Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 810. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 25 марта 1992 года

 

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ) НА 1992 ГОД

 
    Правительство Российской Федерации, российские объединения профсоюзов и объединения предпринимателей (работодателей), продолжая курс на радикальное реформирование и вывод экономики из кризисного состояния, обеспечение социальных гарантий граждан, сознавая насущную необходимость стабилизации и развития промышленности и других сфер экономики в условиях социального мира и согласия, заключили настоящее Генеральное соглашение на 1992 год.
 

I. Меры в области экономики и проведения реформ

 
    1.1. В целях создания социально ориентированной рыночной экономики стороны считают необходимым уже в этом текущем году реализовать основные меры радикальных преобразований.
    1.2. Создать реальные экономические предпосылки для приватизации государственной собственности, включая приобретение гражданами жилья. В 1992 г. в первоочередном порядке приватизировать предприятия промышленности строительных материалов, оптовой торговли и общественного питания, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, розничной торговли, бытового обслуживания, строительства, автотранспорта и ремонта.
    Обеспечить необходимые условия, способствующие мобилизации финансовых средств у населения и предпринимательских структур для участия в приватизации.
    Полученные средства направлять в приоритетном порядке на реализацию социальных программ.
    1.3. Обеспечить поддержку инвестиционных программ по важнейшим направлениям структурной перестройки. Создать благоприятные экономические условия для привлечения иностранного капитала к решению задач хозяйственной реформы с учетом интересов отечественных товаропроизводителей.
    1.4. Подготовить и реализовать предложения по мерам экономического стимулирования предприятий и предпринимателей, осуществляющих конверсию, техническое перевооружение, расширение производства, создание новых рабочих мест, а также содержащих на своем балансе объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищного фонда и других социальных учреждений.
    1.5. Не вводить в 1992 г. административных или экономических регуляторов уровня рентабельности, кроме установленных законодательством, действующим на момент заключения настоящего Соглашения. По предприятиям-монополистам республиканского масштаба - применять индивидуальный подход в государственном регулировании цен на их продукцию.
    1.6. До 1 июня 1992 г. обобщить практику действующего налогообложения, рассмотреть результаты на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 45) и подготовить предложения для внесения в Верховный Совет Российской Федерации.
    1.7. Признать, что либерализация цен является неотъемлемым элементом проводимых экономических преобразований.
    Продолжить в 1992 г. государственное регулирование цен и тарифов на ограниченный перечень продукции производственно-технического назначения, энергоносителей, потребительских товаров и услуг в тесной увязке с упреждающими мерами по адресной социальной защите граждан.
    Стороны согласились, что Правительство Российской Федерации вырабатывает политику ценообразования, определяет перечень и предельные размеры регулируемых цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг с учетом результатов обсуждения предложений объединений профсоюзов и предпринимателей в Российской трехсторонней комиссии.
    1.8. Правительство Российской Федерации подтверждает обязательства перед населением по долгам государства (займы, целевые вклады, оплаченные целевые чеки) и осуществляет меры по ресурсному обеспечению обязательств, взятых в натуральной форме. Правительство может конверсировать эти долги в государственные ценные бумаги или иным образом.
 

II. Содействие занятости населения, развитию рынка труда

 
    2.1. Рассмотреть и принять до 1 июня 1992 г. Программу обеспечения занятости населения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда и возможного высвобождения рабочей силы, предусмотрев в ней приоритетное создание в 1992 г. рабочих мест в регионах, где предполагается значительное сокращение производства в связи с конверсией, закрытие нерентабельных предприятий, развитие фермерских хозяйств, в том числе силами бывших военнослужащих и мигрантов из стран СНГ.
    2.2. Разработать во II квартале 1992 г. программу, а к концу 1992 г. сформировать систему: профориентации, подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения.
    2.3. Принять меры по созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест.
    Разработать и представить в Верховный Совет максимально упрощенный порядок регистрации новых предприятий.
    2.4. Разработать и утвердить во II квартале 1992 г. порядок установления предприятиям квот, льгот и стимулов для приема на работу лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, а также молодых специалистов и граждан, зарегистрированных в качестве безработных.
    2.5. Разработать и утвердить пакет мер, способствующих формированию реального рынка жилья по регионам России с учетом прогнозов миграции населения, вызываемой процессами конверсии, трудоизбыточностью и другими факторами.
    2.6. Подготовить и ввести в действие во II квартале 1992 г. Положение о порядке выплаты пособий по безработице и оказания материальной помощи семьям граждан, потерявших работу по не зависящим от них причинам.
    2.7. Содействовать ускорению принятия Верховным Советом Российской Федерации Закона Российской Федерации "О беженцах и вынужденных переселенцах".
    2.8. Осуществить комплекс мер по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. N 135 "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам".
 

