Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Дата документа01.04.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Перечень

    

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПИСЬМО
от 1 апреля 2005 г. N 03-417

 

О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 
    Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее Перечень).
    Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
    При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.
    В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.
    В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.
    Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
    Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
    · Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
    · К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
    · Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
    · П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)
    Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
    Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.
 

Директор
И.И.КАЛИНА

 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

 

РУССКИЙ ЯЗЫК (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ)

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) К Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.
1.2. Стандарт начального образования по русскому языку. Д
1.3. Примерная программа начального образования по русскому языку. Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Д
2.2. Касса букв и сочетаний (по возможности) Ф
2.3. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку. Д
2.4. Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Д
2.5. Словари всех типов по русскому языку. Ф+Д
2.6. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Д
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
3.1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Д Для изучения русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения.
3.2. Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку Д
3.3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку Д
3.4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения Д
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
4.1. Телевизор Д С диагональю экрана не менее 72 см
4.2. Видеомагнитофон/ видеоплейер Д
4.3. CD / DVD-проигрыватели Д
4.4. Музыкальный центр Д
4.5. Слайд-проектор Д
4.6. Мультимедийный проектор Д
4.7. Экран для мультимедийного проектора Д Размер не менее 1,5 х 1,5 м
4.8. Экран для оверхед-проектора Д Размер не менее 1,5 х 1,5 м
4.9. Экран для слайд-проектора Д Размер не менее 1,5 х 1,5 м
4.10. Столик для слайд-проектора Д
4.11. Столик для оверхед-проектора Д
4.12. Столик для мультимедийного проектора Д
4.13. Мультимедийный компьютер Д Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.14. Оверхед-проектор Д
4.15. Сканер Д
4.16. Принтер лазерный А4 Д
4.17. Принтер струйный цветной А4 Д
4.18. Фотокамера цифровая Д
4.19. Видеокамера цифровая со штативом Д
5. ИГРЫ И ИГРУШКИ
5.1. Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации. Д
5.2. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) П
5.3. Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. Ф

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ)

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) К УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.
1.2. Стандарт начального образования по литературному чтению. Д С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения.
1.3. Примерная программа начального образования по литературному чтению. Д Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме). Д
2.2. Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению. Ф
2.3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Д
2.4. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Д/К
2.5. Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом). Д
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
3.1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Д
3.2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения Д
3.3. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения Д
3.4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д
4. ИГРЫ И ИГРУШКИ
4.1. Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины Ф

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для 2 - 4 классов К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.
1.2. Стандарт начального образования по иностранному языку Примерная программа начального образования по иностранному языку Д
1.3. Авторская программа к УМК, который используется для изучения иностранного языка Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Алфавит (настенная таблица) Д
2.2. Касса букв и буквосочетаний Ф
2.3. Транскрипционные знаки (таблица) Д
2.4. Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде) Д
2.5. Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде) Д
2.6. Ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: Классная комната, Квартира, Детская комната, Магазин и т.п. (могут быть в цифровом виде) Д
2.7. Карты на иностранном языке:
Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка Д
Географическая карта Европы Д
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
3.1. Аудиозаписи к УМК, используемым для изучения иностранного языка Д
3.2. Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам Д
3.3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам Д
3.4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения Д
4. ИГРЫ И ИГРУШКИ
4.1. Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей стран изучаемого языка Д
4.2. Лото (домино), развивающие игры на иностранном языке. П
4.3. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) Ф
4.4. Мяч Д

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки
1.2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). П
1.3. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). П
1.4. Стандарт начального образования и документы по его реализации Д
1.5. Методические пособия для учителя Д Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".
2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
2.1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Д
2.2. Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) Д
2.3. Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.). Д
2.4. Географические и исторические настенные карты Д
2.5. Атлас географических и исторических карт К
2.6. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Ф Например, репродукции картин
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету Ф
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по предмету Д
4.2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения Д Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды К
5.2. Термометр медицинский Д
5.3. Лупа К
5.4. Компас К
5.5. Часы с синхронизированными стрелками Д
5.6. Микроскоп (цифровой по возможности) Д
5.7. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п. К/Ф/
5.8. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными Д
5.9. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) Д
5.10. Модель "Торс человека" с внутренними органами Д/П
5.11. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта Д/Ф
5.12. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения Д
5.13. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. П Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.
6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
6.1. Коллекции полезных ископаемых Ф/П
6.2. Коллекции плодов и семян растений Ф/П
6.3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения) Ф/П
6.4. Живые объекты (комнатные растения, животные) Д С учетом местных особенностей и условий школы
7. ИГРЫ И ИГРУШКИ
7.1. Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.). П
7.2. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) П

