Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 24.05.2005 N 76-Т "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

Дата документа24.05.2005
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Рекомендации

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 24 мая 2005 г. N 76-Т

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 
    В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года, N 5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7), одной из целей внутреннего контроля является обеспечение эффективного управления банковскими рисками.
    Банком России разработаны и направляются для использования в практике банковского надзора рекомендации по организации управления операционным риском в кредитных организациях.
    Доведите рекомендации до сведения кредитных организаций.
 

А.А.КОЗЛОВ

 
 
 

Приложение
к письму Банка России
от 24 мая 2005 г. N 76-Т
"Об организации управления
операционным риском
в кредитных организациях"

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
    1.2. Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:
    случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;
    несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;
    сбои в функционировании систем и оборудования;
    неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации.
    1.3. Случаи операционных убытков, возникающих в результате различного сочетания факторов операционного риска, рекомендуется классифицировать на случаи убытков вследствие:
    злоупотреблений или противоправных действий, осуществляемых служащими или с участием служащих кредитной организации (например, хищение, злоупотребление служебным положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения банковских операций и других сделок, несанкционированное использование информационных систем и ресурсов);
    противоправных действий сторонних по отношению к кредитной организации (третьих) лиц (например, подлог и (или) подделка платежных и иных документов, несанкционированное проникновение в информационные системы);
    нарушений кредитной организацией или служащими трудового законодательства (например, нарушение условий трудового договора, причинение вреда здоровью служащих);
    нарушений иного законодательства (в том числе банковского, антимонопольного, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма); неисполнения или ненадлежащего исполнения возникающих из договоров обязательств, связанных с основной деятельностью, перед клиентами, контрагентами и (или) иными третьими лицами; нарушений обычаев делового оборота (например, ненадлежащее использование конфиденциальной информации, навязывание услуг, сговор по ценам);