Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 774. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2005 г. N 16

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность принимаемых мер по противодействию распространения этой инфекции, установил, что имеющиеся серьезные недостатки в организационной работе, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий не позволяют добиться существенных результатов в борьбе с эпидемией.
    В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше 313 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом 80% приходится на долю лиц в возрасте от 15 до 30 лет, умерло от СПИДа 1268 человек. Показатель пораженности ВИЧ-инфекцией возрос со 121 на 100 тыс. населения в 2001 г. до 218,3 на 100.тыс. населения в 2004 году, а среди лиц в возрасте от 15 до 49 он уже составил 327,7 на 100 тыс. населения.
    Руководителями администрации субъектов Российской Федерации уделяется недостаточно внимания вопросам противодействия распространения ВИЧ-инфекции. Вследствие этого эпидемическая обстановка продолжает ухудшаться. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Иркутской, Калининградской, Московской, Ленинградской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской и Ульяновской областях,г.Санкт-Петербурге и Ханты - Мансийском автономном округе, где уровень пораженности населения в 2 - 3,5 раза выше, чем в среднем по стране.
    Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации свыше 72% ВИЧ-инфицированных заразились в результате внутривенного употребления наркотиков.
    Наряду с этим резко увеличилось число лиц, заразившихся половым путем, удельный вес их возрос с 6% в 2001 г. до 25-27 % в 2004 г. Мероприятия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, проводятся в недостаточном объеме, при отсутствии должной координации и сотрудничества со стороны органов государственной власти, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой области, а также органов и учреждений здравоохранения.
    Медленно внедряются в практику программы снижения вреда и другие современные технологии предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения. До настоящего времени отсутствуют организационно-распорядительные документы Госнаркоконтроля, регулирующие порядок и правила реализации таких программ.
    Отсутствие в субъектах Российской Федерации целенаправленной политики по работе с молодежью приводит к тому, что работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи осуществляется неадекватно сложившейся эпидемической обстановке и без учета негативных тенденций социального характера, имеющими место в этой группе населения. Большинство проектов, направленных на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД среди молодежи, выполняются на средства, предоставляемые зарубежными организациями, при этом отсутствует координация в реализации профилактических и противоэпидемических мероприятий, практически не проводится оценка их эффективности.
    Вследствие недостаточного внимания Минобрнауки России к проблеме ВИЧ-инфекции медленно внедряются специальные образовательные программы по борьбе с распространением наркомании и ВИЧ-инфекции в школах, в средних и высших учебных заведениях.
    Многие средства массовой информации, и прежде всего государственные телевизионные каналы, недооценивают опасность ситуации с распространением наркомании и ВИЧ среди молодежи уклоняются от размещения соответствующих информационных материалов.
    Принятые ранее постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об активизации работы, направленной на противодействие распространению ВИЧ-инфекции выполнялись неудовлетворительно, и прежде всего, в части мероприятий среди молодежи и групп населения высокого риска заражения этой инфекцией.
    В последние годы значительно увеличилась доля женщин фертильного возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила в 2004 г. 38%, а в ряде субъектов Российской Федерации (Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и др. области) превысила 50%, что обусловлено активизацией полового пути передачи инфекции. Выявляемость ВИЧ-инфекции среди беременных женщин возросла с 300 случаев в 1999 г. до 3505 - в 2004 г. Профилактическая работа в целях своевременного выявления и проведения медикаментозной профилактики, особенно среди беременных в группах риска, осуществляется в недостаточном объеме (Ленинградская, Свердловская и Саратовская области).
    Количество детей рожденных ВИЧ-инфицированными матерями достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.
    В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Ленинградская, Московская, Свердловская области) не решаются вопросы, связанные с организацией содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и они в течение длительного времени находятся в лечебно-профилактических учреждениях.
    По-прежнему чрезвычайно остро стоит вопрос доступности лечения ВИЧ/СПИД, в том числе предупреждение вертикальной передачи вируса иммунодефицита от матери ребенку, что свидетельствует о неисполнении руководителями администрации субъектов Российской Федерации требований законодательства о гарантированном бесплатном лечении, диагностике и профилактике ВИЧ-инфекции.
    Многие инфекционные больницы (отделения) не готовы к оказанию высококвалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД с сопутствующими тяжелыми заболеваниями (туберкулез, вирусные гепатиты, микозы).
    Вследствие недостаточной работы до настоящего времени не разработан протокол оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.
    Неблагоприятное воздействие на эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране оказывает рост числа ВИЧ-инфицированных в учреждениях пенитенциарной системы с 7,5 тысяч в 1999 г. до 33 тысяч в 2004 г., из которых 10 % составляют женщины.
    Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации не уделяет должного внимания вопросам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Так в учреждения системы исполнения наказаний ни один из более чем 4500 нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных не получает специфической антиретровирусной терапии, из них 2500 больных сочетанными формами туберкулеза и ВИЧ получают лечение только от туберкулеза.
