настоящего времени в 10 субъектах Российской Федерации не организована работа по оценке доз облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, в том числе по республикам Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, в которых природные источники облучения в структуре доз занимают ведущее место. Не представлены отчеты по государственным статистическим формам о дозах облучения природными источниками за 2002 -2003 год по Волгоградской и Тверской областям, Корякскому, Ненецкому, Усть-Ордынско-Бурятскому автономным округам.
    Увеличение доз облучения соответственно увеличивает радиационный риск - вероятность возникновения у человека или его потомства вредного эффекта в результате облучения. При этом принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.-Зв приводит к потенциальному ущербу, равному потере 1 чел.-года жизни населения.
    В целях дальнейшего снижения доз облучения населения и персонала до оптимально достижимых уровней облучения населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 N 52-ФЗ года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" постановляю:
    1.Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    1.1. Потребовать от руководителей организаций, использующих источники ионизирующего излучения:
    1.1.1. Не допускать работу с источниками ионизирующего излучения без наличия лицензий на соответствующий вид деятельности.
    1.1.2. Обеспечить индивидуальный контроль доз облучения персонала и их учет в соответствии с формами государственного федерального статистического наблюдения.
    1.2. Принять меры для обеспечения контроля за радиационной безопасностью от воздействия природных источников ионизирующего излучения населения при отводе земельных участков под строительство жилых, общественных и производственных зданий, производстве и использовании строительных материалов, минерального сырья.
    1.3. Предложить руководителям лечебно-профилактических организаций независимо от их организационно-правовой формы, провести комплекс работ по снижению доз облучения пациентов при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях.
    1.4. Обсудить на заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоги радиационно - гигиенической паспортизации 2001-2003 годов, а также вопросы создания, финансирования и ведения региональных банков доз облучения населения.
    1.5. Разработку планов по дальнейшему снижению доз облучения населения и замене устаревшего рентгенодиагностического оборудования на "низкодозовую" аппаратуру, в первую очередь, для детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров как наиболее облучаемой группы населения.
    2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
    2.1. Принять меры по обеспечению в установленном порядке контроля и учета индивидуальных доз облучения медицинского персонала, непосредственно работающего с источниками ионизирующего излучения, и пациентов.
    2.2. Организовать информирование пациентов о дозах облучения при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
    2.3. Провести анализ доз облучения пациентов и разработать на 2005 год и перспективу до 2010 года мероприятия по их снижению.
    2.4. Не допускать использование рентгенодиагностического оборудования без санитарно-эпидемиологического заключения на аппарат и определителя доз облучения пациентов на аппараты для рентгеноскопических исследований, в связи с чем, при покупке убедиться в их наличии.
    3. Главным государственным санитарным врачам в субъектах Российской Федерации:
    3.1. Повысить требовательность к руководителям организаций, использующим источники ионизирующего излучения, по контролю и учету индивидуальных доз облучения населения.
    3.2. Установить контроль за выполнением в установленном порядке сроков представления и качеством информации форм государственного федерального статистического наблюдения.
    3.3. Обеспечить своевременное информирование органов государственной власти в субъектах Российской Федерации о дозах облучения населения с предложениями мероприятий по их дальнейшему снижению и состоянию радиационной безопасности на объектах, использующих источники ионизирующего излучения, и территории субъекта Российской Федерации.
    3.4. Просить руководителей средств массовой информации регулярно освещать вопросы состояния радиационной безопасности населения, организовать публикации радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации и паспорта России с комментариями и разъяснениями специалистов.
    3.5. Довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных лиц и организаций.
    3.6. Доложить о мерах по выполнению мероприятий до 30 сентября 2005 года.
    4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
 

Г. Г. ОНИЩЕНКО