 

МАТЕМАТИКА

 

NНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечание
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.) К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения Д
2.2. Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки) П Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи
Табель-календарь на текущий год Д+К
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики) П При наличии необходимых технических условий.
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения. Д При наличие технических средств
4.2. Занимательные задания по математике для 1-4 класса. Д
5. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ
5.1. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 Д Размер объектов не менее 5 см
Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
5.2. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 Д Размер объектов не менее 5 см
Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
5.3. Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске Д Например, магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20 и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая- другого)
5.4. Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 (магнитная или иная); карточки с целыми десятками и пустыеД Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами
5.5. Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата Д Размером не менее 1м х 1м; с возможностью крепления карточек и полосок
5.6. Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них Д Размером не менее 1м х 1м; с возможностью крепления карточек и полосок
5.7. Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые Д Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами
6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6.1. Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10 К Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
6.2. Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20 К Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
6.3. Комплект для изучения состава числа К Например, 20 двусторонних фишек (одна сторона- одного цвета, другая- другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам
6.4. Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100 К Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку;
6.5. Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала К
6.6. Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала К
6.7. Счетный материал от 0 до 100 К Например, линейные блоки от 1 до 10 двух цветов
6.8. Счетный материал от 0 до 1000 К Например, линейные блоки длиной от 1 до 10 двух цветов, 10 квадратных блоков по 100 двух цветов, куб 1000
7. ИГРЫ И ИГРУШКИ
7.1. Настольные развивающие игры Ф
7.2. Набор ролевых конструкторов (например, Больница, Дом, Ферма, Зоопарк, Аэропорт, Строители, Рабочие и служащие и т.п) Ф

 

МУЗЫКА

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1. Фортепиано (пианино, рояль) Д Для кабинета и зала
1.2. Баян /аккордеон; скрипка; гитара Д для учителя
1.3. Клавишный синтезатор Д
1.4. Детские клавишные синтезаторы Ф
1.5. Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль /колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны /ксилофоны и д.р.; П Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента. Комплектация инструментов производится учителем.
1.6. Народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки;
1.7 Дирижерские палочки
2. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
2.1. Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ
2.2. Программно-методические материалы: Программы по музыке; Нотные хрестоматии, Фонохрестоматии . Д
2.3. Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки) Д
2.4. Методические журналы по искусству Д
2.5. Музыкальная энциклопедия (в том числе в цифровой форме) Д
2.6. Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме) П
2.7. Стандарт начального общего образования по образовательной области "Искусство" Д
3. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
3.1. Портреты русских и зарубежных композиторов Д Комплекты
3.2. Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты Д+П Для совместной работы учителя и учащихся
3.3. Музыкальный календарь К
3.4. Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе Д
3.5. Хрестоматии музыкального материала к учебникам Д Для учителя
3.6. Сборники песен и хоров Д Для учителя
4. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
4.1. Методические пособия по электронному музыкальному творчеству Д
5. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
5.1. Аудиозаписи и Фонохрестоматии по музыке Д Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса
5.2. Видеофильмы Д Оперы, балеты, творчество отдельных композиторов, ведущих исполнителей и исполнительских коллективов
5.3. Слайды (диапозитивы) Д Произведения пластических искусств, иллюстрации к литературным произведениям
6. ИГРЫ И ИГРУШКИ
6.1. Театральные куклы П
6.2. Атрибуты народных костюмов народов России и народов мира П
6.3. Звучащие игрушки П

