Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 297. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ, СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО 14004-98" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.10.98 N 378)

Дата документа21.10.1998
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиСтандарт · Постановление · Гост · Гост р · Исо
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ, СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Environmental management systems. General guidelines on principles systems and supporting techniques

 

ГОСТ Р ИСО 14004-98

 

Дата введения 1999-04-01

    

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
    1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.
    ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России.
    2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 года N 378.
    3. Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14004-96 "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования".
    4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    

ВВЕДЕНИЕ

 

0.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 
    По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.
    Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.
    Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержаться только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.
    Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.
    В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.
    Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой - процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).
    Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:
    - признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;
     -установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
    - определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;
    - формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;
    - поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;
    - установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;
    - обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;
    - оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;
    - разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;
    - поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.
    Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:
    - применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;
    - применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;
    - применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;
    - применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.
    Выбор будет зависеть от следующих факторов:
    - политика организации;
    - уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;
    - возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;
    - масштаб организации.
    Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.
 

0.2 ПРЕИМУЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАЛИЧИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

 
    Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.
    Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:
    - существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;
    - особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;
    - могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;
    - в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.
    Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.
    От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.
    Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:
    - предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;
    - поддержание крепких государственных/общественных связей;
    - удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;
    - получение страховки по разумной цене;
    - улучшение репутации и увеличение рыночной доли;
    - соблюдение критериев сертификации поставщика;
    - усиление контроля за издержками;
    - сокращение случаев, ведущих к задолженности;
    - демонстрирование разумной осторожности;
    - консервацию входных материалов и энергии;
    - содействие получению разрешений и полномочий;
    - поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;
    - улучшение связей между правительством и промышленностью.
 

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.
    Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.
    Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.
 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 
    В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
 

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
    Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.
    3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
    Примечание - Этот процесс может происходить необязательно одновременно во всех сферах деятельности.
 
    3.2 Окружающая среда (environment) - внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие.
    Примечание - В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации и до глобальной системы.
 
    3.3 Экологический аспект (environmental aspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
    Примечание - Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.
 
    3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) - любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
    3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.