    Бюджет, предусмотренный подпрограммой "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", не позволяет обеспечить в централизованном порядке закупку антиретровирусных препаратов для проведения бесплатного лечения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Средства же из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели выделяются в минимальных объемах. По этой причине из 18 - 20 тысяч, нуждающихся в антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных, получают соответствующее лечение только около 1000 человек.
    Производство большинства современных антиретровирусных препаратов в стране отсутствует.
    Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Так в ряде субъектов Российской Федерации, в нарушение законодательства Российской Федерации, руководителями высших учебных заведений введено обязательное обследование абитуриентов на ВИЧ-инфекцию. Вместе с тем за последние два года количество необоснованных обследований сократилось на 5 млн., однако при этом уменьшилось и количество обследуемых из числа групп риска, что может оказать негативное воздействие на эпидемическую обстановку в стране. Значительно увеличилось проведение этих обследований за плату.
    Не решена полностью проблема предупреждения передачи ВИЧ-инфекции через донорскую кровь. В 2004 г. выявлено и отстранено от сдачи крови 898 доноров с ВИЧ-инфекцией. Не принимаются действенные меры по восстановлению системы отбора, обучения и медицинского освидетельствования доноров. В 35 субъектах Российской Федерации до сих пор не организована система карантинизации донорской крови.
    Сложившаяся в Российской Федерации неблагополучная обстановка по ВИЧ-инфекции требует дополнительных мер по противодействию развития эпидемии.
    В целях охраны здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД и в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14 ст.1650) и Федеральным законом от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 14 ст.1212) постановляю:
    1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
    1.1. Рассмотреть вопрос о создании межведомственных советов по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД в целях координации деятельности и расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.
    1.2. Внести в программы по борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации коррективы с учетом изменения эпидемической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату, выделение финансовых средств на развитие и обеспечение деятельности общественных организаций, работающих в этой области.
    1.3. Выделить в текущем году ассигнования для приобретения тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции, а также антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и проведения медикаментозной профилактики передачи вируса иммунодефицита человека от матери ребенку.
    1.4. Оказать помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в укреплении материально-технической базы и кадрового состава центров по профилактике и борьбе со СПИДом в целях улучшения их деятельности по противодействию распространения ВИЧ-инфекции.
    1.5. Принять меры по организации содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
    1.6. Обеспечить привлечение средств массовой информации для разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения этих социальных заболеваний.
    2. Минздравсоцразвития России рекомендовать внести на рассмотрение Государственного совета Российской Федерации вопрос о создании на федеральном уровне Комиссии по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД в Российской Федерации в соответствии с рекомендацией 26 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИД (резолюция S-26/2 от 27 июня 2001).
    3. Минэкономразвития России, Минфин России рекомендовать:
    3.1 .Выделить дополнительно к бюджету подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)" на 2005г. 560 млн. рублей для обеспечения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3.2. Предусмотреть увеличение в 2006г.бюджета подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" в размере 812 млн. рублей для проведения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных, учитывая увеличение контингента больных, нуждающихся в специфическом лечении.
    4. Минздравсоцразвития России, Федеральной таможенной службе рекомендовать внести предложения в Правительство Российской Федерации о снижении госпошлины и таможенных платежей за ввозимые противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.
    5. Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России, Минюст России, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России рекомендовать разработать Концепцию по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде.
    6. Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России принять действенные меры по внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни в школах, учреждениях среднего и специального профессионального образования.
    7. Госнаркоконтролю России рекомендовать утвердить инструкцию по применению в практике современных технологий предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения и в первую очередь "программ снижения вреда".
    8. Госнаркоконтролю России, МВД России рекомендовать обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в реализации программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
    9. Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России принять меры по созданию и развитию отечественного производства антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ/СПИД.
    10. Руководителям теле-радио компаний рекомендовать принять меры по созданию и размещению специальных программ, видео и аудиоматериалов по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в прайм тайм.
    11. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
    11.1. Провести анализ хода реализации программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации, внести предложения в органы исполнительной власти о коррективах этих программ, в соответствии с изменениями эпидемической обстановки.
    11.2. Обеспечить координацию деятельности и расширение сотрудничества учреждений здравоохранения и, прежде всего, центров по профилактике и борьбе со СПИД, территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях повышения эффективности организационных и практических мероприятий направленных на противодействие распространения этой инфекции.
    12. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
    12.1. Принять действенные меры по созданию в инфекционных и крупных многопрофильных больницах надлежащих условий для оказания квалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, страдающим сопутствующими заболеваниями.
    12.2. Завершить работу по внедрению системы карантинизации донорской крови, обеспечить проведение отбора, обучения и медицинского освидетельствования доноров.
    13. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
    13.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
    13.2. Запретить проведение диагностических обследований на ВИЧ-инфекцию, осуществляемых в нарушение законодательства Российской Федерации.
 

Г.Г.ОНИЩЕНКО