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) К В первую очередь утвержденные МОН РФ
1.2. Учебно-наглядные пособия К
1.3. Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства). Ф
1.4. Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства Д
1.5. Предметные журналы Д
1.6. Энциклопедии по искусству Д
1.7. Альбомы по искусству Д
1.8. Книги о искусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры Д
1.9. Стандарт начального общего образования по образовательной области "Искусство" Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Портреты русских и зарубежных художников Д Комплекты
2.2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Д Комплекты
2.3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Д
2.4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Д
2.5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Д
2.6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте К В перспективе
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Мультимедийные обучающие художественные программы Д
3.2. Игровые художественные компьютерные программы Д
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям Д Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса
4.2. Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения Д
4.3. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах Д
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1. Мольберты К
5.2. Настольные скульптурные станки К
5.3. Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений Ф
5.4. Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ. К Для оформления выставок
6. НАТУРНЫЙ ФОНД
6.1. Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Д комплекты
6.2. Гербарии Д
6.3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Ф/Д
6.4. Гипсовые геометрические тела Д
6.5. Модуль фигуры человека Д
6.6. Керамические изделия (вазы, кринки и др.) Д
6.7. Драпировки Д
6.8. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) Д
6.9. Подставки для натуры Д

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Дидактические карточки К
1.2. Образовательные программы Д
1.3. Учебно-методические пособия и рекомендации Д
1.4. Журнал "Физическая культура в школе" Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы (в соответствии с программой обучения) Д
2.2. Схемы(в соответствии с программой обучения) Д
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
3.1. Музыкальный центр Д
3.2. Мегафон Д
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Аудиозаписи Д
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1. Бревно напольное (3 м) П
5.2. Козел гимнастический П
5.3. Перекладина гимнастическая (пристеночная) П
5.4. Стенка гимнастическая П
5.5. Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м) П
5.6. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) П
5.7. Мячи: набивной 1 кг и 2 кг; мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий); мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные К
5.8. Палка гимнастическая К
5.9. Скакалка детская П
5.10. Мат гимнастический П
5.11. Акробатическая дорожка К
5.12. Коврики: гимнастические, массажные П
5.13. Кегли К
5.14. Обруч пластиковый детский К
5.15. Планка для прыжков в высоту Д
5.16. Стойка для прыжков в высоту Д
5.17. Флажки: разметочные с опорой; стартовые Д
5.18. Лента финишная Д
5.19. Дорожка разметочная резиновая для прыжков Д
5.20. Рулетка измерительная К
5.21. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям П
5.22. Лыжи детские (с креплениями и палками) Д
5.23. Щит баскетбольный тренировочный П
5.24. Сетка для переноса и хранения мячей П
5.25. Жилетки игровые с номерами К
2.26. Волейбольная стойка универсальная Д
2.27. Сетка волейбольная Д
2.28. Аптечка П
6. ИГРЫ И ИГРУШКИ
6.1. Стол для игры в настольный теннис П
6.2. Сетка и ракетки для игры в настольный теннис П
6.3. Футбол П
6.4. Шахматы (с доской) П
6.5. Шашки (с доской) П
6.6. Контейнер с комплектом игрового инвентаря П
7. ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА
7.1. Контейнер с комплектом игрового инвентаря Д

 

ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД)

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)   
1.1. Стандарт начального образования по технологии (труду) Д
1.2. Примерная программа по технологии (труду) Д
1.3. Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.) К
1.4. Методические пособия и книги для учителя Д
1.5. Предметные журналы Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Д
2.2. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала Д/П
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности) Д
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы) Д
4.2. Слайды (диапозитивы) по основным темам курса Д
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения К
5.2. Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов Ф/П
5.3. Объемные модели геометрических фигур. П

 
    Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
    Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
    К - полный комплект (на каждого ученика класса);
    Ф - комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
    П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
 
