Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 320. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 06.04.2005 N 56-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

Дата документа06.04.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации · Перечень

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 6 апреля 2005 г. N 56-Т

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

 
    Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
    С момента издания настоящего письма отменяется Указание оперативного характера от 9 июля 2003 года N 103-Т "О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
 

А.А.КОЗЛОВ

 
 
 

Приложение
к письму ЦБ РФ
от 6 апреля 2005 г. N 56-Т
"О методических рекомендациях
по проведению проверок соблюдения
кредитными организациями
требований законодательства
Российской Федерации
и нормативных актов Банка России
в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма"

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проведения проверок соблюдения кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224) (далее - Федеральный закон), нормативных актов Правительства Российской Федерации и Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (перечень нормативных и иных актов Российской Федерации, регламентирующих осуществление кредитными организациями внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям).
    1.2. Проверки соблюдения кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организуются и проводятся в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2003 года N 5118; 28 января 2005 года N 6284 ("Вестник Банка России" от 9 декабря 2003 года N 67; от 9 февраля 2005 года N 7) (далее - Инструкция Банка России N 105-И).
    1.3. Целью проведения проверки является оценка выполнения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    1.4. Задачами проверки являются:
    - проверка организации в кредитной организации внутреннего контроля по соблюдению законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    - проверка соответствия практической деятельности кредитной организации положениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    - проверка соответствия практической деятельности кредитной организации собственным правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила) и программам его осуществления (далее - программы).
 

2. Подготовка к проведению проверки

 
    2.1. В период подготовки к проведению проверки проводится анализ имеющейся в территориальном учреждении Банка России информации о деятельности кредитной организации в целях определения первоочередных направлений, которым необходимо уделить повышенное внимание в ходе проверки.
    2.1.1. По материалам, предоставленным подразделением банковского надзора территориального учреждения Банка России, анализируются сведения об основных направлениях деятельности кредитной организации, структура его клиентской базы.
    2.1.2. В целях определения основных видов операций, осуществляемых кредитной организацией и ее клиентами, на основании отчетности по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - форма 101) определяются счета, по которым за проверяемый период отмечены наибольшие обороты. В зависимости от результатов выборки по форме 101 проводится анализ отчетности по операциям, учитываемым на данных счетах.
    2.2. В целях определения подлежащих проверке направлений работы кредитной организации по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма анализируются:
    - акты предыдущих проверок и докладные записки к ним (в части выявленных нарушений и недостатков по проверяемому вопросу);
    - переписка территориального учреждения Банка России с кредитной организацией по вопросам устранения выявленных нарушений и недостатков;
    - претензии (жалобы) клиентов кредитной организации по поводу нарушения кредитной организацией законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    2.3. В подразделении информатизации территориального учреждения Банка России рекомендуется получить имеющуюся в его распоряжении следующую статистическую информацию по направляемым кредитной организацией в уполномоченный орган отчетам в виде электронного сообщения (далее - ОЭС):
    - их количество за проверяемый период ("активность" кредитной организации);
    - доля непринятых уполномоченным органом ОЭС;
    - основные ошибки, допускаемые кредитной организацией при формировании ОЭС.
    В ходе проверки работы кредитной организации по фиксированию и направлению ОЭС уполномоченному органу предпроверочный анализ позволит выяснить, какие меры принимаются кредитной организацией по уменьшению числа ошибок, эффективность таких мер (по динамике количества ошибок).
    2.4. На основе анализа отчетности и указанной выше информации составляется предварительный перечень запрашиваемых у кредитной организации документов.
 

3. Проведение проверки

 
    3.1. Проверка организации внутреннего контроля по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    3.1.1. При проведении указанной проверки устанавливается наличие в кредитной организации:
    - разработанных и утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 188), Правил. При этом проверяется своевременность направления кредитной организацией на согласование в территориальное учреждение Банка России Правил (в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения), а также изменений и дополнений в указанные Правила;
    - распорядительного документа о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил и реализацию программ (далее - ответственный сотрудник);
    - внутренних документов кредитной организации, устанавливающих права и обязанности ответственного сотрудника;
    - документов, свидетельствующих о соответствии ответственного сотрудника квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 9 августа 2004 года N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2004 года, N 6003 ("Вестник Банка России" от 10 сентября 2004 года N 54) (далее - Указание Банка России N 1486-У) (документ об образовании, трудовая книжка и другие документы);