III. Регулирование уровня жизни и обеспечение социальных гарантий

 
    3.1. Принять во II квартале 1992 г. и рекомендовать для практического применения методику и критерии определения уровня жизни, малообеспеченности, прожиточного минимума, физиологического минимума, состава и стоимости минимальной потребительской корзины по регионам России.
    3.2. Ввести в действие не позднее III квартала 1992 г. механизм ежеквартального пересмотра минимального размера оплаты труда работников всех сфер и отраслей экономики, а также пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом уровня прожиточного минимума, определить компенсационные меры при неблагоприятных природно-климатических условиях.
    3.3. Согласиться, что минимальный уровень оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях (дошкольных, медицинских и т.п.) принимается в качестве ориентира при установлении минимальных размеров заработной платы для аналогичных категорий работников рыночного сектора экономики при заключении коллективных договоров и других тарифных соглашений.
    3.4. Определить межотраслевые и региональные соотношения минимумов оплаты труда и единые принципы оплаты труда работников сквозных профессий.
    3.5. В I полугодии 1992 г. принять с учетом результатов обсуждения Российской трехсторонней комиссией концепцию реформирования и введения системы оплаты труда в бюджетной сфере.
    3.6. Не вводить каких-либо новых (в дополнение к установленным законодательством, действующим на момент заключения настоящего Соглашения) ограничений на прирост фондов потребления и оплаты труда наемных работников.
    3.7. Установить порядок, согласно которому в дотируемых отраслях промышленности рост объемов дотаций не может превышать роста объемов товарной продукции в сопоставимых ценах.
    3.8. В апреле 1992 г. выработать позицию Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по защите нетрудоспособных граждан и семей с детьми.
    3.9. Организовать во II квартале 1992 г. на базе имеющихся социальных структур систему экстренной адресной социальной помощи.
    3.10. Начать проведение реформы системы пособий, доплат и социальных гарантий, концентрируя ее содержание прежде всего на социальной поддержке наименее обеспеченных граждан.
    3.11. Рассмотреть и принять на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в апреле 1992 г. механизм переоценки среднего заработка, исчисленного за период до 1992 г., для установления и перерасчета ранее назначенных пенсий.
    3.12. Разработать и принять в апреле 1992 г. с учетом повышающегося в связи с либерализацией цен уровня оплаты труда порядок исчисления среднего заработка для оплаты очередных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, а также механизм пересчета сумм возмещения ущерба за частичную потерю трудоспособности.
    3.13. Обеспечить государственную поддержку учреждениям и организациям социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также предприятиям, содержащим на балансе учреждения и организации социальной сферы; поощрять и развивать формы натуральной оплаты.
    3.14. Реализовать необходимые меры по выполнению в марте - апреле 1992 г. указа Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации по выделению земельных участков для выращивания овощей и картофеля максимально возможному числу жителей городов и рабочих поселков.
    3.15. Разработать и представить во II квартале 1992 г. в Верховный Совет Российской Федерации предложения по проекту закона Российской Федерации о социальном страховании. Подготовить и принять законодательные и нормативные акты по реформе государственного социального страхования и развитию в России негосударственных социально-страховых организаций и пенсионных фондов.
    3.16. Обеспечить при посредничестве Верховного Совета Российской Федерации регулярную публикацию Госкомстатом России в правительственных и профсоюзных средствах массовой информации сведений о состоянии социально-экономической обстановки в Российской Федерации и ее регионах, в том числе об индексах цен, безработице, прожиточном минимуме, иных социальных параметрах.
 

IV. Условия и охрана труда, обеспечение экологической безопасности

 
    4.1. Разработать в апреле - мае 1992 г. и принять после утверждения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений нормативные акты о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, о возмещении ущерба от увечий и иных повреждений здоровья.
    4.2. Внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения об ускорении принятия Законов Российской Федерации "Об охране труда", "Об отпусках", "О рабочем времени и времени отдыха".
    4.3. Утвердить на заседании Российской трехсторонней комиссии и принять во II квартале 1992 г. Государственную программу по охране и улучшению условий труда.
    4.4. Разработать и принять систему административных и экономических льгот и стимулов для обеспечения выпуска спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты в объемах не ниже сложившихся в 1991 г.
    4.5. Разработать и принять после рассмотрения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Государственную программу экологической безопасности. Заслушивать на заседаниях Комиссии, принимать решения и вносить в Верховный Совет Российской Федерации и Президенту Российской Федерации предложения по отнесению того или иного региона к зонам экологического бедствия или зонам чрезвычайного экологического положения.
 