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовый уровень Профильный уровень
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Федеральный Закон "Об образовании" Д Д Д
1.2. Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку Д Стандарт по русскому (родному) языку, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета русского языка.
1.3. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) Д
1.4. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) Д
1.5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку Д
1.6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) Д
1.7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) Д
1.8. Авторские программы по русскому языку Д Д Д
1.9. Учебник по русскому языку. 5 класс. К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете русского языка, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому классу. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
1.10. Учебник по русскому языку. 6 класс. К
1.11. Учебник по русскому языку. 7 класс. К
1.12. Учебник по русскому языку. 8 класс. К
1.13. Учебник по русскому языку. 9 класс. К
1.14. Учебник по русскому языку. 10 класс. К К
1.15. Учебник по русскому языку. 11 класс. К К
1.16. Учебные пособия по факультативам. Русский язык. 7 класс. К
1.17. Учебные пособия по факультативам. Русский язык.8 класс. К
1.18. Учебные пособия по факультативам. Русский язык. 9 класс. К
1.19. Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 9 класс. К
1.20. Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 10 класс. К К
1.21. Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 11 класс. К К
1.22. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.
1.23. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. К
1.24. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. К
1.25. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. К
1.26. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К
1.27. Рабочая тетрадь по русскому языку. 10-11 класс. К К
1.28. Практикум по русскому языку. 5 класс. К
1.29. Практикум по русскому языку. 6 класс. К
1.30. Практикум по русскому языку. 7 класс. К
1.31. Практикум по русскому языку. 8 класс. К
1.32. Практикум по русскому языку. 9 класс. К
1.33. Практикум по русскому языку. 10 класс. К К
1.34. Практикум по русскому языку. 11 класс. К К
1.35. Книги для чтения по русскому языку П
1.36. Школьные словари русского языка Ф Ф Ф Рекомендуются следующие типы лингвистических словарей русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический,, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др.
1.37. Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку) П П П
1.38. Научная, научно-популярная литература по лингвистике. П Необходимы для подготовки докладов и сообщений. Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки
1.39. Дидактические материалы для 5-11 классов Ф Ф Ф Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам курса.
1.40. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) Д Д Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса. Д /Ф Д/Ф Д/ Ф Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
2.2. Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса. Д/Ф Д/Ф Д/ Ф
2.3. Репродукции картин русской живописи для развития речи. Д/Ф Д/Ф Д/Ф
2.4. Портреты выдающихся русских лингвистов. Д Д Д
2.5. Плакаты с высказываниями о русском языке. Д Д Д
2.6. Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка. К К К
2.7. Демонстрационные карточки со словами для запоминания. Д Д Д
2.8. Атласы Д
2.9. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем разделам курса Ф Ф Ф
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
3.1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка. Д/П Д/П Д/П Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
3.2. Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка Д/П Д/П Д/П
3.3. Электронные библиотеки по курсу русского языка Д Д Д Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
3.4. Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка) Д Могут быть использованы в домашних условиях.
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по разным разделам курса русского языка. Д Д Д
4.2. Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка. Д Д Д
4.3. Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса русского языка. Д Д Д
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
5.1. Экран (на штативе или навесной) Д Д Д Размеры не менее 1,5 м х 1,5 м
5.2. Слайд-проектор Д Д Д
5.3. Столик для слайд-проектора Д Д Д

 
    Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
    Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
    К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
    Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
    П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)
 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовый уровень Профильный уровень
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт основного общего образования по литературе Д Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературы.
1.2. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) Д
1.3. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) Д
1.4. Примерная программа основного общего образования по литературе Д
1.5. Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе Д
1.6. Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе Д
1.7. Авторские программы по литературе Д Д Д
1.8. Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл. К В учебный фонд библиотеки образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
1.9. Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл. К
1.10. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл. К
1.11. Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл. К
1.12. Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл. К
1.13. Учебник по литературе. 10 кл. К К
1.14. Учебник по литературе. 11 кл. К К
1.15. Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы.
Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы.
К К К
1.16. Дидактические материалы по всему курсу литературы Ф Ф Ф Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.
1.17. Художественная литература Д Д Д Основной фонд библиотеки образовательного учреждения должен включать художественную литературу, составляющую основу авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся)
1.18. Методические пособия по литературе для учителя Д Д Д
1.19. Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.) Д Д Д
1.20. Учебники и пособия для элективных и факультативных курсов ("Зарубежная литература", "Древнерусская литература", "Искусство анализа художественного текста" и др.) Ф Ф Ф
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы Д/Ф Д/Ф Д/Ф Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на цифровых носителях.
2.2. Портреты писателей (русских и зарубежных) Д Д Д
2.3. Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) Д/Ф Д/Ф Д/Ф Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на цифровых носителях.
2.4. Альбомы раздаточного изобразительного материала Д Д Д Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры).
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по основным разделам курса литературы Д/П Д/П Д/П Цифровой компонент учебно-методического комплекса может быть ориентирован на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.
3.2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по всему курсу литературы. Д Д Д Коллекция цифровых образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, литературные произведения, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.
Цифровая энциклопедия, должна охватывать различные разделы области филологии, содержит структурированные материалы, организующие и поддерживающие образовательный процесс, включает ссылки на внешние информационные источники.
3.3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности Д/П Д/П Д/П К цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций
3.4. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности Д/П Д/П Д/П Специализированные инструменты учебной деятельности могут включать следующие ресурсы:
временная ось; редактор генеалогических деревьев
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по основным разделам курса литературы Д Д Д Видеофильмы могут быть в цифровом виде.
4.2. Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе Д Д Д Могут быть в цифровом виде.
4.3. Слайды (диапозитивы) по литературе Д Д Д Информация, содержащаяся на слайдах, может быть представлена и в цифровом виде
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1. Оверхед-проектор Д Д Д
5.2. Экран на штативе или навесной Д Д Д Минимальные размеры 1,5 х 1,5 м
5.3. Столик для проектора  
5.4. Мультимедийный компьютер Д Д П Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
5.5. Мультимедиа проектор Д Д Д Может быть использован проектор из общешкольной комплектации

 
    Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
 
    Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
    К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
    Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
    П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
 
 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовый уровень Профильный уровень
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт основного общего образования по иностранному языку Д
1.2. Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень) Д
1.3. Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку (профильный уровень) Д
1.4. Примерная программа основного общего образования по иностранному языку Д
1.5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по иностранному языку Д
1.6. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по иностранному языку Д
1.7. Учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам, рекомендованные или допущенные к использованию в учебном процессе К К К При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить и отдельные экземпляры учебников и рабочих тетрадей, которые не имеют грифа. Они могут быть использованы в качестве дополнительного материала при работе в классе.
1.8. Книги для чтения на иностранном языке К К К Исключение составляют книги для чтения, если они изданы под одной обложкой с учебником.
1.9. Элективные курсы (например, " Деловой английский/ немецкий/ французский /испанский", " Основы перевода", " Великие ученные и изобретатели Великобритании/ Германии/ Франции/ Испании/ … ") К Учащиеся одного класса могут использовать разные элективные курсы
1.10. Пособия по страноведению Великобритании/ Германии / Франции/ Испании/ … Ф/П
1.11. Контрольно-измерительные материалы по языкам К К К
1.12. Двуязычные словари Д/П Д/ П Д/ П
1.13. Толковые словари (одноязычные) Д Д Д/Ф
1.14. Авторские рабочие программы к УМК, которые используются для изучения иностранного языка Д Д Д
1.15. Книги для учителя (методические рекомендации к УМК) Д Д Д Книга для учителя входит в УМК по каждому изучаемому иностранному языку
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Алфавит (настенная таблица) Д Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) виде и на цифровых носителях.
2.2. Произносительная таблица Д
2.3. Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения Д Д Д
2.4. Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка Д Д Д
2.5. Карты на иностранном языке Карты могут быть представлены в демонстрационном (настенном) виде и на цифровых носителях.
 Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка Д Д Д
 Карта мира (политическая) Д Д Д
 Карта Европы (политическая, физическая) Д Д Д
 Карта России (физическая) Д Д Д
2.6. Флаги стран(ы) изучаемого языка Д Д Д Флаги могут быть представлены в демонстрационном (настенном) виде и на цифровых носителях.
2.7. Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка. Д Д Д Фотографии могут быть представлены в цифровом виде
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по иностранным языкам: обучающие, тренинговые, контролирующие Д/П Д/П Д/П Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть использованы для работы над языковым материалом, а также для развития основных видов речевой деятельности. Они должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). Цифровые компоненты могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, на различные формы обучения, в том числе, игровые.
3.2. Словари и переводчики Д Д Словари должны иметь возможность озвучивания иностранных слов
3.3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов Д Д Коллекции цифровых образовательных ресурсов могут размещаться на CD, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). Коллекции включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.
3.4. Инструменты учебной деятельности Д/П Д/П Д/П
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка Д Д Д Могут быть в цифровом виде
4.2. Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте для разных ступеней обучения. Д Д Д Могут быть в цифровом виде
4.3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, выделяемой в стандарте для разных ступеней обучения. Д Д Д Информация, содержащаяся на слайдах, может быть представлена и в цифровом виде
4.4. Таблицы-фолии, соответствующие основным разделам грамматического материала, представленного в стандарте для разных ступеней обучения. Д Д Д
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1. Видеомагнитофон (видеоплейер) Д Д Д
5.2. Аудио-центр (аудиомагнитофон) Д Д Д Аудио-центр с возможностью использования аудиодисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.
Для копирования аудиозаписей необходим двухкассетный аудио магнитофон.
5.3. Телевизор с универсальной подставкой Д Д Д Телевизор не менее 72 см диагональ
5.4. Мультимедийный компьютер Д Д Д В комплекте с компьютером должны быть звуковые колонки.
5.5. Мультимедиа проектор Д Д Д Может быть использован проектор из общешкольной комплектации
5.6. Экран на штативе или навесной Д Д Д Минимальные размеры 1,5 х 1,5 м
5.7. Столик для проектора Д Д Д