V. Правовое обеспечение трудовых отношений и социального партнерства

 
    5.1. Внести в Верховный Совет Российской Федерации после рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения о ратификации Конвенций Международной организации труда.
    5.2. Подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации проекты законов, регулирующих социально-трудовые отношения, создающих правовую основу социального партнерства, социальной защиты наемных работников:
    об индивидуальном трудовом договоре (контракте);
    о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров;
    о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов;
    о правах и гарантиях деятельности профессиональных союзов.
    5.3. Рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принять в I полугодии 1992 г. и, при необходимости, внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения о проектах законодательных и нормативных актов, определяющих статус работодателя, объединений работодателей.
    5.4. Правительству Российской Федерации при заключении межправительственных соглашений с правительствами государств - членов СНГ предусмотреть необходимость заключения соглашения в области реализации социальных программ, обеспечения минимальных гарантий граждан в сфере социально-трудовых отношений и, в первую очередь, в области социального обеспечения.
    5.5. Для реализации социального партнерства на отраслевом, профессиональном и региональном уровнях содействовать созданию двух- и трехсторонних комиссий в составе представителей профсоюзов и предпринимателей, а также органов государственной власти и управления для подготовки, подписания соглашений и урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов).
    5.6. Рекомендовать сторонам, заключающим коллективные договоры, определять в них дополнительные в сравнении с законодательством социальные гарантии при найме и увольнении, обеспечении занятости, оплаты, режимов труда и отдыха, по другим социально-экономическим вопросам, исходя из результатов производственно-хозяйственной деятельности и возможностей предприятий, а также материальные условия для обеспечения деятельности профессиональных союзов на предприятии, в учреждении, организации в пределах имеющихся у них средств.
    5.7. Поддержать внесение в Верховный Совет Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта Закона Российской Федерации "О мелких, малых и средних предприятиях".
 

VI. Механизм реализации Генерального соглашения

 
    6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует в течение 1992 г.
    6.2. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, представляет их на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые после одобрения прилагаются к настоящему Соглашению.
    6.3. В развитие Соглашения могут разрабатываться приложения и протоколы, конкретизирующие его отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Генерального соглашения.
    В числе первоочередных приложений к Соглашению Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рассматривает предложения по: заключению специального соглашения по вопросам социально-экономического развития, социальной защиты населения Севера на 1992 г.; решению социально-экономических проблем работников образования, научных учреждений и учащейся молодежи на 1992 г.
    6.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    6.5. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
    6.6. Генеральное соглашение обязательно для исполнения органами государственного управления, подписавшими его объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей).
    Настоящее Соглашение открыто для присоединения (с подтверждением в письменном виде) иных объединений профсоюзов и предпринимателей (работодателей).
    6.7. Стороны договорились, что коллективные переговоры о заключении Генерального соглашения на 1993 г. будут начаты не позднее 1 октября 1992 г.
 

* * *

 
    Каждая из сторон, подписавших Соглашение, признает ответственность за реализацию его целей в пределах своих полномочий и обязуется сотрудничать в обеспечении включенных в Соглашение обязательств, разрешении возникающих проблем на принципах консенсуса, уступок или договоренностей.
    Стороны пришли к согласию, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений регулярно рассматривает ход реализации положений настоящего Генерального соглашения и систематически информирует граждан России о результатах его выполнения через средства массовой информации.
    В течение срока действия Генерального соглашения, при условии его выполнения, общероссийские, межрегиональные профсоюзы воздерживаются от объявления забастовок по вопросам настоящего Соглашения, а объединения предпринимателей (работодателей) от проведения массовых увольнений работников и остановок предприятий.
 

* * *

 
    Настоящее Соглашение подписали члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
 
 

ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

от 3 апреля 1992 г. N 10

 

(Извлечение)

 
    II. Подписание Генерального соглашения между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей)
 
    1. Определить, что Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профессиональных союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992 год вступило в силу с 3 апреля 1992 г. - дня подписания его всеми членами Комиссии.