 
    Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
 
    Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
    К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
    Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
    П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
 
 

МАТЕМАТИКА

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовый уровень Профильный уровень
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт основного общего образования по математике Д Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.
1.2. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) Д
1.3. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень) Д
1.4. Примерная программа основного общего образования по математике Д
1.5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике Д
1.6. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике Д
1.7. Авторские программы по курсам математики Д Д Д
1.8. Учебник по математике для 5-6 классов К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном провесе.
1.9. Учебник по алгебре для 7-9 классов К
1.10. Учебник по геометрии для 7-9 классов К
1.11. Учебник по алгебре и началам анализа для 10-11 классов К К
1.12. Учебник по геометрии для 10-11 классов К К
1.13. Учебник по математике для 10-11 классов К
1.14. Рабочая тетрадь по математике для 5-6 классов К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников.
Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.
1.15. Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов К
1.16. Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов К
1.17. Дидактические материалы по математике для 5-6 классов Ф
1.18. Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов Ф
1.19. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов Ф
1.20. Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов Ф Ф
1.21. Практикум по решению задач по геометрии для 10-11 классов Ф Ф
1.22. Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов Ф
1.23. Учебные пособия по элективным курсам Ф Ф
1.24. Сборник контрольных работ по математике для 5-6 классов Ф Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.
1.25. Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов Ф
1.26. Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов Ф
1.27. Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа для 10-11 классов Ф Ф
1.28. Сборник контрольных работ по геометрии для 10-11 классов Ф Ф
1.29. Сборник контрольных работ по математике для 10-11 классов Ф
1.30. Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике К К
1.31. Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену К
1.32. Научная, научно-популярная, историческая литература П П П Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.
1.33. Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) П П П
1.34. Методические пособия для учителя Д Д Д
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы по математике для 5-6 классов Д Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.
2.2. Таблицы по геометрии Д Д Д
2.3. Таблицы по алгебре для 7-9 классов Д
2.4. Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов Д Д
2.5. Портреты выдающихся деятелей математики Д Д Д В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по основным разделам курса математики, в том числе включающие элементы автоматизированного обучения, тренинга, контроля. Д/П Д/П Д/П Цифровые компоненты могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В любом случае они должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе, в форме тестового контроля).
3.2. Задачник (база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы) Д/П Д/П Д/П Задачи, там, где это возможно, должны быть параметризованными; должны сопровождаться комментариями, интерактивными решениями-подсказками, быть классифицированными по ряду параметров (сложность, методы решения)
3.3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности Д/П Д/П Д/П К цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, редактор создания презентаций, редактор электронных таблиц
3.4. Специализированные инструменты учебной деятельности (виртуальная математическая лаборатория) Д/П Д/П Д/П Виртуальная лаборатория должна быть максимально приспособленный для использования в учебных целях, предназначена для построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций и проведения численных экспериментов.
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов Д Д Д Могут быть в цифровом виде.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1. Оверхед-проектор Д Д Д
5.2. Экран (на штативе или навесной) Д Д Д Минимальные размеры 1,5 х 1,5 м
5.3. Столик для проектора Д Д Д
5.4. Персональный компьютер - рабочее место учителя Д Д Д Основные технические требования:
операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.5. Мультимедиа проектор Д Д Д Может быть использован проектор из общешкольной комплектации
6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6.1. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль Д Д Д Комплект предназначен для работы у доски.
6.2. Комплект стереометрических тел (демонстрационный) Д Д Д
6.3. Комплект стереометрических тел (раздаточный) Ф Ф Ф
6.4. Набор планиметрических фигур Ф
6.5. Геоплан Ф

 
    Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
 
    Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
    К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
    Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
    П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
 
 

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

N Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовый уровень Профильный уровень
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1 Стандарт основного общего образования по информатике Д Д Д Стандарт по информатике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета информатики.
1.2 Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень) Д Д Д
1.3 Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень) Д Д Д
1.3 Примерная программа основного общего образования по информатике Д Д Д
1.4 Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике Д Д Д
1.5 Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике Д Д Д
1.6 Авторские рабочие программы по информатике Д Д Д
1.7 Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) Д Д Д
1.8 Учебник по информатике для основной школы К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе, но и по несколько экземпляров учебников из других УМК. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
1.9 Учебник для базового обучения К
1.10 Учебник для профильного обучения К
1.11 Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический) К
1.12 Рабочая тетрадь по информатике К К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.
1.13 Научная, научно-популярная литература, периодические издания П П П Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки
1.14 Справочные пособия (энциклопедии и т.п.) П П П
1.15 Дидактические материалы по всем курсам Ф Ф Ф Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Плакаты
2.1 Организация рабочего места и техника безопасности Д Д Д Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).
2.2 Архитектура компьютера Д Д Д
2.3 Архитектура компьютерных сетей Д Д
2.4 Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы) Д Д Д
2.5 Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме Д Д Д
2.6 История информатики Д Д Д
Схемы  
2.7 Графический пользовательский интерфейс Д  
2.8 Информация, арифметика информационных процессов Д Д Д  
2.9 Виды информационных ресурсов Д Д Д  
2.10 Виды информационных процессов Д Д Д  
2.11 Представление информации (дискретизация) Д Д Д  
2.12 Моделирование, формализация, алгоритмизация Д Д Д  
2.13 Основные этапы разработки программ Д Д Д  
2.14 Системы счисления Д Д Д  
2.15 Логические операции Д Д Д  
2.16 Блок-схемы Д Д Д  
2.17 Алгоритмические конструкции Д Д Д  
2.18 Структуры баз данных Д  
2.18 Структуры веб-ресурсов Д Д  
2.19 Таблица Программа информатизации школы Д Д Д  
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Инструменты учебной деятельности (программные средства) Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
3.1 Операционная система К К К
3.2 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). К К К
3.3 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). К К К
3.4 Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей. К К К
3.5 Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами Д Д Д
3.6 Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в интернет. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер. Д Д Д Устанавливается на сервере, для остальных компьютеров необходимы клиентские лицензии.
3.7 Антивирусная программа К К К
3.8 Программа-архиватор К К К
3.9 Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков К К К
3.10 Программа для записи CD и DVD дисков К К К
3.11 Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. К К К
3.12 Звуковой редактор. К К К
3.13 Программа для организации аудиоархивов. К К К
3.14 Редакторы векторной и растровой графики. К К К
3.15 Программа для просмотра статических изображений. К К К
3.16 Мультимедиа проигрыватель К К К Входящий в состав операционных систем или другой
3.17 Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов П П П
3.18 Редактор веб-страниц. К К К
3.19 Браузер К К К Входящий в состав операционных систем или другой
3.20 Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования. К К К
3.21 Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал. К К К
3.22 Система автоматизированного проектирования. К К К
3.23 Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук. К К К
3.24 Интегрированные творческие среды. К К К
3.25 Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь. К К К Словарь должны иметь возможность озвучивания иностранных слов
3.26 Система программирования. К К К
3.27 Клавиатурный тренажер. К К К
3.28 Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных К К К
3.29 Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники К К К Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер
3.30 Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа К К К Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображений в стандартных форматах
3.31 Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам К К К Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1 Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов Д Д Д Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе "Печатные пособия".
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1 Экран (на штативе или настенный) Д Д Д Минимальный размер 1,5 х 1,5м
5.2 Мультимедиа проектор Д Д Д В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам
5.3 Персональный компьютер - рабочее место учителя Д Д Д Основные технические требования:
операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.4 Персональный компьютер - рабочее место ученика К К К Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.5 Принтер лазерный П П П Формат А4
Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 х 600 dpi
5.6 Принтер цветной П П П Формат А4
Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4),
цветная печать: 6 стр./мин.
5.7 Принтер лазерный сетевой Д Д Д Формат А4
Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600 х 600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
5.8 Сервер Д Д Д Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
5.9 Источник бесперебойного питания Д Д Д Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.